Депрессивное советское кино
Так как эта тема несколько раз всплывала, решил проиллюстрировать подробнее.
Изначально было написано на дзене.
Вот ответьте мне: зачем в СССР детей погружали в такую тёмную мрачную депрессивную атмосферу? Зачем, с какой целью? Почему не завлекали светлыми обнадёживающими образами светлого будущего?
Алиса Селезнёва была единственным исключением — и, замечу, фантастика вообще не особо приветствовалась, это было, скорее, диссидентское направление.
В школьную программу входили:
«Му-му» Тургенева,
«Мороз, Красный нос» Некрасова,
«Ванька» Чехова,
«Гроза» Островского,
рассказы Максима Горького.
«Петька на даче», «Чёрная курица, или Подземные жители», «Вересковый мёд» в переводе Маршака и «Белый Бим Чёрное ухо» — хоть и не входили в "твёрдую" школьную программу, были обязательны в рамках внеклассного чтения.
В мультиках воспевалась какая-то неумеренная жалостливость, правильность и прочие розовые сопли (поэтому "Ну погоди!" выглядели глотком свежего воздуха).
Взрослея, мы начинали смотреть взрослые фильмы. В основном, комедии. Но что это были за фильмы?
"Покровские ворота"
"Ирония судьбы, или С лёгким паром!"
"Служебный роман"
"Афоня"
"Берегись автомобиля"
"Я шагаю по Москве"
"Калина красная"
"Город Зеро"
Я думал, что единственный по-настоящему весёлый фильм - это "Бриллиантовая рука". Недавно его показывали по "Золотой коллекции "Мосфильма", и старший сын вдруг спрашивает: а почему там такая грустная музыка?
А я и не замечал! И посмотрите слова:
"Остров невезения... несчастные люди-дикари... ужасные... не идут дела... плачут... пропадают зря... опять плачут, и рыдают, бедные, и клянут беду"
Дети спрашивают: это смешно?
Вот ещё одна особенность: постоянная тема уголовщины.
"Джентльмены удачи", "Калина красная", "Старики-разбойники", "Берегись автомобиля", Вицин-Моргунов-Никулин, "Мой друг Иван Лапшин", "Место встречи изменить нельзя", "Холодное лето 53-го...", та же "Бриллиантовая рука" — самое смешное место "будете у нас на Колыме". А самое смешное место в "Мимино"? Правильно, речь Фрунзика на суде и "лет через пять...".
Потом, в 90-е, это совсем стало мейнстримом, но начало-то было положено ещё в СССР!
Это смешно?
Я даже не беру совсем уж душераздирающие фильмы, такие, как тот же "Белый Бим...", как "Астенический синдром", как "Чучело", как "Иди и смотри", но надо отметить, что и таких фильмов было немало. Посмотрите фильм "Друг" с Шакуровым. Какие у вас впечатления?
Почему нам нравились западные фильмы? Да именно поэтому! Они были интересные, зрелищные, весёлые. Правда, я недавно пытался посмотреть "Фантоцци против всех", и он таким весёлым уже не показался.
Но зато:
"В джазе только девушки". Эталонный фильм.
"Большие гонки". Заметьте, там те же актёры в главных ролях. И почти так же смешно. Произвёл на меня большое впечатление, я потом чертил проект такой машины, как у Профессора.
"Таксист". Хоть и довольно драматичный, но не производит депрессивного ощущения.
"Игрушка".
"Форрест Гамп".
"Пролетая над гнездом кукушки". Депрессивный. Но с надеждой.
"Терминатор".
"Тутси".
"День сурка".
Jesus Christ Superstar. У нас вообще ничего подобного не было.
Позже:
Falling Down.
Pulp Fiction.
Dead Man.
Chicago.
Whiplash.
Jocker.
Это всё шедевры, фильмы высочайшего культурного значения. Можно ли назвать столько же советских-российских фильмов такого уровня?
http://proza.ru/2021/12/18/613
Свидетельство о публикации №223012600563
Советские кинокомедии Гайдая по количеству зрителей часто опережали даже лучшие западные фильмы, почему то вы вспомнили только "Брилиантовую руку", а у него почти все фильмы кинокомедии были шедеврами того времени. И пример с вашим сыном из 21 века совсем некорректный, успех фильма нужно всегда рассматривать в координатах выхода на экраны того времени, а именно 70-90 годах 20 века.
Ну а почему проходили в школе такие депресивные произведения, ответ тоже очевидный, снова вступает идеология, чтобы показать как плохо жилось при царизме и почему победил социализм.
В целом я согласен, что те конкретные фильмы, которые закупал СССР на западе из огромного кол-ва западного кинорынка были более зрелищные, но и в СССР даже несмотря на главенство идеологии над коммерцией, удавалось снимать достойные фильмы мирового уровня как например Война и Мир, Тихий Дон и многие другие.
Роман Непетров 19.09.2024 07:44 Заявить о нарушении