Отелло Верди

xatai
2009-09-09 14:37:00

Ревность и зависть

Ревность и зависть, в человеческих отношениях, имеют единую природу.
Ревность возникает, когда обладаешь чем-то, чего не достоин, а зависть -
когда стремишься к этому.


chumanew
6 июля 2010, 00:48:11

Какая любопытная цитата! Проводя оперные параллели - Отелло был недостоин Дездемоны?! Этой бледной немочи?! ДА ОНА САМА НЕ ЛЮБИЛА НИКОГО, КРОМЕ СЕБЯ! Вот. И дура была к тому же. Извините за резкость.


xatai
6 июля 2010, 10:22:31
 
Это наблюдение...
Ну Отелло - парень-ураган. Хотели бы такого мужа? Только честно.
Раз говорим об опере, почитаю сначала субтитры (чтобы не лопухнуться, как с Тристаном)).
А,вообще-то, я имел в виду самооценку. Насколько я помню, у Отелло она была занижена.

chumanew
6 июля 2010, 21:49:43

Да! И еще как. Я ж не Дездемона, которая своей любви так ни разу и не проявила за всю оперу, даже в дуэте в 1 действии она только отвечает на чувства Отелло, сама никакой инициативы не проявляя.

Да, самооценка у Отелло занижена, он во 2 действии говорит что-то вроде "Я так и знал, что счастье будет недолгим" (итальянского напрочь не знаю, читала русские субтитры). Что это, как не проявление заниженной самооценки?


xatai
7 июля 2010, 15:41:20

Выписка из википедии:

Мавры (лат. Mauri) — название в средневековой Западной Европе мусульманского населения Пиренейского полуострова и западной части Северной Африки — арабов и берберов, захвативших эти территории в ходе второй волны арабских завоеваний.

«Маврос» (;;;;;;) по-гречески означает «чёрный». Сегодня греки называют так негров, а иногда и арабов.

Интересно, есть у Шекспира указания, что он негр?
Если он "гарный хлопец" - это многое меняет...


chumanew
7 июля 2010, 22:51:19

Я точно не помню, как там у Шекспира, давно читала, но по-моему, где-то что-то проскальзывает насчет черного цвета. Надо будет почитать в свободное время (сначала надо где-то взять такое время).

Конечно гарный! Еще бы не гарный! Разве слабый и не слишком умный человек смог бы выдвинуться из самых низов без протекции, без дворянского титула, без поддержки семьи и без денег на пост главнокомандующего? Максимум сержант за выслугу лет! Разве мало одаренный человек смог бы так зажечь девушку рассказами, что она в него влюбилась и вышла за него замуж? Отелло ого-го какой гарный! А вот то, что он попал на удочку к Яго, по-моему, доказывает, что Дездемона очень быстро к нему охладела и стала равнодушна. Это равнодушие выражено и в музыке. Если Вам интересно, что я думаю по поводу этой героини, то вот:
http://chumanew.livejournal.com/?skip=20#post-chumanew-2135
Очень яркие в музыкальном отношении партии Отелло и Яго и по сравнению с ними такая бледная, невыразительная партия Дездемоны!


xatai
8 июля 2010, 00:47:03

Уважаемая Чу (извините за фамильярность, но у меня нет вариантов, согласен на Ха)), Ваше эссе о Дездемоне
прочитал еще днем и очень впечатлился. Вот уж и правда: кому война, а кому мать родна.
Ваш слог очень живописателен, и у меня перед глазами встал милый моему сердцу образ безгласого агнца, ведомого
на заклание. Не ожидали? Все на месте: немногословие, неяркость эмоций, отсутствие претензий, неумение защищаться.
(трости надломленной не переломит, льна курящегося не загасит). Да и имя (сейчас в голову пришло) - без демонов.
И ее музыка, по вашим словам, тусклая на протяжение всего действа становится "небесной" при обращении к Богу.
И винить во всей этой трагедии нужно незримый персонаж судьбу :-).
Не пара они.

Представьте на месте Дездемоны Вителлию (в исполнении Доротеи Рошманн)

Отелло:
Молилась ли ты на ночь?
Если совершила ты грех,
что небо не простит...

Вителлия(тьфу ты,Дездемона):
Шо? Шо ты сказал?

Отелло:
... проси прощение сейчас же.

Дездемона:
Убью!

Отелло:
Подумай о грехах своих.

Дездемона:
Покалечу!
Жена Цезаря вне подозрений! Спать на диван! В другую комнату, мать твою ........

И жили б они долго и счастливо, и умерли б в один день.


А теперь на месте Отелло Тит (Михаэль Шаде)

- Ты подарила ему тот платок? Любимая, твое счастье - смысл моей жизни. Я не стану ему помехой.
- Дорогой! Разве есть на свете мужчина, который сравнится с тобой? Обними меня, любовь моя.

И жили б они долго и счастливо, и умерли б в один день.

До Вашего рассказа я знал только одну женщину такого типа - Мелисанда. Может еще есть?


+++


chumanew
5 сентября 2010, 17:39:36

Людей, считающих себя подлецами, я не видела, и никто не видел, но вот актеров, прекрасно и на полном серьезе изображающих подлецов, видела и очень люблю.


xatai
6 сентября 2010, 17:51:32

Из подлецов мне приходит на ум только Яго. Но не может быть, чтобы его действиям не было оправдания.
Должен был Отелло, чем-то крепко его обидеть, или напугать. Например, что большая власть оказалась у не вполне здорового человека (в чем мы сами убедились).


chumanew
6 сентября 2010, 23:21:20

Яго обошли по службе. Он должен был получить место, которое занял Кассио, а Отелло как раз на должности и назначал. Ну, не учел восприимчивость Кассио к алкоголю, но он же не в собутыльники его произвел! К тому же у Кассио были заслуги лично перед Отелло, он передавал его письма Дездемоне и относил Отелло ответы. Вот Яго и возмутился. Какое отношение к способности выполнять работу имеет благодарность за личные услуги? Пришел бы к Отелло и высказал ему все как есть, получил бы продвижение по службе, а он интриговать взялся... злом за зло, не так ли? Вот и еще один ответ на Ваше замечание относительно причинения зла злу. Масштабы зла при таком подходе растут, зло плодит еще большее зло. А человек, пытающийся ответить злом на зло, становится в конечном итоге чудовищем и подлецом.


xatai
7 сентября 2010, 13:20:48

Вы назвали Яго чудовищем и подлецом. Но и Фигаро совершил такой же поступок с подложным письмом
к графине, однако он всего лишь "веселый плут". Проблема все же, я думаю, в Отелло.
Восточный человек, завоевав сердце женщины лезгинкой, видит ее в своем гареме, с закрытым, от посторонних глаз, лицом. Добившись высот в чуждом ему мире, Отелло презирал и боялся всех этих европейцев. Дездемона была для него не более, чем престижная вещь, символ его успеха в этом обществе. Он уничтожил эту вещь, когда она стала причиной его позора.
Я заметил, что в рецензиях на исполнение, почти всегда, ругают Отелло и хвалят Яго. Европеец не может спеть Отелло! Нужно найти выходца из мусульманской культуры, с многовековой внутренней ненавистью к европейской цивилизации. Вот такой споет все как надо. Но надо быть готовым, что сипатии зрителей в Анкаре и в Париже будут на стороне разных героев.
Мне по-настоящему жалко Дездемону. Ее положение, по причине опрометчивого замужества, безвыходно.


chumanew
7 сентября 2010, 23:12:48

"Отелло" просто не умеют ставить! Есть правда одно аудио...но только одно.

И как у них поворачивается язык хвалить Яго? Кто способен действительно правильно спеть эту партию, без излишнего дьявольничания, без этого идиотского ржания в credo, дать нужный накал? Это сложнейшая роль в мировой опере, там надо пройти по лезвию бритвы и не показать, что ногам больно. Вот представьте себе - жил-был ответственный офицер, служил верой и правдой, честно, а тут вдруг другому достается то, что положено было получить ему. Что делать? Кому жаловаться? Куда писать заявление или докладную записку? Вариантов добиться справедливости нет. Он сидит и думает: ах ты сволочь черномазая, ты пошто меня так обидел? Ну я тебе сделаю! Ты у меня попляшешь! И этот, который... тоже попляшет. Подпаивает Кассио, провоцирует симпатичную драчку, оставляет очень занятого начальника без помощника. Не хватит ли? А может быть, еще добавить перчику? Но его начинают глодать сомнения, а что мне за это будет? Не при жизни, он уверен, что сможет выпутаться и выйти сухим из воды, а вот на том свете, что решит божий суд? А руки так и чешутся, ну еще немного, еще чуть-чуть! И он начинает договариваться сам с собой, убеждает себя, что можно гадить, что рай - пустой вымысел, а значит и наказания после смерти он не понесет. И все! Доубеждался. Он пошел вразнос, считая, что раз он останется безнаказанным, значит, можно все! Включая убийство. Кто сумел показать этот переход грани между "можно" и "нельзя", кто? Это очень важный момент, если он не показан, то за что хвалить? За вокал? Этого добра... Фигаро все-таки грань не переходит, он не желает никому зла, никого не подставляет ни под удар шпаги, ни под сильные руки профессионального военного, способные сдавить горло. У Фигаро есть мораль. А Дездемону мне не жалко совершенно, она сама во многом виновата, ее реакции неадекватны, я убеждена, что она не любит Отелло, может быть даже он ей уже надоел, и она жалеет о своем заскоке. Она равнодушна к мужу. Если бы она вела себя по-другому, если бы доказывала свою любовь и сочувствие, у него бы не было повода ее подозревать. Отелло человек умный, прошел весь путь с самых низов до главнокомандующего без протекции, без денег, без родственных связей. Значит, способен оценить ситуацию. Он не верит в верность Дездемоны, потому что не чувствует ее любви. Если бы чувствовал, попытался хотя бы выяснить причину слухов, поговорил бы с ней начистоту.

