Домовой
В две тысячи восемнадцатом году мы с дочкой полетели в Исландию в Рейкявик. Там заказали тур на ледники и гейзеры. Гидом была исландка, прожившая несколько лет в Финляндии и хорошо владеющая финским языком. Предложения её были классически правильными, но с прикольным акцентом.
Исландские гномы - домовые.
Исландцы верят в местных гномов, которые жили на острове ещё до того, как сюда ступил первый человек. Остров поделен между семьями гномов на территории и каждый клан несёт ответственность за своей участок. Когда людей стало больше, гномы, прячась, ушли под камни. Поначалу их пытались полностью истребить, но потом заметили, что после каждой бойни случаются большие несчастья. Постепенно люди стали считаться с гномами, а позже и уважать их.
Исландцы прислушиваются к гномам и спрашивают у них советы. В каждом доме есть свой уголок для гномов - домовых. Все крупные события семьи обсуждаются прежде с домовыми. Он даёт согласие на праздники, свадьбы, перестройки внутри дома и сада. Даже такие, как стоит ли заводить ещё одного ребёнка. Хозяева оставляют им угощения в священном месте и если гномы притрагиваются к ним, значит они одобряют принятое решение.
Строительство на острове не раз претерпевало фиаско из - за пренебрежения к первым коренным жителям.
Вот последний случай, укрепивший веру исландцев в гномам.
Власти спроектировали дорогу к леднику через каменистый участок, который испокон веков считался территорией гномов. Местные стали протестовать, они требовали, чтобы дрогу перенесли немного дальше от священного места. Власти проигнорировали просьбу и провели дорогу по намеченному плану.
Во время строительства на этом участке погибло два человека.
На празднике открытия дороги сначала сломался микрофон, затем один из гостей зацепился за край стола и повалил его со всеми угощениями.
Но самые неприятные события стали происходить позже.
В месте, где находился дом гномов, начали происходить аварии. Одна за другой, с серьёзными травмами и гибелью людей. Машины разбивались в дребезги на ровном месте.
Люди стали бояться этого места и объезжать его.
Когда в течении года набралось с десяток аварий с летальным исходом, власти были вынуждены принять срочные меры. Вокруг территории гномов поставили ограждение, а дорогу отвели почти за километр.
Аварии прекратились.
Исландцы очень любят своих гномов, соблюдают их традиции и берегут сказания о них.
Русские домовые.
Моя бабушка была глубоко верующим человеком. Бог был важной частью её жизни. Она никогда не садилась за стол не перекрестившись и не поблагодарив бога за еду. Никогда не начинала никакого дела без его благословения.
Оставшись раз ночевать у бабушки, что случалось крайне редко, мы с Сашкой, которая была на год старше меня, забрались на широкие полати. Для меня спать на полатях было почти праздником. Закутавшись с головой в одеяла, мы шёпотом рассказывали страшилки. Выглядывая из укрытия, смотрели в угол между стеной и потолком, откуда по ночам в поисках жертвы вылезала черная перчатка.
Защищаться нам приходилось со всех сторон, так как в открытые окна, затянутые марлей от комаров, пытались залезть покойники. Особенно те, которые искали своих должников при жизни или по причине не успокоения души. Призраки проходили сквозь стены и мы испуганно следили за ними. Так, в страхе, будоража себе нервы, мы шептались полночи.
С полатей доносился здоровый храп братьев и всхлипы детей, а с печки бабушкины вздохи, чередовавшиеся с вознёй и похрапываем. Нам не спалось и мы смеялись над каждым звуком.
Между печкой и полатями был небольшой настил, на который поднималась лестница снизу. У бабушки там всегда, сколько себя помню, стояла бочка с самогоном.
Вдруг на настиле что - то зашуршало. Из бочки с шумом полился самогон. В темноте мы не видели, кто там и испугавшись, крепко схватились за руки. Мы не отрывали взгляд от темного силуэта бочки, когда вдруг оттуда поднялась чёрная перчатка и пригрозила нам пальцем. Мы завизжали от страха.
- Что вы орёте, как дурочки! Спать не даёте!
Буркнул сонный брат Сашки.
- Там кто - то есть! Смотри, по настилу что - то двигается.
Брат приподнялся на локте, но ничего не увидел.
- Дурочки. Как пить дать, дурочки!
Изрёк он и завалившись на бок, захрапел.
Ни о каком сне и речи быть не могло, наши сердца колотились, как сумасшедшие.
Держась друг за друга, мы выглянули из - за спины брата. На настиле шевелилась большая тень. Она стала медленно подниматься, вытягивая длинный палец в нашу сторону. Мы заорали. Тень рванулась в сторону бабушки.
Накрывшись с головой одеялом, мы визжали. Брат, проснувшись, ругал нас. Проснулись и остальные. В комнате зажёгся свет. Несколько голосов одновременно завопило.
- Какого чёрта спать не даёте!
- Что случилось? Отчего такой переполох?
Спрашивали полусонные домашние.
Бабушка села на печке и стала креститься.
- Не поминайте чёрта! Не к добру это.
- Бабуша, кто это был?
Испуганно спросила я.
- Нет никого, спите. Выключите свет.
- Но мы видели, он бросился в твою сторону!
- Может домовой шалит. С ним такое бывает. А вы бы помолились перед сном, спали бы лучше. Боженька никого не даст в обиду.
Сказала она, укладываясь.
- Ещё раз пикните, обеих за дверь выставлю. И закроюсь изнутри.
Раздался снизу грозный голос старшего брата. Он выключил свет. Через несколько минут раздался обычный храп.
Мы лежали молча, прижавшись друг к другу. Каждый думал о своём.
Утром бабушка долго искала свой серый пуховый платок, который прошлым вечером лежал на бочке с самогоном.
На завтрак заглянул сосед и попросил налить стаканчик самогона, чтоб опохмелиться. Бочка была пустая, самогона осталось совсем на дне.
- Куда самогон - то исчез? Вчера ещё пол бочки было. Сама что ль выпила, старая?
Удивился сосед, чётко следивший за количеством выпивки.
Бабушка молча молилась.
- Куда исчез? Да никуда! Домовой наш по ночам пьянствует!
Пробурчал не выспавшийся брат.
26.01.2023
Хельсинки
Свидетельство о публикации №223012701568
Виктория Романюк 30.01.2023 13:39 Заявить о нарушении