Проективное мышление. Теория символического...
ТЕОРИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО В РАННИХ РАБОТАХ П.А. СОРОКИНА И РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ НАЧАЛА XX В.
Ксения Павловна Лазебная
«...Проблема эта [социального символизма] достаточно важна и интересна и может дать целую научную систему, объясняющую многие загадки социальной жизни. Здесь, конечно, мы могли провести только штрихи будущей науки социального символизма; однако эти штрихи показывают, что при достаточном терпении и способностях они могут послужить отправной точкой для плодотворнейших социологических исследований».
Сорокин П. А. «Символы в общественной жизни», 1913 г.
***
Природа социального символизма в социологической теории П. Сорокина и «эволюционный символизм» К. Жакова
Теория символического в социологии Сорокина - это развернутая система функционирования как простейших социальных явлений взаимодействия, так и культурных суперсистем посредством символических проводников, внешних проявлений психической активности человека. Наиболее подробно «символ» как социологическая категория и ключевые положения теории символического разрабатываются Сорокиным на микроуровне - уровне межличностного и межгруппового взаимодействия - в его ранних работах 1913-1922 гг.
Роль символических проводников (элементов социального взаимодействия наряду с индивидами и актами) подробно излагается Сорокиным в первой части книги «Преступление и кара, подвиг и награда: Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали» (1914), посвященной систематике актов поведения, а также в «Общедоступном учебнике социологии» (1916). Наиболее развернутое описание различных проявлений общественной жизни, объяснение которых становится возможным благодаря использованию родового понятия «социальное взаимодействие» и его элементов, Сорокин дает в «Системе социологии» (1920).
Однако впервые эскиз модели социального взаимодействия был представлен Сорокиным в небольшой брошюре «Символы в общественной жизни», написанной им в 1913г. Особенность данного издания состоит в том, что его можно считать исходной работой для описания теории символического в социологии Сорокина. В брошюре сформулированы ключевые проблемы происхождения, значимости и влияния символов на жизнь общества, которые Сорокин раскрывает в последующих трудах, прибегая к концепту «символический проводник». Но именно в этой брошюре Сорокин впервые затрагивает вопросы символизации в процессе человеческого познания. Данные вопросы и ответы автора, касающиеся природы социального символизма, представлены в виде следующей таблицы:
Какова та общая почва, которая делает необходимым появление и существование символизма?
Основная причина, вызывающая необходимость символов, - облечение психического явления, мысли в вещественную форму.
Каковы виды символов по критерию их происхождения?
По своему происхождению символы подразделяются на бессознательно-условные, где нет определенной цели, и сознательно-установленные, где связь между определенной мыслью и символом установлена вполне сознательно. Примером служит различие в возникновении «естественных» языков (русский, французский и т.д.) и языка эсперанто.
Почему той или иной мысли соответствует тот, а не иной символ?
Связь между той или иной мыслью и тем или иным символом покоится на психологических законах ассоциаций, а именно: ассоциаций смежности и сходства.
Как действуют символы на мысль или психику человека?
Символы могут преобразить и преображают саму психику человека в направлении, соответствующем смыслу символа.
(Сорокин П. А. Символы в общественной жизни. - Рига: Наука и жизнь, 1913. - С. 27-48. - (Миниатюрная библиотека «Наука и жизнь»; № 32)).
***
Постановка этих вопросов отражала стремление молодого П. Сорокина разрешить проблему сущности умственных функций человека в связи с общественной жизнью: «Символ есть значок мысли. А так как общественная жизнь людей есть жизнь психическая, где мыслительные процессы совершаются непрерывно, как в одном человеке, так и во многих людях, и так как обмен мыслями, чувствами и переживаниями совершается в человеческом мире беспрестанно - то отсюда следует, что общественная или социальная жизнь людей есть сплошная символика, ибо без символов невозможно никакое проявление какой угодно мысли». Данное заключение отражает влияние философских идей лимитизма и «эволюционного символизма», разрабатывавшихся одним из первых учителей Сорокина К. Жаковым (1866-1926), автором известных в то время работ по философии, этнографии, математике и лингвистике.
В работе «Принцип эволюции в гносеологии, метафизике и морали» Жаков утверждает, что человеческое мировоззрение «соткано из символов», которые являются психическими событиями, соответствующими физиологическим явлениям, т.е. «вещам» (Жаков К.Ф. Принцип эволюции в гносеологии, метафизике и морали. -СПб.: Изд-во «Парма», 1906). «Мыслить - это значит символами обозначать неосуществимые представления» посредством процесса ассоциации как основы логических законов, приближающих познающего субъекта к познаваемому миру, и «чем более они [символы] соответствуют вещам, тем больше будет устанавливаться гармония между микрокосмосом, одаренным сознанием, и макрокосмосом - природой». Наше знание стремится стать абсолютным, пытаясь постигнуть изменяющийся мир вещей. Таким образом, система символов как переменная величина должна в своей эволюции достигнуть предела, т.е. системы вещей, посредством усовершенствования сознания как одного из факторов развития человеческого познания. «Дело обстоит так, как будто природа через людей идет к самопознанию, и было бы самопротиворечиво полагать, что природа идет к познанию только символов, а не самой себя. Знание, таким образом, идет к бытию. Не уничтожая своих индивидуальных особенностей, а наоборот, развивая их, природа идет к гармоническому монизму, превращает антагонизм индивидуумов в гармоническое состояние, т.е. в Благо».
