Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

   Инсценировка А. Радочинского

Пушкин Александр Сергеевич


СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ


Эта история о том, как дети попали в сказку. Настоящие дети - в настоящую сказку. Ситуация не новая, конечно. Дети довольно часто попадают в разные сказки и об этом есть много разных историй. Но именно в эту сказку ещё никто не попадал. Многие её читали, или слушали, или смотрели. Восхищались, говорили какая она красивая, какая волшебная, какая поучительная, какая добрая, какой Пушкин наше всё! Многие хотели бы там побывать! Но эти дети там действительно оказалась. И им, конечно, через очень многое пришлось пройти. В какой-то момент они даже и не рады были, что попали туда. Потому что одно дело просто представлять сказку, и совсем другое там действительно оказаться. Хотя начиналось всё очень безобидно. Просто как игра.


Игра
(в одном действии)


Действующие лица:

ДЕВОЧКА (ЦАРЕВНА)

МАЛЬЧИК (ЕЛИСЕЙ)

ЦАРИЦА

ПЕРВАЯ КУКЛА (ЗЕРКАЛЬЦЕ)

ВТОРАЯ КУКЛА (ЧЕРНАВКА)

ТРЕТЬЯ КУКЛА (ПЁС СОКОЛКО)

ЧЕТВЁРТАЯ КУКЛА

ПЯТАЯ КУКЛА

ПЕРВАЯ ИГРУШКА (ПЕРВЫЙ БОГАТЫРЬ)

ВТОРАЯ ИГРУШКА  (ВТОРОЙ БОГАТЫРЬ, ГОНЕЦ)

ТРЕТЬЯ ИГРУШКА  (ТРЕТИЙ БОГАТЫРЬ, СОЛНЦЕ)

ЧЕТВЁРТАЯ ИГРУШКА (ЧЕТВЁРТЫЙ БОГАТЫРЬ, МЕСЯЦ)

ПЯТАЯ ИГРУШКА (ПЯТЫЙ БОГАТЫРЬ, ВЕТЕР)

ШЕСТАЯ ИГРУШКА (ШЕСТОЙ БОГАТЫРЬ)

СЕДЬМАЯ ИГРУШКА (СЕДЬМОЙ БОГАТЫРЬ)

На авансцену, перед закрытым занавесом, выбегаю Мальчик и Девочка. Им лет по семь. Они принесли с собой коробку, из которой начинают доставать игрушки. Расставляют, рассаживают их перед собой. Это зрители. Девочка объявляет о начале представления.

ДЕВОЧКА: Александр! Сергеевич! Пушкин!!!

Достает из коробки куклу, которая очень похожа на неё саму. Это - Царевна.

ДЕВОЧКА: Сказка о мёртвой царевне! И о семи богатырях!

Достаёт из коробки солдатиков.

ДЕВОЧКА: Раз. Два. Три. Четыре. Пять. Шесть…

Седьмого нет. Ищут его в коробке. Нет, точно нет. Но есть плюшевый мишка. Кто сказал, что мишка не может быть солдатиком, если это игра?

ДЕВОЧКА: Семь!

Мальчик вынимает из коробки игрушку, очень похожую на него самого.

МАЛЬЧИК:
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой!

ДЕВОЧКА: Эй, ты чего?! Так нельзя! Так сказку нельзя играть. Нужно всё по порядку с самого начала.

Разочарованный Мальчик послушно отдаёт Девочке куклу Елисея, которую та убирает обратно в коробку вместе с куклой Царевны. Солдатики отправляются туда же. Она достаёт другие куклы. Царя и Царицу.

ДЕВОЧКА: «Царь с царицею простился…» Прощай, царица! Прощай, царь! «В путь-дорогу снарядился…» Ты всё взял? Ничего не забыл? Нет, царица, я ничего не забыл. Я снарядился очень хорошо! Ну, прощай! Ну, прощай!

Прячет царя.

