Секретное изобретение

Авторы: Руслан Галифанов, Реджеп Карлиев, Геннадий Галифанов

             Известно, что создаваемые творческими натурами изобретения неравноценны. Одни из них и таких абсолютное большинство являются большим или меньшим усовершенствованием каких-либо известных устройств, веществ или технологий. Так, например, усовершенствованием молотка является придание ему функций гвоздодера, усовершенствованием отвертки - переход с шлицевого наконечника на крестовидный. Имеется множество усовершенствованных конструкций солнечных опреснителей, водяных насосов, очков, телефонов, составов зубных паст, лечебных и косметических кремов, смазочных масел, технологий борьбы с сорняками. вредителями и болезнями растений, строительства каналов, зданий, мостов и т.п. Но среди огромного количества самых различных изобретений встречаются такие технические решения, которые работодатель, изобретатель или государство хотели бы содержать в тайне. Чаще всего такие изобретения относятся к сулящим большую выгоду и существенное преимущество перед остальными конкурентами техническим решениям. К ним относятся, прежде всего, пионерные, прорывные технические достижения, которые, как правило, тянут за собой длинный шлейф их последующего технического усовершенствования.
         В том случае, если созданное изобретателем в служебном порядке или вне служебных обязанностей изобретение невозможно ввиду легкости раскрытия его сущности сохранить в виде секрета производства (ноу-хау), тогда наиболее желательным вариантом является его патентование в максимальном количестве государств. Однако, если работодатель или изобретатель обладают скромными финансовыми возможностями — это не всегда возможно, поскольку требует существенных затрат на оплату пошлин и услуг патентных поверенных. Привлечение же для этой цели средств венчурных фирм или спонсорской помощи связано с определенными, иногда весьма существенными для них рисками, вследствие чего в большинстве случаев является безуспешным. Это обусловлено опасениями потерять вложенные в патентование и доведение изобретения до уровня рыночного потребления средства без всякой надежды на компенсацию потерь. Кроме того, в России механизмы реализации венчурного финансирования остаются пока юридически не разработанными, а государство играет слабую роль в создании благоприятных технико-экономических условий для развития венчурного бизнеса, вследствие чего оно имеет малое распространение. В частности, по состоянию на 2013 г. в России действовало лишь несколько десятков венчурных фондов, при значительно превышающем спросе на венчурный капитал инновационных предложений.
          Кроме того, в случае национального или международного патентования изобретения, Роспатент, может счесть, что содержащееся в нем техническое решение следует засекретить, поскольку оно представляет интерес для обороноспособности страны. При этом варианте заявка на изобретение не выйдет за пределы России и ее экспертизу в зависимости от степени секретности будут проводить соответствующие отделы Роспатента или уполномоченные федеральные органы исполнительной власти по тематической направленности. Не исключен также вариант, при котором уполномоченный орган сочтет предпочтительным вообще не патентовать особо важное для обороноспособности страны техническое решение, и примет решение об охране его в статусе глубокого государственного секрета.
         Решение о засекречивании может быть принято не только в отношении каких-либо технических решений, повышающих уровень безопасности страны, но и тех, которые могут опосредованно способствовать этой безопасности или использоваться по двойному назначению. Так, например, если изобретателем предложены новые легкие, прочные и дешевые термоустойчивые сплавы металлов, понятно, что они могут улучшить качество автомобиле- и авиастроения, в том числе военного. Поэтому естественно, что такое изобретение будет засекречено. Если же будет изобретено простое по составу и дешевое по технологии изготовления вещество под воздействием которого происходит самопроизвольное разрушение со взрывом силикатных стеклоизделий, то не исключено что такое изобретение также будет засекречено. И для этого есть веские основания, поскольку таким веществом можно будет не только дробить отработанный стекломатериал перед загрузкой в плавильную печь, но и использовать в качестве тайного оружия спецслужб (внезапное разрушение стекол очков, экрана компьютера, телевизора, лобового стекла движущегося автомобиля и т.п.). В том же случае, если будет изобретено устройство съема потенциала грозового электричества посредством, например плазменного канала лазерного луча, то не исключено, что такая разработка тоже будет засекречена, поскольку даст возможность поражать живую силу и технику противника направленными разрядами атмосферного электричества. Словом, на все те технические решения, которые могут эффективно защитить военно-политические интересы страны или радикально улучшить положение дел в определенной отрасли экономики может быть наложен гриф секретности от «особо важное» и «совершенно секретно» до «секретно».
