Годы Анни Эрно

   В прошлом году нобелевку по литературе получила француженка Анни Эрно. “Годы” – нечто среднее между  ее  автобиографией и серией коротких зарисовок о жизни Франции с конца 40-х до начала 2000-х.

      Надо сказать, что несмотря на несомненно полезные  и хорошо оформленные  знания из области этнографии  (“Бог  существует, и я на него вчера наступил ” – надпись на парижской стенке 1968 года, к примеру ) –   книга  произвела на меня достаточно гнетущее впечатление.

      Эрно    – выходец из провинциального среднего класса, пожалуй даже, из нижней части среднего класса. Она окончила университет и до выхода на пенсию занималась преподаванием а лицее, то есть по сути  прожила жизнь  усредненного читателя своих произведений. Мы привыкли думать о Франции как о месте парижского шика, блестящих интеллектуалов, летчиков, наподобие Сент-Экзюпери, добровольцев Первой Мировой вроде Аполлинера...   проклятых поэтов, занимающихся на чердаках наркоманией и гомосексуализмом,  а в перерывах пишущих гениальные стихи...  Но  существует и тихая  провинциальная Франция, страна  Мадам Бовари, которую Флобер описывал с ужасом и любовью, потому что отчасти сам  принадлежал этой  удушливой провинции – тупой, лицемерной,  любящей пожрать  –   и никак не мог  от нее отделаться.  Говорят, что девушку сравнительно просто  убрать из Техаса, однако убрать Техас из девушки значительно   труднее... Флобер всю жизнь бился, чтобы истребить в себе собственный Техас – и это ему никак толком не удавалось. Но писатель окончательно не принадлежал этой среде – он описывал ее, хотя бы частично,  со стороны. 

       Труд  же Эрно   – род  записок  Мадам Бовари, которой подарили  противозачаточные средства. Отличительная черта сочинения – почти полное отсутствие местоимения “я” и глагола “думать”. Автор  все время пишет о “нас”, либо о “ней” – как части некого аморфного общего. Единственный пафос томика – желание чувствовать, даже не как все, но   как все привилегированные – мужчины в первую очередь. В этом смысле “Годы” –   некий антипод  автобиографии Бродского  “Полторы комнаты” , где поэт отстаивает право человека именно думать не так, как большинство остальных, наперекор системе; право на отдельность и индивидуальность.   На личность, как нечто уникальное.  На свою половину комнаты.

     Анни поет гимн женской контрацепции и свободе аборта, которые по ее  мнению сравняли оба пола, дав женщине, как и мужчине, доступ к не обремененному деторождением сексу. Но сравняла ли противозачаточная таблетка женщину с  химиком Карлом Джерасси,  который такую таблетку изобрел, сумев извлечь  из мексиканского  растения синтетический гормон?      


Рецензии
Здравствуйте, Николай.

Не читал произведений лауреата Нобелевской премии по литературе 2022 года Анни Эрно. Несколько удивила формулировка: «за храбрость и клиническую остроту, с которыми она раскрывает корни, отчуждённость и коллективные ограничения личной памяти»). Но Вы всё объяснили: « Труд же Эрно – род записок Мадам Бовари, которой подарили противозачаточные средства. Отличительная черта сочинения – почти полное отсутствие местоимения “я” и глагола “думать”».
Сейчас много пишут об ИИ, совсем забывая о КИ (коллективном интеллекте). Возможно, у каждой социальной группы свой КИ, а значит, и коллективные ограничения для КИ группы тоже свои. Все-таки эпоха регресса и деградации не менее интересна, чем другие эпохи).

С уважением, Александр.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   30.03.2023 13:47     Заявить о нарушении
Здравствуйте

Интересны – да, но жить в такое время – удовольствие на любителя. Хотя “времена не выбирают, в них живут и умирают...”

Нобелевская по литературе - вещь специфическая, они сильно политизированы.

Ritase   30.03.2023 16:45   Заявить о нарушении
А кому бы Вы из зарубежных авторов присудили Нобелевскую премию?

Александр Галяткин Юлия Фадеева   30.03.2023 17:15   Заявить о нарушении
Я немного читаю современных авторов. Мураками дал бы, наверное.

Ritase   31.03.2023 03:44   Заявить о нарушении
Достойный кандидат. Блестящий стилист. Поддерживаю. Но сейчас премию дают только всякой литературной шелупони).

Александр Галяткин Юлия Фадеева   31.03.2023 11:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.