ДЕВОЧКА:
И царица у окна
Села ждать его одна.
        Ждет - пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи…

МАЛЬЧИК: А что такое «инда»? Я забыл просто.

ДЕВОЧКА: Ну, это… Ну, значит… Что у неё даже глаза разболелись, потому что она очень много смотрела в поле с утра до ночи. Вооот. Не перебивай, пожалуйста!

        Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.

Мальчик сыплет на куклу обрывки белой бумаги, изображая снег. Девочка продолжает:
      
        Девять месяцев проходит,
        С поля глаз она не сводит.
        Вот в сочельник в самый, в ночь
        Бог дает царице дочь.


Мальчик достаёт из коробки куклу Елисея и озвучивает её.

        МАЛЬЧИК:
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец! 

ДЕВОЧКА: Ты чего совсем что ли?

МАЛЬЧИК: Почему? Я всё правильно сказал.

ДЕВОЧКА: Сказал ты правильно конечно, только это не Елисей говорить должен.

МАЛЬЧИК: А кто тогда?

ДЕВОЧКА: Я не знаю кто… Может быть гонец какой-нибудь, но точно не Елисей. Он вообще еще в сказке не появился. Его вообще сейчас в коробке не должно быть, между прочем. Ты его рано сам принес. А я тебе говорила, чтоб ты его не приносил так рано.

МАЛЬЧИК: Пожалуйста, я могу и унести его пока. Только и ты тогда Царевну рано принесла. Её тоже нет пока. Так не честно!

ДЕВОЧКА: Не честно? Ну и пожалуйста, я могу и убрать её тоже, чтобы честно было!

Она достаёт из коробки куклу Царевны. Дети уносят свои маленькие копии.
Открывается занавес. И мы видим на сцене точно такую же коробку, что стоит на авансцене, только огромную. А чтобы видеть, что там внутри - у неё нет одной стенки. А внутри мы видим точно таких же кукол, что видели ранее, только они большие. Как люди совсем. Кто лежит, кто сидит внутри коробки, точно так, как их Девочка оставила. Получается, что мы просто внутрь маленькой коробки заглядываем.
Появляется Гонец.

ГОНЕЦ:
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный…
        Издалеча наконец
Воротился царь-отец! 

         От этой радостной новости игрушки оживают и с криками «Ура! Воротился! Воротился!..» убегают встречать своего царя. Какое-то время коробка остаётся пустой. Доносится только гул ликования, который через некоторое время стихает. И вновь появляется Гонец. Только теперь его новость совсем нерадостна…

ГОНЕЦ:
На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла…
        И к обедне умерла.
        Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой!

        И вот появляются Куклы, мечтающие стать Царицей и начинается подготовка к смотринам.  Но у Царя есть определенные требования, которые и выкрикивает Гонец.

        ГОНЕЦ:
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока! Стройна! Бела!

Никто из кукол не уходит, хотя среди них есть и невысокие, и не очень стройные и совсем не белые.
Появляется еще одна кукла и всем становится ясно, что ей они совсем не конкурентки. Она точно – Царица.

ЦАРИЦА:
И умом и всем взяла!

Все поклонившись расходятся.

ЦАРИЦА:
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

Она царственно опустилась на трон, и заговорила таинственным голосом, обращаясь к, наблюдающим за всем происходящим, игрушкам – зрителям.

Ей в приданое дано
Было зеркальце одно.

Неспешно открывается дверь в одной из стен и вовнутрь коробки входит…ещё одна Царица. Может это и другая, только очень на неё похожая. И одета так же.

ЦАРИЦА:
        Свойство зеркальце имело:
        Говорить оно умело.
        С ним одним она была
        Добродушна, весела,
        С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
"Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"

ЗЕРКАЛЬЦЕ:
И ей зеркальце в ответ:
"Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее".

Царице очень нравиться то, что она услышала. У неё прекрасное настроение. Ещё бы: она Царица и притом, самая красивая на свете. Она начинает танцевать, а Зеркальце, как и положено, всё за ней повторяет.

