Плещев В. А

ЭССЕ

Ваш собеседник – сторонник феминизма. При этом она/он утверждает, что выплачивать деньги всем без исключения несправедливо, так как это лишь усилит гендерное неравенство. Какие аргументы в опровержение этой точки зрения Вы бы привели?


Всемирная сеть базового дохода (BIEN) определяет базовый доход как периодический денежный платеж, безоговорочно выплачиваемый каждому на индивидуальной основе, без проверки нуждаемости или требований к работе и в целом не устанавливает каких-либо ограничений по сумме, территориальности или необходимости отмены иных социальных выплат и натуральных бонусов. Таким образом как утверждения человека, разделяющего идеи феминизма, так и аргументы, доказывающие, что безусловный базовый доход - один из инструментов, которые помогут обеспечить гендерное равенство, зависит от множества контекстов, включая национальные, территориальные, образовательные, экономические, политические, контексты наличия и видов социальной защиты, и многие другие, в связи с чем целесообразно рассматривать вопрос с точки зрения условий Российской Федерации по состоянию на 01 января 2023 года без учёта общенациональной и всемирной турбулентности, непредсказуемости и значительного уменьшения горизонта планирования и прогнозирования.
Одной из пяти характеристик, определяемых BIEN для базового дохода, является денежное выражение в связи с развитием современной цивилизации в парадигме принятия денег как универсального эквивалента, измеряющего стоимость товаров и услуг. Таким образом, принимая во внимание необходимость измерения свободы в обеспечении базовых потребностей любого среднестатистического человека независимо от пола, расы, нации, возраста и почти любых других особенностей, можно сказать что чтобы в полной мере воспользоваться в России преимуществами социальных достижений, необходимо быть либо достаточно бедным, либо достаточно богатым.
В случае достаточной бедности, которая подразумевает в настоящее время большой набор социальных материальных и нематериальных бонусов, безусловный базовый доход помогает женщине от 0 до ~16-18 лет получить достаточный уровень образования, позволяющий в дальнейшем воспользоваться правом на бесплатное образование и работу с адекватными уровнем зарплаты и отношением к женщине, в особенности недавно вступившей в брак, как к потенциальной декретнице. Кроме того безусловный базовый доход, в случае адекватности родителей, позволит женщине в детском возрасте за счёт возможности покупки более качественных и разнообразных продуктов и лекарств, а также занятий в спортивных секциях, накопить достаточный уровень здоровья, что повлияет на уровень затрат на здравоохранение в дальнейшем и, вполне возможно, позволит создать более здоровое потомство в следующем или дальнейших поколениях при сохранении тенденций улучшения членов семейного древа.
В случае достаточного богатства, а в контексте России это уровень самой женщины (не домохозяйства) при котором отсутствие социальных выплат и бонусов, связанных с бедностью, перекрывается уровнем доходов, женщина в целом сталкивается с теми же проблемами, что и женщина при уровне достаточной бедности, однако преимущества безусловного базового дохода в этом случае проявляются для неё при вступлении в возраст деторождения и заключается в возможности закрыть наиболее базовые потребности при временной потере дохода при рождении ребёнка, а также при желании сократить срок пребывания в состоянии невозможности зарабатывать деньги.
В обоих случаях в контексте феминизма выплаты в виде безусловного базового дохода позволяют создать первичные долгосрочные и (или) краткосрочные преимущества для женщин. Безусловный базовый доход позволит женщине при условии сохранения достаточных социальных выплат и бонусов для беременных и родителей чувствовать себя в относительной безопасности во время периодов наибольшей неработоспособности, в первую очередь обеспечивая базовую независимость от иных участников домохозяйства или большинства других субъектов.