         Разглашение кем-либо по неосторожности сведений о составляющем государственную тайну изобретении может повлечь за собой на основании статьи 283 УК РФ лишение свободы на срок до семи лет. Если же имела место намеренная выдача иностранному государству сведений о засекреченном изобретении, то такое деяние квалифицируется как государственная измена и в соответствии со статьей 275 УК РФ виновное в таком деянии лицо может быть наказано лишением свободы на срок до двадцати лет .   
         Под секретным изобретением понимается содержащее государственную тайну и имеющее особо важное значение для обороны страны техническое решение в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, раскрытие которого может нанести ущерб безопасности страны. В соответствии со ст. 1401 ГК РФ заявка на выдачу патента на секретное изобретение, созданное в предприятиях военно-промышленного комплекса либо в родственных с ними отраслях подается в зависимости от ее тематической направленности в уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти и рассматриваются на основе законодательства о государственной тайне.
          Иные заявки на изобретения, разработанные в предприятиях, не связанных с военно-промышленным комплексом, подаются в Роспатент. При этом некоторые из них в установленном законодательством о государственной тайне порядке могут быть засекречены, если при их рассмотрении будет установлено, что раскрытие содержащихся в них сведений может нанести ущерб безопасности страны. Сведения от таких заявках не подлежат публикации. На секретные изобретения не распространяется предусмотренная для обычных заявок возможность преобразования в заявку на полезную модель. В том же случае, если заявителем является иностранное физическое или юридическое лицо, то такая заявка не засекречивается и рассматривается в обычном порядке. Но, как правило, такие заявки являются очень большой редкостью, и связаны преимущественно с неквалифицированной экспертизой первых заявок в патентных ведомствах слабо развитых в научном отношении государств, причем касаются лишь технических решений двойного назначения.   
       Экспертиза поступившей в уполномоченный орган или Роспатент заявки на патентование секретного изобретения ведется в строгом соответствии с положениями Закона РФ «О государственной тайне», призванного «регулировать отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием, а также защитой». При этом экспертизу заявок, которым присвоена степень секретности «особой важности» и «совершенно секретно» ведут те или иные уполномоченные федеральные органы исполнительной власти по тематической принадлежности. Экспертизу же заявок с грифом «секретно» ведут соответствующие отделы Роспатента.
         Перечень технических решений, составляющих государственную тайну включает: созданные и модернизированные образцы вооружения и военной техники; технологии по производству, хранению и утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей и делящихся ядерных материалов; технические средства и методы защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения; ядерные энергетические и специальные физические установки оборонного значения; рецептуру или технологии производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения, действующее на иных физических принципах, оружие ударно-наступательного и оборонного характера, средства радио-электронного и иного подавления и обесточивания военной и гражданской инфраструктуры, психотронные и иные средства негативного воздействия на психику живой силы противника и т.п.
        Составление описания секретного изобретения имеет свою специфику. В частности, в нем не следует указывать конкретные объекты военной техники, в которых изобретение может быть использовано, а в уровень техники нельзя включать ранее поданные заявки или запатентованные в РФ секретные изобретения, степень секретности которых выше рассматриваемого изобретения. Соответственно существенные признаки заявок со степенью секретности «секретно» не должны сопоставляться с существенными признаками заявок с грифом «совершенно секретно», и тем более с грифом «особо важное». Аналогично этому при описании раздела «Осуществление изобретения» нельзя указывать объекты оборонной техники, в которых может быть реализовано секретное изобретение. Кроме того, в чертежах, схемах и рисунках нельзя давать ссылки на существующие и разрабатываемые образцы, объекты вооружения и военной техники.
         В том случае, если поданное на патентование в качестве изобретения засекреченное техническое решение будет признано отвечающим критериям патентоспособности Роспатент или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти выдает заявителю решение о выдаче патента на изобретение. После оплаты регистрационной пошлины производится регистрация изобретения в государственном реестре и выдача Роспатентом или уполномоченным органом патента установленного образца. В случае выдачи патента уполномоченным органом, последний уведомляет об этом Роспатент. Все последующие процедуры с патентом (внесение изменений, исправление ошибок и т.п.) производит тот орган, который выдал патент.
