Хронология
* http://proza.ru/2021/09/12/1090
* «АзъВеда. 02. Быль и небыль. Хранилище времён» литература
* http://disk.yandex.ru/d/JZRbP_Aa4qdk1A
________________________________
ХРОНОЛОГИЯ
________________________________
Нас о многом заставили забыть.
Империи приходят и уходят и каждый новый правитель меняет историю под себя.
Посмотрите на то как на Западе и на Востоке смотрят на одни и те же события, и вы поймёте меня. Россия живёт по западной версии истории. Я же призываю знать как минимум две точки зрения одних и тех же событий, и хоть малейшим образом разобраться в их хронологии. Иначе вся та преемственность поколений ошибочна и губительна.
Итальянский гуманист-филолог Скалигер Жозеф Жюст и кардинал Римской католической церкви Питавиус Дионисий создали фундамент той исторической догматики которую мы знаем.
Было это сделано по заказу тогдашней французской элиты захватившей власть и католической церкви.
При жизни эти люди были неоднократно обвинены во многочисленных фальсификациях современниками, которые тогда ещё помнили реальные события и хронологию что была.
В последующем тут я буду выкладывать материалы с различной хронологией. В том числе и той что сделана математиками Носовским и Фоменко.
Но мне важны не точность дат, а сама хронологическая очерёдность событий и логический путь куда движется история...
Я понимаю что можно ошибиться на день, но когда века перетасовали шулеры мирового закулисья и со школьной скамьи впаривают нам историческое враньё, то мы начинаем верить в то чего даже не было. Если же мы начинаем думать то нас пытаются сделать изгоями. Ведь людьми мыслящими тяжелее управлять.
______________
Причины разных хронологий
* Первая в том что мировоззрение человека сильно изменилось и поменялся образ жизни человека. Те знания прошлого что накопило человечество не несли никакой пользы для выживания в постапокалиптическом мире.
* Ложь стала возможна когда ради власти на местах наместники территорий Единой империи людей лишили единого языка всё человечество.
Изначально языков на Земле было 336. Ровно столько сколько профессий. У каждой профессии была святыня. Без знания базовых основ главного языка невозможно было понять другие языки.
В начале всех начал был Древнеславянский Санскрит, который уравновешивала тюрко-арабская вязь. Далее шли остальные языки. Но все языки имели изначальную трактовку на славянском языке. Даже древнешумерский и древнекитайский.
Не хочу обидеть индусов, армян и евреев, но нет ни одного древнего документа на их языках. Все первые упоминания о языках и тексты начинались с 12 века нашей эры и переписаны в 17 веке. А оригиналы уничтожены церковью т.к. были опасения что фальсификации некорректны и противоречат друг другу. Вы не встретите нигде Древнюю Тору, как не будете стараться. Всё будут переводы.
Даже древнеиндийские Веды это тоже произведения с 12 века нашей эры по общепризнанному современному летоисчислению.
Духовная наука прошлого делила звуки для северного и южного полушария чтобы энергии на Севере при разговоре шли через солнечное сплетение, а на Юге через пупок.
* Эпидемии
Изначально древний единый мир раскололся не из за разных религий и философий, а из за эпидемий т.к. территории эпидемий изолировались всячески. А над ними ставили Королингов, которые не имели права передачи власти. Первым королингом который разрушил систему был Король Франции Карл Великий. От которого пошли все правящие роды Европы.
Весь 17 и 18 века по современному летоисчислению уничтожались 336 древних храмов по всей планете. А языки професссий стали языками народов которые оказались в изоляции от единого знания.
______________________
Существовало два вида империи: Поднебесная и Небесная.
У Поднебесной самым крупным городом был Поднебесный Пекин. Сейчас 70 % этого древнего города находится под водой. В этом городе проживала как минимум половина человечества.
У Небесной империи для связи с поднебесной основным был город Константинополь. Но Константинополь был лишь частью города. Большая часть Небесной империи находилась на оставшихся после войны четвёртой цивилизации людей спутниках в атмосфере земли.
Их названия Леля, Месяц и Фата. Сейчас основания на которых держались города-звёзды называются Луна, Фобос и Деймос...
Четвёртый небесный город захватила гравитация другой блуждающей планеты.
___________________
Основной задачей семьи небесного императора было поддерживать климат на планете и сдерживать Верхнее море. Когда же Верхнее море пало на Землю и был самый первый потоп то города-звёзды стали безжизнены. Какое то время человечество лицезрело послепотопного единого императора что жил на оставшихся Виманах. Но производство Виман погибло вместе со спутниками Земли. Началось возвышение восставших от потопа поднебесной империи.
___________________
Предназначение пирамид
Основной задачей пирамид было сдерживание верхнего моря и удержание в атмосфере Земли небесных городов. Пирамиды регулировали климат на всей планете и были равномерно распределены и расставлены по линиям пересечения магнитных энергий земной гравитации.
