ПК Гл. 2 Великий раскол

По моему разумению все беды католической церкви начались со времен папы Григория VII (1073-1085). Папа решил стать «владычицей морскою» и постановил, например:   только он один может низлагать епископов и восстановлять их, он может низлагать императоров, никто не смеет отменить его решения, а сам он отменяет чьи угодно, Римская Церковь никогда не заблуждалась и впредь не будет заблуждаться и т.п.

И пошло, и поехало… Церковь погрязла, выражаясь современным языком, в коррупции и стяжательстве. Продажа церковных должностей была поставлена на поток. Взятки, мздоимство, сибаритская роскошь. Если у тебя грехи великие, нет проблем: платишь денюжку и получаешь индульгенцию, т.е. всепрощение, и иди греши себе на здоровье дальше.  А против всех несогласных «институт инквизиции» пожалуйте. Еретик? Отправляйся на костер!  И имя твое Джордано Бруно.

Одним из последствий постановлений папы Григория стали удивительные и позорные явления, когда во главе католической церкви оказывались сразу два легитимно избранных папы, а однажды даже три (1).

Подобная ситуация не могла не породить несогласных и выражающих протест – протестантов.

Принято считать, что начало протестному движению (реформации) положил католический монах-августинец Мартин Лютер, прибив 31 октября 1517 года 95 своих знаменитых тезисов на двери Замковой церкви в городе Виттенберге курфюршества Саксония (современная Германия). В тезисах Лютер вскрывал некоторые пороки католической церкви и утверждал в качестве единственного авторитета текст Священного Писания.

Английский Король из династии Тюдоров Генрих VIII (Henry VIII) вслед за папой Львом Х осудил преданного анафеме вероотступника и еретика Мартина Лютера, проявив солидарность с решениями католической церкви.

Но за королем Генрихом водился один небольшой грешок. Был он сильно охоч до женского полу. Только официальных жен у него было шесть.

Первой его женой была Екатерина Арагонская, которая до Генриха уже была в браке с его старшим братом Артуром наследником престола, принцем Уэльским и графом Честером. Вскоре после свадьбы принц неожиданно скончался, так и не став королем Англии. Зачем принц Генрих, взойдя на престол, взял ее в жены, трудно сказать. По какой-то причине Екатерина не могла родить наследника, и король присмотрел себе новую избранницу из свиты своей родной сестры Марии бывшей замужем за королем Франции Людовиком ХII.

Но чтобы заключить новый брак, прежний необходимо расторгнуть. А на это нужна санкция Папы. Происходило сие событие в 1527-1529 годах. Действующий папа Климент VII аннулировать брак наотрез отказался. Но король Генрих выход нашел. Он объявил, что католическая церковь Англии более Риму не подчинена. Теперь он сам глава английской церкви. Пройдя соответствующие парламентские процедуры английская, правильнее англиканская церковь в 1534 году полностью вышла из-под контроля Рима.

Но и такой церковью недовольные были, потому как, по сути, она мало чем отличалась от своего римского корня.

Тут, как говорил незабываемый Михаил Сергеевич, главное – нАчать, и процесс пойдет. Реформация, словно джинн, выпушенный из бутылки, покатилась по всем странам Европы. В Германии – Мартин Лютер, во Франции – Жан Кальвин, в Швейцарии – Ульрих Цвингли. Абсолютно в каждой стране нашлись активные и образованные личности, имевшие определенные духовные запросы и недовольные положением дел и установленными порядками в церкви, да и в мирской власти, вокруг которых организовывалось протестное движение.

Из всех возможных путей противостояния нарождающейся реформации католическая церковь избирает самый непродуктивный и тупиковый, но и наиболее распространённый по сей день метод борьбы с инакомыслием – преследование инакомыслящих. С амвонов говорим одно, а о чем говорим, того не делаем. Наказ Гамлиэля в Сангедрине никто помнить ни в какие времена не хочет: «если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деяния 5:34).

И проклинали, и жгли на кострах, и специальные полицейские ордена создавали, вроде ордена иезуитов, и войны начинали, но всё напрасно.

Естественно, не только церковные пороки привели к Реформации. Время изменилось. Изменился общественный запрос. По всей Европе нарождался новый класс – буржуазия, которую по тем или иным причинам католическая церковь перестала устраивать.

Но вернемся в Англию. Последователи идей Лютера и Кальвина получили в Англии название пуритан. Пуритане отличались крайней строгостью нравов, целомудрием и аскетизмом, целеустремленностью, трудолюбием и бережливостью. Именно пуритане стали ядром отцов-пилигримов.

Но и пуритане не были однородной группой. Часть пуритан занимала довольно лояльную позицию по отношению ко вновь народившейся англиканской церкви. Более радикальное крыло требовали самостоятельности и самоуправления церквям местных общин – конгрегаций (от англ.  собрание, скопление).