Ну-ну, давайте искать мусульманина на роль Отелло, только режиссеры все равно будут те же, и Яго будет заливисто хохотать в credo, и Дездемона будет ангелом во плоти, да и дирижер будет помахивать палочкой плавненько так, не понимая, что "Отелло" надо рубить. Посверкает мусульманин яростно глазами, покажет вековую ненависть к европейской цивилизации, добавит в ту кучу (извините) дерьма, в которую обычно превращают эту оперу, еще и себя, в Париже и Анкаре еще раз подумают, что так и надо ставить "Отелло", поаплодируют и пойдут по домам, размышляя про себя:"Скучная опера! Верди на старости лет выжил из ума, не иначе!"


xatai
9 сентября 2010, 11:21:02

Шуточки Фигаро могли плохо кончиться: http://www.youtube.com/watch?v=nhADcGvKpnc
Представьте, что Керубино был бы в комнате... Это письмишко могло бы быть спусковым крючком.
Но, впрочем, тут возможное смертоубийство - случайность, стечение обстоятельств, помутнение рассудка.
А у Отелло - закономерный итог. Дездемона то и была как замороженная, потому что быстро поняла, во что вляпалась.
Жестокость и беспринципность тоже способствуют продвижению по службе. Может даже больше, чем ум...


chumanew
9 сентября 2010, 23:00:52

Могли. Особенно если бы Фигаро поставил себе именно такую цель. Мог бы нарочно свести в нужном месте в нужное время кого надо, тему разговора нужную подкинуть. Подобной цели Фигаро себе не ставил, ему просто надо было выкрутиться из щекотливой ситуации с наименьшим ущербом, как для себя, так и для хозяев (кормильцев!), а не рубить под собой сук.
Не знаю, почему Вы не любите Отелло. У него музыка такая, что просто слышишь, как его сердце разрывается. А у Дездемоны наоборот, музыка невыразительная, и оркестр играет как-то вяло. А ведь это вердиевский оркестр, у Верди оркестр всегда силищи небывалой. И служит поставленным целям очень хорошо. И я не выношу, когда исполнительница партии Дездемоны делает из своей героини ангела с крылышками, положительную героиню, любящую и нежную. А они все обычно стараются так и сделать, что по-моему музыкой совершенно не оправдано. Да и либретто тоже, хотя я и читала его только в переводе, я в италийском ни бум шарах, но по сюжету.
Ага, способствуют. Но не до такой же степени! Меру все-таки надо знать, если хочешь именно продвинуться по службе, а не разнести все вокруг себя в клочья. Если бы Яго остановился после дуэли, этого бы хватило и для продвижения, и Кассио бы получил хороший щелчок по носу. Но...credo (которого нет у Шекспира, ах, какой умница Бойто! Какой умница!). Кары не будет. Яго себя в этом убедил. Это сорвало ему башню. Хотя что там срывать-то, если от подлости удерживает только страх наказания? Вот поэтому из двух настоящих Яго, которых я слышала (Раймонди и Грундхебер) я больше склоняюсь к образу, созданному Грундхебером, потому что он дан в развитии, в динамике, Яго дозревает до злодея-убийцы, а у Раймонди образ статичен, неизменен, Яго уже вполне состоялся, как злодей (и тогда непонятно, почему умный Отелло, а Отелло ведь точно не лох, каким бы идиотом его не делали теноры, так безоговорочно ему верит, у Яго уже должна была сложиться репутация подлеца).


xatai
11 сентября 2010, 22:55:46

Не понимаю, как можно воспринимать Отелло без содрогания и отвращения. Он решает кому жить, а кому нет.
И ведь это происходит не в состоянии аффекта. Он садистски убивает беззащитную женщину, которую он якобы любит. В чем заключается его любовь? Даже если бы она согрешила... Ну убил бы себя, если не мог с этим жить. Нет, себя он любил. Это же Раскольников! Европа в итоге проиграет азиатам.


chumanew
12 сентября 2010, 19:06:58

Но это же не 21 век! И даже не 20. То есть тогда убить жену за измену было нормой. Он вообще обязан был ее наказать! Если на современных спектаклях героев "Отелло" одевают в современную одежду, это не значит, что у них автоматически появляется современное мировосприятие.


xatai
12 сентября 2010, 23:17:34

Почитал я про них вот тут: http://lib.ru/SHAKESPEARE/othello2.txt
Это музыка! Почему я раньше не читал? Наверное молекула должна была дозреть...

впечатлившая нформация:

1.У отелло и Дездемоны были только две ночи интимной близости.

2.Выбор Дездемоны:
Дож

Чего бы вам хотелось, Дездемона?

Дездемона

Что с Мавром я хочу не разлучаться,
О том трубят открытый мой мятеж
И бурная судьба. Меня пленило
Как раз все то, чем отличен мой муж.
Лицом Отелло был мне дух Отелло,
И доблести его и бранной славе
Я посвятила душу и судьбу.
И если он, синьоры, призван к битвам,
Меня же здесь оставят, мирной молью,
То я лишусь священных прав любви
И обрекаюсь тягостной разлуке.
Позвольте мне сопровождать его.


3. Яго подозревал свою жену в романтической связи с Отелло и Кассио:

Есть слух, что он промеж моих простынь
Мою нес службу. Так ли, я не знаю;
Но с подозреньем я готов считаться,
Как с достоверностью.

Я напущусь на Кассио, - я боюсь,
Что мой ночной колпак носил и он, -
Его представлю Мавру блудодеем.

4.Как Яго характеризует Дездемону:

...хрупкий обет, связующий бродягу-варвара и хитроумнейшую венецианку.


5.Яго неравнодушен к Дездемоне:

Но в нее влюблен и я, -
Не из распутства только, хоть, быть может,
На мне лежит и этот тяжкий грех,
Но также ради утоленья мести:
Я склонен думать, что любезный Мавр
Вскочил в мое седло. Мне эта мысль
Грызет нутро, как ядовитый камень;
И я не буду знать успокоенья,
Не сосчитавшись: за жену - жену;
А если так не выйдет - постараюсь
Посеять в Мавре бешеную ревность,
Сильнее разума.

6. Мнение Отелло о венецианском руководстве:

Отелло

Меня заменит Кассио. А сегодня
Я вас прошу отужинать со мной.
Мы рады вам. - Козлы и обезьяны!
(Уходит.)

Лодовико

Ужели это - благородный Мавр,
Столь чтимый всем сенатом?


7. Дездемона поняла, куда все прикатится:

Дездемона

Кто твой синьор?

Эмилия

Да тот же, что и ваш.

Дездемона

Такого нет.
...

Эмилия

Я ваши простыни постлала вам.

Дездемона

Не все ль равно? Ах, до чего мы глупы!
Но если ты меня переживешь,
Повей меня в одну из них.


Первые впечатления:
Яго - дьявол. Отелло - параноик. Дездемона - жертва.


chumanew
13 сентября 2010, 20:38:11

Это пьеса! Пьеса начинается со сцены, когда Дездемона убегает к Отелло, чтобы связать с ним свою жизнь. В опере этого нет. Притом, что в "Доне Карлосе" того же Верди есть пролог в Фонтенбло, которого нет у Шиллера, а значит, Верди не боялся сделать оперу чуть подлиннее. У меня такое впечатление, что он вообще ничего не боялся. В опере нет даже намека на то, что Яго влюблен в Дездемону, или что он подозревает в связях со своей женой кого-то из действующих лиц. Опера "Отелло" - это не пьеса Шекспира "Отелло", положенная на музыку, это совершенно самостоятельное произведение, Яго дьявол, но дьявол начинающий, пока обучающийся быть дьяволом, мечтающий достичь совершенства. Отелло, может быть, и параноик, но его паранойя спровоцирована не только наветами Яго и создавшейся на Кипре ситуацией, но и поведением Дездемоны. Дездемона жертва, но по причине собственной тупости и нечуткости.


xatai
12 сентября 2010, 23:31:25

Да, вот еще фразочка:
Дездемона

Я плакать не могу, а чем ответить
Мне, кроме слез? Сегодня постели мне
Мои девичьи простыни. Запомни.