У каждой пирамиды также был свой храмовый комплекс. Но пирамиды комплекса несли другую смысловую нагрузку. Некоторые были обсерваториями, а некоторые лечебными центрами и похоронными храмами. От слова Похорон произошло слово фараон т.е.жрецы которые на Земле хоронили правителей Небесной империи. Земные люди также считали их богами...
_____________________
Виды хронологии, если глобально
Я хронологию делю на:
* Хронологию Небес;
* Хронологию Были т.е. от Первого Потопа до 17 века. (потопов было много разных).
* Хронологию Истории (у хронологии истории много различных ответвлений и своих версий на основе культуры различных народов).
Мы живём по Хронологии Истории. Она появилась совсем недавно. По современному летоисчислению события взяты были начиная с 12 века, и много раз продублированы и растянуты.
Остальные же хронологии превратились в сказки, былины и легенды.
_____________________
Немного о старых хронологиях
Сейчас на планете всего около 3700 людей которые помнят от рождения все события что были и будут на нашей планете. От повышения численности землян таких людей станет больше. Эта особенность помнить всё у конкретной наследственности человека. Всего 336 профессий и у каждой свой дар. Есть люди с даром врачевания и сразу с несколькими видами даров т.к. произошло кровосмешение спонтанное у человечества Новой Хронологии. Правда дар не проявляется в полной мере. А все современные люди метисы 21 расы чистокровных. Современно наследие этих рас называют Гаплогруппами человека. Древние люди чистокровных называли богами. Гены богов есть во всех людях. Что касательно рас гигантов и прочих то это лишь стадии адаптации человека на планете. Всего 50 стадий мимикрии, после которой человек космоса имел право скрещиваться с земными людьми. У разных миров разные гравитации и тела людей адаптируются под конкретную планету за 50 поколений. Наши предки прилетали заселять Землю четыре раза после гибели предыдущих космических цивилизаций людей. Вылетали с такой последовательностью что адаптируясь на Земле появились люди 5 видов роста. Но со временем все стали одинаковыми.
Те же 200 космонавтов которые описаны в священном писании первых христиан нарушили заветы предков и от них родились исполины-нефилимы которых мы также называем динозаврами и гигантами. Эти люди и животные практически уничтожили всю земную флору и фауну т.к. им нечего было есть. И когда прилетели следующие космонавты то они помогали земным людям истребить гигантов. Этому подтверждение есть в Библейских Апокрифах и даже самой Библии. Не считая текстов других народов по всей планете.
____________________________
Я считаю что не стоит вдаваться в первые две Хронологии, если вы не разберётесь с той которую нам навязали в 17 веке.
О предыдущих хронологиях будет рассказано мной в эзотерических статьях. Этот же материал будет в дальнейшем о Новой Хронологии нашего времени, которая ближе к современной истории.
_______________________________________
* Даты истории России с 1800 по 1900 годы http://proza.ru/2018/02/09/264
* Даты истории России с 1700 по 1800 годы http://proza.ru/2018/02/09/260
* Даты истории России с 1600 по 1700 годы http://proza.ru/2018/02/09/259
* Даты истории России с 1500 по 1600 годы http://proza.ru/2018/02/09/255
* Даты истории России с 1400 по 1500 годы http://proza.ru/2018/02/09/253
* Даты истории России с 1300 по 1400 годы http://proza.ru/2018/02/09/249
* Даты истории России с 1200 по 1300 годы http://proza.ru/2018/02/09/246
* Даты истории России с 1100 по 1200 годы http://proza.ru/2018/02/09/241
* Даты истории России с 1000 по 1100 годы http://proza.ru/2018/02/09/238
* Даты истории России с 859 по 1000 годы http://proza.ru/2018/02/09/236
* Хронологическая таблица по истории России 18 век http://proza.ru/2018/02/09/261
* Хронологическая таблица по истории России 17 век http://proza.ru/2018/02/09/262
* Хронологическая таблица по истории России 16 век http://proza.ru/2018/02/09/257
* Хронологическая таблица по истории России 15 век http://proza.ru/2018/02/09/254
* Хронологическая таблица по истории России 14 век http://proza.ru/2018/02/09/250
* Хронологическая таблица по истории России 13 век http://proza.ru/2018/02/09/248
* Хронологическая таблица по истории России 12 век http://proza.ru/2018/02/09/243
* Хронологическая таблица по истории России 11 век http://proza.ru/2018/02/09/239
* Хронологическая таблица по истории России 6 - 10 в http://proza.ru/2018/02/09/233
:-)
________________________________
Хронология: вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; последовательность исторических событий во времени; перечень каких-либо событий в их временной последовательности.
Астрономическая хронология изучает закономерности повторяющихся небесных явлений и устанавливает точное астрономическое время; также является одним из методов исторической хронологии.
Геохронология — разделение геологического времени на условные отрезки, имеющие собственные названия (эры, периоды, эпохи и века) и расположенные в определённой последовательности. Научной основой геохронологии является стратиграфия.
Историческая (техническая) хронология — специальная историческая дисциплина, изучающая системы летосчисления и календари разных народов и государств, и помогающая устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.
