Московские рассказы 23

Новая школа!(85).

Недалеко от нашего дома,на Варшавке, летом 1969 года закончили строительство новой школы, и нас приказом по роно Советского района перевели туда. Впрочем не всех даже из тех, кто жил в нашем доме. Как и кто там думал, но где-то полкласса и даже более остались в 542-ой, а в новую школу определили, кроме меня, еще Саню Семенкова , Леню Федосеенко, Пашку Камышникова, Серегу Максимова, а из девчонок -Ленку Мухину, Иру Скабелкину, Люду Гиблову, Надю Носачеву, Ирку Самошкину и Таню Киселеву,с которой мы чуть было не стали артистами кино.
Жаль было расставаться с ребятами (даже с Володькой Петровым,влюбленным в Лену Мухину,правда безответно,как вы знаете!). Но приказ есть приказ, да и интересно все же-что новое предполагается, да и школа теперь гораздо ближе-минут десять пешочком через дворы, и ты на месте. Школа теперь наша имеет номер 630 -ый и школа эта уникальная во всех отношениях. Ну,во-первых, когда-то она была интернатом,а потом первой в стране школой продленного дня и располагалась на другой стороне Варшавского шоссе, в 4-этажном здании 30-ых годов постройки (все тот же советский конструктивизм). Естественно школа имела давние традиции,и прекрасный коллектив преподавателей. А директор ее -Карклина Светлана Эдуардовна являлась заслуженным работником просвещения РСФСР и весьма представительной дамой.
Само здание новой школы тоже было тогда неординарным, если не по типу здания, то по общей диспозиции. Ну конечно,это не старая школа с барельефами классиков над колоннами входа. Белое панельное 3-х этажное длинное здание с переходом в полтора этажа в огромный корпус, где размещались сразу и спортзал и столовая,и актовый зал и комната болгарско-советской дружбы(теперь наша дружина будет носить имя Георгия Димитрова) и учебные мастерские(женские), а столярка и слесарный цех-в том самом переходе. Перед школой в сторону шоссе широкий плац для торжеств и сад, огороженный от шоссе металлическим решетчатым забором. Вход в школу внизу, из переулка ведущего к тиру. Украшением стало огромное мозаичное панно на торцу большого корпуса, посвященное нашей космонавтике.
Как-то незаметно вырос этот комплекс на месте частных домиков на Зеленых горах, где мы когда-то лазали, роясь в брошенном жителями барахле. Вот такой значитца прогресс!
1 сентября тут творилось что-то невероятное-понаехало начальства из Гороно, шефы , строители школы, родители и мы,для кого это вроде все и сотворили. А мы тыркались ошеломленные и подавленные, кучковались вместе,как воробьи в стайку. Но нас быстро привели к общему знаменателю, разбили по классам. Наш-7б, и мы к своему изумлению, оказались лилипутами в стране Гулливеров. Дело в том,что наш класс оказался спортивным по баскетболу, и практически все незнакомые нам ребята занимались баскетболом где-то в другой школе, некоторые даже ездили теперь издалека. Они выглядели заметно взрослее нас и конечно выше ростом, и соответственно смотрели на нас во всех отношениях "свысока". Эта разница сразу и определила будущие проблемы в наших классных отношениях, но об этом позже. Коротко опишу этих новых наших одноклассников.Выделялся осанкой и ростом Коля Лепилин,у которого уже на верхней губе темнел пушок будущих усов. Серега Новиков-эстет и симпатяга,всегда аккуратно подстрижен и зачесан. Володя Белов-крепкий,веселый с волосами растущими ото лба в кучку и вверх. К тому же имел две макушки(по примете будет две жены). Коля Белецкий-увалень и хитрец, с черной челкой жестких волос и крупными,как у лошади зубами. Тагир Аюпов(обычно его звали Игорем)-добродушный веселый симпатяга, казахский татарин,общий любимец класса .Шура Краснощеков-простоватой внешности(действительно с красными щеками) и стеснительный парень, однако на площадке превращался прямо таки в монстра. Серега Мартьянов-с тонким девичьим лицом, ловкий как кошка,в игре залюбуешься, как впрочем и на Тагира. Рушан Харисов-смуглый как эфиоп(но татарин),влюбленный до умопомрачения в красивую Наташу Королеву,вполне уже сформировавшуюся девушку с копной вьющихся волос подрезанных у плеч. Наташка была капитаном женской команды и властно распоряжалась и вне спортзала. Еще из девочек можно отметить Бадму Жоржиеву-бурятку, отец которой приехал в Москву работать в какое-то министерство,а дочь еще в Улан-уде занималась баскетом. На площадке с Бадмой столкнуться-себе дороже, она и в классе могла за невинную шуточку так треснуть,что улетишь. А дергали ее за толстенные косы по-первой часто. Еще добрая душа Люда Самсонова,с которой меня посадили за парту-высокая, длинноногая,с зелеными клшачьими глазами,сузившимися от затянутых в тугой хвост русых волос.Старостой класса была премилейшая Таня Беляева-тоже спортсменка,крепкая,с круглым как луна вечно улыбающимся лицом. Еще были конечно ребята и девчонки,но они как -то остались в тени памяти.