ЦАРИЦА:
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

Наплясавшись вдоволь, довольная собой Царица вместе с Зеркальцем покидают большую коробку.
К маленькой коробке прибегает наша Девочка. Она приносит куклу Царевны, что так похожа на неё саму, и хочет опустить её в маленькую коробку к остальным игрушкам, но коробка оказывается пустой. Чудеса, да и только! 

ДЕВОЧКА: Так. Интересненько. А куда это все подевались? Ладно, разберёмся сейчас!

Она опускает куклу в коробку, опускает крышку, а сама становится в центр коробки большой. Теперь мы можем видеть, что происходит внутри. Девочка – Царевна смотрит вокруг. Никого нет.  Заглянула за двери – и там никого. Надо всех позвать.

ДЕВОЧКА:
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла…

Никто не выходит. Нужно, наверное, звать громче.

ДЕВОЧКА:
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла! Росла!

Наконец-то вовнутрь начинают заглядывать игрушки. Они видят маленькую Девочку - Царевну, окружают её и умильно произносят:

Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.

Одна игрушка подводит к Девочке – Царевне Мальчика. Их знакомят:

И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.

Замирают в ожидании приветственного слова.

ЕЛИСЕЙ (он заметно волнуется):
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу…

ДЕВОЧКА: Это конечно очень интересно, куда это ты собрался? Только познакомились…

МАЛЬЧИК: Ой! Я перепутал просто!

ДЕВОЧКА: Я заметила.

МАЛЬЧИК: Сейчас…
(вспомнив)
Сват приехал, царь дал слово,
А приданое готово:
Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.

ДЕВОЧКА: Ну, хорошо. Можно было бы и побольше теремов…Ну, ладно.

Вдруг неожиданно появилась Царица. Что-то произошло у неё, что-то очень неприятное. И с этим она пришла сюда. С плохо скрываемым раздражением, Царица подождала пока все игрушки испуганно разошлись, оставив её с Царевной и Елисеем наедине.

ЕЛИСЕЙ: А вы чего? Пугаете всех чего?

ЦАРЕВНА (Елисею): Так! Елисей уходи. Ты жених конечно, но сказку менять нельзя. Уходи пока.

Елисей нехотя уходит.
 
ЦАРИЦА:
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
"Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?"
Что же зеркальце в ответ?
"Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее".

Подходя к оробевшей Царевне.
 
ЦАРИЦА:
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..

ЦАРЕВНА (она же всё еще ребёнок, поэтому ей страшно):
Вы конечно же сейчас правильно говорите…Ну… Так у Пушкина конечно всё написано…Но на самом деле хлопать не надо. И топать. Я же ничего вам плохого не сделала же.

ЦАРИЦА (обходя Царевну):
"Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.

ЦАРЕВНА: Да я пожалуйста могу сказать и так…Только это…Ну…Не так как в сказке будет. Понимаете?

ЦАРИЦА:
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли? Зеркальце в ответ:

ЦАРЕВНА:
        «А царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее".

ЦАРИЦА:
        Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку.

Приоткрывается дверь и появляется одетая во всё тёмное фигура. А за ней ещё одна. И ещё. И ещё…

        ЦАРЕВНА: Одна же была Чернавка в сказке! Она была одна, я это точно помню. Почему так?

 А фигуры, медленно двигаясь, начинают окружать испуганную Царевну, всё ближе и ближе подходя к ней.
 
ЦАРИЦА:
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.

        Довольная происходящим Царица, уходит.

ЧЕРНАВКА:
Черт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
Что царевна догадалась,
И до смерти испугалась,
И взмолилась:

ЦАРЕВНА (ей страшно уже не по-детски): Вы знаете что, это я эту игру придумала! Здесь, когда страшно, нужно понарошку, а не по-настоящему. Я вообще больше ни хочу играть! Мне такая игра не нравится!

