путь паломника-6. крещенская неделя

Только у православных христиан принято совершать окунание в открытых водоёмах в середине зимы. С точки зрения физиологии механизм прост - организм, благодаря системе саморегуляции, включает внутренний "огонь" , чтобы компенсировать теплоотдачу. Причём, внимание , тепла генерируется существенно больше, чем было отдано. Растёт  сопротивляемость организма в целом, при условии, что окунание совершалось "на холодную" , по-честному, без предварительного разогрева в бане.
Существует даже шутливое разделение моржей на истинных и  тепличных. Понятно почему, да?

Духовный же аспект окунания в том, что человеку прежде чем погрузиться в холодную воду необходимо решиться, собраться с духом, призвать Дух в помощники. То есть "пригласить его снизойти", как написано в классических текстах...

Крещение -  один из двенадцати главных праздников православия. Можно, конечно, до ближайшей церкви сходить за святой водой, а можно окунуться в прорубь  и выстоять службу в намоленном, сильном месте.
Выбор - дело добровольное.

Вспомнив слова родителей, что свечи можно поставить и в своей вотчине, окунаюсь 19 числа после трудового дня, на Волге. Я помню, как это было раньше , неорганизованно и стихийно, полтора десятка лет назад. Мне есть с чем сравнить. Теперь тут  палатки с печным отоплением , где удобно переодеться в любой прогноз. Для мужчин  и женщин палаточки особняком . И даже купели  раздельно. Подсветка прожекторами опять же. В такие моменты  всегда есть , что можно сделать по-новому. Захожу с одной стороны иордани, по одной лестнице, выхожу по другой, по той, что напротив. Символизм очевиден - заходишь в одном состоянии тела и сознания  - а выходишь в другом. Аминь!

После окунания посещаю мужской Свято-Троицкий, "тезку" Лавры, 16 века и женский, 18 века основания , Спасо-Переображенский  монастыри . Ставлю к иконам свечи, привезенные с Оптиной. Не совсем по канонам, однако правильно по сути. Дабы прибывала благость повсюду в изобилии, равномерно. Вот так , есть в Чебоксарах свои малые  обители.

Вроде бы, что ещё написать, а это опять-таки, только начало истории. Крещенская неделя на момент написания рассказа  ещё продолжается...

Летом выходные чаще всего превращаются в походы. Теперь же наметилась новая тема - паломничества выходного дня. Если километраж не более  полторы тысячи километров можно успеть, с ночёвкой, на утреннюю и на вечернюю службу в два-три монастыря.

Чтение одной из двух книг, приобретенных в поездке в Цивильск, про свидетельства участников вооружённых конфликтов о божьей помощи на поле боя словно ворошит что-то давно забытое в душе. Времена ожидания призыва "на срочку" в армию.
И приглашает в путешествие по  местам, откуда один из героев книги родом. По земле  Мордовии. В тринадцатый регион, согласно автомобильным номерам.

Ледяная корка на заснеженных, с редкими лесополосами, полях бликует на солнце. Как вода в жаркие летние денёчки. Чтобы полюбоваться невольно сбрасываю скорость. И не зря...

Не очищенные от снега дороги навигатор показывает серым. Местами автомобиль катится по колее словно по лыжне. Местами крадётся по отполированному, как каток , полотну.
Местами едва-едва переваливается по ухабам. Разбитое дорожное покрытие в сочетании с заледеневшим, вовремя не убранным  снегом - естественный полигон для любителей экстремальных покатушек.

Не каждому хватает выдержки, чтобы  беречь подвеску. На встречке  замечаем пиленные, рубленные поленья лежащие на дороге. В среднем по одному через каждые полтора-два километра. Это же как нужно было мчать, что дрова сыпались с кузова? А если ночью на такое полено наехать на скорости?
Эти похоже на игру. Из семи замеченных поленьев - не сразу спохватились - собираем пять, почти охапку.

По дороге складываются предложения для будущих рассказов, причём целыми абзацами. Озвучиваю черновики текстов штурману, ценительнице культуры, которая тактично не перебивает нить повествования.

- Крест и крестное знамение - символы отречения от мирских соблазнов. Таким образом  монастырский уклад  это противоположный мирскому  полюс бытия между  которыми течёт жизнь, как река между двух берегов.
Поклонение мощам праведников , достигших святости при жизни физического тела, становится  напоминанием самому себе о бренности бытия. Дабы не зазнаваться, не задирать нос, помятовать о главном - о стяжании духа!

Сам удивляюсь тому, как  слова проявляются словно из воздуха, сами собой.

Штурман выкашливает азбукой Морзе невысказанные секреты. Секреция бронхов с тёмной, начиная от Рождества за три поездки, ближе к Крещению, становится светлей. Организм чистится. Спрашиваю разрешения на публикацию  этого  абзаца - получаю добро.

