Мост Дьявола
На выходе из каньонов, прежде чем удобно устроиться на равнине и неспеша нести свои воды к морю, река Еро (1) пересекает одно очень узкое ущелье, с грохотом проносясь по нему бурным, ревущим потоком. Там, в этом мощном водовороте, темно зеленая коварная вода, схватив в свои бесчисленные водяные лапы тело какого-нибудь незадачливого пловца или неосторожного зеваки, слишком низко cклонившегося c берегa, уносит их с собой и, покрутив раз двадцать, совсем как осминог крутит в пасти свою жертву, поглощает их в самой черной и глубокой впадине, куда еще ни разу не проникал глаз человека. Эту впадину местные жители так и называют – « черная бездна ».
Раньше там проходила оживленная дорога, пересекавшая поток по очень узкому броду. Он был таким ненадежным, что места хватало только чтобы поставить одну ступню перед другой. Да еще нужен был опытный гид, чтобы не сбиться с пути. И все равно, решившиеся на риск часто спотыкались и, дрейфуя по течению, уносимые бурным потоком, продержавшись несколько саженей, поглощались яростными водоворотами, опустошавшими эти гиблые места.
Местные жители были сильно удручены таким положением вещей. В один прекрасный день, власти, наконец, решили поставить в этом месте мост, который бы соединил берега потока и предоставил бы безопасный переход. Но кто же возьмется построить такое сооружение? Кто тот бесстрашный архитектор, кто решится вот так запросто, одним пролетом, перекинуть легкую арку над этой бурной бездной? И где найти таких бесшабашных работников, которые согласились бы, повиснув над кипящим потоком, скрепить камни свода?
Был объявлен конкурс, но не один из мастеров кантона(2) не явился: все ясно осознавали свое бессилие. В округе поговаривали, что ни один здравомыслящий и богобоязненный человек не рискнет создать план для такого странного сооружения... Только, если он не колдун или дьявол во плоти. А для обычных людей это невозможно. По крайней мере, такого мнения были в округе некоторые знатоки. Ну а местные жители продолжали платить человеческими жизнями страшную ежегодную дань проклятой бездне.
Да и разорительно это было, потому что путешественники и паломники, идущие в Рокамадур(3) или Компостелу(4), предпочитали безопасно переправляться на пароме ниже по течению, на равнине. Из-за этого коммерция в округе не шла, дела застаивались, население беднело и роптало и, если бы случилось невозможное и сам дьявол явился бы заключить с ними сделку на постройку моста, уж они бы не сомневались.
Ну так он и явился. Как известно, этот пройдоха и знает обо всем, и слышит все, и не теряет случая нажиться, как вы сейчас убедитесь ...
Итак, однажды в этих местах появился один очень странный паломник. Он был такого огромного роста, как древние великаны. С такими длинными и худыми ручищами! И ноги тоже у него были длиннющие, худые и выглядели слабыми, зато были подвижными и гибкими, как волосы, и, одновременно, жилистыми, как ветви дуба.
Одет он был в обычный для паломников домотканый балахон, тяжелое манто защищающее от холода и пронизывающего ледяного ветра. Этот балахон подпоясывался на талии и мог противостоять любой непогоде. Но что странно, его ткань отбрасывала красноватые и желтые отблески, а от прикосновения к ней даже обжигалa. И наконец, не менее пугающая деталь: глаза незнакомца никогда ни на чем не задерживались и горели из-под выжженых бровей, как угли, что по утру находят в загашенном с вечера камине : под слоем горячего пепла они сверкают, как кошачьи глаза или рубины, и готовы вот-вот разгореться снова от малейшего дуновения.
Чужестранец остановился на берегу у самого края бездны. Долго он стоял так неподвижно, будто вычисляя и рисуя в своем воображении будущий план. После этого, видимо уже предстaвив в своем мозгу весь проект целиком, он явился в муниципальное собрание, нашел консулов(5) и предложил им постройку моста. Прямо над « черной бездной », над ревущим и беснующимся потоком.
Первый консул был достаточно скептически настроен. Да и было отчего!
-И как вы, чужестранец, собираетесь это предпринять? Ни один из местных рабочих не согласится вам помогать.
-Я сам разберусь, - ответил посетитель,- тем более, что у меня свои собственные работники. Вы только с оплатой не задерживайте.
Пока он говорил это, глаза его вспыхивали рубиновыми отблесками пламени.
« Заплатим и вот он, мост! - подумал консул.- Если бы это и правда было так просто!.. »
-С оплатой мы не задержим, - произнес он вслух.- Звонкими монетами, как положено. Дзинь-дзинь! Ни кредитов, ни отсрочек.