Уж не девственница ли она была?


chumanew
13 сентября 2010, 20:57:31

Если она вообще была девственница, то у Отелло не могло быть никакого повода для ревности. К кому тогда ревновать? Яго в разговоре с Отелло допытывается у него, были ли знакомы Дездемона и Кассио до свадьбы и выясняет, что Кассио передавал письма Отелло Дездемоне и наоборот, то есть они были хорошо знакомы. По-моему, в пьесе такой диалог тоже есть. То есть романтические чувства могли в принципе завязаться у Дездемоны с Кассио, а после того, как она стала супругой Отелло, перерасти в нечто более существенное. Ну, мы-то знаем, что не переросли, но Отелло не знает. Меня гложет сомнение - а способна ли эта снежная королева вообще испытывать возбуждение рядом с мужчиной? Она такая холодная! Возможно, простыни с первой брачной ночи хранились у них как память, я не знаю, принято ли было в Венеции показывать родственникам брачные простыни, но во многих местах во всем мире было принято. Понимая, что этой ночью ей суждено умереть, но не зная, как это будет проделано, Дездемона на всякий случай приказывает постелить ей простыни, испачканные кровью. То ли беспокоится за хозяйство, то ли считает, что на фоне старых пятен свежая кровь не так будет заметна?


xatai
13 сентября 2010, 22:17:41

Нет. С ума вместе не сходят (за исключеним случая описанного в "Мнимой садовнице"). Вы себе представляете выражение лица Отелло при виде того места, где ему спать? И служанка не засомневалась в уместности такого финта. Что тоже рехнулась?
Похоже это намек.

Отелло


Свидетель небо, не затем прошу я,
Чтобы мое утешить сластолюбье
Иль утолить мой пыл - младые страсти
Во мне угасли - и мое желанье,
Но чтобы щедрым быть к ее душе.

Такая ревноть могла быть следствием неполноценности (нужно выяснить у психотерапевта).
Тут и с проверкой могли быть сложности...

Вообще, когда он ее задушил, во всех его фразах какая-то веселость. Облегчение какое-то. Если страсти угасли, перспектива сожительства с 20-летней дамочкой могла выглядеть угнетающе. Ну не идиот же он.

Еще инересно, как он зарезался:


...Причем добавьте
В своем письме, что как-то раз в Алеппо,
Когда турчин в чалме посмел ударить
Венецианца и хулить сенат,
Я этого обрезанного пса,
Схватив за горло, заколол - вот так.
(Закалывает себя.)

Мне видится, что причина самоубийства в осознании, что "не быть ему никогда кандидатом наук".
Он страстно хотел быть им ровней. А теперь он убедился, что поблема не в них, а в нем.
Какой бы сволочью не был Яго, жену душить за измену он не планировал. Другая ментальность...


chumanew
13 сентября 2010, 22:49:47

В опере все не совсем так. И закалывается Отелло не вспоминая, как убил турка, а придя в рассудок и поняв, что Дездемона мертва, и что он убил невиновную. Сначала торжественно отрекается от своей шпаги, показывая, что не собирается защищаться, сражаться с вбежавшими в спальню людьми, потом оплакивает Дездемону, потом восклицает:"Вот мой судья!" и вонзает себе в грудь кинжал. Какие кандидатские корочки? Он карает себя! Опера не полностью повторяет пьесу, только по основе сюжета, не в деталях, а в них вся соль.

Я не вполне поняла последнюю фразу. Яго не планировал душить Эмилию? Ну так в пьесе он ее зарезал, когда она разоблачила историю с платком. Ментальность действительно совсем другая, у Отелло мне нравится больше, он искренен. Яго не было уже смысла убивать жену, она успела рассказать все, убийство ничего не изменит, Яго отомстил. В оперных постановках иногда Яго убивает Эмилию, иногда нет, это неважно для основного сюжета.

Насчет нехилых комплексов у Отелло я не возражаю. Интересна одна его фраза из начала 2 действия, Яго еще не успел даже полностью сплести сеть своей интриги, только начал ломать Отелло психику, а Отелло уже высказывается по поводу своего брака примерно так:"Я так и чувствовал, что счастье будет недолгим!" Он изначально настроен на нелюбовь Дездемоны. Почему? Потому что любви изначально и не было, а был интерес, жажда экзотики и женское тщеславие - вона я какого знаменитого себе оторвала! И Отелло не мог этого не почувствовать, он же живой человек, притом он любит, а значит сильнее уязвим для ударов, нанесенных любимым существом. Обращает на себя внимание и холодность Дездемоны по отношению к мужу. Уже в дуэте в финале 1 действия она не проявляет никакой инициативы, только отвечает на его чувства, а где самостоятельные проявления? Где радость от встречи? Он ведь чуть не погиб на ее глазах! Любящая женщина сразу бы бросилась ему на шею, а не ждала, пока он выведет ее в уединенное место и первым не начнет объясняться в любви.


xatai
14 сентября 2010, 17:42:05

Яго и Эмилия самые интересные персонажи пьесы, ее движущая сила.
Отелло - показатель того, что ЛЮБОГО, даже самого порядочного, умного, сильного человека можно довести до сумасшедствия, убийства и самоубийства.
Дездемону Вы мне растолковали. Молодая женщина может КРАТКОВРЕМЕННО полюбить старого, лысого (черного) мужчину, с превосходящей окружающих аурой.
Т.е. они персонажи ведомые обстоятельствами.
Классика интересна тем, что не разменивается на частности и рассматривает т.с. законы бытия.
Вот Яго. Жил себе человек до 28 лет. Женился. Службу нес исправно. Ни в чем порочащем замечен не был.
Словом, истинный ариец-флорентиец. И тут злые языки нашептывают о связях его жены с командиром.
Обычная гарнизонная история. Женушка, похоже, не была недотрога, давала т.с. поводы...
Яго, человек философского склада, мог, как обычно, пропустиь эти слухи мимо ушей. Но не стал этого делать, т.к. в ситуации присутствует мощнейший катализатор - командир был негр. Мало того, что низшее существо ежедневно указывало что и как ему, римлянину, делать (в конце-концов не он один, да и воинская дисциплина), так эта обезьяна обошла его как мужчину. В нем проснулся ку-клукс-клановец.
В начале планировались пропорциональные действия - жену-за-жену. Но тут второй щелчок по носу - его опять предпочли обезьяне.
Тут уж действительно "тварь ли я дожащая или право имею". Все. Он посвятил себя истязанию Мавра. Как садист, он придумывал все более изощренные способы душевной пытки. Но сводя Мавра с ума, он сходил с ума сам. Я вижу в этом смысл трагедии.
Он был возвышен Отелло и мог сделать блестящую карьеру. Но он уже обезумел. Они стали похожи друг на друга, в маниакальном стремлении уничтожить любящего человека. Убийство Эмилии не логично и сделано в состоянии аффекта. Для него было неожиданно, что когда все так хорошо закончилось, его жена и помощница вот так незатейливо провожает его на висилицу. Он этого не просчитал. Как-то очень уж был в ней уверен...


chumanew
14 сентября 2010, 18:50:56

Ага. Вон Вы как. Ну, вполне нормально, причем потенция Отелло не вызывала сомнений у его сослуживцев, а значит (история-то гарнизонная, все у всех на виду) Дездемона, уж извините, никак не могла быть обойдена вниманием супруга. Насчет пробуждения в Яго ку-клукс-клановца - пожалуй да, он в пьесе несколько раз высказывается по этому поводу. Это по пьесе.
И все-таки Отелло не уменьшенная копия Яго, он другой. Пусть он и обезумел, но по-другому. Даже стремясь уничтожить Дездемону, он все равно не близнец Яго. У него музыка другая, в ней страдание. Это по опере.