На маршруте следования путнику даются разные знаки, не только дорожные. Просто нужно замечать. Знаки в названиях населенных пунктов:
Тень-гушево, Темь-ников. Знаки в названиях рек: Пушта, Мокша -  отсылочками к тексту махамритьюнджаи мантры, той которая побеждает смерть. Знак пешеходного перехода перевернутый вверх ногами - кто-то для смеха заморочился -  словно связывает йоговский и христианский контексты в единое...

Пункт назначения Санаксарский мужской монастырь, вблизи города Темникова. Для широкой публики обитель известна, как место упокоения адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова, который причисислен к лику святых в начале нулевых годов .
Продвинутые паломники тут  же поклоняются мощам Фёдора Санаксарского  и  мощам Александра исповедника.

Перво-наперво заселяемся в паломническую гостиницу. Я в братский корпус, штурман в сестринский. Далее идём по территории к иордани - понятно зачем. На крещенской неделе окунуться в Мокшу, знаете ли, очень символично. Потому что мокша для буддистов означает освобождение от иллюзий.
Топориком ровняю край от острого, как стекло, льда  и малой саперной лопаткой чищу прорубь. Штурман помогает, хотя окунается не планирует.

Вроде, вот только позавчера купался, а все равно, как впервой. Тут главное не тормозить и не пробуксовывать. Быстро зайти и быстро выйти. Чтобы не успеть испугаться. Шучу.

После окунания греемся в автомобиле, который припарковали возле братского корпуса. Слушаем песни про Афган. В том числе песни Розенбаума. В том числе песню "Утиная охота". Громкости смартфона внутри  автомобиля с работающим двигателем оказывается достаточно, чтобы из братского корпуса вышел, вероятно один из завсягдатаев обители, постучал в окно и напомнил, что мы находимся на территории монастыря.

Тут же выключаем трек, просим прощения и выдвигаемся на вечернюю службу, которая продолжается четыре с половиной часа.

Возвращаемся в гостиницу после постного ужина в паломнической трапезной  В братском корпусе вновь встречаю "ревнителя тишины", который удивительным образом похож на Розенбаума, разве что  прихрамывает слегонцухи. Который ехидным голосом спрашивает:

- Высоко ли летят утки?

И я молчу в ответ и чувствую сумбур  и  стыд. Хотя казалось бы, что такого? Ну пошумели малость. А между тем есть чёткое понимание происходящей отработки каких- то глубиных слоёв психики. Привет из прошлого. Мне словно загадали загадку, на которую я пока не знаю ответа.

Пол-ночи не могу заснуть, слушаю  храп "праведников" за стеной.
Ворочаюсь до  тех пор, пока в сознании бегущей строкой не появляется подсказка. Слова молитвы:

"Всякое дыхание да  славит имя Господа."
- Утки летят во славу Божью! - шечу я и
получаю от самого себя разрешение на сон...


Мы стартовали бы из Санаксарской обители прямо с утреца. Однако  узнаем, что после утреннего молебна есть возможность прикоснуться к открытым мощам, к монастырским святыням . Не через стекло. Я и не знал что такое возможно.

На цыпочках, тихо-тихо, чтобы не получить ещё одну порцию ехидных комментариев  от "двойника Розенбаума"  в свой адрес, выдвигаюсь из братского корпуса умываться на Мокшу. Размышляю по дороге,  если бы мы слушали в автомобиле запись литургии, то дядька вместо подначек стал бы ещё и подпевать...

С вечера, заметив несколько дровенников на территории, отношу пять подобранных на маршруте поленьев в "общий котёл". Дабы  на выезде не уличили в воровстве, при  возможной проверке  багажника. Мне хватило замечания в нарушении тишины. Кто знает какие у них тут порядки?

Штурман подтягивается на молебен в первых рядах. Чин чинарем. Рапортует, что в келье сестёр  ночевало  пятеро и никто печку не подтапливал, хотя дрова в наличии имелись. Потому что все барышни, все с норовом. Так и спали одетые. Зябли.
Суровые паломницы.

В центральном храме монастыря есть уникальные особенности. Ракия, в которой упокоены мощи адмирала Ушакова, выполнена как деревянная лодка, с козырьком в форме паруса, с кронштейнами  в виде пары якорей. По своему уникальны и посетители. Мы наблюдаем и на вечерней, и на утренней службах инвалида без обеих ног, на коляске. С чёрной повязкой на глазу в военно-морском стиле. Словно сошедшего со страниц романов Стивенсона и Сабатини.

Непосредственное прикосновение к открытым мощам это  испытание веры и награда одновременно. Испытание потому что нет такого опыта в биографии, а непонятное пугает, и награда потому что паломник получает на вибрационном уровне некий образец добродеятельного  бытия. Эталон. Для ежедневного осознанного сравнения своих поступков с каноном. Постижение этих смыслов происходит прямо в моменте. Если разрешишь себе...