________________________________
Астрономическая хронология
Наиболее естественным мерилом времени служит вращение Земли вокруг своей оси. Полный оборот (на 360°) Земли называется звёздными сутками, так как во времени он равен промежутку между двумя последовательными кульминациями какой-либо звезды. Вследствие обращения Земли вокруг Солнца солнечные истинные сутки, то есть промежуток времени между двумя кульминациями Солнца, примерно на 3 минуты 56 секунд больше звёздных суток. Эта разница меняется в течение года из-за неравномерности обращения Земли вокруг Солнца в плоскости эклиптики, поэтому истинные сутки не могут служить точной единицей времени. Вместо них обыкновенно употребляются средние сутки, то есть промежуток между кульминациями фиктивного светила — «среднего солнца», движущегося равномерно по эклиптике; его место на небесной сфере в известные эпохи совпадает с местом истинного Солнца.
Для больших интервалов времени вместо суток удобнее использовать другие единицы времени, исторически связанные с наблюдением за видимым положением Луны и Солнца среди звёзд на небесной сфере. Промежуток времени, в который Луна по истечении полного оборота вокруг Земли приходится против тех же звёзд, называется сидерическим (звёздным) месяцем (27 дней 7 часов 43 минуты). В зависимости от перемещения Земли вместе с Луной вокруг Солнца по истечении сидерического месяца взаимное размещение трёх светил несколько изменится, поэтому фаза Луны, видимая с Земли, будет несколько иная, и промежуток, через который Луна возвращается к прежней фазе, так называемый синодический месяц, больше сидерического (29 д. 12 ч. 44 мин.).
Промежуток времени, через который вследствие обращения Земли около Солнца светило возвращается к тем же созвездиям, к «той же звезде», носит название звёздного года. Днём блеск Солнца затмевает звёзды и вместо созвездий, против которых приходится Солнце, можно сравнивать созвездия, противоположные им, кульминирующие в полночь в данное время года. Времена года определяются прохождением Солнца через точки равноденствий и солнцестояний. Вследствие прецессии смещаются точки пересечения плоскостей экватора и эклиптики (равноденствия), а также точки наибольшего удаления Солнца от линии небесного экватора (солнцестояния). Суммарная длительность четырёх сезонов называется тропическим годом и определяется через среднюю скорость движения Солнца по долготе. Тропический год часто определяют как средний интервал между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия, что неверно, поскольку точки равноденствий и солнцестояний смещаются друг относительно друга из-за возмущения планет. Тропический год на 20 минут меньше звёздного. Величина звёздного года не изменяется, величина тропического колеблется в зависимости от изменений величины прецессии; в наше время тропический год заключает в средних сутках и часах 365 д. 5 ч. 48 мин. 46 с, в звёздных сутках и часах 366д 5ч 48м 46с. Во времена Гиппарха (II век до н. э.) тропический год был на 12 секунд короче.
Отдельные календарные годы необходимо должны заключать в себе целое число суток; между тем длины года и суток несоизмеримы. Различные системы солнечных календарей явились как следствие большей или меньшей точности принятой в календаре длины года в сутках и тех или иных приёмов подсчёта накапливающихся дробей суток, то есть распределения вставных дней. В свою очередь, лунный месяц несоизмерим с солнечным годом; в известных лунно-солнечных календарях существовали различные приёмы уравнивать накапливающуюся неувязку вставными месяцами. Позже месяц потерял свой характер лунного оборота и стал условной дробью солнечного года. Древние астрономы, не умея наблюдать кульминации звёзд, довольствовались грубым приёмом наблюдения их восхода и захода. Особое значение имел так называемый гелиакический восход звезды. Длина периодов, построенных на гелиакических восходах, требует каждый раз особого подсчёта в зависимости от данной звезды (то есть от её места относительно небесного экватора и эклиптики), широты данного места наблюдения на земле и величины прецессии.
________________________________
Историческая хронология. Календари
Лунные и солнечные календари
Первой и естественной единицей счёта времени для древних людей были сутки, разделённые на день и ночь. Впоследствии, при наблюдении за фазами луны, стали выделять лунный месяц, который считали попеременно в 29 и 30 суток. Затем было замечено, что спустя примерно 12 лунных месяцев явления природы повторяются. Так был открыт год. Однако год из 12 лунных месяцев в 354 суток не соответствует астрономическому (солнечному) году, и лунный календарь из 12 лунных месяцев оказался подвижным (календарём этого типа до сих пор пользуются арабы). Для того, чтобы соотнести его с астрономическим годом, по мере накопления ошибки (примерно раз в 3 года) вставлялся добавочный месяц (у римлян, например, он носил название «мерцедоний» и вставлялся между 23-24 февраля). Такого рода лунно-солнечный календарь использовался у большинства древних народов; в наше время он используется евреями (см. еврейский календарь).
Солнечный календарь был изобретён в Египте (см. древнеегипетский календарь). Он состоял из 12 месяцев по 30 дней и 5 добавочных дней. Но поскольку истинный астрономический год превышает 365 суток, то египетский календарь тоже оказался неточным. Впоследствии эллинистические цари Египта, основываясь на расчётах александрийских астрономов, пытались ввести високосные годы; но реформа не прижилась. В 26 году до н. э. Август реформировал египетский календарь по типу юлианского календаря, установив високосные годы и фиксировав начало года (1 тота) на 29 августа, однако счёт «по старому стилю» широко практиковался в Египте до самого конца античности.