Теперь о нашей классной. Эта должность для учеников весьма важна, ибо классный руководитель тебе тут в школе и отец и мать и твою мать! Как поведет туда и пойдешь! Но нам с классной просто повезло. Лидия Сергеевна Смирнова. Ну,во-первых просто красивая женщина(лет наверное 26-ти), среднего роста, очень похожая на Светлану Савелову актрису из фильма "Семь стариков и одна девушка", но более изящная,с безупречной фигурой,красивым тонким лицом,серыми пронзительными глазами и резким порывистым характером. Нас мальчишек она стразу просто влюбила в себя,и ее авторитет был беспрекословным(до одной истории расскажу позднее). Она вела алгебру и геометрию и вбивала в наши бестолковые головы всякие теоремы и прочую муть,так же ,как писала на доске-быстро,решительно и ловко! После урока мы вились около нее,задавая ненужные вопросы, а в действительности, чтобы оказаться рядом и краем глаза ощутить ее женскую привлекательность.
О других учителях позднее,по ходу повествования!

Прощайте мои кони!(87).

Теперь пора рассказать и о главном увлечении моем-лошадях! Казалось было все шло удачно-любил лошадей с детства,попал в конно-спортивную школу,начал заниматься и вдруг ушел!Как почему?Попробую объяснить!
Раньше в конно-спортивных школах разделений для начинающих не было, готовили первые год-два универсалов, но чаще всего подразумевалось, что ребята хотят идти в троеборье. Это и интересно и мужественно и динамично. Ну,что скажем парню выездка, скука зеленая, а конкур тоже не фонтан-прыгай по прямоугольнику поля,поднимай планку выше и выше,но границы поля не перепрыгнешь! А в троеборье есть все-и выездка(манежная езда) и конкур , но главное- полевые испытания, а это и скачка по местности (Большие и Малые дороги), и стипль-чез, и самое трудное для спортсмена-кросс. Это испытание на грани фола не только для мужчин,но и для женщин. А были такие бесстрашные и у нас(целая плеяда наших прославленных всадниц), и за рубежом(та же принцесса Анна дочь английской королевы Елизаветы). Наша школа ДСО "Труд" раньше называлась "Пищевиком"и была в прямом и переносном смысле кузницей выдающихся спортсменом и лошадей. Ибо конный спорт,в отличии от всех других видов спорта -есть союз человека и животного, и кто главнее в этом союзе-не разобрать. Может всадник быть талантом, да конь у него никудышний, а может и наоборот. И чересчур много случайностей на пути к победе даже при идеальном сочетании в таком союзе. Но это как бы вступление и в общем-то не про меня....
Мои деревенские навыки тут в школе сыграли со мной плохую шутку. Они в каком-то смысле стали обузой. Поначалу, я все делал не так как надо спортсмену, а как привык в колхозном поле. Не так подходил к лошади, не так взнуздывал и седлал(а ведь вроде думал умею), не так даже садился в седло,ну и конечно неправильно ездил.Мне приходилось переучиваться,а это,как известно труднее,чем учиться! Объясняю конкретно!
