Как избегать конфликты и решать проблемы с шефом

Конфликты и наше поведение в них. Некоторые соображения из личной практики и на основе мнения коллег

Если вы знаете тип личности и стиль ведения дел вашего руководителя, вы наверняка сможете хорошо с ним ладить. Но не всех столкновений будет возможно избежать.

Не любое разногласие с боссом непременно приводит к раздражению, и не каждое их них приводит к разбирательству. В те моменты, когда руководство раздражает вас своим поведением, оно может не знать о том, что вы чем-то недовольны, и для устранения вашего разочарования ситуацией по этому поводу совсем необязательно ввязываться в конфликт. И прежде, чем вызвать начальство на разговор или пытаться найти способ или посредника для разрешения разногласий, вы можете попытаться разрешить их самостоятельно.

Избегайте конфликты – где только это возможно!

У многих сотрудников есть поводы жаловаться на своих руководителей, однако им не дано изменить личностных особенностей начальства. Они также могут лишь попытаться скорректировать словами, делом или интригами стиль поведения начальства, либо изменить свое поведение и способы выражения своего мнения. Либо совместить. И какое именно поведение сотрудника способствует предотвращению конфликта, во многом зависит от типа руководителя. Разные типы руководителя представлены ниже более или менее в ясно. В реальной действительности очень часто имеют место всё же смешанные типы.

Первый тип: «Любитель все контролировать»

Такой руководитель — любящий «во всем порядок» и неуверенный в себе шеф. Он склонен контролировать любую работу своих сотрудников и мало, тем не менее, верит в их результативность. Такая его склонность к контролю сотрудникам неприятна. Руководитель такого типа усложняет совместную работу, в особенности тогда, когда он придерживает информацию или делится ей слишком поздно. Некоторые люди такого типа могут даже предполагать, что они знают и могут предсказать действия и мысли своих сотрудников.

Ваши действие ради предотвращения конфликтов:

- Попросите точно сформулировать, какие именно задачи вам следует выполнять самостоятельно.
- Предложите проект, который вы берете на себя.
- Предоставляйте регулярные отчеты о вашей работе.
- Работайте так, чтобы на вас возможно было положиться, и сами тщательно проверяйте результаты вашей работы.

Второй тип: «Свой парень»

Руководитель, которого возможно причислить к типу «свой парень», хочет чувствовать себя частью рабочей группы и «нашей большой семьи.» Он — эдакий профессиональный подросток, который напоказ очень доверяет своим сотрудникам. Он хочет ощущать себя среди «команды» и не желает, чтобы к нему обращались на «Вы». Он не прочь и после работы посидеть за столом в компании со своими подчиненными в каком-нибудь заведении или даже прямо в офисе. Однако он также не любит принимать на себя инициативу или нести ответственность за своих коллег в целом. Его требования неясны, и он не силен в разрешении противоречий с другими подразделениями компании или внешними силами.

Ваши действия ради предотвращения конфликтов:

- Фиксируйте высказанные руководством требования и цели в письменном виде.
- Формулируйте точно ваши обязанности.
- Сообщайте предельно ясно ваше мнение.
- Соблюдайте дистанцию.

Третий тип: «Провидец»

Тип «Провидец» — это творческий ум, который думает о послезавтрашнем дне, но зачастую не видит реалий сегодняшнего. Поскольку он ориентирован в будущее, он не может ясно сформулировать краткосрочные задачи и цели. Он неточно отвечает на вопросы, основанные на фактах, и часто не может сдержать свои обещания. Поскольку у него нет понимания о текущей рабочей загрузки его сотрудников, он может перегружать или недогружать их работой, не осознавая этого.

Ваши действия ради предотвращения конфликтов:

- Фиксируйте договоренности письменно.
- Создайте список ваших текущих задач или «проектов», для того чтобы ваш руководитель всегда был в курсе вашей рабочей нагрузки.
- Следите за собой и обозначьте ваши служебные границы по отношению к шефу.

Четвёртый тип: «Властный»

Шеф властного типа является представителем старой школы. Он отдает приказы, а сотрудники их выполняют. Он не особенно ценит достижения сотрудников, потому что считает их само собой разумеющимся, ведь «он же им платит.» Он не позволяет ни на что указывать себе и может крайне отрицательно относиться к рекомендациям применить менее жёсткий стиль руководства. Он не позволяет своим сотрудникам высказывать их мнение и не заинтересован в их карьерном росте путём повышения их квалификации.

Ваши действия ради предотвращения конфликтов:

- Просите дать регулярные отзывы о вашей работе.
- Не подвергайте сомнению его решения перед другими.
- Избегайте прямо критиковать руководителя.
- Просите о мерах повышения вашей квалификации, представив план вашей карьеры.
- Если начальник холерического темперамента

Человек такого типа темперамента в роли руководителя – это «пламенный мотор» и «сорви-голова» в одном лице. Он самый страстный и решительный среди прочих известных типов личности и обладает пробивной силой воли к победе и достижениям. Это – акционист, но при этом вряд ли делатель. По его мнению, всегда лучше начать действовать, чем задерживаться в долгих обсуждениях. Их эмоциональность является тем их качеством, которое не позволяет им выдерживать критику со стороны.