xatai
14 сентября 2010, 22:33:21

Очень часто у мужчин возникают проблемы именно с предметом чрезмерного обожания. Это, как бы другая опера...
Потом хронология:
До брака, скорее всего, Дездемона не мола себе позволить себе позволить.
Первая брачная ночь - часов в десять Яго пригоняет отца, а дож гонцов. Все разборки затягиваются до утра.
На разных кораблях плывут на Кипр.
Вторая брачная ночь - Яго устраивает ночной концерт снова вытаскивая Отелло на улицу. Ну а потом ему уже было не до секса.
Если бы речь шла о Донжуане, сомнений бы никаких не было, времени вполне достаточно - грейт секс машин.
Все, конечно, могло быть, и простыни были призваны напомнить о беспорочном девичестве, но это мало что меняло. Мавр не верил в ее искренность, да и приплыл он последним. Дефлорация на этот момент, была бы более веским аргументом.
Вы заметили, что в пьесе нет ни одного воркования между ними тет-а-тет. Их отношения начинали строиться на духовной основе, и стремительный переход, по крайней мере со стороны Отелло, был бы затруднителен. Ну вот, страсть не успела еще равиться, а рыцарский шарм улетучился. И с чем осталась дочка члена политбюро (безвременно скончавшегося по ее вине)?
Не строго ли Вы ее судите?


chumanew
15 сентября 2010, 21:32:43

Вы, как истинный джентльмен, всегда оправдываете даму. Особенно если учесть, что Дездемону пела Даш - ну против этого ведь не попрешь, тем более, что у Даш Дездемона действительно беспорочный ангел. Пьеса пьесой, а с либретто оперы ведь Бойто пошалил, мы не знаем, было ли время у Отелло с Дездемоной по-настоящему вступить в брак до отъезда на Кипр, по пьесе не было, а по опере - кто знает? Нет даже намека на предысторию отношений Отелло и Дездемоны в промежуток между свадьбой и Кипром. В опере есть одно воркование тет-а-тет, в финале 1 действия, после разборок с Кассио из-за дуэли, причем там вся подача идет со стороны Отелло, а Дездемона только отвечает, не проявляя инициативы, даже радости по поводу счастливого спасения супруга не выказывает. Но там со стороны Отелло такая любовь и нежность, что как-то не верится в проблемы с предметом обожания. А у Дездемоны музыка холодная, но вообще-то кто бы ее спрашивал в такой момент, хочет она исполнять супружеский долг или просто подчиняется обстоятельствам? А Дездемону я сужу только по музыке, это же Верди, у него все женские партии - живой огонь, а тут какая-то замороженная фигура, безэмоциональная, музыка серая, красок нет. Как я не выношу эту песню об иве! Тягомотина, и оркестр (еще раз напоминаю, это Верди, причем поздний Верди, в поздних операх у него оркестр говорит все, весь подтекст), так вот оркестр почему-то почти молчит. Почему? Что оркестр говорит своим молчанием? Это не нагнетающая напряжение пауза, кое-какие инструменты слабо вякают, а паузы в песне словно специально затянуты до такой степени, что уже навевают скуку. Это что, так звучит ее душа? Единственная ария Дездемоны, в которой она должна раскрыться полностью - и вот такой отстой? Приплыли в финале?


xatai
15 сентября 2010, 17:43:30

Конечно, он полная противопложноть. Яго сам решил перестать быть человеком. По его монологам видно, что он знал куда идет, и очень точно прдсказывал маршрут, и свой, и всех окружающих. Он мне напоминает мистера Смита из Матрицы. Уже, как бы, не гуманоид...
И все же, вернувшись к нашим любимцам, не сходится пазл у меня в голове. Дездемона - дочь сенатора, снисходит до человека более низкого положения. Этот человек неожиданно получает непорочный предмет своего вожделения, к тому же открывающий радужные карьерные перспективы.
Это было только ее решение он,тут, как дед Герасим... Скорее Отелло можно было заподозрить в корыстном охмурении девушки, если бы не его дикарская честность. Вот у меня снова н.б. Ну не может мужик, получив в подарок невинность, на другой день задушить. Отелло то дошел до кондиции за сутки, а предпологаемый любовник плыл на другом с ней корабле, и у них масимум было два часа средь бела дня.
Отелло был зрелый умный мужчина, и вестись там было не на что. Мне пришло другое объяснение. Может, как раз, наоборот, Дездемона не могла форсировать отношения, перехода к физической близости. Все-таки он был, мягко говоря, необычен. При естественном течении событий, я уверен, увлеченность Дездемоны, и такт Отелло сломали бы этот барьер, а так Отелло мог ппредположить, что белые затеяли с ним какую-игру, в которой он лох.


chumanew
15 сентября 2010, 22:19:30

Дездемона еще не могла форсировать события и по причине возраста, все-таки она годилась Отелло в дочери по годам. Необычность плюс разница в возрасте, молоденькая девушка поневоле будет ждать инициативы от старшего, она ведь привыкла жить в подчинении у отца. Но судя по дуэту из 1 действия, инициатива со всем тактом была проявлена. Яго во 2 действии внушает Отелло, что Кассио давно уже влюблен в Дездемону, я не помню, есть ли эта сцена в пьесе, но в опере он рассказывает, как однажды в военном походе, когда они спали на земле, и Кассио спал рядом с ним, он услышал, как Кассио говорит во сне, что-то о красоте Дездемоны и о том, какая жалость, что такая красота досталась какому-то мавру. То есть что получается? Уже после свадьбы Отелло и Дездемоны они ухитрились где-то слегка повоевать? До Кипра. И какой стаж у супружеской пары? Нехилый стаж, несколько месяцев, можно было успеть уложить в постель молодую супругу и успеть также убедиться в ее холодности.
То, что Отелло умный мужчина, должно было бы помешать Яго вползти к нему в душу и посеять там семена ревности. Значит, была какая-то причина, почва для семян была подготовлена, скорее всего, поведением самой Дездемоны. Вот почему в дуэте в 1 действии у Дездемоны музыка бесцветна, хотя она говорит о любви, а фраза из 2 действия, когда она пришла с прогулки, во время которой население Кипра осыпало ее цветами и славило ее красоту, что-то вроде :"Как здесь прекрасно", сияет яркими красками? Фразочка по смыслу ничего не значащая, не имеющая значения для развития действия, но музыка просто обалденная! Значит, фраза имеет смысл, тот смысл, что Дездемоне нравится всеобщее поклонение, а сама она ничего для оправдания этого поклонения не сделала, пальчиком не пошевелила, и явно не хочет. Эгоистка она, и дура, уже увидев, как действует на мужа одно упоминание имени Кассио, она продолжает и продолжает капать ему на мозги. Кассио, Кассио... Да разуй ты глаза! Что тебе этот Кассио? Мало ли что ты ему обещала? Кстати, раз обещала, значит, знает уже, как Отелло кидается выполнять ее малейшую просьбу. Значит, есть опыт. Ну видишь ты, что Отелло свирепеет при одном упоминании имени Кассио, так что, душевный покой мужа тебе совсем не дорог? Заткнись или смени тему! Не нервируй человека! Я это проходила, меня, конечно, никто не душил, но смотреть на расстроенное от твоих слов лицо любимого человека мало радости. Если он любимый, естественно.
Сама расстраиваешься и прекращаешь разговор. А эта дура, как стенка, отбивает мячик и все. Сама усугубляет ситуацию. Мне вообще непонятно, почему она в 3 действии опять просит за Кассио? Тут уже речь о целости ее собственной шкуры, а она все никак не врубится. Совершенно нелогичное поведение, говорящее об ее бесчувственности. Яго остается только подталкивать Отелло в нужных местах и иногда сдерживать, чтобы его гнев не излился раньше, чем нужно, чтобы он созрел. С платочком вообще нелепость какая-то: только что Дездемона этим самым платочком пыталась перевязать голову Отелло, и тут же Яго встревает:"А я этот платочек недавно видел в руках у Кассио". Когда успел? И Отелло верит! Хотя сам только что отшвырнул платок! То есть Яго уже слегка свел его с ума, у него уже в мозгах мутится, он путает события. Вряд ли это может быть игра с участием лоха, скорее, это помешательство.


xatai
16 сентября 2010, 11:35:50

И все-таки они белые!

Точный перевод wedding sheets - свадебные простыни.
И все-таки они белые! (Разумеется не по причине неверности.)

Отелло

Все это горестно. Но Яго знает,
Что блудный грех она свершала с Кассио
ТЫСЯЧЕКРАТНО. Кассио сам сознался.

Полный бред, если на простынях было свидетельство недельной давности.
(Блуд, в отличие от прелюбодеяния не предполагает замужества.)


В пьесе они блудодействовали так:

Яго

...Я как-то ночевал
У Кассио. Яростно болящий зуб
Мешал мне спать.
Есть род людей с расхлябанной душой,
Что и во сне бормочут про свое.
Таков Микеле Кассио. Я услышал,
Как он сказал сквозь сон: "Будь осторожна,
Не выдай нашей тайны, Дездемона".
Он сжал мне руку, вскрикнул: "Дорогая?"
И стал меня так крепко целовать,
Как будто поцелуи с губ моих
Рвал с корнем; а потом закинул ногу
Мне на бедро" вздыхал, ласкал и вскрикнул:
"Проклятый рок, тебя отдавший Мавру!"

