Этюды из цикла Музыка и слово

                Он и Она
             Слушая авторскую композицию 1Violin «Jealousy» (Ревность)

Как счастливо жили Он и Она, пока учились в университете. Днем – бесконечные занятия, которые легко переносились, потому что каждый из них помнил: наступит вечер и будет встреча. И не важно, что вузы находились в разных концах города: мысленно они вели диалоги  друг с другом и при встрече часто смеялись, прогоняя желание списать все на мистику, потому что в пересказе каждого  обнаруживалось просто нереальное совпадение. Но молодые пришли к логическому, как им казалось, выводу: это и есть настоящая любовь, когда свою «половинку» чувствуешь и на расстоянии.

И была скромная студенческая свадьба в комнате общежития. Родителей поставили в известность уже после регистрации, потому что знали: те будут требовать окончания учебы и не дадут согласия на брак.

А потом было распределение в небольшой провинциальный городок. Он – журналист местной районной газеты, она – учитель рисования в средней школе. Оба наслаждались своей размеренной семейной жизнью, и ничто не предвещало беды.

И вот постепенно Он стал замечать, что его любимая где-то задерживается после работы. Она с улыбкой отвечала:
– Я же веду кружок рисования.
 
Сначала этих объяснений было достаточно, но когда Она стала свои занятия переносить на вечер, Он взорвался:
– Ты меня за идиота принимаешь?! Какой кружок с детьми может быть вечером? Признавайся: у тебя кто-то появился?

Последующая бурная сцена выглядела странно: Он кричал, размахивая руками, будто показывал размеры трагедии, которая обрушилась на него, а Она улыбалась и только повторяла:
– Глупенький ты мой ревнивец, да никто мне не нужен, кроме тебя, ну подожди еще пару дней, и все узнаешь.

А через два дня Она устроила ему самый настоящий романтический ужин: со свечами, шампанским, изысканными закусками. Но главным был огромный сверток, который Она предложила вскрыть Ему. Не передать словами тот шок, который Он испытал, когда там оказался его портрет, написанный маслом.
– Вот с кем проводила я вечера. А ты сразу такие глупости нагородил, – погладив мужа по щеке, прошептала Она. – И не обижай меня ревностью. Никогда.
– Никогда, – повторил Он, крепко обнимая свою любимую.



                Зачем?
            Слушая авторскую композицию 1Violin «Regrets» (Сожаление)

За окном было пасмурно и непрерывно шел  дождь. Казалось бы, природа подстроилась под настроение той, что ходила по комнате, обхватив себя руками за плечи, будто пытаясь согреться, не находя себе места от безысходности. и, как заведенная, уже в сотый раз повторяла одни и те же слова: «Ну и зачем? Ну и зачем? Ну и зачем?» Они так настойчиво стучали в голове, что стали даже складывать в какую-то мелодию. И правда, зачем сказала, не подумав? И кому – своей самой лучшей подруге. Куда девалось самообладание, которым всегда так гордилась? Ведь могла бы сначала все взвесить, а потом уже делиться своими соображениями, как делала всегда раньше. Что же произошло в этот раз? Кто потянул за язык? А подруга обиделась, притом, сильно. Отвернулась и ушла, не сказав ни слова. Теперь и у самой кошки на душе скребут: не хотела же обижать человека, с которым так много всего пережили вместе.

Она упала обессилено в кресло, откинулась на спинку и закрыла глаза. Надо что-то делать. Легче никому не станет от постоянно повторяемых слов «ну и зачем?» Осознание  собственной ошибки пришло. Но дальше что? Нужно срочно идти к ней, просить прощения: повинную голову меч не сечет. Да и долгие годы дружбы должны же что-то значить.

Вылетев стремглав из квартиры, она помчалась, просто не чувствуя под собою ног. Только бы подруга была дома…Только бы захотела выслушать… Только бы не прогнала…  Она мудрая, она простит…  Она поймет: зачем страдать обеим от сказанного сгоряча? Только бы найти правильные слова…




                Как мне быть?
                (продолжение этюда «Зачем?»)
           Слушая авторскую композицию 1Violin «Doubts» (Сомнение)

Наверное, многим знакома ситуация, когда приходится решать поистине гамлетовский вопрос «быть или не быть?». Сейчас похожее сомнение одолело меня. Правда, облекла я его в другие слова: «Как мне быть?».  И вот теперь сижу перед зеркалом и бесконечно задаю вопрос себе: «Как мне быть? как мне быть? как мне быть?». Глупо, конечно, ждать ответа от своего зеркального отображения: оно только повторяет за мной. А ответа так и нет…Где же его найти? И ведь найти придется, потому что жить дальше с такой неопределенностью я не смогу.