ЧЕРНАВКА (повторяя):
…Что царевна догадалась,
И до смерти испугалась,
И взмолилась:

ЦАРЕВНА: Я вам серьезно говорю! Я сейчас папу позову! Папа! Мама!

Она хочет убежать, но двери оказываются запертыми.

ЧЕРНАВКА (повторяя):
…Что царевна догадалась,
И до смерти испугалась,
И взмолилась:

ЦАРЕВНА: Вы знаете, я немножко забыла, что там Пушкин написал. Я еще плохо выучила просто. Я не помню. Я вам как в сказке могу ответить, конечно, только я не помню совсем…

К маленькой коробке подбегает Мальчик. В руках у него книга. Судорожно листая страницы, он находит нужную и выкрикивает в маленькую коробку нужный текст: «Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я?»

ЦАРЕВНА (обращаясь наверх): Спасибо!

(Чернавке):

                "Жизнь моя!
В чем, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя".

Чернавка отбрасывает тёмную одежду, и Царевна узнаёт одну из своих кукол. И другие дают ей понять, что это старые, добрые друзья. Просто Царица очень злая, и они вынуждены ей подчиняться.

ЧЕРНАВКА (пытаясь и успокоить её, и оправдываясь перед ней):
Та, в душе ее любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
"Не кручинься, бог с тобой".

ЦАРЕВНА (она чуть не плачет): Вы чего вообще? Совсем? Да?!

Царевна то ли от растерянности, то ли от обиды, убегает. Мальчик убегает следом. Успокаивать, наверное.

ЧЕРНАВКА (вновь облачаясь во всё тёмное):
А сама пришла домой.

Входит Царица

ЦАРИЦА (нетерпеливо):
"Что? - сказала ей царица, -
Где красавица девица?"

ЧЕРНАВКА:
- Там, в лесу, стоит одна, -
Отвечает ей она. -
Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть.

И довольная Царица, и Чернавка, и другие игрушки, облачённые в тёмные одежды, уходят.
Ночь в сказке. Прибегает растерянный Елисей. Точнее растерянный Мальчик, которому надо играть Елисея. А он не догнал, не нашел Девочку. И теперь не знает, что и делать.

ЕЛИСЕЙ: Я…хотел сказать…она куда-то пропала. Нет я неправильно говорю сейчас. А надо же правильно! Сейчас… (заглядывает в книгу) Вот!
        И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой.
Я тебя обязательно найду! Я знаю, что это я сейчас неправильно говорю, но это говорю правильно всё-таки!

Он садится на игрушечного коня и оправляется на поиски.
Занимается заря. И мы видим, смертельно уставшую, Царевну. Она шла всю ночь. Она еле переставляет ноги.

ЦАРЕВНА: Знаете, что? Мне такая игра не нравится.

И Царевна падает без сил. Откуда не возьмись – пёс. Заметил лежащую Царевну. Полаял. Подошел. Обнюхал. Лизнул. Вновь полаял. Царевна очнулась. Встала. Пёс завилял хвостом. Играя, ласкаясь, он словно звал куда-то Царевну. И она пошла за ним…
Спустя совсем немного времени Царевна заглядывает из двери коробки.

ЦАРЕВНА (вспоминая текст сказки):
Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И на терем набрела…

Всё сходится. Сказка развивается по плану. Царевна заходит внутрь коробки.

ЦАРЕВНА:
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно!
Никого меж тем не видно.
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала…

Ну, что ж…Надо прибираться.

Царевна «обходит дом», наводит порядок, расставив лавки в ряд. Пёс ей «помогает».

Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.

И правда, очень-очень хочется отдохнуть. Сил просто нет, как хочется.

Она уходит в другую комнату спать.
Звучат звуки приближающегося марша и звонкой солдатской речёвки:

«Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей!»

Солдатики – богатыри строем, слаженно, как делают этот изо дня в день, заходят в дом. Приступают к приёму пищи! Заканчивают приём пищи! И только тут замечают, что в тереме непривычно уютно.

