Деревня Мандровка 3

потоп

Весна в этот год оказалась очень ранней и дружной.  Еще с утра, в огороде лежал снег, под ногами хрустела ледяная корка. Дорожка от дома в баню, за день подсохла.  Летний водопровод на солнце, оттаял и им, уже можно было пользоваться.   Наполнив в бане, все имеющиеся емкости водой, я предвкушал вечернее блаженство в парилке. Всю зиму мы мылись в душевой, ленясь топить баню, а тут и погода располагает, и дети обещали приехать.  Затопив печь, не хотелось заходить домой, я прочищал ручейки для талой воды вокруг дома, по - детски радуясь приходу весны.
 Сосед Василий, живущий в нашей деревне с детских лет, вооружившись совковой лопатой, беспокойно бегал от дома к арыку, что построен семь лет назад, для стока талых вод, и сообщал:
- Вода прибывает, а арык не прочищен, затопит нас сегодня! Звонил в паводковый штаб, обещали приехать.
 – Чем затопит? – сомневался я – снег почти растаял, да и зима не очень снежная была.
 – Как вода прибывает, видно, не миновать нам паводка – обреченно сообщил Василий и вновь пошел на дамбу отделяющую поселок от склона, с которого предвидится талый поток.
 Гости задерживались, и я, чтобы не упустить первый пар, пошел в баню первым.  Не больше часа я наслаждался процедурой фитотерапии, хлестался дубовым веником, заваривал различные травяные отвары, парился, омывался,  снова парился, и только выйдя в предбанник отдышаться,  услышал возбужденные голоса с улицы. Натянув на распаренное тело одежду, выскочил наружу. Всё вокруг было затоплено, дом, сарай, огород, все было в воде. Между домом Василия и моим сараем несся бурлящий поток, он сносил заборы и всякий мусор.  Вода стремительно поднималась, я поспешил в сарай спасать свою живность.  Милка, стояла по колено в воде и спокойно пережевывала пищу. Куры, взгромоздившись ей на спину,  беспокойно переступали с ноги на ногу. Кролики метались по клеткам, предчувствуя беду. Убедившись, что с животными все в порядке я последовал в дом.  Благодаря высокому фундаменту, вода поднялась до крайней отметки цоколя и выше не подымалась.  Не успели мы напугаться потопа, как уровень воды стал спадать. Еще через час вода отступила до середины огорода и остановилась на этом уровне. Видать река не успевала уносить талую воду, и она стояла неподвижно огромным озером на несколько километров.  Жидкая грязь ровным слоем растеклась по моему, и всем соседским огородам. Одно радовало, что навозная куча, накопившаяся за зиму, была смыта на  огород и мне не придётся её раскидывать.
  Вернувшийся от арыка Василий, радостно доложил:
 – Вовремя приехала спасательная бригада. Прочистили засоры, берега обложили мешками с песком, теперь весь поток пойдет в русло реки.  Оглядев свой двор, он заключил утешительно
 – Это не страшно, всё поправимо. Когда не было защитной дамбы и арыка, нас почти каждую весну смывало в реку вместе с постройками.
 Мы закурили и стоя на месте смытого забора, прикидывали, как, воспользовавшись сложившейся ситуацией, перепахать оба участка  разом, наняв трактор.
 Не прошло двух недель, как земля просохла, трактор с плугом прошелся  вдоль и поперек по нашим участкам.  Теперь оставалось убрать из земли различный мусор в виде корневищ от порослей терновника и клёна, да бутовые камни, вылезающие из глубины недр.  Разметили шнурком грядки и приступили к обустройству огорода.  Камнями выложили центральную дорожку и присыпали песочком, размеченные грядки прошлись граблями, нарезав земляные гребешки.  К весеннему посеву все было готово. Оставалось дождаться, пока земля прогреется под весенним солнышком, и готова будет принять посев.


Милка

 Кроме огорода у нас была еще одна забота, организовать пастбище, для нашей телочки.  Чтобы нанимать пастуха для стада, необходимо набрать, не менее полсотни голов, но такого количества не набиралось, хотели пасти по очереди.  Выручил нас местный предприниматель Николай,  он открыл частное подсобное хозяйство, приобрел пять коров, и собирался пасти их самостоятельно.  Узнав, что у общественного стада нет пастуха, согласился пасти и наших коров.
 Пастбищем для стада служил огромный пустырь между рекой,  заболоченным лесом и озером.  Эти естественные преграды, не позволяли стаду покидать пастбище. Стоит скотину перегнать вброд, через реку, и она на целый день, была изолирована на этом пустыре, где было предостаточно сочной травы.
 Два сына Николая, как только закончились занятия в школе, подменили папу, и  все лето самостоятельно пасли стадо. Они были очень ответственными ребятами, отлично справлялись со своими обязанностями, знали по имени каждую корову и их повадки.
 Однажды вечером, когда стадо возвращалось с пастбища, хозяйка стояла у калитки и поджидала свою питомицу.  Паша, старший сын Николая, деловито подошел к ней и сообщил:
 - Поздравляю вас, тетя Люда, ваша Милка сегодня «поженилась» с Буяном, теперь у вас будет теленочек. Запишите число, чтобы знать, когда он родиться. Папа так делает.
 – Спасибо Павлик, за хорошую весть, мы собирались сводить Милку, к быку на свидание, а она, видишь, сама нашла жениха.
 – Ваша Милка, такая умная, когда  жара наступает, она в воду по вымя заходит и мокрым хвостом себя орошает, её и мухи не кусают и прохладней, ей так. Папа тоже хотел такую породу купить, но не получилось, вы если надумаете продавать, то мы её сразу купим – мальчик поправил не по размеру большую фуражку, щелкнул кнутом и поспешил догонять стадо.

  Еще три года, держали мы Милку, она принесла нам одного бычка и  телочку. Бычка у нас забрал ещё маленького, фермер из соседнего села. Привез нам сено, и увидав красавца Сократа обомлел от восторга, заплатив нам не торгуясь хорошие деньги,  тут же, увез его восвояси.
 Николай сильно жалел, что его опередили, и следующую телочку купил у нас сразу после отела,  вместе с мамкой, больно нравилась она ему, наша Милка.
  Пришла зима, я оставил в хозяйстве одних курей и уточек. У супруги болели ноги, и обслуживать крупных животных не было сил. Жена сильно скучала по своей питомице.   Весной, когда вновь стада вышли на пастбища, она сидела  на лавочке у дома и наблюдала за проходящим стадом. Милка, проходя по улице, поравнявшись с домом, остановилась, повернула голову в сторону бывшей хозяйки, вытянула  шею и  жалобно замычала. Женщина вскочила, и растерявшись застыла на месте. Корова пошла дальше, а растроганная хозяйка поковыляла в дом, утирая накатившиеся слезы.


Рецензии
Новый репортаж из Мандровки получился оптимистичным и трогательным одновременно!

Автор вместе с соседями успешно справляется с вызовами, которые ставит перед ним деревенская жизнь. А история Милки написана с большой любовью.

Спасибо за душевный, идущий от сердца рассказ, Александр!

Наталия Николаевна Самохина   29.08.2023 14:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.