Строптивого коня(а какой конь,особенно учебный хочет ,чтобы его тащили из конюшни на манеж), надо не хватать за нос или ухо, а аккуратно огладить и с лаской развернуть передом к двери денника. Уздечку разобрать, взять в правую руку, встать спиной к груди лошади под ее голову и набросив на шею поводья и на голову оголовье, правой рукой на открытой ладони дать ей взять или отравить в рот удила, теперь застегнуть ремни на оголовье(уздечке) и седлать. Тут тоже свои секреты. Огладить спину лошади от холки к крупу,чтобы успокоить и проверить нет ли на спине у нее мусора. Взять седло(предварительно тоже прогладив рукой изнутри,и накинуть лошади на холку, а потом сдвинуть к крупу на положенное место и более не елозить седлом туда-сюда(иначе завернется шерсть и будет сбита или растерта спина). Теперь перекинуть и подтянуть подпруги сначала переднюю, а на нее заднюю(на казачьем седле и строевом подпруги на расстоянии друг от друга). Подтянуть подпруги так, чтобы два пальца свободно проходили под ними на брюхе. Лошади часто не дают затягивать подпруги, дуются,поэтому надо не тыкать ей в бок кулаком и орать матом, а выведя уже на манеж, еще раз проверить и подтянуть подпуги(это делают еще раз и через 10-15 мин занятий). Садятся спортсмены не как казаки-махом или как деревенские дурни,напрыгнув животом на спину битюга,раскорякой перебрасывают ноги. Надо встать лицом к лошади справа, поводья натянув , зажать левой рукой дальний от себя повод с прядью гривы(это не даст лошади уклониться корпусом от вас), повернуться левым боком к лошади и лицом к крупу, правой рукой развернуть
по часовой на путлище стремя, вставить левую ногу и, рывком поднявшись,развернуться лицом к голове лошади и ,перебросив правую ногу, сесть в седло. Разобрать поводья в две руки, а не по-казачьи в одну, опереться носком в стремя и прижав шенкеля(часть ноги ниже колена), собрать лошадь и толкнув ее корпусом и шенкелем начать движение. Так же и слезать-не ухарски перебросив правую ногу через переднюю луку(так все же делают опытные наездники), а привстав в седле,перекинуть правую ногу через круп лошади,опустить ее на землю,фиксируя повод в районе гривы. Стремена сразу подтянуть на путлищах вверх(чтобы не зацепиться в проходе) и ,взяв лошадь под уздцы(правой,а в левую поводья), вести в конюшню... Вроде все просто, а как порой бывает непросто. Учебные лошади все сплошь или хитрюги и ленивцы (за редким исключением). И они всегда наготове держат кучу уловок,которые способны вывести всадника из игры. Но наша задача-не дать им этого сделать,а заставить работать!
Для занятий нужна экипировка,даже начинающим. Сапоги-первым делом(без сапог никуда) Удалось купить за недорого в комиссионке, правда изрядно поношенные каким-то офицером (видно себе новые получил со склада). Они были на размер больше, и мыски от пересыхания загибались вверх, как у клоуна, но при помощи щетки и крема я их почти восстановил. Брюки вообще-то нужны галифе (тут их называют бриджи), достал солдатские цвета ядовитого хаки . Хлыст смастерил сам из ивового прута, обмотав его изоляцией,а ручку полоской кожи,а на конце-кожаную петельку. Хлыст необходим не для того, чтобы дубастить лошадь почем зря, а слегка приложив к бедру , дать импульс движения. За битье лошади,могут и выгнать к такой-то матери.Но на соревновании или на тренировке если надо энергично послать лошадь на препятствие или ускорить, то хлыст разрешено применять по назначению(но в пределах разумного).
В школе есть только один небольшой манеж и там постоянно занимаются старшие спортсмены, а мы-учебная группа, тыркаемся где удастся-если погода позволит, то на открытом манеже или у соседей-ветеринаров ,а чаще отправлялись на ипподром-в старенький круглый манеж школы верховой езды(там за плату катаются все желающие) или в центр бегового круга-на конкурное поле. Иногда туда ехали прямо верхом-через Скаковую улицу и между домами в служебные ворота ипподрома.Тренировки проходили по три-два раза в неделю,в будни вечером,в воскресенье с утра. Обычно я доезжал от дома через всю Москву на 1-ом троллейбусе до ост."гостиница Советская"(бывший "Яр",где кутили купцы после бегов), обратно чаще пешком до Белорусского вокзала и на метро. Школа наша расположена в очень красивом здании,даже комплексе зданий,(занимая их малую часть), которые построены еще при царе-батюшке известным богатеем-нефтепромышленником Леоном Манташевым (его инициалы видны над главными воротами). Манташев этот любил скачки,держал конюшню со скаковыми лошадьми, да и вся Скаковая улица была застроена конюшнями и манежами. И ипподром раньше имел два круга-беговой_для рысаков) и скаковой.