Еще одним значимым моментом, сближающим идеи обоих социологов, является тезис Жакова о том, что «знание есть символ, соответствующий вещам». Вещи - материализовавшейся мысли - в терминологии Сорокина соответствуют «проводник-символ» и шире - вся материальная культура, основная роль которой заключается в передаче и сохранении психической энергии человеческого знания. Накопление и передача культурных ценностей, коллективного опыта и знаний через пространство и время становятся возможными благодаря символическим проводникам материальной культуры. Таким образом, механизм накопления и передачи социального опыта, ценностно-нормативных установок между поколениями может быть выявлен в рамках простейшей модели социального взаимодействия.
Сорокин является преемником идей Е.В. Де Роберти (18431915), подходившего к определению всякого социокультурного явления как смеси физического, биологического и надорганического. Де Роберти включает в область надорганики абстрактные понятия научного мышления, философские и религиозные обобщения, язык символов, а также прикладную мысль от инженерии до медицины. Сорокин, в свою очередь, определяет область надорганических явлений как предметное поле социологии и относит к феномену надорганики, помимо науки, философии, религии, искусства, этики и языка, разнообразные процессы социального взаимодействия, продукты их взаимодействия, социальные институты, а также объекты материальной культуры. Таким образом, физические объекты, попадая в область надорганики, рассматриваются с точки зрения их культурной составляющей. Культура определяется Сорокиным как носитель надорганических ценностей, поддерживаемый непрекращающейся деятельностью и взаимодействием человеческих поколений, что является одним из факторов социального развития.
Согласно Сорокину, посредством изучения сферы социального взаимодействия «надорганическая реальность», т.е. общественное, надиндивидуальное сознание, может обнаруживать себя и быть подвергнуто изучению. Элементы взаимодействия (агенты, посредники и акты) являются внешне зримым проявлением «социального»; они как «материальные и духовные стороны бытия отождествляются в едином клубке объективных стимулов» (Голосенко И. А. Социология Питирима Сорокина: Русский период деятельности. - Самара: Социол. центр. «Социо», 1992. - С. 17). Такое определение характерно для работ П. Сорокина российского периода (1910-1922), когда его взгляды были наиболее близки к неопозитивистской и бихевиористской традиции в социологии. Позже, в конце 1930-х годов, «надорганическая реальность» в его понимании приобретает социокультурный характер. «"Социальное" (взаимодействие индивидов и групп) объявляется носителем "культурного", ценностного. Все биолого-физические предметы через соотношение с ценностью радикально меняют свою природу для человека, выступая уже частью социокультурного целого, в котором они функционируют как материальные носители ценности» . Эти две интерпретации, отмеченные И. Голосенко, отражают перемены во взгляде П. Сорокина на социальное взаимодействие. Следует, однако, отметить, что характеристики структурно-функциональных особенностей проводников, элементов взаимодействия не претерпели существенных изменений в работах Сорокина на всем протяжении его научной деятельности. По всей видимости, причина такой стабильности обусловлена стремлением П. Сорокина не просто объяснить связь агент-акт-агент, а представить, используя понятие «символ», процесс взаимодействия индивида с социальным миром в целом. Эти идеи, высказанные Сорокиным в его первых работах, не утрачивают актуальности и в дальнейшем. Роль символического проводника как инструмента в описании процесса непосредственного познания человеком окружающего мира имеет особое значение: символ есть внешняя форма, в которую «облекается всякая мысль и всякий сознательный акт».
...Согласно Сорокину, индивидуальное социальное познание поддерживается посредством постоянного обмена психическими переживаниями при использовании непсихических форм объективированной психики, т.е. символов.
Область теории символического, связанная с индивидуальным познанием, находит логическое продолжение в трактовке Сорокиным социального взаимодействия как простейшего социального явления. «Всякое взаимодействие, между кем бы оно ни происходило, раз оно обладает психическим характером...- будет социальным явлением».
Под психическим характером Сорокин понимает именно «сознательные» переживания, равносильные термину «разум». Иными словами, социальное явление, реализующееся в сознании индивидов, есть психическая область, противоположная материальному миру. Символ, относясь к социальной категории, играет роль объективации психических переживаний, делает мысль одного индивида доступной другому посредством различных видов символизации.
«Каждое психическое переживание, прежде чем передаться другому, должно пройти через три стадии: а) сначала оно появляется в чистой психике, b) затем превращается в непсихическую форму - в символ, в «раздражитель» и, наконец, с) снова получает психическое бытие в воспринявшем субъекте»...
Свидетельство о публикации №223012600525