Одним из лидеров, основателей и проповедников конгрегационализма был Роберт Браун (Robert Brown). Он основал собственную церковь в 1580 году в Норидже, в городе на востоке Англии. Был популярен и имел много последователей.


Не будет большим преувеличением сказать, что новые разновидности «правильно» верующих множились в среде протестантов как грибы в августовском лесу после дождя.

Пуритане, пресвиториане, индепенденты-конгрегационалисты, баптисты, методисты, квакеры, лютеране, и много позже плимутские братья, адвентисты, пятидесятники и т.д. и т.п. (2).

Жизнь вновь организующихся общин не была гладкой и безоблачной. С первых же дней началось жесточайшее противостояние «официальной» церкви с нарождающимися группами каких-то смутьянов и самозванцев. Очень быстро дело дошло до вооруженных столкновений.

У короля Генриха VIII и Екатерины Арагонской, развод с которой и положил начало англиканской церкви, родилась и выжила дочь по имени Мария.  В 1553 году она стала королевой Англии. За короткий период на троне (умерла от чумы в 1558 году) королева Мария наделала много разных полезных дел, за что обрела в истории меткое прозвище «Кровавая Мэри». Самое главное попыталась восстановить католичество в Англии, отправив на плаху или костер на тот момент всех лидеров нарождающиеся протестантской ветви христианства.
 
Когда на престол взошла следующая дочь Генриха VIII Елизавета-девственница, всё вернулось на круги своя. Она отличалась веротерпимостью и в годы ее правления обстановка в стране была более-менее стабильной. И тем не менее, Елизавета подписала «Закон против пуритан» (The Act Against Puritans, 1593), в котором говорилось, что любой, кто не посещал службы Англиканской церкви в течение 40 дней и кто посещал частные службы (пуритан) «вопреки законам и статутам королевства и будучи в них законно осужденными, должны быть заключены в тюрьму…» и содержаться там до тех пор, пока не осознает, как он был неправ.

Следующим на английском престоле (1603) оказался шотландский король Яков.

«Яков отнюдь не выглядел посланником Бога. Его язык был слишком велик для его рта, а бегающие глаза придавали ему сумасшедший вид. Он носил одежду, надежно защищавшую от ударов ножей потенциальных убийц, а когда охотился на оленей, то его привязывали к лошади, чтобы он не упал. Даже льстивые подданные ненавидели эти дни охоты, когда король мог торжествующе вскрыть брюхо пойманного оленя, запустить туда руки и измазать собак и сопровождающих кровью…. Становясь старше, Яков обнаружил в себе скрытую тягу к мужскому полу и в итоге передал все управление делами в руки молодых фаворитов, чьими единственными достоинствами были милое личико и грация» (3).

А самое главное, он на дух не выносил пуритан.

«Нет епископа – нет короля!» – кричал он, встречаясь с пуританами…. «Я научу вас покорности, – запугивал он пуритан, – или изгоню вас из страны, или еще что-нибудь похуже» (3).

Уже упоминаемый мною Роберт Браун умер в тюрьме Нортгемптона в 1633 году, во время правления следующего английского короля Карла I,  еще более злейшего ненавистника и преследователя пуритан, чем его предшественник.

Священник Англиканской церкви и магистр теологии и искусств Джон Робинсон (John Robinson) в годы своего обучения в Кембриджском университете примкнул к последователям Брауна и стал одним из основателей конгрегационалистов. Он собрал группу единомышленников в небольшой деревеньке Скруби в северном Ноттингемшире в доме высокопоставленного чиновника Уильяма Брюстера (William Brewster ). Среди «прихожан» оказался уже знакомый нам 16-летний Уильям Брэдфорд.

Осенью 1607 года конгрегация Скруби решила эмигрировать в Нидерланды, опасаясь преследований со стороны властей. Они обосновались в городе Лейден. Но и в Голландии ничего хорошего их не ждало. Разочаровавшись в жизни «в старом свете» наиболее активные из членов группы Джона Робинсона решили попытать счастье в Северной Америке, где, как им казалось, они смогут воплотить в жизнь свои главные чаяния – построить «град на холме» новый Иерушалаим. Сам Робинсон с семьей остался в Голландии. И только один из шестерых его детей Исаак в 1631 году переехал в Бостон.



