Какое отношение шумеры имеют к казахам?

               
      
                « Не  парадокс сказать, что иногда самые
                теоретические размышления могут
                быть ближе всего к практике».
                Р. Витерхид

     Кто-то может подумать, вот опять казахи ищут в истории того, чего не было, пытаясь доказать своё древнее происхождение и величие. Я не учёный и никому ничего не пытаюсь доказать. Пишу о том, что мне интересно и пытаюсь в доступной форме донести до читателя, что известно большинству историков и учёных в этой области. Не каждый может усидеть за многостраничными томами книг, изучая их  и делая выводы для себя. Попытаюсь в краткой форме изложить основные факты, а делать из них выводы будет читатель.
     Кто же они шумеры, в Библии их называют «шинеар» и «шумер» - народ черноголовых, народ, который обитал на берегах Евфрата в Месопотамии, и их земля названа колыбелью цивилизации. Месопотамия это широкая низменность между Тигром и Евфратом. Кто же создал эту колыбель цивилизации? Шумеры выходцы из Евразийских степей, которые пришли на эти земли в один и тот же период с семитами в 2500 г до нашей эры. Немецкий учёный К.В.Керам говорит: «Язык шумеров похож на древнетюркский. Судя по внешнему облику, они должны принадлежать к индоевропейцам». Язык это тот инструмент, который позволяет различать и определять принадлежность к тому или иному народу. Конечно, с течением времени язык подвергается изменениям, но схожие формы и смыслы свидетельствуют о тесном взаимодействии языков и народов. Приведём шумерские и тюркские (казахские) слова в такой же последовательности с переводом на русский: Ада-Ата-Отец,  Ама-Ана-Мать, Ту-Ту-Родить, Думу –Тума –Потомство, Ши,Ди-Щи,Чи –Человек,  Сикил,Силик-Силик,Сулук –Чистое,  Ерен –Ерен,Еран –Воин,Рядовой,  Ру –Уру-Бить,  Урук – Урук – Город, Племя,Община,  Таг-Таг-Прицеплять,  Заггин-Закин,Жакын-Приближаться, Кен – Кен – Широкий, Ен – Ен – Высший,  Кир –Кыр – Земля, Грязь, Денгир, Демер – Тенгир, Танир – Бог, Небо. Список этот можно продолжать. Я бы хотел обратить внимание на слово «Бог», «Небо». Шумеры своих царей считали сыном солнца или богом солнца, то же самое делали скифы, а у казахов всё это переросло в веру Тенгри. Шумеры верховным богом считали бога неба Ану-дингир. Также как тюрки шумеры поклонялись огню. До сих пор у казахов существует обряд – аластау, обряд очищения огнём, спросите любого казаха и он расскажет вам о нём. Слово «алас» означает священный огонь. Шумеры воспевали своих умерших, приносили им жертвы, верили, что духи предков продолжают жить. Казахи с древних времён и по сегодняшний день почитают аруахов – духов предков, считают их покровителями рода, ангелами хранителями. И сотни лет, исповедуя ислам, мы не отказываемся от своих древних корней и верований. В этой связи хотелось бы несколько отвлечься от темы и остановиться на вопросе отношения современных мусульман к традициям и обычаям казахов. Во-первых, по моему глубокому убеждению, древние казахские обычаи и ритуалы, от которых мы не отказались до сих пор, это часть нашей души.  Хотя были периоды в нашей истории, когда их пытались искоренять и огнём, и мечом, и идеологией, и воинствующей теологией, и материальным стимулированием. Но это говорит только об одном: для казаха предать свои древние традиции, всё равно, что предать себя, предать Родину, предать отца и мать, предать в конце концов Бога. Потому что во всём этом и есть Бог. Во-вторых, на огромном небосклоне исламской цивилизации, исламской религии светятся как звёзды и сияют обычаи и традиции величайшей казахской (арийской, шумерской, сакской (скифской), гуннской, тюркской) культуры. Они привнесли в ислам особый свет и колорит, с веками они стали неотъемлемой частью ислама. Придали ему особый более человечный ореол. И мне непонятна позиция нашего мусульманского духовенства, которая долгие годы пыталась бороться с этим, превознося всё, по их мнению «исламское», которое в большинстве случаев является арабским, а не исламским. Ничего против не имею, но между исламским и арабским нет знака равенства. То, что приемлемо для арабов не означает, что стопроцентно приемлемо для казахов. Всё это было в парадигме Н.Назарбаева, заигрывать с арабскими шейхами и ради инвестиций и благосклонности арабского капитала попирать казахское. Хотя корень лежит ещё глубже, он утверждал, что казахи не имели государственности и только он может считаться основателем первого казахского государства, а по сему попирать историю ему было с руки, даже удалось убедить в этом Президента России В.Путина (вспомните его слова о Н.Назарбаеве). Позицию руководителя соседнего государства можно понять, пресловутая политкорректность, а как казахи отнеслись ко всему, что делал Н.Назарбаев, показал кровавый январь.