Прежде всего, вам следует установить психологическую дистанцию с таким руководителем. Для этого, например, вы можете представить себе, насколько нелепо выглядит ваш босс, когда он ведет себя как маленький мальчик. Если он кричит на вас, не мешайте ему. Если вы не сможете этого больше выносить, выйдите из комнаты. Когда ваш начальник наконец успокоится, скажите ему по-деловому: «Вы можете сказать мне все, но, пожалуйста, не в таком тоне».

Флегматики, например, не такие настойчивые, но много более дипломатичны и вдумчивы. Уже их неспешность и медитативность может помочь решить многие хадачи. Сангвиники – тип восторженный и притягательный, оптимистичный и легкий на фантазии, могущие вполне себе воплотиться. Меланхолики же наблюдательные и чувствительны, сбалансированы в поведении своём и часто стратегичны.

Старайтесь избежать конфликта

Не каждый конфликт возможно избежать. Но не каждое разногласие действительно следует переводить в конфликт и столкновение. Часто существует возможность избежать эскалации и уклониться от конфликта. Есть два способа избежать конфликт:

- разрешить проблему самостоятельно или
- выйти из ситуации.

Примириться с проблемой

Если вы не имеете желания тратить время и силы на то, чтобы докопаться до сути конфликта, и если эта проблема не является для вас чем-то очень тягостным, просто отбросьте эту постановку вопроса и смиритесь с ситуацией. Затем вы должны и сможете покончить с самой ситуацией. Вы можете использовать эту стратегию, если вы не работаете напрямую с вашим шефом, и сложившаяся напряженность оказывает лишь незначительное влияние на вашу повседневную работу.

Выйти из ситуации

Если ситуация для вас слишком напряженная, вы должны выбрать путь отхода: вы прекращаете работу или меняете отдел. Вам следует выбрать этот путь, например, если вы не чувствуете себя психологически достаточно сильным, чтобы противостоять конфликту. Это также может быть приемлемым путем и способом для людей, которые имеют хороший шанс найти новую работу, для новичка в течение испытательного периода или для практиканта.

Разрешить конфликт

Для разрешения конфликта имеется несколько вариантов. В этом вопросе факторы «время» и «смысл цели» играют важную роль. Задайте себе следующие вопросы:

- сколько у меня времени и
- насколько для меня важно достичь цель?
- Из этого вытекает, к какому типу разрешения конфликтов вам следует стремиться.

Матрица «время» и «важность цели» для определения стратегии разрешения конфликта:

- Много времени и цель важна: найти беспроигрышное решение.
- Мало времени и цель важна: идти напролом.
- Много времени и цель не важна: отойти в сторону.
- Мало времени и цель не важна: пойти на компромисс.
- Беспроигрышное решение – что это означает?

Беспроигрышное решение – это разрешение конфликта, в котором выигрывают обе стороны. Для этого нужно стремиться к новой ситуации, которая будет являться выгодной для обеих сторон. В большинстве случаев это является наилучшим решением, ибо обе стороны достигают усовершенствования. Если вы преследуете важную цель и у вас много времени, вы с вашим шефом можете начать поиск взаимовыгодного решения. Принятие решений может потребовать много времени, но обе стороны в конфликте достигают своих целей с помощью формирования новой ситуации.

Отойти в сторону – что это означает?

Вы позволяете своему шефу взять верх. Если ваша цель не очень важна и у вас много времени, вы можете позволить себе отойти в сторону. Через некоторое время вы сможете снова обозначить ваши намерения, если появится такая возможность. Буря уляжется, и вам станет легче достичь вашей цели.

Идти напролом – что это означает?

Вы настаиваете на своем желании и игнорируете желания вашего начальства. Если ваша цель важна для вашего профессионального роста и времени мало — рискуйте. Например, вы можете настаивать присутствовать на встречах, чтобы завязать важные контакты, даже если ваше присутствие начальнику нежелательно. Вы оставляете выжженную землю позади себя, но, тем не менее, можете достичь вашей цели.

Пойти на компромисс – что это означает?

Компромисс — это решение, приемлемое как для вас, так и для вашего шефа, когда обе стороны идут на уступки. Если ваша цель не имеет решающего значения для вашего профессионального роста, и у вас мало времени для выяснения отношений, выберите эту стратегию. Например, если проект или задача требуют решения в короткие сроки.

Полушуточные вопросы к себе

- кто кому нужен больше – я им или они мне?
- я хочу быть там, где от меня ничто не зависит?
- это игра моя, или всё это мне просто снится?

тэги/tags:
#бизнес #организационное #шеф #персонал #конфликты #типличности


Рецензии