________________________________
Историческая хронология. Метонов цикл
Там, где греки (см. древнегреческие календари) пользовались при вставке дополнительных месяцев последовательной системой, они использовали систему октаэтерид (восьмилетий), с добавлением месяца каждый 3, 5 и 8 год восьмилетнего цикла. В середине V века до н. э. афинский математик и астроном Метон открыл 19-летний период (Метонов цикл), равный 235 синодическим оборотам Луны, по прошествии которого Луна и Солнце возвращаются почти в то же положение относительно Земли и звёзд. Этот период он предложил всем грекам на Олимпийских играх 432 года до н. э., предложив в течение его вставлять 7 месяцев. Это предложение приживалось медленно, греки долгое время продолжали использовать более грубую, но и более простую и привычную систему октаэтерид; но открытие Метона используется поныне в еврейском календаре и при расчётах Пасхи, причём положение года в Метоновом цикле ещё с античности носит наименование «золотого числа».
________________________________
Историческая хронология. Юлианский и григорианский календари
Римский календарь был одним из наименее точных. Сначала он вообще имел 304 дня и включал только 10 месяцев, начиная с первого месяца весны (мартий) и кончая наступлением зимы (декембер — «десятый» месяц); зимой счёт времени просто не вёлся. Царю Нуме Помпилию приписывают введение двух зимних месяцев (януарий и фебруарий). Добавочный месяц — мерцедоний — вставляли понтифики по своему усмотрению, довольно произвольно и в соответствии с различными сиюминутными интересами. В 46 году до н. э. Юлий Цезарь провёл реформу календаря, по разработкам александрийского астронома Созигена, взяв за основу египетский солнечный календарь. Чтобы исправить накопившиеся ошибки, он своей властью великого понтифика вставил в переходном году, кроме мерцедония, два добавочных месяца между ноябрём и декабрём; а с 1 января 45 года до н. э. был установлен юлианский год в 365 дней, с високосными годами каждые 4 года. При этом лишний день вставлялся между 23 и 24 февраля, как ранее мерцедоний; а поскольку по римской системе исчисления день 24 февраля назывался «шестым (sextus) от мартовских календ», то и вставной день именовали «дважды шестым (bis sextus) от мартовских календ» и год соответственно annus bissextus — отсюда, через греческий язык, наше слово «високосный». При этом в честь Цезаря был переименован месяц квинтилий (в Юлий).
После убийства Цезаря жрецы стали ошибочно объявлять високосным каждый третий год. По обнаружении ошибки в 9 году до н. э., императору Августу пришлось на протяжении 16 лет вообще не вводить високосного года. Только с 8 года н. э. юлианский календарь стал функционировать нормально. Именем Августа был наименован следующий за Юлием месяц (секстилий)[4].
В IV—VI веках в большинстве христианских стран утвердились единые пасхальные таблицы, выполненные на основе юлианского календаря; таким образом, юлианский календарь распространился на весь христианский мир. В этих таблицах за день весеннего равноденствия принималось 21 марта.
Однако по мере накопления ошибки (1 день в 128 лет), расхождение между астрономическим весенним равноденствием и календарным становилось всё более явным, и многие в католической Европе считали, что его нельзя более игнорировать. Это отмечал кастильский король XIII века Альфонсо X, в следующем веке византийский учёный Никифор Григора даже предлагал реформу календаря. Реально такую реформу провёл папа Григорий XIII в 1582 году, опираясь на проект математика и врача Алоизия Лилия. Декретом папы от 24 февраля 1582 года устанавливалось, что за 5 октября 1582 года должно последовать 15 октября, и в дальнейшем високосными будут считаться только те вековые годы, число сотен лет которых без остатка делятся на 4 (1600, 2000, 2400), а иные вековые годы будут считаться простыми (1700, 1800, 1900, 2100). В результате был создан григорианский календарь, астрономически более точный, чем юлианский. Из европейских стран католические перешли на новый стиль сразу, протестантские — в большинстве в XVIII веке: Северная Германия, Дания и Норвегия — с 1700 года, Англия — c 1752 года, Швеция — c 1753 года; православные страны перешли на григорианский календарь только в начале XX века: Болгария с 1916 года, Россия с 1/14 февраля 1918 года, Сербия и Румыния — с 1919 года, Греция — с 1923 года.