-Вы так уверены?- усмехнулся дьявол (потому что, друзья мои, вы и сами уже догaдались, что это был он собственной персоной).
-Уверен? Да, конечно! Но надо бы еще и вашу цену узнать.
-Ну, ладно... Так вот, - заявил инфернальный архитектор,- я у вас попрошу только одного... Или вернее, у меня только одно условие...
Он сделал многозначительную паузу, во время которой первый консул безрезультатно пытался поймать его бегающий взгляд.
-Какое условие?
-А вот какое - вы мне отдадите душу первого, кто пройдет по мосту, который я тут построю.
« Ой-ё-ёй!- мысленно ужаснулся консул.- Ну и вляпались мы!.. »
И хитрец почесывал затылок, чтобы оттянуть время и придумать что-нибудь. Он ведь тут как раз отвечал за души своих земляков! С одной стороны, дело особой важности для всей округи, а с другой - живая христианская душа, навечно потерянная! Одновременно и велик соблазн провести нечистого, раздумывал он сдвинув брови. Напрасно первый консул бросал вопрошающие взгляды в сторону своих коллег. Второй консул, ошарашенно глазел на пришельца и в глазах его был ужас, потому что до него только сейчас дошло с кем они имеют дело. Зубы у него стучали от страха, как кастаньеты, a кожа побледнела, как у мертвеца. Ну а дьявол только молча улыбался.
Наконец, после затянувшейся паузы, первый консул решил, что отвечать что-нибудь да придется:
-Ну что ж... Я принимаю ваше предложение от имени всех остальных моих коллег. Тот, кто первым пройдет по вашему мосту, потеряет свою душу. И ты, злой демон, будешь делать с ней, что тебе угодно. Выполни свое обещание, а мы свое выполним.
-Ты хорошо подумал?
-Вы хорошо подумали, мой дорогой коллега,- вторя незнакомцу пролепетал заикаясь второй консул,- о том… о том во что вы нас втягиваете?
-Все уже решено. Хватит! Я сам пройду по мосту первым, если это потребуется.
-Ну, тогда решено!
И сделка была заключена по всем правилам.
Когда, наконец, дьявол убрался из муниципалитета, первый консул хитро потер руки, повторяя про себя:
-Ну что ж! Мы тебе покажем!
********
На следующий день новый архитектор уже опять был тут как тут. А с ним целая артель помошников: подсобные рабочие, каменщики, плотники, каменотесы, слесари. Pазодетые в свои жакеты и бархатные куртки, все oни были полностью готовы приступить к работе и вооружены до зубов инструментами: молотками, циркулями, рубанками, отвесами, мастерками и ваннами для раствора, топорами и пилами, а также лебедками для подьема камней и тачками для их транспортировки. Их мэтр был одет все в тот же тяжелый балахон, который отбрасывал отблески адского пламени. На большом плоском камне он чертил какие-то прямые и дуги, помогая себе треугольником и циркулем. А еще он заполнял все цифрами. Целые облака цифр! Цифры вились вокруг него, как мошкара, и покорно укладывались в расчеты. Все это продолжалось не очень долго.
Наконец, эти странные рабочие приступили к строительству. Странные, потому что не напевали и не насвистывали, как это всегда бывает между приятелями на работе.
Cреди безжизненных твердых скал и голубоватого известняка, поблескивающего на солнце, каменотесы вырезали огромные блоки. Нужно было обтесать их до квадратной формы с помощью долота и молоткa. Осколки камней летели и там, и сям. Тук-тук-тук! На берегу, покрытом щебенкой, выстраивались в ряды точно промерянные блоки, готовые к установке. Вот это стройка!
Плотники в свою очередь напилили огромных дубов, которым было не меньше тысячи лет. Сердцевина у них твердая , как камень, и прочная, как сталь. Из этого дерева они собрали арматуру для поддержания сегментов моста и каркаса. Oтовсюду позванивали топоры, разрывая кору и разбрасывая во все стороны блестящие опилки. Динг-донг!
Каменщики готовили раствор, таская ведром на длинной веревке воду прямо из реки. Потом они гасили известь смешанную с мелким песком. Да, они были умелыми и ловкими, но работали в полной тишине. Именно поэтому стройка выглядела странно и подозрительно. Только представьте себе стройплощадку без веселого насвистывания или прибауток!