Гоняли нас новичков в учебной группе можно сказать беспощадно, главное было научить держаться в седле и управлять лошадью(а не наоборот,как говаривала тренер Т.Л.Куликовская,сама неоднократная чемпионка СССР). Конный спорт-это не прокат,тут остаются только те,кто имеет железную силу воли,которую в нас и вырабатывали без слюнявых сентиментов! Особо боялись мы (по крайней мере я точно) И.В.Хозиева-осетина. Он сам боевой кавалерийский офицер, человек резкий и горячий. От него можно было запросто получить хлыста. Вернее бича,с которым он выходил в центр манежа и начинал тренировку. "Какие поводья и стремена! Все бросить,и марш по кругу рысью и галопом,руки в стороны,не падать! В падении виноват всадник ,а не конь!" Он никогда не говорил лошадь,только по-кавалерийски-конь! А после тренировки еще чистить лошадок, а как ты думал-"Любишь кататься,люби и саночки возить!" А саночки эти в полтонны весом!
Обратно ехал на ватных ногах и с мокрой спиной. Мама с бабулей стали весьма неодобрительно к этим моим тренировкам относиться,тем более, что с успеваемостью заметно ухудшилось. Первым звонком стали прыжки через препятствия, пока еще низенькие. Я ведь высоты боюсь,но старался этого не показать. Однако лошадь не обманешь, она сразу чувствует мандраж всадника и делает закидку. Закидка-это попросту отказ. А выразиться он может по-разному-лошадь может сделать обводку препятствия, либо пойти на таран и все смести(вместе с всадником) или в прямом смысле закинуться-встать на дыбы и еще дать козла для верности. Тут уже без вариантов летишь на опилки или на кучу перекладин. А как-то мы ездили за сеном на нашу базу на Сходне, где в летний период располагается школа и проводятся соревнования по кроссу, то увидев там препятствия(очень опасные даже для мастеров),я понял,что просто не смогу их прыгать. И разумеется начал падать интерес к занятиям.
Последней каплей стало жесткое падение и не на препятствии, а в манеже. Опять Илья Васильевич гонял нас как сидоровых коз,и мы, бросив поводья и стремена на ходу делали гимнастику. Мой здоровенный караковый мерин Бром,славившийся дурным характером, вдруг сделал свечку( его отбила задом впереди бегущая лошадь), и я ,вылетев из седла, с ходу врезался в деревянный барьер-обшивку стены манежа. И опять головой. Оказалось сотрясение. И дома мама устроила скандал-Ты,что сын!Хочешь инвалидом стать,дурачком!У тебя какая травма была в детстве! Не пущу больше,так и знай! Сама поеду в вашу школу. И , пока я отлеживался , она действительно поехала и разговаривала с Александрой Михайловной-директором. Та,вызвала меня к себе в кабинет с наградными кубками на полках,и мы долго с ней беседовали. Она говорила, что не всем быть спортсменами, есть немало профессий рядом с лошадьми, к примеру-выучиться на наездника ипподрома(в Хреновском училище) или на зоотехника (в Тимирязевке), Да я в общем-то уже был готов, великого спортсмена из меня точно не получится, а тогда зачем все это. Да и вообще, мне стало многое непонятно в конном спорте или наоборот стало понятным. И я принял решение уйти. Александра Михайловнами еще для приличия предложила в выездку, но это уж точно не по мне. Все таки деревенские просторы и воспитание перевесили серьезные цели, без которых в спорте делать нечего. В утешение себе , скажу, что мало кто из той учебной группы попал в большой спорт. Я знаю только Андрея Гришина, известного нашего троеборца и ныне тренера. Но уйдя из спорта,я все таки остался и остаюсь по сей день конником!


Разборки(89).