________________________________
* Историческая хронология. Некоторые календари
* http://disk.yandex.ru/d/QGLGbSYhtaENxQ
* Древнеармянский календарь
* Армянский церковный календарь
* Вавилонский календарь
* Вьетнамский календарь
* Григорианский календарь
* Древнегреческие календари
* Древнеегипетский календарь
* Древнеиндийский календарь
* Древнекитайский календарь
* Древнеперсидский календарь
* Древнеславянский календарь
* Еврейский календарь
* Единый национальный календарь Индии
* Зодиакальный календарь
* Иранский календарь
* Исламский календарь
* Календарь Армелина
* Календарь бахаи
* Календарь майя
* Китайский календарь
* Коптский календарь
* Новоюлианский календарь
* Православный календарь
* Римский календарь
* Советский революционный календарь
* Трёхсезонный календарь
* Французский республиканский календарь
* Ханаанейский календарь
* Шумерский календарь
* Эфиопский календарь
* Юлианский календарь
________________________________
Хронография
Счёт лет. Становление исторической хронологии
Необходимость последовательного счёта лет появилась с возникновением письменной культуры и прежде всего исходила из административных потребностей. Как правило, документы датировались годом правления царя; таким образом, список царей с годами их правления давал примитивную хронологическую таблицу. Такие списки дошли от Месопотамии и Древнего Египта, но пользоваться ими следует с осторожностью, так как в них нередко указаны как последовательные правления, в реальности полностью или частично синхронные (например, во времена смут), и допущены тому подобные «упрощения».
В городах-государствах годы датировались по именам избираемых на год должностных лиц, которые, например, в Ашшуре назывались «лимму», в Афинах — «архонты-эпонимы» и т. д. («эпонимический год»). В Месопотамии также нередко обозначали годы по важным событиям — так что список лет представлял собой что-то вроде краткой хроники.
Острая необходимость хронологических вычислений появилась с возникновением исторической науки, то есть примерно в V век до н. э. Самым простым способом датировки было взаимное относительное датирование событий: событие А произошло за Х лет до события B; событие С случилось через Y лет после события В; при этом одни и те же события упоминаются у разных авторов. Из этого, сопоставляя труды историков, относительно нетрудно высчитать взаимное соотношение упоминаемых ими событий. Так, например, Греко-персидские войны являются центральным событием «Истории» Геродота, затрагивающей и более ранние события — образование Персидского царства; Фукидид, описывая Пелопоннесскую войну, упоминает, что между её началом и уходом Ксеркса из Эллады прошло «приблизительно 50 лет», и вкратце говорит о событиях этого «пятидесятилетия»; Ксенофонт непосредственно продолжает Фукидида — то есть, только из сопоставления этих трёх авторов, можно составить подробную хронологическую последовательность событий примерно за 200 лет, с середины VI по середину IV век до н. э.
Для событий, отдалённых во времени (как, например, Троянская война), на основе генеалогических таблиц применялся приблизительный расчёт «по поколениям», принимая 3 поколения в столетие. В то же время предпринимались попытки составления системы абсолютной хронологии. Были составлены первые хронологические таблицы: жречества жриц Геры в Аргосе (их автор, Гелланик Лесбосский, по-видимому был первым взявшимся за хронологические вопросы), списки спартанских эфоров, афинских архонтов-эпонимов; у Геродота можно найти годы царствования персидских и других восточных царей. При сопоставлении таких списков появлялась возможность перевести дату из одной системы в другую (например, сказать при каком персидском царе произошло событие, бывшее при таком-то архонте), а также выяснить хронологическое соотношение событий друг с другом (то есть установить их относительную хронологию) и с моментом, в который пишется труд (то есть выяснить абсолютную хронологию). Поскольку единой хронологической системы в Греции не существовало, историку, говоря о каком-нибудь важном событии, было желательно датировать его сразу по нескольким системам: году царствования персидского царя, спартанским эфорам, афинскому архонту-эпониму. Для примера приведём отрывок из Фукидида, в котором содержится как относительная, так и абсолютная датировка ключевого момента его «Истории» — начала Пелопоннесской войны (431 год до н. э.):
В течение 14 лет продолжал существовать тридцатилетний мир, заключённый после завоевания Евбеи. На пятнадцатый же год, сорок восьмой год жречества Хрисиды в Аргосе, когда Энесий был эфором в Спарте, а Пифодору оставалось 4 месяца архонтства в Афинах, на шестнадцатый месяц после битвы при Потидее, в начале весны отряд вооружённых фиванцев (…) в начале ночного сна вторгся в беотийский город Платею…
Все остальные даты в тексте «Истории» Фукидида так или иначе соотнесены с датой начала войны (в приведённом отрывке это видно на примере даты окончания первой афинско-спартанской войны и битвы при Потидее; в дальнейшем даты обозначаются: «на такой-то год войны»). Из систем датировок, использованных Фукидидом, датировки по афинским архонтам существовали в исторической науке на протяжении многих столетий, и это позволило античным хронологам без труда соотнести данные Фукидида с более поздними хронологическими шкалами (по олимпиадам — через неё с римской хронологией по консулам и «от основания Рима» — а уже через последнюю это событие легко переводится в современную систему летосчисления, которая является прямым продолжением римской). Наконец, дата эта поддаётся и астрономической проверке, так как к лету того же года Фукидид относит солнечное затмение, которое, согласно расчётам (впервые проделанным уже Жозефом Скалигером), состоялось 3 августа 431 года до н. э.
