Поговорили

– Маршрут построен! – сообщил навигатор бодрым женским голосом, и Андрей Валентинович, недоверчиво покосившись на умный гаджет, тронул с места свою ласточку – новенькую «Ладу-Приору».

– Ну, поехали! – пробормотал он, разворачиваясь в указанном направлении.

– Поехали! – радостно отозвался навигатор.

Андрей Валентинович слегка вздрогнул, но руль не выпустил: сказывалась многолетняя привычка крепко держаться за баранку при любых неожиданностях. Он был водителем со стажем – почти сорок лет за рулём, город знал, как свою квартиру: ночью разбуди – скажет, по каким улицам нужно ехать, чтобы добраться до какого-то адреса. Навигатор был ему не очень-то и нужен, но... Город стремительно разрастался, новые районы росли, как грибы после тёплого дождя, а ездить Андрею Валентиновичу по работе приходилось много и часто. Вот сыновья, насмотревшись, как отец вечерами изучает транспортные карты, скинулись и подарили ему навигатор.

Андрей Валентинович, дожив до своих пятидесяти с лишним лет, к новомодным приспособлениям относился с уважением, но в то же время не слишком им доверял. Он был классным механиком, машину мог разобрать по винтику и так же собрать, не заглядывая в справочники и не советуясь со знающими людьми. То же самое мог проделать с любой бытовой техникой, которой много было в квартире, где жила его семья. Но электронных приборов не касался: говорил, что они не его сфера. Смартфон освоил с помощью сыновей, но дальше этого дело у него не пошло. А тут – навигатор. Будет подсказывать ему, опытному шофёру, как и куда ехать! Он и не пользовался прибором, пока не пришлось ехать по незнакомому адресу в район новостройки, толковых карт которого ещё не существовало.

Надо сказать, что, помимо того, что Андрей Валентинович был классным водителем, он имел одну особенность: любил болтать за рулём. Не по телефону, это правило он неукоснительно соблюдал, а с попутчиками, если таковые находились, а если нет, то просто глядя на дорогу и комментируя всё на ней происходящее. Вот и сейчас, чуть не наехав на выскочившего из придорожных кустов пьяненького мужичка, высказал всё, что думал о таком поведении пешеходов-самоубийц.

– Баран безмозглый! Жить надоело! – согласился с ним навигатор и добавил: «Через двести метров поверните налево!»

– Без тебя знаю! – проворчал Андрей Валентинович, поворачивая руль и перестраиваясь в другой ряд, и тут до него вдруг дошло: «Что?! Что ты сказал?»

– Держитесь левее, впереди поворот налево! – уточнил навигатор.

– Без твоих подсказок обойдусь, умник! До этого ты что сказал?

– Прямо три километра!

– Да что ты говоришь? А то я сам не знаю! Тут другой дороги нет и не было!

Машина плавно катилась вперёд, за окном мелькал городской пейзаж, казалось, что отпусти руль – и машина поедет сама, на автопилоте. Навигатор молчал, а Андрею Валентиновичу стало немного скучно.

– Так ты, значит, тоже поговорить любишь, – обратился он к навигатору. – Не слыхал про такие способности. Друзья мои тоже с навигаторами ездят, но у них они только про дорогу толкуют. В автоматическом режиме. А ты, выходит, новое поколение? Беседу поддерживать можешь? Вот мне интересно: про дорогу ты всё знаешь, а ещё что-то тебе известно? Например, какая в мире обстановка, что в других городах и странах делается? Молчишь? Тёмный ты, хоть и видно тебе всё. Ты как мой начальник, только и можешь, что указания давать, а сам в работе ни в зуб ногой!

Навигатор обиженно засопел.

– Я попросил бы без оскорблений! Не знаю, какой там у вас начальник, но я всё, что мне положено знать, знаю, а чего не положено, мне и знать не надо. Не положено мне знать, как «Зенит» с «Авангардом» сыграли – я и не знаю, вот! А через пятьдесят метров надо повернуть направо, это я знаю точно!

– Куда направо? Там поворота нет! Склеились твои электронные мозги, что ли? Ах, извини, сделали проезд, а я и не знал. Ладно, проехали, не обижайся!

– То-то – «не обижайся»! Вот возьму и обижусь, и езжай сам, куда захочешь – я слова не скажу!

– Ну-ну, Сусанин, я же извинился! Кто тебя знает, как ты дорогу определяешь – в первый же раз с тобой еду! Вдруг поедем мы с твоей помощью из Москвы в Крым через Архангельск.

– Плохая дорога! – возмутился навигатор. – Кто же так ездит?!

– Ездят некоторые, кто своей головы не имеет, а на чужие электронные мозги надеется. Вот недавно друг мой…

– Через триста метров у светофора поверните налево! – перебил его навигатор. – Про электронные мозги слушать не буду – много вы в них понимаете! У каждого свой мозг должен быть, электронный или как у вас, не пойми из чего сделанный, но свой! Налево поверни, говорю. Куда прямо поехал?! Плохая дорога!

– Ну уж нет! Ты хоть и умный, а не всё знаешь. Если повернём налево, такой крюк в объезд сделаем, что бензина не хватит.

И поехал прямо.

– Плохая дорога! – сердито повторил навигатор.

– Сам ты плохой! Сто раз тут ездил, ничего плохого не было. Ах, чёрт! Что-то там случилось – вон пробка какая выстроилась!

– Впереди авария в правом ряду! Будьте осторожны!

– Да уж спасибо, понял.

– Слушать надо, когда тебе говорят.

Навигатор замолчал, только вздыхал время от времени, и Андрей Валентинович тоже умолк, размышляя, как выбраться из плотных рядов машин, пытающихся протиснуться в узкое горло перегороженной аварией улицы. Потихоньку лавируя, он передвинулся ближе к обочине, и тут неожиданно сбоку открылся просвет, внутренняя дорожка, ведущая куда-то во дворы. Не раздумывая, он свернул туда.

