гос. школа

мне никогда не казалось, что у меня какая-то неправильная или плохая школа. наверное, стоит уточнить, что речь идет про школу, в которой я училась все средние классы (с 6-9). до этого была началка, и там все зависело исключительно от одного преподавателя – твоего. так что это не в счет. и, когда родители настояли на моем переводе в частную школу, я не особо сопротивлялась, потому что программу я очевидно не тянула и математика осточертела. но если скажу, что я не свыклась с этими стенами, причинившими столько боли, с замученными глазами, в которых не потух еще огонек надежды - вбить в головы хоть толику знаний, у преподавателей, с мешками под глазами у ровесников и безмолвно протянутым энергетиком и домашкой, я совру. привыкла, привязалась, прикипела, сплавилась и слилась в единое целое с этими зеленоватыми стенами и лавками из дсп. ну а что вы хотели, я 6 дней в неделю я приходила и проводила там большую часть времени, из того, что бодрствовала в сутки. это не громкие слова, сами посчитайте. а зимой в принципе все светлое время. встречать закаты и рассветы из окна кабинета было нормой. от зари до зари, от темна до темна, как говорится. все воскресенье я просто спала. а алгебраиста я выдела чаще, чем мать родную. в школе я училась, рыдала, ела, спала, училась, занималась спортом, делала домашку, дружила, опять рыдала и опять училась.
и первое время мне правда было тяжело свыкнуться с новой школой. домашкой не грузят, кормят вкусно (я-то привыкла к режиму, захочешь есть – и это съешь. и было нормально – чем богаты, тем и рады. а тут вкусно даже… ненормально как-то). школьный психолог, отношение к детям другое, это физически ощущается, больше внеклассной деятельности и класруку можно со всякой ерундой писать в стиле: «добрый вечер, а пройдите тестик, какой вы смешарик? ну пожалуйста.» да еще и в полвторого ночи. и она через две минуты прочитает, а через пять напишет: «копатыч. спать иди.»
сложнее всего было понять, почему они все улыбаются. я не понимала, хотелось выйти в коридор и крикнуть: а че вы все улыбаетесь? а? ну-ка расскажи, мы вместе посмеемся!
я начала скучать по этим серым убитым лицам, потому что «ты помнишь, что на следующей неделе зачет по физике?», потому что «судя по выявленной закономерности, сегодня очередная работа по алгебре, за которую у меня опять будет 2/2», потому что «я спал 6 часов три дня назад», потому что «сегодня дедлайн по спецмату, у меня сданных подпунктов на тройку не хватает», потому что одноклассницу рвет в туалете, и это явно не разовая акция, а знаешь ты об этом потому, что сам сидишь в соседней кабинке и закусываешь толстовку, чтобы не всхлипнуть случайно, рукавом этой же толстовки, вытирая мокрое лицо. потому что препод считает своим долгом напомнить, что в таком возрасте проблем просто нет и быть не может. потому что еды нет и не будет до тех пор, пока не выйдешь из этих стен. свою перемену в столовке проворонил? значит, не судьба, а за попытку взять хоть хлеба, получишь по рукам, потому что «перемена младшеклассников, девушка, вы что не видите?». потому что алгебраист довел одноклассницу до панической атаки, и вы с подругами в чате под партами скидываетесь на цу е фа, кто пойдет в туалет ее успокаивать. потому, что присев, дыхание перевести, на лавку, начинается такая истерика, что ни о какой физике даже речи не идет. потому что трясет, пока ревешь без остановки остаток урока, пока тебя не забирает класрук под долгим взглядом физички. выплакав, кажется все, что можно было, забываешься беспокойным сном на парте на остаток учебного дня, подложив всю ту же толстовку под голову. причин улыбаться было не очень много, честно говоря.
думаю, можно было понять, что у меня была рядовая школа, далеко не самая жесткая и деспотичная. было и хорошее, конечно. нас было 7 девчонок, и мы перед парнями друг за друга стояли горой. стоило кому-то из них отпустить хоть сколько-нибудь задевающий комментарий в сторону одной, к нему оборачивались семь пар колючих глаз, и самая тихая девочка уже махала непотребным знаком ему в лицо, бугаю на две головы ее выше. до драк не доходило, но все видели как мы синхронно двигались в одну сторону с застывшим в глазах вопросом «что сказал? повтори». мы были бандой. если летя в школу, скинуть в беседу «купите кто-нибудь энергетик, а?», можно было зайдя в кабинет, заметить, как прямо на уроке, к тебе по рукам переползали несколько баночек с разных концов класса.
я дружила со многими преподавателями с мат кафедры. только поэтому я, собственно, 9 класс закончила.
с парнями я, безусловно, тоже общалась. кто-то объяснял физику в соседнем дворе вместо первой пары по обж, кто-то писал коды по информатике, когда совсем было плохо, кто-то носил хлеб из столовой, когда удавалось прорваться, кто-то сливал задачи по спецмату, просто садясь рядом за парту прямо во время урока, кто-то делился домашними бутербродами, если особенно жалостливо посмотреть.
в целом было весело, внешние обстоятельства нас сплотили, и мы даже вроде как привыкли друг к другу, помогая по мере возможностей. и я бы даже не с акцентировала на этом внимание, если бы не перешла в другую школу, и не поняла, насколько все бывает иначе.
иначе, по-другому. можно дружить не только против опасности и какого-то общего зла под знаком «система». можно опаздывать в школу с улыбкой, потому что не убьют. можно спать в мед кабинете, если плохо. и питаться можно регулярно, а не когда придется. можно после каникул лететь в школу, а не идти, еле переставляя ноги. можно обнимать преподавателей. можно-можно-можно. после вечного нельзя и надо, все это кажется сказкой, утопией.
и я благодарна на самом деле своему жестокому опыту в государственной школе, потому что иначе вряд ли бы сейчас я ценила то, что есть сейчас. и хорошее действительно было.
хоть возвращаться в ту школу мне все еще отдается сильной физической и эмоциональной болью, и приступы неконтролируемой паники на математике у меня спустя полтора года все еще есть. И первая ассоциация с болью – это все еще режущий свет люминесцентных ламп, саднящее горло и пустой лист по самостоятельной перед тобой с условиями по алгебре.
но на самом деле, выпускаться - страшно. отчасти потому что система, в которой я учусь 11 лет, сменится, отчасти потому, что я опять вернусь в гос. систему и не факт, что справлюсь. один раз уже не справилась.
в чем посыл? да я и сама не знаю.


Рецензии