       Но вернёмся к теме,  шумерская письменность была очень сложной. Ассирийский царь Ашшурбанипал имел свою библиотеку, в которой хранились шумерские клинописные тексты, он говорил: «Для меня было большой радостью повторять красивые, но непонятные надписи шумеров». Клинопись это система письма, основанная на клинообразной форме знаков, у шумеров один знак означал одно слово. Тюркоязычные народы пользовались, как известно собственной системой письма названной рунической. Скорее всего, она возникла позже шумерской клинописи, во времена саков и гуннов. Казахские родовые знаки «тамга» поразительно схожи с клинописными знаками шумеров. А в тюркских  рунических знаках много схожего с иероглифами шумеров. Так шумерский знак кувшин, означавший слово «кас», почти без изменений перешёл в рунический знак кувшин, означающий у тюрков «к», знак солнце одинаков у обоих народов, Шумерский знак единица произносится аш, у тюрков тот же знак – ас, ночное небо у шумеров знак купола с точками, у тюрков точно такой же знак только перевёрнутый. Как и язык, искусство имеет национальные признаки и отражает формы общественного сознания. Всему миру известен скифский (сакский) звериный стиль. В начале 20 века у древнего города шумеров Ура был обнаружен храм середины третьего тысячелетия до нашей эры. Эти раскопки открыли миру звериный стиль шумеров. Почти везде в храмах, домах, погребениях имеются изображения зверей. Вполне вероятно, что шумеры передали этот стиль своим потомкам скифам (сакам).   Шумеро-аккадское царство достигает наивысшего расцвета в 2030 годы до нашей эры, но в течении последующих 150 лет приходит в упадок, и шумеры покидают Месопотамию и уходят в бескрайние степи Евразии и через столетия стали известны миру как скифы (саки). Изначально пришедшие в Месопотамию шумеры были кочевниками скотоводами и именно они, освоив эти земли, построили города, где каждый город с прилегающими землями был практически независимым. Среди них выделялись Ниппур, Ур, Киш, Урук, Лагаш, Умма, Ларса. У нас казахские роды всегда были довольно самостоятельными, отдельно кочевали, вели хозяйство, решали самостоятельно большинство вопросов, избирали единого хана, формировали войско и т.д. Каждым шумерским городом управлял свой царь, который управлял войском. Управлять могла и женщина. То же самое можно сказать о саках, достаточно назвать два имени – Томирис и Зарина. Об особом положении женщин у казахов можно долго рассказывать, такого не встретишь ни в одной другой мусульманской стране. У каждого народа есть свои святые вещи, образы. У шумеров это священное дерево жизни и дерево истины, которых охраняют боги Таммуз и Нингишзида, скифы также поклонялись дереву жизни, у казахов культ Байтерека, на вершине которого гнездится мифическая птица Самрук. Если говорить о общих культах и религиозных представлениях нужно добавить культ зверопоклонства, водные божества: у шумеров Ап-Су, у нас Су – ана, поклонение земле у шумеров Мардук, у тюрков Ыдук –иер, поклонение священным сосудам: у шумеров священный сосуд, у скифов такой же священный сосуд, у казахов священный казан в мавзолее Ходжи Ахмета Ясави в Туркестане. У шумеров было сословие жрецов, у нас есть род – кожа (см. материал о белой кости роде кожа). Можно говорить ещё о множестве, казалось бы, мелких фактов, которые думающему человеку дадут пищу для размышления.  В истории много парадоксов, например, есть сотни фактов, доказывающих тюркское происхождение Чингисхана, но увы «воз и ныне там». Давно всем понятно, что Золотая Орда и Казахские ханства это государства в классическом понимании сути государства как такового, но до сих пор находятся те, кто считает, что казахи не имели своей государственности и самое страшное это твердил наш 30 лет бессменный «елбасист». Парадоксы, но возможно за ними нас ждут открытия, которые в конце концов приведут к неопровержимым доказательствам того, о чём я сейчас размышляю. Завершу строками великого Поэта: /«О, сколько нам открытий чудных/Готовят просвещенья дух/ И Опыт сын ошибок трудных/ И Гений парадоксов друг/ И случай, Бог изобретатель»/.


Рецензии