Однако в случае среднего уровня развития в денежном эквиваленте в условиях России женщина вне зависимости от возраста столкнётся с повышенным уровнем неравенства в связи с отсутствием возможности получения большинства социальных выплат и бонусов и, параллельно, с невозможностью девальвировать это достаточным уровнем существующих денег. Таким образом, в случае среднего уровня доходов женщина становится безальтернативно зависимой от субъектов, которые смогут обеспечить базовые потребности в период неработоспособности или любых других ситуаций, требующих больших финансовых затрат (в том числе таких как, например, лечение нескольких зубов), а также частично при выполнении работ так называемой “третьей смены”, даже при выплатах безусловного базового дохода, что снижает уровень рождаемости и качества потомства, возможности самой женщины, повышает её уровень психологического дискомфорта, накладывает множество ограничений и, в то же время, определяет одну из основных проблем, которую требуется решить сторонникам феминизма, в особенности сторонникам “четвёртой волны”, расширяющим границы защищаемых объектов.
Кроме парадигмы денежного выражения стоимости товаров и услуг современная цивилизация развивается также в парадигме рассмотрения существования каждого человека и общества в целом через труд, который, при этом, должен быть в глазах общества (вернее сказать - государства) достаточно полезным, на что указывают, например, теоретик коммунизма К. Маркс (концепция так называемого “необходимого труда”) и теоретик социального либерализма Дж. Ролз (рассуждения о так называемых “любителях сёрфинга в Малибу”). В совокупности с парадигмой денежного выражения стоимости товаров и услуг в патриархальном обществе создаётся существенная проблема для женщин, называемая в феминизме “третьей сменой” и заключающаяся в первую очередь в неоплачиваемом домашнем труде по уходу за домохозяйством, детьми и т.п. Как отмечает П. Шульц в своей статье “Universal basic income in a feminist perspective and gender analysis”, такая работа, несмотря на её официальное признание, либо осуществляется полностью бесплатно, либо плата за неё мала, и это приводит к ограничению доступа девочек к образованию (или его выбору), доступа женщинам к оплачиваемой работе, лишает их автономии, связанной с доходом и защитой систем социального обеспечения, и таким образом, подвергает их риску бедности и зависимости. Особенно актуальным данный вопрос становится в случае реализации государством или какими-либо другими институтами права на удаление из домохозяйства человека, от которого зависит женщина из-за каких-либо обстоятельств, включая удаление, которое может окончиться смертью или приведением в неработоспособное состояние, то есть, необходимостью иждивения. Безусловный базовый доход поможет в какой-то степени покрыть издержки женщины и обеспечить хотя бы минимальную свободу действий без необходимости полного разрушения домохозяйства (конечно же, если государство или другие институты не воспользуются правом удалить из домохозяйства саму женщину, например, подлежащую призыву в связи с наличием медицинского образования).
По мнению Ф. Ван Парайса и Я. Вандерборхта, излагаемого в книге “Базовый доход. Радикальный проект для свободного общества и здоровой экономики”, “с точки зрения феминизма, проблема, скорее заключается в том, как он [безусловный базовый доход] повлияет на вовлечение женщин в рынок труда”. Авторы определяют два условия для более решительной поддержки базового дохода со стороны феминистского движения: 1) эмансипация должна состоять в том, чтобы дать женщинам больше выбора, больше подлинной свободы вести такую жизнь, которую они захотят (то есть, не навязывание женщине определённых ролей, поведения и т.п, а наделение её правом выбора самой выбирать данные аспекты); 2) необходимо более равномерное распределение занятости на работе между мужчинами и женщинами, учитывающее как необходимость создания ролевых моделей, мотивирующих женщин занимать определённые должности, так и снижение статистической дискриминации (выбора мужчин), заключающееся в финансовых и нефинансовых мерах, направленных на компенсацию периодов неработоспособности или частичной работоспособности (например, удалённая работа, гибкий график, надбавки по уходу за ребёнком). Таким образом, авторы затрагивают важную мысль о том, что для создания полноценно работающей модели безусловного базового дохода через призму феминизма необходим в общем - отказ от навязывания субъекту, в данном случае - женщине, “правильных” по мнению кого-либо, включая людей, разделяющих идеи феминизма, установок, в частности - отказ от понимания субъекта, в данном случае - женщины, как винтика, создающего и (или) участвующего в создании полезных продукта и (или) услуги, то есть отказ от постановки во главу угла труда как такового, то есть, признание права человека на ничего-не-делание и (или) делание чего-то, что по каким-то причинам не считается полезным, включая, если говорить языком марксизма, как прибавочный труд, так и труд “необходимый”. Именно полноценное право мультиальтернативного выбора, подкреплённое универсальным эквивалентом, измеряющим стоимость товаров и услуг, и соответствующее всем пяти принципам безусловного базового дохода, определяемым BIEN как “периодичность”, “денежное выражение”, “индивидуальность”, “универсальность” и “безусловность”, может наделить женщину полноценной свободой.