Закрыла глаз…Хороводом в голове закружились слова «как мне быть? как мне быть? как мне быть?». Из них сложилась какая-то немного грустная песенка, которая возникла из ниоткуда. Песенка всего лишь немного грустная,  а вот моя ситуация очень тяжелая: меня обидела самая близкая подруга, произнеся слова, которые я меньше всего ожидала услышать от нее. Недоумение и обида лишили возможности что-то сказать в ответ. Я ушла, даже не попрощавшись.

Мне сейчас очень плохо: я не могу поверить в случившееся, потому что этот человек дорог, нас связывает многолетняя дружба, которая сродни кровному родству. Что же с подругой случилось? Ну как же она могла так обидеть меня? У нас бывали разногласия (у кого же их не бывает?), но ссор и тем более обид не было.

Нервы натянуты, кажется, до предела. Что-то не так, я чувствую. Надо вспомнить детали. Так…мы начали спорить…она бросила в мой адрес двусмысленную фразу…я развернулась и ушла... Стоп! Я ведь забыла про ее глаза: после произнесенной глупости они были испуганными. Почему? А вдруг, она не хотела меня обидеть и вкладывала в слова другой смысл? Или же брякнула, не подумав, а потом испугалась. Может быть, не было злого умысла? Как же это выяснить? Позвонить? Нет, я должна видеть ее. А что сказать?  Да к чему слова, ведь все пойму по глазам. Теперь я знаю, что делать.

Опять закружилась в мозгу моя незамысловатая песенка, но теперь уже с другими словами: «Просто простить…просто простить…просто простить…».
               
                ***
Встреча произошла в проеме распахнутой двери…

                Рождение зари
           Слушая авторскую композицию 1Violin «Sunrise» (Рассвет)

Проснувшись очень рано (опять бессонница) и распахнув окно навстречу новому дню, женщина вдохнула свежий воздух, ворвавшийся с улицы и принесший запахи весеннего цветущего сада. Посмотрев на светлую полоску неба над горизонтом, улыбнулась и подумала: «Вот еще один день рождения зари…». Память, как всегда, сразу же выдала ей подходящую  цитату из песни, которую пожилая женщина полюбила еще в далекой юности: «Как прекрасен этот мир, посмотри…»

А ведь раньше вся жизнь была наполнена заботами и суетой, и некогда было любоваться этой красотой безмятежного рассвета. Теперь все по-другому: на работу ходить не надо, взрослые дети живут отдельно, и начало нового дня можно спокойно наблюдать хоть каждый день.

Сегодня почему-то всплыли в памяти два эпизода, два рассвета. И как это она не вспоминала их так долго?

Первый и самый памятный – это рассвет после выпускного в школе. Еще до конца не веря, что вместе с классным руководителем можно проводить ночь до утра, что ты теперь уже не школьник, зачарованно смотрели выпускники на первые лучи восходящего солнца. Стояла полная тишина, в которой четко прозвучал чей-то шепот:
– Ребята, а ведь это наша новая жизнь начинается…
И, словно по команде, грянуло дружное «ура!». Кто-то начал скакать в безудержном танце, кто заорал:
– Здравствуй, наше будущее!

А потом постепенно все умолкли и стали смотреть на то, как солнечный диск сначала показался яркой полоской и все разрастался и разрастался.  Нина Васильевна, с которой выпускники уже скоро попрощаются, предложила:
– Расскажите, какой вы себе представляете свою новую жизнь.
Сначала робко, а потом все смелее, потекли фантазии вчерашних детей…

Второй памятный рассвет был в стройотряде. После первого собрания, познакомившись друг с другом, выбрав старосту и актив, студенты приняли решение отмечать день рождения своего отряда. На следующее утро, перед работой (такое может прийти в голову только в бесшабашной юности), пошли на сопку очень рано, чтобы встретить первые мгновения нового дня новой стройотрядовской жизни. В ожидании первых лучей пели под гитару молодежные песни, а когда горизонт порозовел, староста произнес:
– Знаете, а ведь солнце будет всходить под соответствующую музыку. Можно и подпевать.