Слышны были отовсюду лишь звуки, издаваемые инструментами: молотки и долота, дробившие камни и обтесывающие каменные блоки; скрип тяжелых клиньев, раскалывающих дерево ; визг пил, поскрипывание лопат, мешающих раствор; позванивание мастерков, отправляющих этот раствор мастерским жестом точно в назначенное место, плиф-плюф! Странная все-таки стройка! Еще более странен был сам мэтр в своем балахоне, присматривающий за рабочими, точно ли они выполняют его указания.
Из местных жителей ни один не решался приблизиться к стройплощадке. Не было ни любопытных кумушек, ни даже тех зевак, которые появляются всегда в таких местах, чтобы поглазеть и покритиковать работу с видом завзятых знатоков. Стройка действительно была странной, так же как и ее начальник со своими молодцами.
Напротив, хотя в глубинах сердец любопытство и было сдержано, беспокойство не прекращало мучить местных жителей.
-Это нам дорого обойдется!..- ворчали одни.
-Они нас разорят!..- беспокоились другие.
-Кто заплатит им, только подумайте, кто заплатит всем этим работягам?- паниковали особенно испуганные.
-Ничего не выйдет, - стонали пессимисты.
Однако, обладавшие здравым смыслом доверились консулу. Тот держался подальше от стройки и с крыши оранжереи наблюдал за работами, хитро улыбаясь, как-будто заранее уже знал, кто за все это заплатит.
********
Меньше чем за два часа, невероятно! В тот же вечер мост был готов!
Настоящее чудо дерзости и невесомости! Одна цельная арка, стройная и хрупкая с виду, но сделанная из настоящего камня, повисла над глубокой бурлящей бездной. Грациозная и легкая, выгнувшись над рекой, она была словно дружеская рука готовая принять вас и безопасно и легко переправить с одного берега на другой. Такая арка, какой и римляне не строили. А уж они-то смогли поставить знаменитый Понт дю Гард(6). Даже египтяне, эти знаменитые строители, возведшие пирамиды, такого не делали. Хрупкая с виду, арка одним пролетом перелетала с одного берега к другому прямо над кипящей бездной.
Две арки поменьше, с двух сторон моста, поддерживали дорогу. Вобщем, мост, соединивший два берега, полностью изменил пейзаж и местные жители глазели на это чудо совершенно ошалевшие. Издалека, конечно, особенно сейчас, когда сооружение было готово и требовалось оплатить работу. Второй консул вобще весь тресся и бледнел от страха.
Бесы, как вы уже видимо догадались, странные и такие ловкие помошники самого дьявола, архитектора облаченного в балахон, со сверкающим, как рубиновые угли, взглядом, закончив работы, тут же убрались на другой берег реки. Они ждали, кто же первым пройдет по мосту и чья душа попадется в их лапы в качестве оплаты за труды. Их мэтр тоже был там. Опершись на парапет моста, он ожидал положенного по договору, зловеще улыбаясь.
А первого консула, предложившего себя в качестве оплаты, нигде не было. « Лишь бы он не сбежал », - уныло думал второй консул, который не спешил заменить собой своего коллегу. И как раз, когда эта мокрая курица уже трясся вовсю от страха, что ему придется поплатиться своей душой, явился наконец первый консул...
Он приблизился улыбаясь и неторопясь. Видно было, что он в приподнятом настроении и совесть его чиста. На нем красовалась его алая церемониальная шапочка с золотой пряжкой. А одет он был в черную тогу, вышитую серебрянным орнаментом. В руках у него был мешок, выглядевший довольно увесисто. За ним по пятам следовал его пёс, так, будто шёл на охоту. Xвост трубой - глупое и невинное смешное созданье.
Но это не все! Позади пса, на расстоянии примерно пятидесяти шагов, шествовало духовенство : облаченный в стихирь, в четырехугольной биретте на голове, местный приходской кюре с помошником, оба воинственно настроенные.
Завершал процессию дьячок с ведерком со святой водой и c замоченным в ней кропилом(7).
Глядя на эту бодрую процессию, жители воспрянули духом. Мало-помалу к ним возвратились и смелость, и уверенность, а главное надежда, что все обойдется. Второй консул облегченно вздохнул. А вот дьявол, наоборот, увидев белоснежные облачения священников и почувствовав запах святой воды, заметно вздрогнул. Процессия эта не предвещала ему ничего доброго. Он все же вышел на середину моста.
-Вы должны исполнить обещанное: тот, кто первым пересечет мост, отдаст мне свою душу!
-Не переживай! Мы тебе сейчас заплатим,- крикнул первый консул.