           Важной особенностью соблюдения государственной тайны является запрет на публикацию сведений о заявках и патентах на секретные изобретения и произведенных в отношении их изменениях. Как видно из вышеизложенного в отношении секретных изобретений в России действует децентрализованная система их рассмотрения, тогда как регистрация в государственном реестре является централизованной. В принципе это не соответствует целям сохранения в тайне секретных изобретений, поскольку увеличивает вероятность утечки секретных сведений, касающихся новейших военно-технических и иных разработок. Именно по этой причине в большинстве других государств, секретные изобретения регистрируются в специальных реестрах или вовсе не заносятся в них . Это обусловлено тем, что иногда по названию изобретения можно сделать далеко идущие выводы и тем самым инициировать агентов зарубежных разведок на активные действия по попытке завладения ими. В связи с этим для более глубокого засекречивания таких изобретений было бы целесообразным децентрализовать их внесение в государственный реестр либо избрать иной закрытый путь их учета.   
        Каким бы значительным по степени секретности не было изобретение, оно со временем устаревает и в силу появления новых существенно превосходящих по эффективности технических решений теряет прежнюю актуальность. В связи с этим статья 1403 ГК РФ предусматривает возможность рассекречивания таких изобретений в установленном законодательством о государственной тайне порядке. В частности, рассекречивание изобретений возможно как в процессе рассмотрения заявки на выдачу патента на секретное изобретение, так и после выдачи патента на секретное изобретение. В том случае, если речь идет о принятом уполномоченным органом решении о рассекречивании патентной заявки, последняя передается в Роспатент, который продолжает вести ее дальнейшую экспертизу. Основанием для рассекречивания является взятие Россией международных обязательств по открытому обмену секретными сведениями, либо ввиду нецелесообразности отнесения технического решения к государственной тайне. При возрастании степени секретности изобретения от секретного до совершенно секретного, заявка на такое изобретение передается Роспатентом для дальнейшего рассмотрения в уполномоченный орган по тематической принадлежности. В том же случае, когда степень секретности находящейся в уполномоченном органе заявки на изобретение понижается до грифа «секретно» она продолжает рассматриваться им без передачи в Роспатент.   
        Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет, и в исключительных случаях может быть продлен на дополнительный срок. Это означает, что патент на секретное изобретение может в ряде случаев после официального завершения срока своего действия продолжать находиться в режиме государственной тайны. На такие же сроки, как минимум, засекречиваются и физические носители секретных сведений, хотя в законе о государственной тайне не установлен максимальный срок их засекречивания. В принципе могут быть засекречены и выдающиеся конструкторы, изобретатели и ученые, работающие над разработкой прорывных технических решений и их доведением до стадии опытно-производственных испытаний и промышленного освоения в особо важном направлении военной сферы. Такое засекречивание вполне оправдано, поскольку охота иностранных разведок ведется не только за засекреченной информацией, но и теми, кто своим творчеством генерирует эту информацию, причем охота ведется порой с прицелом на физическое уничтожение таких лиц. Засекречиваются также предприятия и организации, которые занимаются особо важными для обороноспособности страны научно-техническими разработками.
        В соответствии со статьей 1404 ГК РФ патент на секретное изобретение может быть признан недействительным в несколько ином порядке, чем для обычных изобретений. Оспаривать выдачу патентов на секретные изобретения вправе лишь те лица, которые имеют допуск к государственной тайне по тематической принадлежности. Другой особенностью является то, что рассмотрением возражения против выдачи уполномоченным органом патента на секретное изобретение занимается сам уполномоченный орган, а не палата по патентным спорам. В том случае, если уполномоченный орган не удовлетворит возражение, апеллянт может обратиться в суд. Споры по запатентованным Роспатентом изобретениям с грифом «секретно» также, исходя из соображений сохранения секретности, рассматривает суд, а не палата по патентным спорам. Вполне понятно, что состав судебной коллегии, рассматривающий подобные иски, должен быть облечен полным доверием со стороны уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Впрочем, как указано в комментарии к статье 1404 ГК РФ, в большинстве других стран исключена возможность оспаривания в судебном порядке решений о выдаче секретных патентов во избежание утечки секретной информации. Возможно, что рассмотрение таких исков ведут особо доверенные лица в том предприятии, в котором создано оспариваемое секретное изобретение. 