ПЕРВЫЙ БОГАТЫРЬ (даёт команду к построению):
Старший молвил!

Все богатыри быстро выстраиваются в шеренгу.

ПЕРВЫЙ БОГАТЫРЬ:
                Что за диво?

Все молчат.

ПЕРВЫЙ БОГАТЫРЬ:
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал?
Кто же?

Ответа нет. Тут все замечают приоткрытую дверь. Все столпились возле неё.

 ПЕРВЫЙ БОГАТЫРЬ:
                Выдь и покажися,
С нами честно подружися.

Никто не выходит

ВТОРОЙ БОГАТЫРЬ:
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.

ТРЕТИЙ БОГАТЫРЬ:
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.

ЧЕТВЁРТЫЙ БОГАТЫРЬ:
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.

ПЯТЫЙ БОГАТЫРЬ:
Коли красная девица…

ПЕРВЫЙ БОГАТЫРЬ:
Будь нам милая сестрица.

Преодолев робость, к ним вышла Царевна.

ЦАРЕВНА:
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.

Теперь пришло время оробеть богатырям.

ШЕСТОЙ БОГАТЫРЬ:
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали.

СЕДЬМОЙ БОГАТЫРЬ:
Усадили в уголок,
Подносили пирожок.

ПЕРВЫЙ БОГАТЫРЬ:
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.

ЦАРЕВНА:
От зеленого вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.

Царевна ушла, а богатыри застыли в растерянности: не часто им в лесу приходится общаться с красавицами.

ПЕРВЫЙ БОГАТЫРЬ:
Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу
И оставили одну,
Отходящую ко сну.

Появился Пёс. Посмотрел на застывших хозяев. Гавкнул. Богатыри пришли в себя и сразу разошлись по своим богатырским делам. Обычная лесная жизнь продолжается. Братья то конные, то пешие, ежедневно отправляются на ратные подвиги. Царевна встречает и провожает героев.

ПЕРВЫЙ БОГАТЫРЬ:
День за днем идет, мелькая,
А царевна молодая
Все в лесу, не скучно ей
У семи богатырей.

ВТОРОЙ БОГАТЫРЬ:
Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять.

ТРЕТИЙ БОГАТЫРЬ:
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь.

ЧЕТВЁРТЫЙ БОГАТЫРЬ:
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.

ЦАРЕВНА:
А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберет и приготовит.
Им она не прекословит,
Не перечут ей они.
Так идут за днями дни.

Сегодняшний день начался необычно: на утреннем построении у каждого богатыря в руках были цветы.

ПЕРВЫЙ БОГАТЫРЬ:
Братья милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.
Старший молвил ей: "Девица,
Знаешь: всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы ради,
Да нельзя, так бога ради
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.
Что ж качаешь головою?
Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам?"

ЦАРЕВНА (она растерянна): Ой я так и знала! Я…я сейчас вспомню…минуточку прям…А!
        "Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные, -
Им царевна говорит, -
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей".

ПЕРВЫЙ БОГАТЫРЬ (собирая у всех цветы в букет, чтобы вручить его Царевне):
        Братья молча постояли
Да в затылке почесали.
"Спрос не грех. Прости ты нас, -
Старший молвил поклонясь, -
Коли так, не заикнуся
Уж о том".

ЦАРЕВНА:
                "Я не сержуся, -
Тихо молвила она, -
И отказ мой не вина".

ПЕРВЫЙ БОГАТЫРЬ (вручая ей букет):
Женихи ей поклонились,
Потихоньку удалились,
И согласно все опять
Стали жить да поживать.

Проходит еще один день лесной жизни.
Маленькая коробка приходит в движение, как будто кто-то толкает её изнутри. Посмотрим-ка на большую, и нам всё станет ясно. А в пустую коробку забегают и выбегают, прячась кто куда, Куклы. Одна из них мимоходом объясняет происходящее:

Между тем царица злая,
Про царевну вспоминая,
Не могла простить ее,
А на зеркальце свое
Долго дулась и сердилась!

