Наставник Петра блистательный женевец Лефорт

 
   И, умирая в слякотной Москве,
   Залитой Питером стрелецкой кровью,
   Он вспомнил и заснеженные Альпы,
   И лебедей в зеленом Лак-Лемане,
   Свой безмятежный и невинный край,
   Отца и мать, сестер своих и братьев,
   И молвил:"Oh mon dieu, je suis stupide!"...

   Кстати, предками Лефорта тоже были шотландцы, приехавшие сначала во французский Пьемонт, а потом в вольный город Женеву.
   Он родился 2 января 1956 года в семье женевского торговца Жака Лефорта (1618—1674). Многие историки называют Лефорта швейцарцем, что неверно: Женева, хоть и имела союзнические договоры со швейцарскими кантонами Цюрихом и Берном, но в состав Швейцарской конфедерации вошла только в 1815 году. Был 8-м ребёнком в семье. До 14 лет Франц Лефорт учился в женевском коллегиуме (то есть средней школе, в которой преподавались некоторые предметы высшего учебного заведения), а затем был отправлен в Марсель для обучения торговле у одного из известных семье купцов. Однако это занятие было не по душе молодому человеку. Очень высокий (свыше двух метров), наделённый недюжинной физической силой юноша мечтал о военной службе и знакомстве с великими мира сего. Присущие ему ум, весёлый нрав, смелость и предприимчивость способствовали осуществлению его честолюбивых планов. Лефорт ушёл от наставника и поступил кадетом в марсельский городской гарнизон, но недовольный отец добился возвращения сына в Женеву.

Начало карьеры

В конце 1673 года Лефорт познакомился с посетившим Женеву младшим братом герцога Курляндского и Семигальского Карлом Якобом, который без труда прельстил молодого честолюбца обещаниями славы в идущей в Европе войне. В июне 1674 года Лефорт вопреки воле семьи уехал в Голландию и начал свою военную карьеру волонтёром в свите курляндского герцога Фридриха-Казимира, участвуя в Голландской войне, был ранен. Однако в том же году война завершилась и Лефорт остался в Европе без средств. Тогда по совету голландского полковника Якоба ван Фростена, набиравшего офицеров от имени царя Алексея Михайловича молодой честолюбец решил попытать счастья на военной службе в далёкой «Московии».

    - - - - - - - - -
    Вобще, биография Франца Джейкоба такая веселая, что можно просто цитировать Вики, не напрягаясь. Но этот "всеобщий любимчик", заслужил расположение и уважения и современных историков. Вот что пишет Сергей Малинин на сайте peshegrad.ru:
 
   "Предстоял суд над стрельцами. Петр был в ярости. Ненавистный образ сестры, ее сородичей и друзей, Милославских и Шакловитых ожил в его воображении. И полетели головы! Было казнено более тысячи человек, многие отправились в ссылку. Только под окнами монастырской кельи, где жила Софья, повесили 240 стрельцов! Грозила казнь и самой Софье, и точно вышло бы так, если б не заступничество Лефорта.
 
«Она многократно, с четырнадцати еще лет своих восстала на жизнь мою!» – восклицал Петр. «Пускай так, – отвечал ему Лефорт, – но Вы при всем том не должны умерщвлять ее, если только Ваше Величество не почитаете мщения дороже славы своей…» Это был один из первых уроков милосердия, преподанных российскому самодержцу. Многие ли из подданных осмеливались говорить такое владыкам и гораздо позже?"
http://www.peshegrad.ru/articles/ten-leforta
         

    


Рецензии
почему? а пётр ево знает

Бонза   26.01.2023 23:42     Заявить о нарушении