Прежде чем стартовать захожу в чайную комнату братского корпуса, налить кипяточку в термос. Оказываюсь будто в зале мордовского краеведческого музея. Из современной утвари только электрочайник, кружки и стол. Тут же две клетки с попугаями - продолжение флотской тематики. Ну думаю, если сейчас и эти начнут замечания делать, вообще атас получится! Кстати, "двойник Розенбаума" тут же, наблюдает за моими телодвижениями. Молча, значит уже по-доброму. Хочется верить.

Автомобиль медленно катится по территории к открытым воротам. Бронзовый бюст Ушакову скульптор изобразил на фоне паруса. В астрологии так называется одна из  благоприятных конфигураций планет в натальной карте. Парус. Здесь на территории обители эта тема отыгрывается для меня дважды.

Через ворота проезжаем без проверок.

Выдвигаемся в Дивеево. Огибаем по часовой стрелке  мордовский заповедник, очерчивая своеобразное "Золотое кольцо Мордовии":
-  Санаксарский и Дивеевский монастыри находятся почти друг напротив друга, по границам природоохранной террритории! - делает ремарочку штурман в перерывах между сортировкой фотографий и сверкой маршрута и  включает на полную громкость молитву Богородице в исполнении батюшки Илиодора с Оптиной.

Вспоминается, как сильно ругался я однажды с соседкой по лестничной площадке. Насчёт хранения зимних шин в общем тамбуре. А у ее мужа родной младший  брат  - монах. Подзабылось как-то в суете. А Вселенная же уравновешивает все аспекты. Вот едем теперь на зимних шинах по монастырям...

Добираемся за два часа. Причём подъезжаем к Цыгановке с непривычной стороны - через Сатис. Чуть не пропускаем поворот направо.

Наполняем на источнике пару канистр  и,  пока тащим их до автомобиля, разогреваемся чутарик.
Окунаюсь в третий раз на крещенской неделе. Штурман заходит в холодную воду, в принципе, впервые именно на Крещение,   У каждого свои маленькие достижения.

Дивеево самое посещаемое село в России. Золотые купола хорошо смотрятся в любую погоду. Голые ветки монастырского сада словно иллюстрации к сборникам японского хокку. Неожиданно.

Одинокий ворон дремлет
На яблоневой ветке
Январская стужа...

В прорехах облаков
Во мгле словно фонарь
Солнечный лучик...

Поворачиваем к некрополю, к месту упокоения иеромонаха Владимира. Тут люди оставляют записочки. Подскальзываюсь на ровном месте и в попытке восстановить равновесие ударяюсь шеей об крест. Или получаю крестом по шее. Что наверное точнее. Даже знаю за что. По результатам посещения Санаксарского монастыря.
Прости, Господи!

Растираю и массирую место ушиба. Выходим на Канавку, чтобы совершить традиционное обхождение. Примерно через треть круга приходит мысль об организации и проведении паломнических поездок группового формата для желающих. Потому что достаточный организационный  опыт уже имеется и продолжает приобретаться прямо сейчас.

Эта мысль разворачивается из точки контакта тела с крестом и волнами течёт по телу. Бодряще и жизнеутверждающе...

Восполнив свои силы горячим постным супчиком и, взяв с собой монастырского хлеба да пяток  рыбных котлеток, продолжаем путь. Теперь в Пайгарму, вблизи Саранска. По дороге  встречаем ещё один красивый закат, который фоткаем прямо на ходу. Штурману впору отправлять свои фотоработы на выставки.

Автомобиль то  летит стремглав, вызывая эмоции, как на горках в парке аттракционов , то плетется по обочине на участках ремонтных работ. Которые тоже вызывают эмоции. Где  дорожное полотно, будто вырезаный "народным умельцем"  макет горных хребтов, близкий к оригиналу, - для иллюстрации рассказов об отпуске своим коллегам . А ещё это похоже на своеобразные  "лежачие полицейские" шириной в километр. Чтобы не думали что в сказку попали. Таким порядком то быстро, то медленно добираемся до места.

Вечерняя служба уже закончилась, поэтому можно только побыть под сводами храма, пофоткать ночные виды перед обратной дорогой. И вроде бы не совсем получилась задумка, однако.

Тут, в этом месте я понимаю...

Каждое путешествие во внешнем мире создаёт новую нейронную сеть в мире внутреннем. Которая стремится   объединиться с предыдущими, ранее созданными сетями. Таким образом все траектории  летних-осенних-зимних паломнических автомобильных маршрутов в Пайгарме соединяются  с дальними путешествиями в Астрахань, в Крым, в Дагестан. А значит соединяются  эмоции и впечатления от всех поездок, во  что-то большее, масштабное...

Вдруг вспоминаю, что на гербе города Чебоксары, столицы республики Чувашия , откуда мы родом, изображены пять уток летящих "конвертом" - слева направо.

И ответ на вопрос, высоко ли летят утки от "двойника Розенбаума" из Санаксарского монастыря приобретает иной смысл.

Утки летят во славу Божью!


Рецензии