Вот и сердитая Царица.

ЦАРИЦА:
А на зеркальце свое
Долго дулась и сердилась!

Но долго сердится скучно. Злость на своих подданных сорвана, и она знает, что уже готова простить зеркальце. Зовет его.

ЦАРИЦА:
Наконец об нем хватилась!

Но Зеркальце не выходит, и Царица уходит за ним сама. Выводит за руку свою копию.

ЦАРИЦА:
Наконец об нем хватилась!
И пошла за ним, и, сев
Перед ним, забыла гнев,
Красоваться снова стала
И с улыбкою сказала:
"Здравствуй, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"

ЗЕРКАЛЬЦЕ:
И ей зеркальце в ответ:
"Ты прекрасна, спору нет;
Но живет без всякой славы,
Средь зеленыя дубравы,
У семи богатырей
Та, что все ж тебя милей".

ЦАРИЦА:
И царица налетела…

ЗЕРКАЛЬЦЕ (всем видом показывая, что оно не причем. Оно лишь говорит правду):
На Чернавку!

Зеркальце уходит. Выбегает Чернавка и падает перед Царицей ниц.

ЦАРИЦА:
                "Как ты смела
Обмануть меня? и в чем!.."

ЧЕРНАВКА:
Та призналася во всем.
Так и так.

Царица жестом приказала Чернавке встать, а затем что-то нашептала ей на ухо. И ушла. К застывшей Чернавке с вопросами «Что она сказала?», «Что?» стали подходить спрятавшиеся ранее игрушки.

ЧЕРНАВКА:
                Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.

Игрушки продолжают спрашивать: «Ну, а ты?», «Ты что?» …

ЧЕРНАВКА (даёт понять, что у неё нет выбора):
Иль не жить!
Иль царевну погубить…

Игрушки расходятся, оставляя Чернавку одну, то ли от того, что не хотят находиться с ней рядом, то ли от того, что что-то задумали…

ЧЕРНАВКА:
Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном.

Появляется Пёс Соколко.

Вдруг сердито под крыльцом
Пес залаял, и девица
Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса.

Неожиданно появляется ещё одна собака. И ещё. И ещё… Это каждая игрушка, желая защитить Царевну, решила взять на себя роль пса. И вот уже целая стая собак преграждают Чернавке путь. На шум выглядывает Царевна.

ЦАРЕВНА:
                "Постой,
Бабушка, постой немножко, -
Ей кричит она в окошко, -
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу".

ЧЕРНАВКА:
Отвечает ей черница:
"Ох ты, дитятко девица!
Пес проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне".

ЦАРЕВНА:
                Царевна хочет
Выдти к ней и хлеб взяла,
Но с крылечка лишь сошла,
Пес ей под ноги - и лает,
И к старухе не пускает;
Лишь пойдет старуха к ней,
Он, лесного зверя злей,
На старуху. "Что за чудо?
Видно, выспался он худо, -
Ей царевна говорит: -
На ж, лови!" - и хлеб летит.

ЧЕРНАВКА:
Старушонка хлеб поймала:
"Благодарствую, - сказала. -
Бог тебя благослови!»

Чернавка достаёт яблоко. Хотела было бросить его Царевне, но… не решилась. Время будто замерло. Появился образ Царицы с «рогаткой» на шее. Царица подошла к Чернавке. Забрала у неё яблоко и понесла к Царевне.

ЧЕРНАВКА (ей только и осталось промолвить):
        Вот за то тебе, лови!

        ЦАРЕВНА:
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит...
Пес как прыгнет, завизжит...
Но царевна в обе руки
Хвать - поймала.

Образ Царицы исчезает.

ЧЕРНАВКА:
                "Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед".
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала...

Чернавка уходит. Царевну, с яблоком в руках, окружают собаки. Они молча смотрят на неё и поскуливают.