Мавр мог предположить, что речь идет о периоде помолвки. Перед этим Яго спросил - Знал ли Кассио раньше об их любви?

Мне попалось одно толкование нашей соотечественницы-детективщицы.
В крадце, она подводит к тому, что все проиходящее - это заговор венецианских олигархов с целью завладения имуществом Отелло. (В итоге там все остаются живы, кроме него разумеется, а все описанные действия - зто сфабрикованный отчет следствия сенату.)

Лодовико:

...Грациано,
Примите дом, вступите в обладанье
Наследьем Мавра.

Я сначала посмеялся, а потом подумал, что если это пришло в голову русской ... женщине, то запросто могло прийти и Венецианскому мавру.
И этим может объясняться его внезапная к ней ненависть. Но это только при условии, что между ними не было физической близости. (Эх, решись бы она на эти простыни ночкой раньше!)

Вот эта забавная (но не лишенная логики! (женской)) трактовка:
Наталья Гранцева.
Шекспир и передел собственности. (Часть последняя - ЗАЧИСТКА НА КИПРЕ, ИЛИ СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ УБИЙЦЫ):
http://magazines.russ.ru/neva/2005/4/gra18.html


chumanew
16 сентября 2010, 20:54:18

Ух ты! Ух ты. Очень круто. Просто предельно круто. Но опять-таки о пьесе. Ну о пьесе же! А не об опере. Хотя мне было так приятно прочитать, что Дездемона все-таки не любила Отелло! Старый чародей Верди сумел, видимо, интуитивно почувствовать кое-какие "невидимые транспаранты", скрытые в тексте под напряженным сюжетом трагедии.


xatai
17 сентября 2010, 21:32:08

У меня, как у жука из Дюймовочки, складывается впечатление, что Дездемона нравится мне одному.
Знал бы немецкий, спросил бы еще Даш. Впрочем не стал бы, вдруг она с вами за одно.
Я,вообще-то, вижу в этом образе Дамрау (странно, что нигде не нашел), этакая Гретхен...
Вот вы ее все осуждаете (с Верди вместе), тогда скажите, если она такая холодная эгоистка, зачем ей все это было нужно?


chumanew
17 сентября 2010, 22:47:49

А обычай такой, замуж выходить, это была обязанность девушки, ее работа, стать чьей-то женой. То есть от брака с кем-нибудь все равно не отвертишься, общество не поймет и осудит. А тут такой экзот! Колоритнейшая фигура! Мощнейшая аура! Большие заслуги перед отечеством и соответствующий респект и уважуха. Короче, девочка купилась, возможно, какое-то время действительно смотрела на Отелло, раскрывши ротик, слушала рассказы, а ему было что рассказать, да и рассказчик, вероятно, был умелый, увлек ее. А потом сказка кончилась и наступили будни. И назад пути уже не было. Надо было где-то прятаться от действительности, как-то уклоняться от приставаний немолодого мужа, уходить в мир мечты вроде бы не совсем итальянское занятие, этим больше немцы развлекались, зато за стеной холодного эгоизма очень уютно и спокойно, на всех плевать, кроме себя, любимой, комфортно там.


xatai
18 сентября 2010, 14:31:04

Ну, допустим, у нее мозгов нет, но он то куда смотрел, на что расчитывал? Седина в бороду?
К нам на работу пришла новая уборщица. Представьте себе самую красивую девушку, какую можете представить, с идеальной фигурой и царственной осанкой. Представили? А теперь намажьте ее самым черным гуталином. Есть женщины и в их селеньях...
Поставим вопрос по другому. Ему то зачем все это нужно? Мы в наших произведениях всегда осуждаем сластолюбивых старичков.
Конечно она ему понравилась! Кому бы не понравилась? Она там всем нравилась. А в душЕ холодная эгоистка...
Ах, обмануть меня не трудно?


chumanew
18 сентября 2010, 21:32:47

Ему... Не желая плохого, ударили меня по самому больному месту. Вы не виноваты. Скольким пожилым, очень умным людям, срывают башню ножки-мордочка-попка! Притом мужчина уповает на свой жизненный опыт и властный характер, считая, что сможет справиться с любыми возникшими ситуациями и руководить...гм...дамой. Тем более, он так много ей дал в смысле материальных благ. Он рассчитывает на некую благодарность, ну и естественно ответную любовь, он-то влюблен совершенно искренне! Ну и получает. Иногда жаль, что нельзя душить мерзких баб, уголовное преступление. Кое-кого сама бы с удовольствием задушила. Дездемоны, блин...

А как получается, что молодая и красивая девушка не смогла найти работу более квалифицированную, чем работа уборщицы? У нее с мозгами все в норме?


xatai
19 сентября 2010, 00:26:49

Вот! Давайте разберемся - во что был влюблен Отелло. Что сорвало ему башню.
Я по пьесе не могу припомнить, каким личным качеством, присущим только ей, он восторгался.
Если все сведется к формуле "ножки-мордочка-попка" то уж извините...
Для Дездемоны он был уникален и незаменим. Она, поэтому, даже предчувствуя возможную гибель от его руки, не стала искать защиты у своих влиятельных родственников. Она настолько решила, что он - это ее судьба, что жизнь без него ее перестала интересовать. По-моему это любовь.


Дездемона

Так он велел. Поэтому, Эмилия,
Дай мне одеться на ночь, и прощай.
Сейчас мы не должны его сердить.

Эмилия

Себе на горе с ним вы повстречались!

Дездемона

На горе? Нет! Я так его люблю,
Что даже резкость в нем, и гнев, и хмурость, -
Здесь отколи, - мне милы и приятны*.

Эмилия

Я ваши простыни постлала вам.

Дездемона

Не все ль равно? Ах, до чего мы глупы!
Но если ты меня переживешь,
Повей меня в одну из них.


Она не отрекается от своей любви даже момент смертельной опасности.
Словом "повей" переведено shroud - саван,завертывать в саван.(кстати, еще аргумент в пользу их белизны.)
Это признание, на мой взгляд, имеет силу предсмертной записки.
А что Отелло не разглядел ее душу - наверное был поглощен другими, более выпуклыми, ее достоинствами.
Это признание сорвало башню у Эмилии. Она, в общем-то, причина всего просшедшего.
В начале дала повод мужу, подозревать ее в измене с мавром.
А потом отдала Яго платок, подозревая, что он нужен тому для какой-то интриги. В общем-то украла, как Яго и просил.
Похоже, что у них с мавром что-то было, а потом перестало, иначе мужа начальник не прокинул бы. (Но эту тайну Шекспир унес в могилу.)
Верди, конечно, вправе давать свою трактовку. Мне вспомнился рассказ о Цицероне. Он сказал как-то жене - если бы не мой талант то этот невиновный человек был бы осужден. На что жена ответила - на прошлой неделе, ты своим талантом избавил преступника от справедливого возмездия.

Не любят негры учиться. Она на своем месте, а вот до нее была молодая женщина из Грузии с высшим образованием, учитель биологии. Не выдержала, назад в Грузию уехала.