В IV веке до н. э. историк Тимей из Тавромения предлагает ввести единую хронологическую систему, основанную на общегреческих списках олимпийских победителей. Списки этого рода велись с 776 года до н. э. Таким образом, вся греческая история оказалась разбитой на 4-летние промежутки между Олимпийскими играми — «олимпиады», названные именами победителей, так что датировка звучала таким образом: «в 3 год 79-й олимпиады, когда победителем в беге был такой-то». Эта система датировок была принята историками (в официально-административной практике она не употреблялась) и применялась наряду с датировками по афинским архонтам. Первую научную хронологию составил сто лет спустя после Тимея Эратосфен, который в своей работе «Хронография» высчитал ряд опорных дат (например нашествие Ксеркса, начало Пелопоннесской войны), а уже по ним рассчитал и все остальные события. Дошедший до нас хронологический фрагмент Эратосфена имеет следующий вид (при его рассмотрении нужно учитывать, что год начинался в июле):
Летосчисление же Эратосфена такое: со времени взятия Трои до прихода Гераклидов — 80 лет; с прихода Гераклидов до образования Ионии — 60 лет; с образования Ионии до правления Ликурга — 159 лет; от начала его управления до 1-го года 1-й Олимпиады — 108 лет; отсюда до нашествия Ксеркса — 297 лет; с этого нашествия до начала Пелопоннесской войны — 48 лет; с начала этой войны до её окончания поражением афинян — 27 лет; от поражения их до битвы при Левктрах — 34 года; от этой битвы до смерти Филиппа — 35 лет; от смерти Филиппа до смерти Александра — 12 лет.
Тогда же на эллинистическом Востоке входят в употребление официальные датировки привычного нам типа, отсчитываемые от одной даты — «эпохи эры». Эрой служил приход к власти Селевка Никатора, полководца Александра Македонского — 312 год до н. э. Однако «эра Селевкидов» вплоть до поздней античности оставалась административной и не употреблялась историками. Впоследствии она вошла в арамейскую, затем арабскую историографию (под неверным наименованием «эры Александра») и употреблялась сирийскими христианами вплоть до XIX века. Парфянские Аршакиды, в свою очередь, ввели эру от собственного воцарения (248 год до н. э.), также имевшую хождение на Востоке.
Римляне, которые издавна вели свои «фасты» — списки консулов, служившие также краткой официальной летописью, без труда вписались в греческую хронологическую систему, так что, например, в труде греческого автора римской эпохи Диодора Сицилийского (I век до н. э.) мы встречаем датировки разом: по олимпиадам, по афинским архонтам и по римским консулам. Современником Диодора был римский учёный Варрон, который, на основе консульских фастов и сообщаемых легендой лет правления римских царей, вычислил дату основания Рима (по Варрону — 753 год до н. э.) и ввёл её как эру в научный оборот. Эта эра «от основания Рима» официально не использовалась, но в историографии дожила вплоть до XIX века (поскольку речь шла о событиях римской истории).
Большое значение для хронологии имеет так называемый «Царский канон Птолемея» — список царей, сохранившийся в комментарии Феона к астрономическому труду Птолемея. Это список царствований, с точными астрономическими датами, царей Вавилона (собственно вавилонских царей, а также персидских царей и Александра Македонского в качестве вавилонских), царей эллинистического Египта и римских императоров. Он был составлен александрийскими астрономами для нужд собственных вычислений (собственно, для датировок астрономических явлений) по собственным записям и записям вавилонских жрецов и потом продолжался переписчиками, вносившими в него имена византийских императоров (в некоторых рукописях он доведён до падения Константинополя в 1453 году). Начинается он от восшествия на престол вавилонского царя Набонассара 27 февраля 747 года до н. э. (т. н. «эра Набонассара»), при котором впервые стали вестись систематические астрономические наблюдения, и основан на подвижном египетском календаре (без високосных лет), который тогда использовался астрономами.
В позднеримский период в астрономических и астрологических текстах получает широкое распространение эра от начала царствования императора Диоклетиана — 284 год, в ней составляются пасхальные таблицы (эта эра до сих пор сохраняется коптско-эфиопской церковью под названием «эры мучеников»).
________________________________
Исчисление от рождества Христова
В 525 году папа Иоанн I поручил монаху Дионисию Малому составить новую пасхальную таблицу. Дионисий использовал таблицы александрийской церкви, в которых использовалась эра Диоклетиана, однако, не желая вести отсчёт по годам правления «нечестивого гонителя», решил обозначить годы от воплощения Христа. В его таблице 532 год ab incarnatione (от воплощения) следовал за 247 годом эры Диоклетиана. Эта пасхальная таблица, будучи одобрена папским престолом и войдя во всеобщее употребление, ввела в оборот и эру «от Рождества Христова», ныне общепринятую. В официальных актах эра от Р. Х. встречается уже в капитулярии Карломана от 21 апреля 742 года. В папских актах она в ходу с Иоанна XIII (X век). Между тем, была допущена ошибка в начале летоисчисления из-за неправильного подсчёта количества пасх, прошедших с распятия Христа. Из-за этой ошибки год рождения Христа приходится не на 1 год нашей эры, а лежит в промежутке от 12 до 4 года до н. э.