ЦАРЕВНА: Я вот знаю, что… ну, что вы у меня сейчас должны яблоко отнимать. Ну, не вы конечно, а пёс Соколко, так ведь его зовут. Потому что это не простое яблоко. И Соколко он очень чувствует сильно… опасность, которая грозит Царевне. То есть мне. И мне всегда эта сцена не очень нравилась, потому что Царевна не понимала Соколко. Мне даже плакать хотелось всегда. Но я это яблоко всё равно должна съесть, понимаете! Должна! Потому что, что так сказка придумана! Поэтому пропустите меня просто. И всё.

Она уходит и ей никто не мешает.

ТРЕТЬЯ КУКЛА:
И в комнату вошла,
Дверь тихонько заперла,
Под окно за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Все на яблоко.

ЧЕТВЁРТАЯ КУКЛА:
                Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь...



ПЯТАЯ КУКЛА:
Подождать она хотела
До обеда; не стерпела,
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила...

ТРЕТЬЯ КУКЛА:
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза…

ЧЕТВЁРТАЯ КУКЛА:
И она под образа
Головой на лавку пала

ПЯТАЯ КУКЛА:
И тиха, недвижна стала...

Куклы расходятся. Возвращаются богатыри.

ПЕРВЫЙ БОГАТЫРЬ:
«Братья в ту пору домой
Возвращалися толпой
С молодецкого разбоя!»

ВТОРОЙ БОГАТЫРЬ:
        Им на встречу, грозно воя,
Пес бежит и ко двору
Путь им кажет.

ТРЕТИЙ БОГАТЫРЬ:
"Не к добру! -
Братья молвили: - печали
Не минуем".

ЧЕТВЁРТЫЙ БОГАТЫРЬ:
                Прискакали,
Входят, ахнули.

ПЯТЫЙ БОГАТЫРЬ:
                Вбежав,
Пес на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился,
Проглотил его, свалился
И издох.

ШЕСТОЙ БОГАТЫРЬ:
                Напоено
Было ядом, знать, оно.

Появляется Девочка. Она несёт на руках куклу Царевны.

ДЕВОЧКА:
Перед мертвою царевной
Братья в горести душевной
Все поникли головой.
        И с молитвою святой
С лавки подняли, одели,
Хоронить ее хотели
И раздумали. Она,
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
        Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.

Девочка бережно укладывает куклу в маленькую коробку на авансцене.

ДЕВОЧКА:
        Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили - и толпой
Понесли в пустую гору.
        И в полуночную пору
Гроб ее к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили
И решеткой оградили.

ПЕРВЫЙ БОГАТЫРЬ:
И, пред мертвою сестрой
Сотворив поклон земной,
Старший молвил: "Спи во гробе;
Вдруг погасла, жертвой злобе,
На земле твоя краса;
Дух твой примут небеса.
Нами ты была любима
И для милого хранима -
Не досталась никому,
Только гробу одному".

Раздаётся гром. Начинается дождь. Водная зеркальная поверхность бурлит под его струями. Богатыри постепенно расходятся.
Появляется Царица. Она не обращает внимания на то, что промокла до нитки. Кажется, что она сойдет с ума, если получит не тот ответ, который ждёт.

ЦАРИЦА:
        Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?
        Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?
        Я ль, скажи мне…

Появляется Чернавка. Она накрывает Царицу плащом, закрывая от дождя, и уводит, успокаивая. Вместе с ними уходит и дождь.

ЧЕРНАВКА:
И услышала в ответ:
"Ты, царица, спору нет,
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее".

На игрушечной лошадке выезжает Елисей.

ЕЛИСЕЙ:
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;

Ярким светом вспыхивает «Солнце». К нему и обращается Елисей.

К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
"Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей".

«Солнце» начинает мигать… и гаснет. Появляется человек со стремянкой в руках, с инструментами на поясе. Подходит к «Солнцу», поднимается к нему; меняет лампочку… Он и есть настоящее Солнце.

СОЛНЦЕ:
                "Свет ты мой, -
Красно солнце отвечало, -
Я царевны не видало.
Знать ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил".