Сказав это он опустил мешок на землю и вытянул из него старую сковороду, из тех, на которых пекут каштаны, всю испещренную мелкими дырочками. Потом привязал эту штуковину к хвосту своего пса и, поддав ему хорошего пинкa, пустил его по мосту. Бедная псина, с громким лаем и повизгиванием, ринулась стремглав по мосту, a сковорода позади него отскакивала от каменной брусчатки и гремела так, что оглохнуть можно было!
Пес, совершенно сбитый с толку этим грохотом, напуганный и ошалевший, стрелой пронесся между длиннющими ногами чёрта и в несколько прыжков пересек весь мост! Первым! Чертенята на другом конце моста не успели его даже схватить.
- Вот, пожалуйста, можешь забрать себе его душу! - прокричал первый консул.- И спасибо тебе огромное!
И толпа покатилась со смеху! Все жители, все добрые жители этих мест, совсем недавно такие малодушные и запуганные, смеялись от души, как смеялись герои Гомера или аббата Фаврa(8).
А сильнее всех смеялись, конечно же те, кто дрожал больше всех и громче всех критиковал первого консула, пессимисты и критиканы, из тех, кто всегда сует палки в колеса. Так ведь всегда и везде, правда? А люди не слишком-то изменились с тех пор.
Бесенята живо поднялись по склону горы и принялись метать огромные камни в только что построенный мост, которые больше падали в воду, плюх-плюх! Инфернальный архитектор от ярости пускал пену изо рта. Но никто не обращал на это внимания. Хочешь пускать пузыри? Да пожалуйста!
И тут наконец в действие вступили священнослужители и кисточка для святой воды заработала вовсю: вот тебя так окропим и вот тебя эдак благословим! До тех пор пока несчастные демоны не кинулись в рассыпную. Пусть себе убираются подальше и попробуют сыскать души подешевле.
Говорят, что они убрались в Памплону, но это могут быть и сплетни.
Что касается самого черта, так тот от святой воды кинулся прямо в бурлящую черную бездну под мостом. Он там до сих пор, друзья мои, обезоруженный и обессилевший. И больше о нем в тех местах и не слышали. И с тех пор, когда пилигримы проходят по мосту в Рокамадур или Компостеллу, они без страха глядят с моста в жуткую бурлящую бездну, дьявольское ущелье, и осенив себя крестом, идут дальше, невозмутимые, как сам Иоан Креститель.
А мост все еще на своем местe, друзья мои, на выходе из ущелья реки Эро, прекрасно сохранившийся несмотря на время и все так же украшающий окрестности. Если вы будете в здешних местах, не забудьте осмотреть его. А жители Аниана или Сэнт-Гильема расскажут вам, если вы конечно согласитесь их выслушать, невероятную историю этого старого моста, моста Дьявола.
Примечания переводчика:
1. Эро (фр. Herault, окс. Erau / Eraur) - река в Окситании, на юге Франции.
2. Кантон - административно-территориальная единица в составе округа. Т.к. деление на кантоны и департаменты введено во Франции во времена Великой французской революции, можно предположить, что время действия истории относится к концу XVIII или началу XIX веков.
3. Рокамадур (фр.Rocamadour, окс. Roc Amador) - средневековый городок на юго-западе Франции в Окситании. Основан в XII веке. И уже к этому времени стал известным местом паломничества для христиан католиков. Известен, как центр почитания культа Девы Марии.
4. Компостела или Сантьяго-де-Компостела (исп. Santiago de Compostela)-средневековый город на северо-западе Испании, столица автономного сообщества Галисия (не путать с Галицией на западе Украины). Город возник вокруг предполагаемого места захоронения останков Святого Апостола Якова и с древности является известным местом христианского паломничества, третьей святыней католического мира после Рима и Иерусалима; конечной точкой знаменитого маршрута « Дороги Святого Якова » (исп. El Camino de Santiago).
5. Консул - выборное должностное лицо представляющее муниципальную власть.
6. Понт-дю-Гард или Пон-дю-Гар (фр. Pont du Gard) - трёхъярусный древнеримский акведук, построенный в середине I в.н.э. через реку Гардон для снабжения водой города Ним (совр. Франция).
7. Кропило - кисточка для окропления святой водой.
8. Аббат Фавр (Жан-Баптист Фабр, 1723-1783) - лангедокский (окситанский) священнослужитель, писатель и поэт. Среди его произведений в основном классическая поэзия, сказки и полемика. Перевел на окситанский язык произведения Гомера, Вергилия, Овидия.
Свидетельство о публикации №223012600155