На снегоходах по Горному Алтаю
Езда на снегоходе одновременно похожа на горные лыжи и водный скутер. Лыжи напоминает скоростной спуск с заснеженных вершин, а скутер ощущение волн из глубокого пухлого снега. Кстати сказать, снег там везде разный. Где-то мягкий и очень глубокий(по грудь), где-то образовывает фигурные наледи, а на вершинах его может даже не быть. Там железные лыжи страшно скрепят по острым камням. Природа здесь необычайно разнообразна и величественна: лес из реликтовых кедров сменяется парковым редколесьем и альпийскими лугами, выше находятся «гольцы» — голые горные вершины. Никогда не забуду грандиозный вид с гор на Телецкое озеро, и самую живописную дорогу - спуск по каньону реки Самыш. Один пейзаж восхитительнее другого, и хочется бесконечно смотреть на это снежное великолепие, и жать, жать на «гашетку» снегохода... Однако в такой езде есть определенная доля экстрима. Мне не раз приходилось застревать «по уши» в глубоком снегу и тяжело откапывать снегоход лопатой. И даже переворачивать его на бок. В такой момент важно успеть подальше оттолкнуться от снегохода в воздухе, что бы не придавило. Но самым страшным было бы потеряться в этой глуши с моим географическим кретинизмом. Хорошо, что со мной был гид - простой местный парень. Он, не пользуясь навигатором, легко находил дорогу «по ёлкам». Однако, озадачил его рассказ про предыдущую группу, когда из за нулевой видимости им пришлось остановиться и провести зимнюю ночь в лесу. Гид Денис отчаянно нервничал и ругался, когда я застревал или переворачивался. Он лет десять «прорубал» трассы на снегоходе среди непролазной горной тайги искренне удивлялся, почему я не могу ездить, как он. Ведь я еду за ним, поэтому должен просто повторять все его движения и «думать головой». Особенно было обидно, когда он рассказывал про каких-то девушек-туристок, которые сразу все схватывали (не то, что я). Но как-то застрял и сам Денис. Как же я удивился, когда он стал ругать свой снегоход так же отчаянно, как и меня. Я даже почувствовав к его технике некую солидарность.
Особенное место в путешествии заняли мои жилища с их жителями. Первая ночевка была на турбазе «Каракольские озера». Там было темно и холодно, поэтому пошел искать сторожа Гену. Им оказался худой, с длинными засаленными волосами и вытянутым свитером человек, чем-то напоминающий хиппи. Он увлеченно играл в мобильном телефоне. Я попросил его подтопить, на что Гена, смущенно потупив взгляд, спросил: «Нет ли у тебя случайно “ЧЕГО-НИБУДЬ”?». «ЧЕГО-НИБУДЬ», конечно, было, ведь я только приехал из Москвы.) Тут-же заработал генератор, нашлись дрова, и в помещении стало тепло и светло. Гену пригласили посидеть с нами, он оказался очень веселым и разговорчивым.
На второй турбазе сторож Виталий встретил нас и сказал: «Я неделю назад досмотрел последний фильм, и стало скучно. Подумал, что хорошо бы, если кто-нибудь приехал. И вот, вы приехали!». В отличии от Гены Виталий был скромным и молчаливым, и почему-то вегетарианцем. Откуда в глухой тайге вегетарианец? В конце он подарил мне три большие кедровые шишки. А еще на турбазе висели удивительные картины про индейцев, написанные маслом, и никто не знал про их происхождение.
Третье жилище было уютным и чистым. Это было удивительное место, состоящее из трех домов. В одном жил хозяин Сергей, во втором поселились мы, а третье называлось...Музей Алтая...Хозяин сразу пригласил нас на чай с медом. Он оказался врачом. Раньше Сергей практиковал в городе и вот уже несколько лет живет в лесу в 30 км от ближайшей деревни. Летом к нему приезжают люди на лечение и реабилитацию, и он помогает им, используя методы нетрадиционной медицины (обертывания, иглоукалывания, массаж и т.д). Особенно меня поразило наличие в избе настоящего микроскопа с увеличением 2000 крат! Сергей оказался очень увлеченным и разносторонним человеком - любителем эзотерики. Он много рассказывал об Алтайских шаманах и даже был в Перу, чтобы попробовать настоящую Аяуаску. Чай затянулся, а мы все говорили и говорили, и разошлись только к четырем утра, обсудив методы лечения, проблемы Алтая, охоту, религию, значение Рериха, суть реинкарнации и прочее, прочее… Утром я пошел смотреть музей. Здесь было представлено множество геологических, исторических, этнографических, зоологических экспонатов. Их Сергей собирал всю жизнь. Но больше всего мне понравилось фото его бабушки. Она была героем труда, заслуженным охотником СССР и до 90 лет одна ходила на охоту в тайгу.
Последнее жилище было самым экстремальным. Это был настоящий дикий охотничий домик. Нас там никто не ждал. Поэтому пришлось сразу топить печку-буржуйку, чтобы согреться. К слову сказать, она оказалась ужасно коварной. На улице было минус 30, и чтобы не замерзнуть, я накидал туда перед сном дров под завязку. Через полчаса температура в домике поднялась до 60 градусов, и я долго не мог заснуть от жары, поэтому полночи раздевался. Когда снять было уже нечего, печка остыла, и стало быстро холодать. Оставшуюся часть ночи я постоянно одевался, и когда одеть было уже нечего, пришлось топить заново. Ночью по всей избе бегали и шумели пищухи (это нечто среднее между мышью и хомяком.) С огромным грохотом срабатывали поставленные на них капканы, а рядом храпел гид Денис. Ему снились сломанные в тайге снегоходы и тупые туристы. Но само страшное - это было захотеть в туалет. Там не хватало одной стены, он стоял в 15 метрах от избы, а ночью дорогу к нему заметало снегом. Поэтому нужно было чистить ее лопатои; или по колено в снегу сквозь пургу пробираться к заветным трем стенам. Удивительно, но на вторую ночь я полностью адаптировался. Проспал как младенец 12 часов и даже съеденная пищухи половина последнего яблока не испортила настроение.
Как вы, наверное, догадываетесь - всю дорогу не было интернета и телефонной связи. По словам Дениса, туристы очень этому радовались и говорили - «Вот, наконец-то, отдохнём от избытка информации.» Но когда все таки появлялась хоть какая-то точка доступа, начинали активно звонить и писать. Оторвать от этого было невозможно, как если бы в пустыне после изнуряющего перехода нашелся долгожданный оазис и никто не мог напиться.
Подошло к концу мое удивительное снежное приключение. Что запомнилось больше всего? Наверное, переполняющие эмоции от восхитительных пейзажей, скорости и полного единения с природой. В такие моменты я чувствовал себя на 100% счастливым. Спасибо всем, я обязательно сюда вернусь!
Свидетельство о публикации №223012602064