И тут он вытащил из своего рюкзака портативный магнитофон и включил запись. Это была песня ВИА «Самоцветы» «Как прекрасен этот мир». Обнявшись в небольшие группки, раскачиваясь из стороны в сторону, студенты дружно подхватили всем известную песню. А огненный шар становился больше и больше, рождая в глазах молодых яркий счастливый блеск…

Улыбнувшись мирному рассвету, женщина отошла от окна, подумав: «А ведь и правда: рождение нового дня помогает поверить в то, что мир прекрасен». И теперь она твердо знала, что весь день будет напевать строчки памятной песни…


               











                Откровенный разговор
           Слушая авторскую композицию 1Violin «Reflection» (Размышление)

У сестры всегда были доверительные отношения с младшим братишкой. Поэтому она встревожилась, увидев, что он долго сидит у окна неподвижно и смотрит куда-то вдаль. Тихо подошла к нему и обняла. Вздрогнув, он поднял на нее немного рассеянный взгляд.
– У тебя все в порядке?– спросила  сестра. – Ты сегодня какой-то непривычно тихий. То тебя успокоить нельзя, то вдруг замер.
– А может, я уже повзрослел, – ответил брат, лукаво улыбаясь.
– Это что – вот так сразу? А так бывает?
– Ты еще скажи, что в четырнадцать рано взрослеть. Я уже скоро тебя догоню.
– Да не ростом измеряется взросление. Просто, честно говоря, стало неожиданным твое заявление. Ты всегда такой шебутной, что взрослым тебя представить трудно. Кстати, а почему ты свое состояние списываешь на взросление? Или это была просто шутка?

Паренек посмотрел на сестру, будто прикидывая, стоит ли ей говорить или нет. Потом перевел взгляд на свои сцепленные пальцы и как-то робко спросил:
– А ты обещаешь не смеяться?
– Обещаю.
Озадаченная, девушка присела на стоявший рядом диван, приготовившись слушать. 

Брат поднял глаза, в которых читались такие смешанные эмоции: и сомнение, и страх, и надежда, и что-то еще необъяснимое. Сначала тихо, а потом все смелее, он заговорил:
–  Я и сам не пойму, что со мной происходит. Почему-то стал часто задавать себе вопросы: а зачем я живу? чем буду заниматься, когда вырасту? почему мне нравится так много всего, а выбрать что-то одно еще не могу? У тебя так было?

Сестра в первую минуту пришла в замешательство от такого поворота в разговоре, но, глядя в полные ожидания глаза брата, быстро собралась и, тщательно подбирая слова, ответила:
– Нет, у меня все было решено с детства, я всегда знала, чем буду заниматься. Но хорошо знаю людей, которым, как и тебе, было сложно выбрать.  Через это проходят многие и потом легко справляются с проблемой. Со временем. Ты не переживай, у тебя же еще столько времени впереди, так что ищи, пробуй. Не бойся ошибаться. Ты только не считай меня занудой, но я скажу тебе мудрые слова: дорогу осилит идущий.  Ой, я себя почувствовала такой умудренной жизненным опытом матроной, что захотелось сказать: ты на своем пути и шишек много набьешь, но это будет твой собственный опыт.

Парнишка театрально закатил глаза и со стоном произнес:
– Мало мне родителей, которые постоянно поучают. И ты туда же.
– Да это я в шутку попыталась изобразить из себя опытную даму. Не обижайся, я всегда на твоей стороне. Ты же знаешь.
– Знаю. Но больше так не делай.
– Не буду, но слова-то правильные, – засмеявшись, ответила сестра и перетянула брата к себе на диван.
 
Сколько прошло времени в неспешной беседе, они вряд ли смогли бы сказать. Но девушка сделала для себя серьезный вывод: «Да, братишка мой повзрослел. А я и не заметила».