        Патентование чрезвычайной важности изобретений в сфере оборонно-промышленного комплекса, ввиду их принадлежности к особо оберегаемой государственной тайне могут по решению уполномоченных органов в ряде случаев не патентоваться, за исключением таких технических решений с которых по решению государственного заказчика снят гриф секретности. Такие незапатентованные технические решения в соответствии с подпунктом 12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ могут находиться в статусе секретов производства (ноу-хау) в течение неопределенного периода времени. Большинство таких технических решений создается на режимных предприятиях на основе государственного оборонного заказа, что предполагает применение соответствующих мер по предотвращению утечки сведений о существе создаваемого новшества и свидетельствует о прямой заинтересованности государства в сохранении полученных результатов в глубокой тайне.  Что касается обычных предприятий, выпускающих продукцию гражданского назначения, режим секретности здесь обеспечивается внутренними регламентирующими документами, предусматривающими систему административно-правовых, организационных, инженерно-технических и других мер.
         Это в частности, ограничение круга лиц, допускаемых к секретным сведениям, регламентация непосредственной работы сотрудников предприятия с такими сведениями, планирование и проведение комплекса мероприятий по предотвращению утечки секретных сведений, включая утрату бумажных и электронных носителей этих сведений, организация контроля должностными лицами предприятия состояния защиты секретных сведений и выполнения требований по соблюдению режима секретности, организация работы с персоналом предприятия, допущенному к секретным сведениям, а также с вновь принимаемыми на работу гражданами, включая заключение договора о неразглашении секретных сведений и меры ответственности за такое разглашение.
       При этом особое внимание должно быть уделено принятию мер по  исключению проникновения посторонних лиц на территорию и служебные помещения предприятия, недопущению посещения соседних служебных помещений сотрудниками предприятия, не имеющими право допуска к секретным сведениям, строгому соблюдению установленного регламента служебного времени и распорядка работы сотрудников предприятия с секретными сведениями, предотвращению проноса и использования на территории предприятия кино-, фото-, видео-, звукозаписывающей аппаратуры и других технических средств, а также выноса с территории предприятия бумажных и электронных носителей секретных сведений. Кроме того, в этих же целях предприятие и все его служебные помещения должны быть оборудованы устройствами видеозаписывающей аппаратуры.
       При строгом соблюдении режима секретности возможность завладения третьими лицами сущностью секретных изобретений возможна только посредством исследования выпускаемой предприятием продукции. Однако такой путь не всегда ведет к успеху. В частности, не поддаются или крайне трудно поддаются рассекречиванию технологии создания новых веществ и материалов. Иллюстрацией могут служить не рассекреченные в течении многих десятков лет составы веществ, используемых для приготовления напитков Соса Cola и Pepsi Cola. Известен также изготавливаемый в США гидроизолирующий материал «Пенетрон», добавляемый в смесь песка и цемента, вследствие чего бетонная смесь приобретает свойства проникновения и надежной гидроизоляции различных полостей и трещин в бетонных и железобетонных конструкциях .
       Что касается устройств, то как показывает практика, их рассекречивание не составляет в ряде случаев большого труда способом обратного проектирования, если только попытка их вскрытия не приведет к специально предусмотренному разрушению конструкции устройства, не позволяющему выявить форму, пространственно-геометрическое расположение и конструктивные взаимосвязи деталей. Однако, не исключено, что современные методы исследования могут решить эту проблему посредством получения наглядных изображений структуры устройства посредством проникающих радиационных излучений и иных физических средств воздействия на исследуемый объект. 
         Правовые вопросы приобретения прав на относящиеся к оборонной сфере засекреченные изобретения ввиду их особого статуса остаются до определенной степени проблемными из-за отсутствия четкого механизма их разрешения. Имеющиеся на этот счет нормативные документы неспособны, к сожалению, обеспечить надлежащую защиту прав правообладателей на секретные изобретения из-за противоречий между патентной системой и законодательством о государственной тайне, устанавливающим монополию государства на научно-технические достижения в оборонной сфере. В частности, указанный в ст. 1405 ГК РФ режим охраны секретных изобретений, основанный якобы на принадлежащих патентообладателю исключительных правах, на самом деле не работает, поскольку, суть изобретения известна лишь узкому кругу доверенных лиц. При таком режиме право распоряжения изобретением, включая заключение лицензионных договоров принадлежит государству, участие же правообладателя в использовании изобретения, по своему усмотрeнию, полностью исключается. Отсюда следует, что исключительные права на секретные изобретения могут быть реализованы лишь после снятия с них грифа секретности. Но и рассекреченное запатентованное изобретение в соответствии с принципом непрерывности прав будет принадлежать государству, которое может либо сохранить за собой это право, либо уступить его заявителю, автору или третьему лицу.