Интерес к вопросам хронологии вновь появляется в эпоху Возрождения. Считается, что основы современной хронологии заложил Жозеф Скалигер (1540—1609); он ввёл датировку по изобретённому им юлианскому периоду с началом в 4713 году до н. э., что позволило перевести все имеющиеся даты в одну систему; также он первым начал (точнее возобновил, ибо спорадически она применялась и в античности) астрономическую проверку встречающихся в исторических источниках дат (например, он первым дал астрономическую датировку солнечного затмения 431 года до н. э., упоминаемого Фукидидом). Путём перекрёстных проверок синхронных сведений и с помощью астрономических данных, Скалигер и учёный-иезуит Дионисий Петавий (1583—1652) вычислили основные даты, которые в свою очередь позволили пересчитать по единой системе летосчисления все даты античной истории. Петавий в 1627 году предложил систему «обратного» отсчёта дат «до Рождества Христова». Эта система, получившая всеобщее признание лишь к концу XVIII века, крайне облегчила изучение хронологии.
Полемика, вызванная трудами Скалигера, стимулировала появление большого количества работ по астрономической и технической хронологии. Обобщающим трудом в этой области явился в XVIII веке труд бенедиктинцев д’Антина, Клеменсе и Дюрана «Искусство проверки дат», последнее издание которого включало 44 тома. К началу XX века научная хронология достигла своей вершины. До сего времени не потерял значения труд немецкого астронома и хронолога Христиана-Людвига Идлера «Справочник по математической и технической хронологии». Из современных специалистов по хронологии особенно известен американский учёный российского происхождения Э. Бикерман, автор труда «Хронология древнего мира» (Лондон, 1969; русский перевод М., 1975).
________________________________
Вопросы достоверности древней хронологии
Римская хронология, непосредственным продолжением которой, как указывалось, является наша система летосчисления, является вполне достоверной. Характерно, например, что дата прихода к власти Диоклетиана (284 год) была установлена тремя разными учёными с помощью трёх разных способов. Скалигер исходил из коптско-эфиопской традиции, которая приравнивала 1582 год к 1299 году эры Диоклетиана[источник не указан 1451 день]. Петавий — из того, что Диоклетиан согласно «Пасхальной хронике» пришёл к власти в консульство Карина (второе) и Нумериана, которому, согласно консульским фастам, соответствует 284 год[источник не указан 1451 день]; Идлер вместо этого воспользовался «Каноном Птолемея» и астрономическим наблюдением, позволяющим вывести синхронную датировку: 81 год после правления Диоклетиана = 1112 лет после воцарения Набонассара; это уравнение опять-таки приводит к 284 году[источник не указан 1451 день].
Греческая история может быть синхронизована с римской, так как многие даты известны и в греческой, и в римской системе исчисления. Достоверны и те восточные хронологические данные, в которых есть прямая или косвенная связь с римской хронологией. Так, списки египетских фараонов Манефона включают в себя персидских царей и Птолемеев, даты правления которых точно известны — это позволяет рассчитать и даты правления предыдущих правителей. Здесь, однако, возникают трудности из-за упомянутых особенностей восточных царских списков. Тем не менее считается, что примерно до 800 года до н. э. египетские царствования датируются абсолютно точно[кем?][источник не указан 3969 дней], до XVI века до н. э. (то есть до начала Нового царства) — c допуском в несколько десятилетий. Но длительность переходного периода между Средним и Новым царством точно неизвестна — в результате связь с римской хронологией оказывается утраченной. Важную роль в хронологии Среднего царства играет письмо на т. н. «Кахунском папирусе», относящееся к концу XII династии; в нём сообщается, что Сириус взойдёт 16-го числа VIII лунного месяца 7 года во время правления Сенусерта III. Дата этого события — около 1800 года до н. э., и это позволяет (поскольку число лет правления фараонов династии известно) заключить, что XII династия правила примерно с 2000 до 1800 года до н. э. Длительность Первого переходного периода между Древним и Средним царствами также неизвестна, и потому хронология Древнего царства ещё более неопределённа.
У историков Передней Азии опора несколько более твёрдая. Прежде всего сохранился ассирийский список эпонимов (лимму), между 911 и 648 годом до н. э., который проверяется как «Каноном Птолемея», так и указанным в нём солнечным затмением. Для более ранних веков ключевое значение имеет установление даты начала правления царя Хаммурапи. Она основывается на описанном в клинописном документе наблюдении гелиакального восхода (первый восход на утренней заре) Венеры, произошедшего в 6 году правления Амисадуги, одного из последних царей династии Хаммурапи (тогда как известно, что 1 год его правления отстоит от 1 года правления Хаммурапи на 146 лет). Описанные в документе условия гелиакального восхода повторяются через несколько десятилетий, так что в результате появилось несколько вариантов даты 1 года правления Хаммурапи; исходя из совокупности исторических данных, наиболее правдоподобным из них считается дата — 1792 год до н. э. К этой дате, соответственно, и привязываются датировки предыдущих и последующих царствований.