– Плохая дорога! – вздохнул навигатор. – Пересчёт маршрута!

– Ну валяй, пересчитывай, эту дорогу я не знаю, – сказал Андрей Валентинович, внимательно глядя по сторонам. Проезд был узким, извилистым, дорожка вилась между домами, по бокам её окружали заросли кустарника, откуда в любой момент могли выскочить ребёнок или неосторожная кошка.

– Что-то долго ты пересчитываешь, – сказал, обращаясь к навигатору, Андрей Валентинович. – Этак мы неизвестно, куда заедем! Вот опять же ты мне моего начальника напоминаешь! «Пойди туда, не знаю куда!» – это его коронное. А знаешь, хочется мне бросить на фиг эту работу. Надоело без конца разъезжать с какими-то дурацкими поручениями, от которых толку, как от машины без мотора. Сидел бы сейчас в офисе, бумаги перебирал или в автомастерской ремонтами занимался. Кайф! А то езжу по плохим дорогам с утра до вечера, и никакой мне ни от кого благодарности!

Андрей Валентинович посопел обиженно и хотел ещё что-то добавить, как оживший навигатор бодро сообщил:

– Маршрут построен! Через пятьдесят метров выезжайте на дорогу и поверните направо! Прямо двести метров! – и добавил: «Можно подумать, от тебя благодарности много! Советуешь тут, советуешь, подсказываешь, как лучше, а ты всё равно по-своему делаешь».

– Слава богу, живой! – улыбнулся навигатору Андрей Валентинович, выворачивая руль и выезжая из лабиринта на широкую магистраль. – Ну, веди меня дальше, этот район я не знаю, не был ни разу.

– Поверните налево, прямо – километр. Впереди камера, шестьдесят!

– Какие шестьдесят?! И так ползём как черепаха, этак мы до следующего утра не доедем! Ладно, слушаюсь, штраф платить никому неохота, – он помолчал недолго, потом спросил: «А вот женщины тебя так же слушаются или по-своему поступают? Например, жена моя, Ольга Петровна, вечно мне указания даёт: как, куда и с какой скоростью ехать. Ну чистый навигатор! Вроде тебя. А? Молчишь... Обиделся…»

– С женщинами ещё не ездил, с тобой первым в рейс отправился. Вот съезжу с твоей женой, тогда и узнаю. Прямо пятьсот метров, за светофором поверните направо, а потом налево!

«Так я ей руль и доверил, жди!» – подумал про себя Андрей Валентинович, но вслух ничего не сказал.

Некоторое время они ехали молча, потом Андрей Валентинович не выдержал, спросил:

– Что же мы с тобой? Едем-едем, разговариваем, а я даже, как звать тебя, не знаю. Назовись хотя бы!

– Навигатор меня зовут. Родители так назвали.

«Родитель, производитель… Создатель», – пронеслась в голове у Андрея Валентиновича цитата из старого фильма о роботе Роберте.

– Создатели, значит, назвали… Слушай, а ты вроде как Алиса в компьютере. Ну голосовой помощник, что ли?

– Не знаю никакой Алисы, я сам по себе! – отозвался навигатор. – И вообще я мужчина, мужского рода, понял? – и без перехода добавил: «У моста поворот налево, дальше прямо – километр!»

«Алисы не знаешь, а женским голосом о себе в мужском роде говоришь», –подумал Андрей Валентинович, но озвучивать свою мысль не стал – кто его знает, это непонятное устройство как отреагирует. Пусть уж лучше дорогу подсказывает.

Нужный Андрею Валентиновичу жилой квартал на окраине города, куда они, наконец, приехали, красивыми пейзажами не радовал. Уже построенные и ещё не достроенные дома без внешней отделки выглядели унылыми серыми коробками со слепыми проёмами окон. Кругом грязь от разбитых колёсами грунтовых дорог, изредка попадались чахлые ободранные большегрузами деревца. Отдельными нелепыми вкраплениями выглядели нарядные витрины магазинов, уже успевших внедриться в полуживой мир новостройки.

– И дёрнуло же руководство открыть новый офис в такой дыре! – ворчал Андрей Валентинович, объезжая грязные глиняные лужи. – Сами бы сюда и ездили, так нет, меня гоняют, будто я голубь почтовый или курьер какой! Я менеджер, высшее звено, а они... – Андрей Максимович насупился в лад своим мыслям и не сразу услышал навигатор.

– Маршрут окончен! – сухо сообщил навигатор и добавил другим тоном, почему-то показавшимся Андрею Валентиновичу ехидным: «Приехали!»

Захихикал и отключился.

Андрей Валентинович огляделся по сторонам. Справа – два недостроенных дома, слева, чуть поодаль, ещё два таких же, и прямо перед капотом – подготовленный к сдаче, но не заселённый пока дом. Никаких признаков искомой конторы не наблюдалось. Согласно давней традиции таблички с названиями улиц и номеров домов тоже отсутствовали.

– Куда ты меня завёл, Сусанин недоделанный?! – рявкнул Андрей Валентинович, глядя в чёрный экран. – Как мне теперь отсюда выбираться?

Хотел было с досады шмякнуть коварный прибор об пол, но, подумав, что сыновья обидятся за свой подарок, бросил его на сиденье. Плюнул, выбрался из машины и пошёл спрашивать дорогу старым проверенным способом – опросом населения.

– Вот и поговорили с умным устройством! – бурчал Андрей Валентинович, высматривая редких прохожих. – Нет, что ни говори, а этой навороченной электронике доверять нельзя! Гад-же-ты... А если бы я в тайге ехал?!


Рецензии