Учеба в принципе шла неплохо,новая школа давала больше возможностей. Ездили в памятнику Георгию Димитрову на развилке с Полянкой,цветы возлагали. Говорят летом наши(кто неизвестно) поедут в Болгарию,а оттуда болгарские школьники к нам пожалуют. Обмен учебным опытом!Появилась своя школьная радиогазета,где освещаются все новости школы.Мы,мальчишки, колотили в мастерских фанерные ящики для посылок(за это даже вроде школе деньги платили,но мы их не видели).Девчонки синие халаты строчили.Людка Самсонова-моя соседка по парте даже прострочила себе палец насквозь,ужас было смотреть!Здесь тоже были классы с продленкой(мы разумеется туда не ходили), кормили отлично,спорт зал тоже не пустовал-всякие соревнования и спартакиады,иногда на стадионе нашем "Труд".Однако соревноваться с нашими "гулливерами" нам было не под силу.И часть из них стала нас третировать.Насмешки,толчки,даже до стычек доходило,результаты конечно не в нашу пользу.Коля Лепилин-красавец и здоровяк,особо изгалялся.То треснет в спортзале мячом со всей дури,то пихнет так,что летишь под скамейки.Особо никого он не выделял,но мы его стали побаиваться.У него и компания была еще та-Серега Новиков,Вовка Белов.Белецкий,Рушан..Как-то это всем надоело,и мы "мелюзга" собрались на "военный совет".Руководил Паша Камышников,сам-то он парень крепкий и за себя постоять может,но ростом не вышел,и весовые категории были не в его пользу.Тем более,что Пашка симпатизировал Ирке Самошкиной(они жили в одном подъезде в нашем доме),а выглядеть перед ней слабаком ему явно не хотелось....Но,что мы могли!Стенка на стенку-это даже не смешно!Нам бы таких наваляли!Решили сделать по-дворовому-пригласить нашу "шпану" разобраться с обидчиками.Пашка с многими из наших дворовых"урок" накоротке.Он и обговорил дело.
И вот в одну из больших перемен,в осенний еще теплый день,мы кучковались на улице перед входом в школу с переулка.Тогда проход мимо школы со стороны детсада и наших домов был открыт(потом перегородили и калитку на замок).Вот сверху неожиданно подвалили наши дворовые,что называется "кодлой".Человек десять-двенадцать.Во главе с братьми Уколовыми.Старший Саня,уже отсидевший по малолетке, был пацаном опасным,и мы это знали.Укол обменялся взглядами с Пашкой,тот ему зыркнул на Лепилина.Далее все пошло,как говорится не так!
Шпана обступила Кольку,начался разговор,вроде мирный,и вдруг они начали кулаками махать.Коля малый здоровый,но это не спортзал,тут свои мастера и приемы.Сбили наземь,отпинали.И тут вылетели ( нет,не ребята!) ,а девчонки-баскетболистки-Наташка.Люда,Таня Беляева,даже Бадма....И просто врезались в драку и поднялся такой ор и визг.Мы стояли ошеломленные и не знали,что предпринять.Вот уже и физрук наш встрял,и прохожие какие-то набежали-кричат милиция,караул!.Укол крикнул своим-"Шухер, шас мусора подкатят!А ты,бугай,попомни,что сказали тебе!Чтобы затих и молчок!Понял сука?А то по-другому поговорим! Все валим!Да уберите эту косоглазую дуру!Китаеза хе...ва!"Это он про Бадму,она что-то разошлась!
Дворовые смылись,как и не было!А тут начались разборки похуже!Кто,что,откуда.Подъехали милиция ( как всегда позже всех),хотели писать протокол,опрос начали...Особо пострадавших не было,не успели пострадать.Коле конечно морду расквасили,физрука чуток покоробили,Вовке Белову досталось по клюву,Бадме чуть косу не оторвали,а Наташке Королевой кто-то в свалке юбку сорвал.И чего хотел-то?Вот ведь кругом одни озабоченные! Интересно,расскажут об этом в нашей радиогазете? Вряд ли!
Да!И наша Лидия Сергеевна тоже коим-то образом попала туда,и ей заметно прическу помяли...И смех и слезы!Кто-то все же стуканул ей,что это мы навели шпану,ух и дала она нам разгон.Кем только не обозвала-и трусы и негодяи и предатели!А кого мы предавали-то?