В Китае всегда была развитая историографическая традиция с собственной подробной хронологией, основывающейся на царствованиях с их девизами, а также на 60-летних циклах (см. китайский календарь); в Индии к вопросам хронологии и историографии относились гораздо более беззаботно. Поэтому ключевую дату для синхронизации древней истории Индии с европейской даёт высеченный на камне указ царя Ашоки (III век до н. э.) о посольстве, направленном им в Грецию с миссионерскими целями пропаганды буддизма; в нём упоминаются пять эллинистических правителей (Антигон Гонат и др.), время правления которых точно известно.
________________________________
Некоторые эры
Группа византийских эр, которые, как принято указывать, начинаются:
1 марта 5509 года до н. э. — древнерусская эра от «сотворения мира» (ультрамартовский стиль)
1 сентября 5509 года до н. э. — византийская эра от «сотворения мира» (использовалась на Руси до 1700 года)
1 марта 5508 года до н. э. — древнерусская эра от «сотворения мира» (мартовский стиль)
5504 год до н. э. — болгарская эра от «сотворения мира»
25 марта 5493 года до н. э. — александрийская эра от «сотворения мира» по Анниану
Однако нужно иметь в виду, что «никто из следовавших византийской эре не считал, что от сотворения мира до воплощения прошло 5508 лет. Если была необходимость указать год рождения Христа, ставили 5500-й. Парадоксальным образом 5508 было числом, но не датой»[14]. Таким образом, в хрониках датой рождения Христа принимался 5500-й (лишь иногда 5505-й), но из-за сбоев в хронологии правления римских императоров последующие события датировались таким образом, что при пересчёте их на современное летоисчисление нужно использовать приведённые выше эры.
1 января 4713 года до н. э. — эра Скалигера, начало отсчёта юлианских дней
4004 год до н. э. — эра от «сотворения мира», по епископу Ашшеру
7 октября 3761 года до н. э. — еврейская эра от «сотворения мира»
18 февраля 3102 года до н. э. — эра Кали-юга (по индийской мифологии этот «железный век» будет продолжаться 432 000 лет)
11 августа 2497 года до н. э. — основная (главная, 1-я) армянская эра
2397 год до н. э. — китайская циклическая эра
1 июля 776 года до н. э. — эра от первых олимпийских игр; введена около 264 года до н. э. и употреблялась до 394 года.
21 апреля 753 года до н. э. — эра от основания Рима (по Варрону). Применялась до конца XVII века.
26 февраля 747 года до н. э. — эра Набонассара. Использовалась в астрономии до времён Коперника.
11 марта 545 года до н. э. — буддийская эра
1 октября 312 года до н. э. — эра Селевкидов
248 год до н. э. — эра Аршакидов
37 год до н. э. — испанская эра (использовалась в Испании вплоть до Позднего Средневековья).
1 сентября 31 года до н. э. — эра «От Августова мира», или «Эра Акциума» — (использовалась в восточных провинциях Римской империи).
1 января 1 года — христианская эра от Рождества Христова, введённая Дионисием Малым в 525 году.
29 августа 284 года — эра Диоклетиана (у христиан «эра мучеников»).
27 октября 551 года — Армянская эра
16 июля 622 года — эра Хиджры (мусульманская)
22 сентября 1792 года — эра Республики (французская революционная)
4 октября 1957 года — космическая эра (произведен запуск первого в мире искусственного спутника Земли).
________________________________
Методы датировки. Физические. Радиоуглеродный анализ
Методы датировки. Физические. Термолюминесцентный метод
Методы датировки. Физические. Калий-аргоновый метод
Методы датировки. Физические. Уран-ториевый метод
Методы датировки. Физические. Палеомагнитный метод
Методы датировки. Химические. Гидратация стекла (метод датирования)
Методы датировки. Химические. Рацемизация аминокислот
Методы датировки. Геологические. Стратиграфия
Методы датировки. Геологические. Гляциохронология
Методы датировки. Археологические. Стратиграфия
Методы датировки. Археологические. Типология (археология)
Методы датировки. Археологические. Перекрёстная датировка
Методы датировки. Биологические. Дендрохронология
Методы датировки. Биологические. Анализ спор и пыльцы
Методы датировки. Лингвистические. Глоттохронология
________________________________
Литература
* «Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность» Бикерман Элиас
* http://disk.yandex.ru/d/JW24MxuDn304fw
* «Откуда мы знаем, когда это было» Дьяконов И.М.
* «Историческая хронология» Ермолаев И.П.
* «Календарь и хронология» Климишин И.А.
* «Хронология: Учеб. пособие для студентов вузов» Каменцева Е.И.
* «История календаря и хронология» Селешников С.И.
* «Хронология всеобщая» Сюзюмов М.Я.
* «Русская хронология» Черепнин Л.В.
* «Хронология» Щепкин Е.Н.
* «Календари и хронология стран мира: (Книга для учащихся)» Цыбульский В.В.
Свидетельство о публикации №223012600161