         В том случае, если в материалах заявки поданных предприятием или частным лицом на изобретение имеются признаки, позволяющие отнести их к сведениям, составляющим государственную тайну, Роспатент направляет такую заявку, исходя из ее тематической направленности, в Министерство обороны РФ, ФСБ, ФАС, Минатом или иные ведомства на предмет определения степени секретности предполагаемого изобретения. В том случае, если такая заявка засекречивается, ее дальнейшую экспертизу ведут упомянутые ведомства. При положительных результатах экспертизы Роспатент извещается о признании заявленного технического решения изобретением и выдачи на него патента. Однако для заявителя это означает лишь получение морального удовлетворения, поскольку законодательством РФ не предусматривается приостановление действия исключительного права до момента рассекречивания изобретения, как это практикуется в некоторых зарубежных странах. Понятно, что такой подход к секретным изобретениям не отвечает интересам изобретателя и не стимулирует его творческую активность.
          На этом моменте следует остановиться особо, поскольку труд ученых и изобретателей должен быть по достоинству оценен обществом и руководством страны не только в моральном, но и в материальном отношении. Совершенно несопоставим вклад одаренного ученого, изобретателя, конструктора в развитие отечественной экономики с вкладом в эту же сферу одаренного футболиста или боксера. Между тем первые получают весьма скромную оплату своего труда, тогда как вторые имеют астрономические вознаграждения. Такое положение является явно ненормальным. Сдвинуть экономику с места и пойти вперед семимильными шагами, как показывает опыт развитых стран, возможно только при условии оказания всемерной поддержки науки и изобретательского творчества. Следует предпринять все моральные и материальные меры, чтобы удержать одаренных людей от миграции в зарубежные страны. Каждый потерянный талант – это потеря упущенных возможностей ускоренного экономического развития и повышения обороноспособности страны, причем эти потери могут быть порой невосполнимыми. Нельзя безучастно смотреть на обогащение других стран талантами своей страны. Это не только непатриотично, но и безнравственно.
           Как видно из вышеизложенного засекреченные технические решения могут охраняться в режиме государственной тайны без патентования в статусе секретов производства либо в режиме патентной охраны. В  режиме одной лишь государственной тайны без патентования чаще всего охраняются технические решения, созданные на  предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Новшества  же  созданные  изобретателями в  частном порядке или на обычных предприятиях охраняются в патентном режиме с приданием им статуса государственной тайны. Таким образом и в том, и в другом случае охрана этих изобретений в режиме государственной тайны является доминирующей. Что касается опасности утечки секретных сведений, то во втором случае она носит более вероятностный характер, чем в первом, поскольку изобретение создается вне режимного предприятия и, кроме того, вплоть до направления заявки из Роспатента в соответствующие уполномоченные органы для определения степени ее секретности заявка находится в режиме изобретательской, а не в режиме защищенной государственной тайны.
            При этом, как показано выше патентообладатель секретного изобретения с одной стороны вроде наделен исключительным правом, но воспользоваться этим правом не может из-за засекреченности изобретения. С другой стороны, в случае утечки сведений о созданном изобретении он и причастные к оформлению и экспертизе заявки лица (автор, патентные поверенные, эксперты) могут быть включены в число лиц подозреваемых в раскрытии государственной тайны, вплоть до прямого обвинения в совершении данного деяния. В результате полученный патент на секретное изобретение вплоть до его рассекречивания находится в поле действия законодательства о государственной тайне. И это является серьезной проблемой, из-за которой авторы вынуждены порой скрывать свои научно-технические достижения, предпочитая иногда их тайно сбывать за вознаграждение иностранным компаниям. На действительное существование такой проблемы, усугубленной низким уровнем стимулирования инновационной активности и трудностями, реформирования науки и образования, указывает, в частности, Л.В. Щербачева, справедливо полагающей, что в таких условиях вопросы защиты интеллектуальной собственности в России должны носить стратегический характер . Приведенное мнение Л.В. Щербачевой тесно переплетается с поднятыми выше вопросами создания для одаренных личностей хороших условий для плодотворной работы, поскольку если такие условия будут созданы, отпадет причина для сокрытия и сбыта за рубеж талантливыми личностями своих изобретательских находок.    