Никого толком не наказали,мы своих не выдали,а милиция и искать не стала.Нет же пострадавших и заявлений,что шум поднимать и показатели отделению снижать всякой шалостью!Да школе нашей образцовой лицо терять!
Но после этой "шалости",нас перестали прессовать, а со временем даже наладились в классе вполне дружеские отношения...

"Дурачьё"(93).

Жизнь идет,невзирая на наши радости-горести!И школьная жизнь не исключение.Неожиданно сдружился с подловатым Пашкой Камышниковым,который оказался вполне нормальным парнем со своим кругом интересов.Стал приглашать меня домой(он жил рядом,в 3-ей подъезде,на втором этаже,окна во двор).Квартира отдельная,3-х комнатная.Пашке своя комната отведена,и там образцовый порядок,на стене-большая картина боевого корабля в море,распорядок дня на картонке,в углу у кровати-пара увесистых гантелей.Пашка хоть и ниже меня ростом,но крепыш с не детскими бицепсами.Мне нравилось смотреть,как он пишет,необычно зажав ручку между пальцами.Привычка к порядку у него от отца,прослужившего мичманом на Северном флоте.Отец и мать,да и бабка все одинаковые низенькие крепыши...
С девчонками я уже не заводил близко-дружеских отношений.Только с соседкой по парте-Людкой Самсоновой часто беседовали не по школьным темам.Людка выше меня на голову,сильная и очень независимая.Как-то Серега Новиков попытался за ней приударить,но она его так приударила,что у него ухо стало слоновьим.Со мной она обращалась почти,как мать,в обиду никому не давала(хотя нас давно уже никто не трогал),делала мне профессионально массаж головы,если она неожиданно заболевала от всех нагрузок,а я ,в знак благодарности ,должен был массировать ее поврежденный на швейной машине указательный палец,на котором остались твердые шрамы.Она жмурилась от удовольствия кошачьми зелеными глазами,а на шуточки ребят невозмутимо отвечала-Что завидно!
Наши амбалы-баскетболисты все сильнее отличались от нас,обычных ребят и девчонок и выглядели на несколько лет старше.У ребят уже заметны усы,а у девчонок вполне оформившиеся взрослые фигуры.Но в душе они были все еще 13-14 летними и часто дурачились в классе.
Как-то наша классная-Лидия Сергеевна пришла в школу какая-то подавленная,с припухшими глазами и плохо замазанным синяком под глазом.Мы были дико возмущены и не могли поверить-Кто же это может поднять руку на нашу обожаемую учительницу,такую милую и привлекательную?Девчонки узнали через свои каналы,что у Лидии Сергеевны нелады в семье с мужем.Вот и результат.Мы-мальчишки,собрались на военный совет-как защитить нашу любимицу?
Приняли план Кольки Лепилина-поехать кучей к месту жительства ,выследить мужа-изувера и поговорить по-мужски,а может и отлупить для профилактики.Для этого решили запастись кастетами из свинчатки(какой пацан у нас их не мастерил) и кусками арматуры,завернутыми в газету.Через девчонок хотели узнать адрес Лидии Сергеевны.Но как говорится про женщин-Волос долгий,ум короткий!Зато язык длинный!Вот кто-то из девчонок нас и сдал классной.
Она пришла взволнованная,собрала нас ребят в классе за закрытыми дверями и провела длинную воспитательную беседу,суть которой в том,что мы уже почти взрослые и должны отвечать за свои поступки и осознавать их.Наш замысел она не понимает,и в принципе не принимает! Да и какое мы имеем право лезть в личную жизнь учителя,тем более,что дело это могло бы закончится весьма плачевно для обеих сторон.И хорошо,что она узнала об этом сейчас,а не потом,когда уже наступили бы последствия нашей дурацкой затеи!Нам сделалось стыдно,и мы сидели опустив глупые головы вниз,боясь встретиться с ней взглядом.Но под конец беседы она улыбнулась и сказала-Милое вы мое дурачьё! В своей семье я как-нибудь разберусь, а вы ,надеюсь, будете умнеть и взрослеть! Мы дружно и радостно гаркнули-Да!!!


Рецензии