Толстолобики

     Галина и её подруга Татьяна сидели рядом и, глядя в окно, прощались с удивительным городом Сочи и его потрясающим пейзажем. На дворе конец марта. В Сибири в это время ещё снег не растаял, и ночами, хоть не крепкие, но стоят морозы. А здесь, на юге страны, у Чёрного моря – красота, тепло! Цветёт магнолия, продают первые весенние цветы. Галина купила огромную охапку ярко-жёлтых кустиков мимоз для своей свекрови. Хотелось удивить и порадовать её тонким ароматом изумительных, невиданных для Сибири, цветов.
     Туристический автобус «Сочи – Адлер» мягко катил по ровному асфальту с чёткими белыми полосами. Вдоль дороги – указатели и огромные баннеры, привлекающие внимание красочными картинками.
     Взгляд Галины «зацепился» за рекламный щит, где был изображён улыбающийся подросток, державший огромную рыбину! В один миг у неё перехватило дыхание, а внутри как-то всё сжалось и похолодело…

     С невероятной скоростью в её сознании замелькала картина всего произошедшего.
     – Товарищи преподаватели, прошу внимания! – чуть повышая голос, начала разговор руководитель хора учителей Татьяна Викторовна. – Речь пойдёт о концертной поездке в город Сочи.
     Все переглянулись и притихли.
     – Задействованы будут два коллектива, – продолжила она, стоя перед педагогами в отлично сидящем на ней чёрном платье и туфлях на высоком каблуке. – Это хор учителей города и старших хор нашей хоровой школы. Кроме этого, в программу включены произведения, которые сводный хор будет исполнять в сопровождении симфонического оркестра города Сочи.
     – Вот это да! Здорово! – от неожиданности и восторга выкрикнули из зала, и все громко захлопали.
     Начался очередной учебный год. Подготовка к гастрольной поездке шла полным ходом.
     – Дорогие мои, очень мало времени осталось! – глядя на собравшийся хор учителей, говорила Татьяна Викторовна. – Я всё понимаю: семья, дети, работа, но нужно постараться. Пожалуйста, чуточку усилия и терпения, репертуар ещё сыроват, – «нажимала» она на хористов в очередной раз.
     После репетиции подруга Татьяна, подхватив Галину под руку, спросила: «Как дела дома? Саша отпускает в поездку?»
     – Да нормально всё, отпускает, лишь бы девчата мои не разболелись, – ответила ей Галина, выходя из здания дворца культуры.
     – Пойдём пешком? Погода отличная! Снег начал таять, и капель звенит! Как хорошо! – Татьяна вдохнула тёплый воздух весеннего вечера. – Начало марта, через неделю выезжаем, – сверкнув белозубой улыбкой, добавила она.