            Еще одной проблемой, является неудовлетворительное кадровое обеспечение экспертизы заявок на секретные изобретения. Дело в том, что помимо допуска к сведениям, составляющим государственную тайну эксперты должны иметь не только юридические, но и хорошие знания в различных областях науки и техники по тому или иному тематическому направлению. От квалифицированно проведенного патентно-информационного поиска, правильной оценки охраноспособности заявленного технического решения, грамотного ведения делопроизводства и общения с заявителем зависит очень многое и в первую очередь качество выданного патента. Поэтому повышение уровня квалификации сотрудников режимных учреждений является задачей первостепенной важности. Добиться этого можно не только посредством обучения на курсах и семинарах по патентному делу, но и путем самостоятельного глубокого изучения специальной литературы в разрезе доминирующей сферы деятельности.
            Другой острой проблемой является проблема проведения патентно-информационного поиска технических решений, имеющих отношение к создаваемому секретному изобретению, поскольку в соответствии со ст. 1402 ГК РФ они ввиду засекреченности не публикуются. В результате из-за ограничения допуска патентоведов и патентных поверенных к такой информации, созданные в индивидуальном или служебном порядке на обычных предприятиях изобретения имеют слабую опору на  близкие аналоги, либо вовсе их не имеют, что может негативно отразиться на охраноспособности заявляемых к патентованию технических решений. Решение этой проблемы будет, по-видимому, всегда находиться под большим знаком вопроса. 
            Представляется вполне естественным, что в случае, если заявке присваивается гриф государственной тайны, то расходы по проведению ее экспертизы и поддержанию в силе выданного патента должно взять на себя государство с соответствующей компенсацией индивидуальным изобретателям понесенного ущерба в связи с засекречиванием технического решения. Такие компенсационные меры в пользу правообладателей широко распространены в мировой патентной практике. Так, например параграф 183 патентного закона США предусматривает возможность выплаты обладателю заявки на секретный патент компенсации за ущерб, нанесенный по причине издания Комиссаром приказа о сохранении изобретения в тайне и за использование его правительством в результате раскрытия. При этом право на компенсацию за такое использование возникает с даты первого использования секретного изобретения, причем уполномоченные лица должны вступить в соглашение с заявителем для полного урегулировании данного вопроса. К сожалению, подобная норма о компенсации за засекречивание изобретения не включена в ГК РФ. Избранный же взамен этой нормы так называемый «рынок секретных изобретений» является по мнению В.С. Азовцева, сомнительным . И это также существенная проблема, не способствующая стимулированию изобретательской деятельности в этой важной сфере.
         Тянущаяся с 1995 г. невнятная ситуация с принятием Закона РФ «О секретных изобретениях», предусматривающего выплату денежной компенсации за засекречивание изобретений является одной из причин способствующей миграции ученых за рубеж вместе с которыми утекает немалое количество незапатентованных, в том числе, не исключено, секретных изобретений. Затяжка с принятием упомянутого закона, помимо действительно имеющих в нем место недоработок, возможно связана еще и с тем, что около 10% поступающих в Роспатент заявок на изобретения относятся к категории секретных и следовательно, на выплату изобретателям денежных компенсаций потребуется значительная сумма . Однако при этом не учитывается, что эта якобы потерянная сумма окупится в десятки, если не в сотни раз тем экономическим выигрышем, который получит страна от вклада ученых и изобретателей в экономическое процветание страны.   

Использованная литература:

1. Копылова С.В. Венчурные фонды, как средство развития малого и среднего бизнеса. // Всероссийский научно–практический журнал. – История, философия, экономика и право. –  № 1, 2013 
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ с последующими изменениями.
3. Комментарий к статье 1401-1404 Гражданского кодекса РФ. Электронный ресурс.– https://gkrf24.ru/statia-1401-1404-gk
4. Чайков М., Майкова А. Коллизии секрета производства (ноу-хау). // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. – № 5, 2010. – С. 12-15.
5. Щербачева Л.В. Анализ проблем защиты коммерческой тайны // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф..– Новосибирск: СибАК, 2012.
6. Азовцев В.С.  Правовая охрана секретных изобретений в Российской Федерации. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М., 2012.
7.  Амелина А. Дважды отвергнутый закон «О секретных изобретениях» Электронный ресурс. http://www.rapsinews.ru/legislation_ publication//20170817/279780262.html –


Рецензии