Солнце выключателем, проверяя свою работу, несколько раз включает и выключает источник света. Довольный своей работой, тушит свет и уходит.
Темнота. Точнее – ночь. Вспыхнули звезды. Запели цикады. К их хору присоединились лягушки. Возникает водная гладь, на которой отражается, появившийся на небе, месяц, образуя на воде лунную дорожку. По ней движется человек, с удочкой и ведром в руках. Подходит к краю сцены, насаживает наживку, забрасывает удочку. Этот рыбак - Месяц.

ЕЛИСЕЙ:
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
"Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей".

МЕСЯЦ (он разочарован тем, что Елисей своим криком, скорее всего, распугал всю рыбу):
                "Братец мой,
Отвечает месяц ясный, -
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала".

ЕЛИСЕЙ:
                "Как обидно!" -
Королевич отвечал.

Поднимается ветер.

МЕСЯЦ (уходит, поскольку рыбалка сегодня совсем не удалась):
Ясный месяц продолжал:
"Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай".

Ветер усиливается. Елисею всё сложнее устоять на ногах.

ЕЛИСЕЙ (кричит):
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
"Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее".

Появляется Ветер. Он похож на путешественника: рюкзак, шляпа…Ветер достает блокнот со своими путевыми заметками.

ВЕТЕР (разбираясь в своих записях):
                "Постой, -
Отвечает ветер буйный, -
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;

Указывая на коробку на авансцене.

В том гробу твоя невеста".
        Ветер дале побежал.

        ЕЛИСЕЙ:
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз.
        Вот идет; и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг нее страна пустая;
Под горою темный вход.
Он туда скорей идет.
(Берет коробку в руки)
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
(Открывает её, заглядывает внутрь)
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.

Достаёт куклу Царевны. Оглядывается в поисках настоящей Девочки, но её негде нет.

И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.

Ударяется лбом о коробку.

Гроб разбился.

Ударяется ещё раз. И ещё.

Ну, разбился же! Дева вдруг ожила! Глядит вокруг изумленными глазами, и, качаясь над цепями, привздохнув, произнесла: "Как же долго я спала!" Я же помню всё! Ну, давай оживай уже! Это же не шутки!

         У него ничего не получается. Он бьет себя коробкой по лбу еще несколько раз. Ему и больно и обидно. Он кладет куклу – царевну на коробку, смотрит на неё, пытаясь придумать что-то. Но ничего не придумывается. Он готов расплакаться. Вдруг слышится голос Девочки: "Как же долго я спала!". Мальчик сначала кидается к кукле, но потом замечает стоящую поодаль Девочку. Они бегут на встречу, друг другу, обнимаются.

МАЛЬЧИК: Ты знаешь, я так испугался за тебя! Так испугался!

        ДЕВОЧКА (она смущена и ей приятно): Спасибо…

       Она  берет в  руки куклу Царевны. А он достаёт из коробки куклу Елисея.

ДЕВОЧКА:
        И встает она из гроба...
Ах!.. и зарыдали оба.
        В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,

МАЛЬЧИК:
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!

Они бегут внутрь большой коробки, где их встречают радостные игрушки. Волна ликования заполняет пространство коробки до самых её краёв. А затем выплёскивается наружу, перетекая в зрительный зал, благодаря чему и все зрители становятся участниками этого праздника…
Через какое-то время на опустевшую сцену вновь выходят Мальчик с Девочкой. Они складывают игрушки – зрителей в коробку, заканчивая свою сказку.

ДЕВОЧКА:
Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним.
Говоря: "Я ль всех милее,
Всех румяней и белее?"

МАЛЬЧИК:
И услышала в ответ:
"Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна все ж милее,
Все румяней и белее".

ДЕВОЧКА:
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
       Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.
Лишь ее похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей…

МАЛЬЧИК: Я знаю, знаю:

«И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил».

Крышка закрывает коробку. Конец сказки.

З А Н А В Е С


Рецензии