chumanew
19 сентября 2010, 21:23:48

В одном из русских переводов (по-английски я читаю плохо и только в крайнем случае) есть фраза Отелло:"Она меня за муки полюбила, а я ее за состраданье к ним".Нормальные романтические бредни. Отелло - мужчина умный и много повидавший, с хорошо подвешенным языком, рассказывал о своих подвигах и страданиях, вероятно, заостряя внимание именно на страданиях, чтобы очаровать сопливую девчонку, вызвать в ней сочувствие. Ну как там в другой классической книжке:"Я три года не был в бане, меня девушки не любят". Возможно, очаровывать до состояния "хочу замуж" у него и цели не было, просто девочка симпатичная, искренне переживает, ахает, приятно-то как почувствовать себя этаким светским львом, кем боевой генерал Отелло в общем-то никогда не был, он не салонная фигура, его место на поле боя. А эта дура втюрилась всерьез. В таком возрасте это понятно, так 14-летние девчонки влюбляются в эстрадных кумиров. Отелло ведь не дряхлый старик, он мужчина хоть куда, физически сильный и красивый, а тут еще все эти истории...Слыхали, что женщины любят ушами? Ну и вот. На Отелло подействовала ее влюбленность, это была ответная реакция психики на явное чувство (соплявки не умеют скрывать свои чувства). И с Эмилией он сразу же завязал, по причине своей порядочности, не стал изменять Дездемоне, то есть исчезла причина быстро продвигать Яго по службе. Но это ведь все пьеса, пьеса! В пьесе Дездемона сама бежит к Отелло, чтобы стать его женой, она действительно сильно любит его, что бы там не писали детективщики, и в пьесе Отелло не самый приятный персонаж, он человек жестокий и подозрительный, заранее нацеленный на измену. В опере все не так. Там, помимо слов, говорит еще и музыка. И музыка рисует сложный, противоречивый, но очень притягательный образ Отелло и бесцветный, безэмоциональный, примитивный образ Дездемоны. Сравните этот образ с другими женскими образами у Верди. Даже в такой бредятине, как "Трубадур", женские образы, мягко говоря, странные по тексту либретто и поведению по сюжету, наделены такой энергетикой, такой силищей при помощи музыки, что становится ясно - неспроста это, не просто так партия Дездемоны такая неинтересная в музыкальном отношении, чего-то Верди хотел добиться подобной музыкальной характеристикой. А сравнив партии Отелло и Дездемоны, получаешь ответ - чего именно хотел. Опера и пьеса - совершенно разные по смыслу произведения, пьеса - только основа, внешний сюжет, образы там другие, нельзя копировать пьесу при постановке оперы, опера самостоятельна и рассказывает о другом. Скажу кощунственную вещь - мне неинтересна пьеса. Простите, мистер Шекспир, но опера бьет Ваше произведение одной левой. Соплей перешибает. И что самое обидное, при постановке оперы обычно ориентируются на пьесу, расставляют такие же акценты, ослабляют Яго, облагораживают Дездемону, Отелло вообще теряет все, потому что при такой музыке его в неприятного типчика не превратишь, а его страданий и постепенного лишения рассудка, так ясно обрисованных в музыке, не замечают, пьеса зашоривает глаза, в результате имеем бледного, беспомощного главного героя, вокал и никакого образа. Это спасибо еще, если есть вокал, а то в партии Отелло несколько очень низких мест, как для полноценного баритона, их тоже надо спеть, они придают такую выразительность моменту, а абсолютное большинство теноров не справляются.

В конце концов, место лаборанта при кабинете биологии в школе тоже вполне престижно, неужели нельзя было найти даже такого места? И зачем было ехать так далеко, чтобы поработать уборщицей? Либо дама неудачница по жизни, психологически нацеленная на неудачу, либо ей приятнее всего в дороге.


xatai
20 сентября 2010, 22:23:24

Мне стало все понятно. Мы же с Вами за разных Отелл говорили. Вы - за Отелло Вердина, а я - за Отелло ШекспирОвского.
Они бы руки друг другу не подали. Наверно, у Верди какие-то проекции на себя были, что он эту ситуацию так чувствовал.
Но встает другая проблема: ШекспирОвская то Дездемона Брабанциовна любила до умопомрачения, вопреки здравому смыслу, Отелло Ш. ...

В чужой стране, такой какой ты приехал - ты никому не нужен, нужно переквалифицироваться. На переквалификацию нужно
время (год дневного обучения, при наличии выс. образования) и деньги (10 тыс долл.).
Чтобы год жить (еда и аренда квартиры) нужно зарабатывать в месяц 2 тыс. долл.
Вопрос: сколько нужно положить денег в карман при вылете, чтобы не работать всю жизнь уборщицей?

(набравшись наглости) А как Вам вот это: http://www.youtube.com/watch?v=e-3Sn14rFVg


chumanew
21 сентября 2010, 19:15:42

Ну вот! Мы друг друга поняли. Нескромный вопрос: а Вы вообще слышали "Отелло" Верди? Вообще-то у Верди не могло быть поводов для прочувствования ситуации, у него со Стреппони все было окей, но ведь он же гений, он художник, почему бы не понять ситуацию, не пережив подобное?

Ну Вы меня убили! Неужели в Израиле нет хоть какого-то комитета по содействию репатриантам? Хотя бы из самих бывших репатриантов, которые на своей шкуре все это испытали, нормально устроились в конце концов, и еще не забыли? Так никто и не помогает ни найти работу поприличнее, нет каких-то скромных общежитий, где не надо так много платить за аренду жилья? Всего-то надо участие и минимум связей, чтобы люди не ехали в пустоту. Конечно, такие деньги обычной учительнице биологии и не снились.

Насчет "вот этого". У меня всегда имя Нерон почему-то ассоциировалось только с басом. Не могу воспринять анти-тенора! Ну вот что поделать, не Нерон такой тембр для меня... Нерон ведь ужасный злодей, наследил в истории мало не покажется, и вдруг такой нежный голос! Как можно?


xatai
22 сентября 2010, 23:53:56

Как же я мог ее слышать, когда там никто ничего хорошо не играет и не поет. Все мои оперы прошли стандартную абсорбцию.
В начале шок от случайно увиденного на "меццо" исполнения, потом поиск того что увидел в "мулах", потом поиск всего, что попадется с тем исполнителем (Отелло с Даш честно искал и не нашел).
Вот какой ужас - импульс к выходу из летаргического состояния дает не великий композитор, переживший века, а актеришко, которого, может, через пять лет никто (кроме меня) не вспомнит.
Я же Вас предупреждал, что вся моя любовь к опере началась с Нетребко...

Да все законодательтво Израиля основано на содействии репатриантам!
Он и был создан для того, чтобы евреям было куда бежать от неизбежных погромов. Все дело в том, что о существовании нужного закона нужно знать, а потом требовать его выполнения. На это тоже может уйти около года. А помощь в этом мире может прийти только от родителей(наблюдение).

У Нерона было трудное детство. Вполне возможно, что он недоразвился... К тому же, по описаниям он был эстет. А как Вам Поппея?
Я про нее почитал. Мама ее была в Риме первая красавица на два поколения, ну и она ничего себе. Нерон из-за нее с катушек слетел. Убил мать, Сенеку, и еще кучу народу, с женой рзвелся, с которой 10 лет прожил. Поппея очень целеустремленная была...


chumanew
23 сентября 2010, 21:40:40

Так. И что с Вами делать? То, что есть на видео, совершенный отстой. Яго не выдерживают никакой критики, Отелло статисты, Дездемоны несут всю эмоциональную нагрузку, но в меру сил, а силы...гм...ну не хватает у бедной женщины с такой скучной партией возможностей, чтобы поднять на слабых плечах всю оперу, лезут из кожи вон, а результат смешит. Могу предложить на видео фильм Дзефирелли с Доминго (голимый статист! А Яго абсолютный идиот. Дездемона очень сексапильная, я бы на месте Отелло тоже ее заподозрила). Вокал на хорошем среднем уровне. Действительно хорошее исполнение только на аудио, там и Яго в развитии, от мелкого пакостника до практически дьявола, и Отелло не лох, и Дездемона серая моль. Выкладывать? Или стандартную абсорбцию проходит только видео? А как фамилия актеришки? И кого он пел?

Ага, от родителей. Ну какая семья могла воспитать учительницу биологии? Родители учительницы биологии, как правило, зарабатывают не больше дочери (наблюдение). Но если знать о существовании закона, и если закон работает, то год можно и перекантоваться уборщицей, разве не так? Почему же сразу людей не информируют об этом законе, чтобы они знали, чего им требовать? Потому что требования придется выполнять, а не хочется?

Нормально Нерон недоразвился. Всех вокруг себя поубивал, Рим сжег, чтобы полюбоваться, как красиво горит, эстет, блин... А Поппея - ДА! ДА! Классная Поппея! Суперская! В том фрагменте, конечно, а не в реале.


xatai
25 сентября 2010, 20:57:38

Я Отелло Вердина и его Дездемону уже представляю поэтому МР3 будет достаточно.
Какая у актера фамилия? Известно какая. Никакая... Актер - это шприц, для ввода доброго и вечного, в организм.
Когда Арнонкурта сравнивали с Караяном, он сказал, что у всех интерпретаторов один конец - забвение. Годом раньше, годом позже.

Люди есть люди. Падение ближнего всегда возвышает и наоборот. Главное не впасть в отчаяние и дождаться Божьей помощи.
А тогда уже плевать на все законы человеческие. (В смысле ждать от них защиты.)

С Нероном надо разобраться. Вот чувствую, что больше наветов на него.
Списал с де Низ Коронацию Поппеи не эту, а другую, где Нерона играет женщина. Смотреть это невозможно. Де Низ жалко до слез. Еще раз вспомнил добрым словом контратеноров.
Я конечно профан, но чем так мучить публику, может лучше отдавать эти партии тенорам?


chumanew
25 сентября 2010, 23:09:47

Ну ладно, Вот Вам МР3
http://files.mail.ru/PYVGNE
Исполнение пока не пишу, если понравится, тогда напишу, если нет, то зачем?
Знаете, интерпретаторов забудет человечество в целом, а конкретного интерпретатора будут помнить конкретные люди, хотя бы пока они живы. Хотя я с Арнонкуром согласна, кто сейчас помнит фамилии актеров, которыми восторгались в 17 веке? Пока мы с Вами живы, будем чтить своих любимых, зацепивших некие струны в душе, а как помрем, нам уже будет все равно, помнит их кто-то или нет.