                Новогодняя сказка
                Слушая авторскую композицию 1Violin «Fantasy»

Новогодние праздники приносят не только приятные хлопоты, но и возможность собственными руками сотворить сказку. Первым делом нужно настроить себя на соответствующую волну.  И пусть это будет просто повторяемое многократно сакраментальное  «С Новым годом!». Пусть звучит это пожелание как можно чаще применительно не только к окружающим, но и к себе. Подойди к зеркалу, улыбнись, произнеси эту фразу и пожелай себе только всего самого доброго. Уверена, что в любом возрасте сможешь испытывать это ожидание чуда, даже если и гонишь от себя подобное  чувство в ежедневной суете, каких-то переживаниях и неурядицах. И по-новому зазвучат такие привычные слова…

А еще приятнее это чудо сотворить самому: нарядной, сверкающей разноцветными огнями елочкой и празднично украшенными комнатами (это само по себе уже настоящее погружение в сказку), подарочками  для близких (как же приятно видеть потом их счастливые лица и слышать трогательные слова благодарности), обильным угощением (гости будут рады отведать твои кулинарные изыски). Что греха таить, ведь нетерпеливо ждем новогодних праздников именно с предвкушением чего-то очень хорошего, необычного и по-детски притягательного…

И непременное условие для создания такой зимней сказки – волшебная музыка. А это уж на твое усмотрение. По своему опыту могу сказать, что лирическое настроение создает  красивая мелодия скрипки.

Смотрю видео с игрой замечательной танцующей скрипачки… Звучит новогодняя фантазия…  И, о чудо, услышала отчетливо ту самую фразу – «С Новым годом!».  Сначала подумала, что показалось. Прислушалась.  Нет, не показалось: очень нежно скрипка несколько раз повторила магические слова, обещающие в нашей жизни что-то новое. А еще отдельно и много раз – «С Новым… с  Новым… с Новым…»

Ну и кто будет спорить, что новогодняя сказка невозможна?




                Слеза
         Слушая авторскую композицию 1Violin «Les sentiments» (Чувства)

По щеке робко скатилась слеза…
В ней нет ничего грустного: она особенная, светлая. Такая слеза рождается  только глубинными, искренними и нежными чувствами. И совсем не обязательно быть сентиментальным человеком, чтобы испытать потрясение от чего-то красивого  или очень дорогого и трогательного. Подобное эмоциональное потрясение  в какой-то степени напоминает катарсис. И чаще всего случается такое при встрече с искусством, в любом его проявлении…

Вот послышались чарующие звуки: это «запела»  в руках талантливой танцующей скрипачки ее «напарница» скрипка, с которой они выступают «дуэтом».  И это не только образное выражение, скрипка на самом деле произносит легко узнаваемые слова, она ведет свой душевный разговор, который можно услышать, лишь распахнув свое сердце. Высокие звуки удивительным образом возвышают тебя, как-то непроизвольно начинает щипать в глазах, и тут уже слезу сдержать невозможно…

А вот элегантный паренек за роялем поет песню о маме. В какой-то момент он поднимает вдохновленное лицо, устремляя куда-то свой взгляд, и произносит с придыханием: «Мой самый главный зритель, мама – это ты…». Мурашки не сдержать… Ком в горле…Сказанные почти шепотом, таким ласковым и доверительным голосом, слова мало кого оставляют равнодушным, о чем говорят многочисленные комментарии. Да и в других песнях не раз молодой артист вызывал эти самые светлые слезы…

Наверное, только с возрастом начитаешь понимать глубокий смысл некоторых песен, на текст которых раньше не обращал внимания.
Зазвучала песня «Мои года – мое богатство». Впервые задумалась о том, что все слова – про меня. Перед глазами прошла  такая богатая на события жизнь с ее удачами и неудачами. Настоящий душевный трепет испытала, повторяя строчки  «Шепчу спасибо я годам и никому их не отдам…».  И слеза смыла все грустное, на душе стало светло…

Сколько же еще в нашей жизни встречается таких трогательных моментов: признание в любви, рождение сначала своего ребенка, а потом и внуков, душевное поздравление с каким-то событием от родных или друзей, особенно, если они далеко, но смогли доставить тебе счастливые минуты. И просто слова искренней благодарности – не важно, за что.  И совсем не стоит стыдиться, если в это мгновение по щеке скатилась светлая слеза…


Рецензии