Важно отметить, что феминизм, как и большинство “измов”, зародившихся в 19 веке, имеет тенденции неинсталлирования в свою теоретическую базу, даже при использовании в практике, достижений цифровой революции и возникшей по её итогам цифровой эры и непосредственно повлиявших в том числе на связанные с гендерным вопросом социальные, экономические, политические и иные процессы. Несмотря на намеренную консервацию некоторых направлений, неизбежно эволюционно развивающихся, как со стороны государства, так и со стороны общества.
Технологии цифровой эры позволяют работать удалённо из любой точки, покрытой сетью, что, как было отмечено Ф. Ван Парайсом и Я. Вандерборхтом, является одним из условий безусловного базового дохода, который мог бы быть поддержан людьми, разделяющими идеи феминизма, в том числе создавать продукты и услуги, которые по каким-то причинам не считаются полезными обществом. Подобная возможность также создаёт условия для реализации формы “правления” или общественного влияния, называемой А.Бардом “нетократией” - возможностью влияния нетократами (или, в узком смысле, инфлюенсерами) вне зависимости от принадлежности к какому-либо гендеру, на общество в целом и (или) на определённые его части, то есть, в особенности при наличия безусловного базового дохода, создаёт как возможность женщин полноценно влиять на происходящее не оглядываясь на материальную составляющую, так и почти окончательный шаг к прямой демократии, то есть полной интеграции каждого человека в решение вопросов любого уровня.
Кроме удалённой работы развивается также удалённое образование, которое также предполагает почти полное исключение дискриминации, за исключением дискриминации по признаку наличия оборудования и сети. Таким образом решается вопрос рассинхронизации уровня образования по каким-либо причинам и обеспечения уровня возможностей трудоустройства и в целом реализации человеком способности творить, а безусловный базовый доход поможет обеспечить и покупку необходимого оборудования, и подушку безопасности на время учёбы вместо работы.
Однако цифровая эра предполагает непрерывность обучения в связи с быстрым развитием и усложнением технологий производства. В случае отсутствия базовых знаний, свободного времени, в том числе в связи с рассмотренными ранее проблемами гендерного характера, включая так называемую “третью смену”, заметная часть людей, в том числе женщин, не сможет в достаточной мере освоить необходимые знания и навыки, и выпадет из экономических процессов, в том числе, возможно, процессов поддержания в приемлемом состоянии домохозяйств и детей. Безусловный базовый доход необходим для защиты этих людей и их прав и свобод. И его внедрение должно состояться задолго до окончательного разрыва в степени развития между “глобальным севером” и “глобальным югом” или, в частности, между “городом” и “деревней”.
Можно с уверенностью сказать, что концепция безусловного базового дохода, в том числе при сохранении иных социальных выплат и бонусов, реализованная через призму феминизма, который в свою очередь реализуется на основе идеи полноценного самостоятельного выбора, полностью вписывается в неизбежные эволюционные процессы, происходящие в цифровую эру, и позволяет любому человеку вне зависимости от каких-либо особенностей в полной мере реализовать себя и тем самым сделать общество по-настоящему свободным, открытым, демократичным и справедливым.


Рецензии