Ну не знаю, отдавать партии контртеноров тенорам все равно, что отдавать партии теноров баритонам. Не для этого тембра писалось. Отдайте партию Орфея тенору или баритону, впечатление будет совсем другое! Причем не обязательно худшее. Я писала о партии Адриано Колонна, которую Вагнер писал для меццо-сопрано, я слышала в этой партии баритона, это было великолепно, изменился не просто тембр, изменился смысл всей оперы, сразу стало понятно, насколько этот образ важен для развития действия, девочка-щебетушка превратилась во второго главного героя, равного Риенци по важности. Может быть, даже первого главного героя. То есть тембр голоса имеет очень важное, чуть ли не основополагающее значение для восприятия образа. Надо сначала вникнуть, что хотел сказать композитор, написав оперную партию для конкретного тембра, и хотел ли он что-то сказать, не следовал ли обычаям, не пытался ли продвинуть конкретного исполнителя, не ошибся ли, а потом уже решать, стоит ли отдавать партию певцу с другим тембром. Иногда действительно стоит. Я тоже профан.


xatai
26 сентября 2010, 21:35:37

Да, против этого Отелло никакой Шекспир не попрет.
Он мог бы, в придачу к Дездемоне задушить еще Эмилию и Бьянку, положить их рядом, облить керосином и поджечь. Это нисколько не изменило бы Вашего к нему отношения.)
Но поет он действительно классно. Я, кстати, почувствовал в нем тот надрыв - один против всех. Вообще каждая фраза пропевается, как последняя. Мне это знакомо по здешней жизни.
Так говорят люди, чувствующие себя изгоями - они не уверены, что им дадут сказать следующую фразу, поэтому получается эмоциональная, рубленная речь.
Спасибо! Это первый мой Верди. Показлся местами похож на Вагнера (просто на другое, из того, что я слышал, совсем не похоже).


chumanew
26 сентября 2010, 22:16:52

Первое впечатление всегда самое правильное. Эта опера действительно чем-то похожа на оперы Вагнера, дело в том, что Вагнер писал не оперы, а музыкальные драмы, а "Отелло", несмотря на то, что написан итальянцем до мозга костей, это тоже музыкальная драма. И это единственная постановка, которая мне известна, когда эта опера поставлена именно как музыкальная драма, а не как итальянская опера, то есть так, как и надо ее ставить. Ставили, естественно, немцы, уж они-то знают, как ставить музыкальные драмы. Ужасно жаль, что это не видео. Хотя бы на смерть Отелло посмотреть... Пишу исполнение:

Режиссер - Рудольф Ноэльте (честь и слава режиссеру! От меня лавровый венок)
Дирижер - Гэри Бертини (хоть и итальянец, но от меня серебряную палочку в подарок. Как рубит! Он просто рубит, а не машет!)
Отелло - Рене Колло (а Вы как думали? Кто еще есть на свете такой безбашенный? Он, кстати, гордится своим Отелло наравне с Тристаном)
Яго - Франц Грундхебер (поздравляю со знакомством, мой бас-баритон №1. Если хотите посмотреть на него, у меня есть с ним "Летучий голландец" Вагнера и кое-что из современных опер)
Дездемона - Кларри Барта (какая смелая женщина! Ни грамма обаяния у Дездемоны)
Эмилия - мисс Икс, диск пиратский, пираты на такую мелочь не разменивались, но ведь из нее просто молнии бьют, особенно в финале.
Кассио - Гари Бахлунд (Кассио как Кассио, дурак дураком, слыхали и похуже. Вот как может такой Отелло ревновать к такому Кассио? Видимо, чувствует червоточинку в Дездемоне, дура она, ей лучше с дураком)
Лодовико - Леонардо Воловски
Монтано - Адальберт Валлер

Постановка 1988 года, Франкфурт, критиками разругана в хлам. От меня: критиков поувольнять и отправить работать дворниками, пусть улицы метут, раз ничего в оперных постановках не понимают. Недовольство критиков вызвало именно то, что меня в этой постановке так восхищает - опера поставлена как немецкая музыкальная драма, а не как итальянская опера.

Ну что, не зря я так люблю Колло? Кстати, несмотря на типично французское имя, он настоящий немец, никакого даже Эльзаса-Лотарингии, дед (известный в Германии автор мюзиклов) прикололся, взял псевдонимчик, который так и остался семейной фамилией.

Если хотите продолжить знакомство с Верди, только свистните, у меня есть еще кое-что вкусненькое, но уже не с немцами. Например, уникальная запись оперы "Дон Карлос" (очень ее люблю) с празднования 200-летия театра Ла Скала, с участием Нестеренко и Образцовой. Дирижирует Аббадо, там он очень хорош.


xatai
28 сентября 2010, 13:28:09

Колло, несомненно эаслуживает любви. Он не оставляет шансов другим исполнителям.
Теперь Отелло будет приходить в его обличьи, и с ним будет о чем поговорить.
Но с Вашей трактовкой Дездемоны согласиться не могу. Конечно, следующие строчки могли бы быть аргументом в пользу Вашей точки зрения:

В каждой хорошенькой девушке,
В каждой застенчивой лапушке,
Могут быть где-то упрятаны
****ские гены прабабушки.

(Прошу прощения за мой француэский.)

Но такой подход к ней, по-моему, умаляет трагедию Отелло в осознании содеянного. Великие актеры ломают стереотипы образов.
Слепая любовь к Колло делает вас предвзятой к предмету, ставшему причиной его страданий (вы к ней относитесь, как свекровь к невестке)).
У меня так было с Вителлией. Не мог я признать в моей богоравной Рошманн заурядную стерву.
Стал исследовать исторические корни конфликта, и убедился (иначе и быть не могло!)), что она вообще там самый жертвенный образ.
http://www.youtube.com/watch?v=76yEKGvg-G4&feature=related
Поищем Дездемону с Вальтрауд Майер...

Вчера, гуляя по Т.А. неожиданно впечатлился группой музыкантов. Пожалуй все дело было в их адекватности и гармоничности с окружающей средой.
Снимал на мобильник - лиц не видно. На них было благодушие и радость от общения друг с другом.
http://www.youtube.com/watch?v=itgrVQK6_Gc


chumanew
28 сентября 2010, 23:10:23

Я с конца к началу, ладно?

Какая прелесть! Просто сидят парни и плетут бесконечную вязь джазовых импровизаций (скорее всего, отработанных на репетициях, но все равно красиво). Просто сидят и играют! Здорово. И шляпа вниз тульей демонстративно не стоит перед ними. Они просто раздают красоту (в той мере, в которой обладают ей сами) прохожим на улице. Меня аж прошибло. Прекрасная сценка.

Вальтрауд Майер меццо, хотя она и пела сопрановые партии в операх Вагнера, но в вагнеровских постановках как раз тембр голоса певицы не есть обязаловка. Упор делается на другое, в том числе и на физическую выносливость, если опера идет пять часов чистого времени, то тут уже не до хорошего. "Отелло" короткая опера, в мире куча сопран, кто ж даст-то меццо спеть сопрановую партию?

Этот фрагмент из "Милосердия Тита"... Очень жаль, что контртенор такой редкий тембр. Женщина, заигрывающая с женщиной... Не могу отделаться от впечатления, что стала свидетельницей каких-то лесбийских игр. Как бы она при этом не пела! То есть я не слышала, как она пела, но во мне все возмущается от одного вида. Условности оперной сцены иногда чересчур условны.

