Дедуль, в память о тебе

– Мамуля, на базаре картошку продают по 5 рублей, брать?
– Николай, конечно бери! И не лень тебе бегать туда-сюда?
Николай снова бодро шагал на базар на другой конец города. Я не помню, чтобы он жаловался на усталость
Николай – мой дедушка. Бабушка звала его полным именем. А он её всегда ласково – мамуля.
***
У деда была традиция – каждое воскресенье ходить на рынок. Он умело торговался с продавцами и всегда выбирал наилучшее сочетание цены-качества. Все, кто знал моего деда, тут же становились в очередь за ним. Они знали – к другим прилавкам можно не ходить. Просто бери там, где берёт дядя Коля. Не прогадаешь. Дед не ленился сделать несколько рейсов на базар и домой. А после любил посидеть в чайхане, обсудить последние новости за пиалой зелёного чая.;
***
Раньше у деда была машина, красная "Копейка". Помню, он однажды вернулся домой, и с порога сказал:
– Я машину продал!
Не знаю, зачем. Может, другую хотел купить. На дворе были 90-е. Очень скоро грянул развал Союза и денежная реформа. Вырученные с "Копейки" деньги превратились в копейки.
Поэтому дед, оставшись без машины, ходил пешком. И довольно шустро. Зато всегда был в хорошей форме. Позже он всё-таки приобрёл подержанный зелёный "Москвич".;
***
Дед очень много курил. Смолил сигареты одну за другой. А однажды решил бросить. 9 мая. Просто сказал:
– Я больше не курю!
И правда, больше не курил. Никогда.;
***
Он рано осиротел. Мамы его не стало ещё до Великой отечественной. А через несколько лет не стало отца. В 1941 году деду было 7 лет. Как он жил, как выжил? Он не рассказывал, может потому что я не спрашивала? А я не спрашивала потому, что мне казалось, что дед будет жить всегда. И я, конечно, успею спросить, но потом…
***
Осенью, когда поспевала айва, он готовил для нас угощение. Разрезал плоды на две части, убирал середину и присыпал слегка сахаром. Затем готовил айву на пар;. Она становилась мягкой, сладкой и очень ароматной. Такой она получалась только у деда! Я пробовала сделать так же, но это было не то. У меня так не получается!

10 марта деду исполнилось бы 88 лет. Для меня он всё ещё живёт там, в солнечном Узбекистане.;


Рецензии