(1) Итальянец (неаполитанец) Бартоломео Приньяно (Bartolommeo Prignano), избранный Папой под именем Урбана VI (Urbanus Sextus 1378-1389), сразу же после интронизации вступил в конфликт с коллегией кардиналов. Те покинули Рим и объявили избрание Урбана VI недействительным, а самого его душевнобольным. Папа Урбан ничуть не огорчился: он назначил себе новых кардиналов числом 29 штук. Затем те же самые кардиналы единогласно избрали Папой кузена французского короля кардинала Роберта Женевского (Robert de Genеve), который принял имя Климент VII (Clement VII  1378-1394) и обосновался в Авиньоне. Возникла ситуация двоевластия ("двоепапия"), получившая название "Великий Раскол".
 
Оба Папы принялись искать поддержку по всей Европе, назначая своих кардиналов и отлучая от Церкви непокорных, своих противников. В течение нескольких лет Европа раскололась на два лагеря. За Урбана VI встали (Римская линия) Северная Италия, Дания, Польша, Венгрия, Богемия, Фландрия, Нидерланды, Англия и часть Кастилии. За Климента VII (Авиньонская линия) выступили Сицилия, Франция, Шотландия, Австрия, Савойя, Кипр, Уэльс, впоследствии также Арагон и Наварра. Каждую линию впоследствии продолжили свои папы.

В 1409 году в г. Пиза собрался Собор, на котором присутствовали кроме иерархов церковных главы европейских государств, крупнейшие теологи и юристы и прочий весомый люд. Папа римской линии Григорий XII и авиньонской Бенедикт XIII словно сговорившись решили это представительное собрание проигнорировать.

Раздосадованное великое собрание низложило ослушников и выбрало нового папу Александр V с резиденцией в Пизе. «Ослушники» решение Собора, естественно, не признали.  Вот так во главе католической церкви оказались сразу три папы. Впоследствии правильной была «назначена» римская линия. А всем остальным приклеили титул Антипапа.

(2)А еще: сикеры, рантеры, антиномийцы, баптисты седьмого дня, адамиты,  диггеры,  левеллеры,  анабаптисты, магглтонианцы и др.

(3) Цитаты взяты из книги профессор истории Пенсильванского университета Ричарда С. Данна «Эпоха религиозных войн». Глава «Пуританская революция».


Иллюстрация: Мартин Лютер и его «95 тезисов».

Продолжение http://proza.ru/2023/02/01/1517


Рецензии
Привет, Яков! Прочла с интересом. Даже заглянула уточнить скольких Кровавая Мэри загубила. Почти 300 человек на костёр отправила. За пять лет правления. А Генрих Восьмой за все годы правления 40 еретиков.
С уважением, Нина.

Нина Юдина   27.01.2023 12:11     Заявить о нарушении
За все годы правления Генриха Восьмого было повешено не менее 70 тыс. человек. Это были в основном бунтовавшие против огораживания крестьяне. Что за "еретики" были в Англии в то время? Король, познакомившись с ересью М.Лютера, объявил лютеранству войну, назвав себя "защитником веры" - католической, конечно. А когда ему не позволили бросить Екатерину Арагонскую, "защитник веры" веру переменил и чуть было не отправил на эшафот любимого кардинала Уолси. Вскоре отрубили голову "еретику" епископу Фишеру, а потом и Томасу Мору. Потом последовали шесть "прелюбодеев", якобы переспавших с Анной Болейн, потом сама Анна (первая жертва в Англии, обезглавленная не секирой, а мечом - новация!), потом верный королевский пес Томас Кромвель, лихо отправлявший "еретикрв" на плаху и костер. Кромвеля казнили за госизмену! Король объявил своего приспешника "самым гнусным изменником" и "самым гнусным еретиком". После казни Кромвеля король приказал "очистить" Тауэр, среди которых была 70-летняя графиня Солсбери, которую обезглавили только за то, она принадлежала к династии Йорков, забытой со времен войны Алой и Белой Розы! Потом обезглавили двух мнимых любовников новой молоденькой королевы Кэт Говард, а после них и 20-летнюю королеву (мистера Ласселса, написавшего на нее донос, сожгли на костре - еретик как никак!). Потом парламент принял закон, по которому католиков предписывалось вешать, а лютеран сжигать на кострах. В июле 1546 г. в Лондоне сожгли одну даму за отрицание обедни, а через месяц король выступил с предложением отменить обедню! У приближенного короля герцога Норфолка казнили его сына, а сам он спасся за несколько часов до своей казни - 21 января 1547 г. монарх отдал Богу душу! Кровавая католичка Мэри усвоила уроки отца и в 1556 г. казнила кардинала Кранмера, признавшего в свое время Мэри незаконнорожденной, за "ересь". Перед сожжением кардинал заявил о своем возвращении в лоно католической церкви, но заготовил два варианта предсмертной речи - католический и англиканский. Перед костром он предпочел ... второй вариант. Еретик!

Алексей Аксельрод   27.01.2023 18:38   Заявить о нарушении