Прошу Вас поверить, что моя слепая любовь к Колло не перерастает в ненависть к его партнерам. Я просто мозги до дыр протерла с этой партией Дездемоны! Я сначала не могла поверить, что эту музыку написал Верди. Очень люблю Верди, и он всегда относился к женским партиям с особым пиететом, все женщины у него очень эмоциональны, все женские партии очень энергетически насыщенны, какие бы глупейшие слова не вкладывал либреттист в их уста. Вот так, текст тупейший, поведение глупое, но музыка оправдывает героиню, показывая малейшие движения ее души. А тут нет движений! Что, и души нет, так получается? Я говорю не о злодейках, обычно у злодеев музыка интереснее почему-то, но это верно и в литературе, отрицательные персонажи обычно сложнее и интереснее стандартно положительных. У вердиевских положительных героинь музыка тоже очень красивая, сложная и интересная. А тут ничего интересного нет, ну нет же! При этом у такой мелкой партии, как Эмилия, с энергетикой все в порядке. Что творится в опере, господа? ЧТО? ПОЧЕМУ? Я разных Дезек слышала, они так стараются хоть что-то привнести в эту партию, из кожи вон лезут, но только смешат нелепостью потуг. И я решила для себя так: Дездемона, безусловно, невинна, она слишком хорошо воспитана, все прабабушкины гены подавлены, но личность она серая и бесцветная. Ну бывают такие, ничего из себя не представляющие, с минимумом мозгов, бесхарактерные, ничем не одаренные. Самореализуются, найдя мужа - сильную личность. Эта сильная личность складывает к ногам жены все доступные ему сокровища только потому, что она жена, что он влюблен в нее. Не за какие-то конкретные заслуги! И спустя короткое время эта тупоголовая серая моль начинает воображать себе, что находящиеся у ее ног сокровища - ее личная заслуга, что их могло бы быть и больше, если бы не мешала эта занудная сильная личность, которая все время торчит рядом, и постепенно так и начинает относиться к мужу, как к помехе, не будь которой, она бы достигла большего. Прибавьте сюда еще и разницу в возрасте. И представьте пару - такая молодая, такая красивая, столь многого заслуживающая жена - и такой старый, такой черный, такой некрасивый (и уже переставший рассказывать захватывающие истории из своей жизни из-за чрезмерной занятости) муж. Возникает переоценка собственной ценности, и возникает отчуждение, не сразу, не вдруг, сначала не сильное, но начальный период возникновения этого отчуждения совпадает с началом оперы. А старый черный муж чувствует, что между ними растет стена и недоумевает - почему? Он ничего плохого не делал. Неужели появился кто-то, кто отвлек внимание жены на себя? И тут Яго со своими откровениями, как раз вовремя момент подгадал. Ох не зря интриган Яго начал капать на мозги Отелло, именно вызывая его ревность! Видимо, тоже кое-что заметил. Мог бы избрать и другую тему, а избрал эту.

Французский сама очень люблю и вовсю пользуюсь, техника без французского не работает.

Ну как не оставляет? А Яго? Единственное известное мне исполнение, где есть полноценная пара Отелло-Яго! Нормально взаимодействующая. А короткий дуэт с Эмилией в финале?


xatai
29 сентября 2010, 00:15:47

Здорово! Вы обратили внимание на самое главное. Собственно это меня и толкнуло в размышленя. Шляпы-то никакой и не было.
Это музыканты, которых проплачивает мэрия. Им платят, чтобы они оределенное время посидели на улице и попели-поиграли.
Они не прилагали усилий, чтобы понравиться. Не было неоправданно-резких движений головой и телом. Мне подумалось, что художника, общество обязано избавлять, от унизительной позиции "снизу" во время творческого акта.
Тогда оно получит японское качество, а не китайский эрзац. Я даже подумал, что не важно какую музыку они играют. Муэыка - это гармония. Она всего лишь пояснение человеческих отношений. Если у них сейчас на душе незатейливо-хорошо, так может джаз самое то...

Приятно было услышать доброе слово в адрес конратеноров. Я давно понял, что это золотой запас человечества. Ну ладно, если бы подразумевались лесбийские радости - мы бы как нибудь прониклись. А так, не знаешь или ты дурак, или постановщик с мировым именем...
Вот бы Россини пошутил, сделал бы Золушку баритоном, а мы бы смотрели на это с умными лицами.

Я имел в виду, что Колло не дает шанса другим исполнителям его ролей. Отелло и Тристана во всяком случае.


chumanew
29 сентября 2010, 00:40:46

Слушайте, я хочу в Тель-Авив! У вас умные люди в мэрии сидят! И честные, не воруют деньги, отпущенные на уличную культуру.
Джаз и не предполагает резких движений головой или чем там еще. Джаз - музыка души и для души, это рок нуждается в резких движениях. А рок у вас на улицах тоже играют? Вообще мне кажется, что джаз - идеальная музыка для уличных выступлений. Красиво и ненавязчиво.

У Россини был хороший вкус. И над публикой он не издевался.

Отелло не дает. У Лоренца прекрасный Тристан, отравленный какой-то, но очень одинокий, с Изольдой он не взаимодействует, все один да один, даже жалко. Для меня самый больной пункт в опере - отсутствие взаимодействия партнеров. Поют каждый свою партию, вроде бы и хорошо поют, но не партнеру, а в пустоту. Движения руками какие-то делают, глаза заводят, даже поворачиваются друг к другу, но нормальной человеческой реакции нет. Очень редко попадается оперный певец или певица, в полной мере наделенный актерскими данными и способный не просто хорошо петь, но и играть роль, точнее, жить в образе своего героя. Мне ужасно жаль, что не сошлись в "Тристане и Изольде" Колло и Майер. Вот была бы пара!


chumanew
13 сентября 2010, 22:56:04

А, извините, насчет совместного сумасшествия. Эмилия тоже чувствовала опасность. Дездемона, умирая, успевает сказать, что приняла яд, а Эмилия распахивает двери и орет:"Отелло убил Дездемону!" Все она понимала, ждала чего-то страшного. Поэтому и не отказалась постелить запачканные простыни. Может быть, думала, что

xatai
11 сентября 2010, 23:07:43
А Дездемону и Розину я очень уважаю, что они нашли в себе силы остаться порядочными людьми, с такими придурками-мужьями.


chumanew
12 сентября 2010, 19:38:32

У Розины действительно придурок. Но давайте-ка я Вам не по теме кое-что нарисую. Есть "Флейточка" одна. К сожалению, аудио, но тут уже ничего не поделаешь. Интересна она тем, как Тамино произносит разговорный текст. Ну то есть поет вполне традиционно, придраться не к чему. А вот говорит...странно так говорит. Такое ощущение, что он отстраняется, абстрагируется от текста. И вот что мне подумалось. Ну какой режиссер будет требовать от оперного певца, чтобы он говорил текст выразительно? Максимум четко. От Папагено можно потребовать комизма, утрирования, но от Тамино только четкого произношения. Меня всегда напрягало, почему Тамино сразу соглашается приобщиться к истине у Зарастро и даже не побрыкался сначала, не потребовал, чтобы ему что-то там доказывали. А вот почему: две тоталитарные секты нацелились на наследника престола, причем используют одну и ту же безотказную приманку, а принц влюбился серьезно, ему действительно нужна Памина. И он понимает, что если откажется проходить испытания, то не видать ему Памины, как собственных ушей без зеркала. Соглашается он только для вида, чтобы заполучить Памину, типа черт с вами, испытывайте, раз уж я попал, раз уж я вам нужен, но вы мне не нужны. Отсюда полнейшее равнодушие в разговорах с Зарастро и его жрецами, даже не вполне равнодушие, Тамино чувствует себя выше их, хотя и ведет себя вежливо. А говорят, зингшпиль, зингшпиль, диалоги нервируют, лучше бы были речитативы, которые можно петь. Ха-ха! Вот и нет!


xatai
13 сентября 2010, 00:21:04

А мне попалось описание флейты из Зальцбурга 2009. Там, вообще главными героями сделали Папагено и Папагену. И народ рыдает на кульминации оперы - па-па-па... ге-ге-ге.... Очень хочется посмотреть. А Зарастро человек-ангар. Руки выходят из концов сцены и охватывают все видимое пространство.
Вот и я, если бы писал "Отелло" дал бы Дездемоне только разговорный текст. Или, вообще бы, ничего не дал. А после первых гадостей Отелло дал бы ремарку: Дездемона застывает с широко открывшимися глазами и ртом, и остается в таком положении до сцены удушения. Даш, думаю, классно бы это воплотила. тут,
кстати, ее, всеми ругаемая, Дездемона:
http://www.youtube.com/watch?v=U7vZNUeN6Yk
У Шекспира она только и отвечает Отелло на все его безобразия: "Синьор?!". Раз десять...

chumanew
13 сентября 2010, 21:20:09

Ой, ну сама невинность. Отелло монстр! За что убил такую чистую и нежную женщину? Это я к тому, что мне тоже не понравилось, но я вообще с трудом выношу Песню об иве, только потому, что знаю, сейчас эта тягомотина кончится и она начнет молиться. Молитва Дездемоны - это супер! А тут еще и дирижеру неплохо бы ключиком пружинку подзавести, так медленно, уж так медленно, что просто в сон клонит. Не терплю, когда Дездемону представляют Хорошей Девочкой, хотя, учитывая, что ни Отелло, ни Яго обычно в опере нет (а есть поющие манекены), то кому-то ведь надо принять на себя эмоциональную нагрузку? Вот Дездемоне и приходится отдуваться за всех.

Ну а я что говорю? Тупая она! Пустоголовая.

А Дездемона, хлюпающая носом, Вам как? Не знаю насчет ширины открытия глаз и рта, к сожалению, это аудио, но она в 3 действии ТАК смачно хлюпает носом! Я просто влюбилась!


Рецензии