     … Три автобуса, следовавшие маршрутом «Адлер – Сочи» подкатили  к высотным домам, и все хористы, как горох, высыпали на площадь, снимая шапки и расстёгивая куртки. Сочи – жара! Началось размещение по квартирам. Каждый педагог был прикреплён к группе учащихся, за которых нёс полную ответственность. Наконец-то всё утряслось – расселились, кто с кем хотел.
     Молодые, красивые, весёлые: Галина, Татьяна, Раиса и Светлана поселились вместе в одной комнате. Все были замужем и имели детей. Обожали свою работу, можно сказать, «горели» на ней. Татьяна и Раиса – хормейстеры, Светлана – теоретик, Галина – пианистка. А в данный момент, в поездке, они – певцы городского хора учителей и воспитатели для учащихся старшего хора.
     Начались репетиции, и выступления на площадках города Сочи. Совместные выступления сводного хора с симфоническим оркестром сочинской филармонии были великолепны!
     В свободное время посещали местные достопримечательности, просто гуляли по городу, по берегу моря, любуясь природой края.
     – Девочки, давайте походим по магазинам, – предложила Раиса.
     Все были согласны. Зашли в продуктовый магазин. Глядя на прилавки, заваленные всевозможными продуктами, Татьяна воскликнула:
     – Вот это да!
     – Вроде в одной стране живём… – недоуменно, пожимая плечами, проговорила Светлана.
     Галина и Татьяна, ошарашенные увиденным изобилием, переглянулись. Такого ассортимента продуктов они ещё никогда не видели. Захотелось купить всё и сразу!
     На прилавках горками красовалась разная рыба: и копчёная, и солёная, и в различных маринадах, и свежая… А некоторых рыб и названия-то впервые слышали! Глаза разгорелись не на шутку. Раиса выбрала два огромных копчёных толстолобика.
     «Рая – баба хозяйственная. Знает, что берёт! Коль она берёт две рыбины, то я возьму больше!» – подумала Татьяна и купила четыре.
     «А у меня семья самая большая, – глядя на подруг, подумала Галина. – Нам две рыбки, родителям по штучке, сёстрам по одной и того – шесть!»
     Только Светлана ничего не взяла, смотрела на них, улыбаясь. Отоварившись, девчата направились на квартиру, где жили.
     – Привезу, вот Витя обрадуется, – неся нелёгкую ношу, радовалась Татьяна, – к пиву – замечательно!
     – А мы с Саней картошечки отварим да с рыбкой! – поддержала её  Галина, то и дело, перекладывая тяжёлую сумку из одной руки в другую.
     – Давай помогу! – подсмеиваясь над подругами, Светлана подхватила неподъёмную сумку Галины.
     Подтрунивая друг над другом, девчата добрались до своего жилища.
     – Фу-у-у, наконец-то, добрались! – переведя дух и бросив пакет с рыбой, произнесла Рая, повалившись на кровать. – Как я устала!
     – Ты устала?! У Галки вон шесть штук! И ничего, держится! – продолжала подсмеиваться над ними Светлана.
     – Куда складывать будем? – подала голос Татьяна.
     – Может, на подоконник? – предложила Рая.
     В комнате было прохладно, и рыбу сложили на подоконник. В течение ночи всё в комнате было пропитано стойким запахом копчёности, да и сами они, казалось, источали этот гастрономический аромат.
     – Девочки, – осторожно начала Светлана, – я думаю, что рыбу нужно с подоконника куда-нибудь убрать. Она может испортиться, так как в комнате недостаточно прохладная температура, да и запах…
     – Куда?! – вскрикнули все одновременно.
     – Слушайте, а давайте поговорим с хозяевами, может они разрешат нам на балконе её развешать, там всё-таки прохладнее? – высказала предположение Татьяна. – Пойду, поговорю.
     Через пять минут дело было улажено – рыбка была пристроена на теневой стороне дома, стойкий запах постепенно выветривался.
     Экскурсии и концерты продолжались. Уставшие, но довольные, переполненные впечатлениями, ребята и педагоги, вечерами отдыхали в своих комнатах.
     В один из таких вечеров, пока Раиса беседовала со своими подопечными во дворе дома, у девчат внезапно возникла идея.
     – Девчонки, а давайте над Раей подшутим? – глядя на всех загадочно, тихо предложила Татьяна.
     – Это как? – встрепенулись девчата.
     – А так: когда будем домой собираться, то про рыбу не будем напоминать Рае. И, если она сама не вспомнит про неё, то мы рыбу, конечно, возьмём. Пусть немного огорчится, а потом отдадим! Пошутим?
     Зная хорошо Раю, как будет она обескуражена, что осталась без рыбки, представив выражение её лица, все громко расхохотались.
     В этот момент раздался стук в дверь, и вошла Татьяна Викторовна.
     – Весело у вас тут, – проговорила она, обведя всех лучистым взглядом серых глаз.
     – Да вот хотим Раю разыграть, – ответила Галина.
     И рассказали про рыбу: кто, сколько купил и, как пристроили её на балконе.
     Татьяна Викторовна посмеялась с заговорщиками и, поговорив о предстоящем отъезде, ушла.
     Заканчивалось гастрольное пребывание в прекрасном уголке нашей страны. Все набрали кучу подарков для родных и близких, педагоги паковали сумки и помогали своим ученикам складывать вещи. Пару дней были суматошны: кто-то что-то докупал, кто-то что-то потерял, а кто-то плакал устав. Уже всем очень хотелось домой!
     – Я так соскучилась по своим домочадцам, – с тоской в голосе, глядя на Татьяну, протянула Галина, – а ты?
     – Ещё бы! – только и смогла произнести Татьяна. – Две недели как вечность!
     Наступило утро, после завтрака прибыли три автобуса. Стали постепенно загружать багаж и рассаживать гастролёров по группам. Каждый педагог пересчитывал свою группу детей по нескольку раз. Раиса, как старшая, сидела на первом сидении, Татьяна и Галина – в середине, а Светлана и Татьяна Викторовна в конце автобуса.
     Все, наконец-то, угомонились, мысленно прощаясь с приветливым тёплым краем. На душе у Галины было спокойно и радостно. И вдруг этот баннер…

     … Придя в себя от шока, она покосилась на Татьяну, не зная, как ей сказать о том, что рыбу-то оставили?! И вдруг мелькнула спасительная мысль: «А, может девчата, всё-таки, взяли и ей, Галине, ничего не сказали?»
     Собравшись с духом, спросила:
     – Таня, ты взяла рыбу с балкона? – голос её предательски дрожал, она едва сдерживала подступившие слёзы.
     Татьяна замерла на несколько секунд, а затем, повернувшись к Галине, выпучив и без того огромные синие глаза, выдавила с придыханием:
     – А ты?
     – Нет… – выдохнула та, покачав головой.
     «Не рой яму другому, иначе сам в неё угодишь… Не зря, видно, так говорят…» – подумала Галина.
     И они несколько мгновений смотрели друг на друга такими взглядами, будто потерпели крушение.
     – Вот пошутили, так пошутили… Интересно, Раиса взяла свою рыбку или нет? – ещё на что-то надеясь, пробормотала Татьяна, – сейчас спросим… Раиса Ивановна! А вы рыбку свою с балкона забрали?! – громко крикнула она.
     Рая резко повернулась всем корпусом, привстав с сиденья, и на мгновенье замерла, переводя взгляд то на одну подругу, то на другую. Затем тихо, умоляюще-заискивающей интонацией спросила: «Девочки, ведь вы мою рыбку взяли, да?»
     – Нет! Не взяли! И не свою, и не твою!
     – Честно?
     – Честно!
     – Татьяна Викторовна! Миленькая! Давайте повернём автобус, мы копчёных толстолобиков оставили на балконе, взмолилась Раиса.
     Она так неистово просила Татьяну Викторовну повернуть автобус, что Галине и Татьяне стало смешно.
     – Да вы, что? С ума сошли, что ли? Вы хоть знаете, сколько мы заплатили за бензин?! Да и к аэропорту подъезжаем, самолёт ждать не будет, – ответила она, вспомнив, что девчата хотели над Раей подшутить.
     Девчата и сами чуть не плакали, но больше всех была обескуражена Раиса. Ведь она оставила на балконе два отличных толстолобика! И теперь, любимому мужу Женьке – шиш к пиву! А Татьяна и Галина оставили десять. Значит и их мужьям Вите и Сане, тоже – шиш!
     А, вот хозяину квартиры уж повезло, так повезло! Вот, что значит широкая русская душа! Разрешил рыбку на балконе пристроить, вот она и пристроилась! Не один день он будет, попивая пивко, лакомиться вкуснейшими копчёными толстолобиками, вспоминая растяп-сибирячек.


Рецензии