Правда - Сердце Истины В. Лермонтов

«ПРАВДА – СЕРДЦЕ ИСТИНЫ»
В. Лермонтов «Идеология Правды»
***
Философия права
https://bstudy.net/656842/pravo/filosofiya_prava_
«ФЕНОМЕН ПРАВДЫ КАК ДОМИНАНТА РУССКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ»


 Краснов Юрий Константинович — действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса, проф. кафедры правового обеспечения управленческой деятельности МГИМО, д-р юрид. наук, д-р истор. наук, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, автор более 300 работ — гл. 1—6.
Шкатулла Владимир Иванович — канд. юрид. наук, проф. МПГУ, заслуженный юрист Российской Федерации, почетный работник высшей школы Российской Федерации, автор более 300 работ — гл. 7-11.
Надвикова Валентина Васильевна — канд. экой, наук, автор более 200 работ.

Правда есть социокультурный феномен в практике воплощения идеала в форме национальной идеи[2].
Дискурс Правды играет стержневую роль в создании русской ментальности. Он и формируемая на его основе философема Правды выражают в ментальности истинное и подлинное долженствование, однозначно определяемый путь жизни.
Борьба Правды и Кривды олицетворяет две стороны человеческой сущности, два изначальных архетипа, от доминирования одного из которых, зависит вектор функционирования культурной системы. Исследование Правды как онтологической доминанты, источника и основы жизни человека и человечества имеет все возрастающее значение.
Феномен Правды является объектом изучения различных наук. Его смысловыражающие позиции одинаково многогранно исследуются культурологией, философией, социологией, политологией, правоведением, психологией, лингвистикой и филологией.
В работах Н.А. Бердяева, В.Н. Лосского, ВВ. Розанова, Н.К. Михайловского, Е.Н. Трубецкова и других феномен правды предстает как системное явление, прежде всего, русской культуры, состоящее из двух частей — истины и справедливости.
Как социальное явление правда исследовалась с позиций психологии, культурологии, социальной философии учеными: ВВ. Знаковым, Д.И. Дубровским, В.А. Иеченевым, П.А. Рачковым, В.И. Свинцовым, М.В. Черниковым. Функциональная роль правды позволяет рассматривать ее как механизм отражения, формирования и реализации идеального плана жизнедеятельности в обществе, позволяющего обеспечить воспроизводство социокультурного опыта, обуславливающего становление человеческой личности.
Витальные характеристики правды выражаются в совести, как психологической способности индивида осуществлять психологический самоконтроль, как моральной парадигмы ответственности, т.е. внутреннего контроля человека за своей деятельностью и ее результатами.
Историки, культурологи и социальные философы — А.С. Ахиезера, В.И. Даля, И.Н. Данилевского, А.А. Зимина, ВВ. Топорова, А.И. Клиба- нова, A.J1. Саккети, В.Н. Топорова, М.В. Черникова выстроили целостную концепцию правдопонимания в русской культурной системе.
Проблемы ценностносмыслового содержания правды как идеологически нагруженной категории, как дискурса легитимации в российской ментальности рассматриваются работах Б.В. Емельянова,
В.Г. Комарова, Н.Л.Граната, А.Б.Венгерова, С.Ф.Денисова, Д.И. Дубровского, В. А. Печенева, П.А. Рачкова. В работах этих авторов рассматриваются вопросы философского осмысления таких категорий, как правда и закон. Например, В. Г. Комаров в монографическом исследовании предложил философско-социологическую концепцию правды через выделение категории законность как компонента PR-воздействия на электорат. В основе такого понимания лежит методологический подход к проблеме социальной стратификации общества и идентификации социальных групп, участвующих в политической жизни социума.
Правда выступает как соответствие определенным и утвержденным правилам, нормирующим человеческое поведение в социуме. Закон регулирует поступки, а правда — мотивы поступков, поэтому первый тяготеет к формализации, а правда к содержательности. Правда существует как концепт лучшей жизни. Определяющая роль в его понимании основана на анализе двух идейных концептов русской культуры — правды и истины, амбивалентность которых способствует пониманию глубинных смыслов духовной традиции.
Первоначально оформившись как совокупность разрозненных категорий, со временем правда обретает черты многогранного и многофункционального, внутренне целостного и согласованного феномена. В пространстве русской духовной традиции он воспринимается как фундаментальная основа жизни, на котором строится вся культура.
В жизни конкретного человека правда выполняет моделирующую, смыслообразующую и коммуникативную функции. Феномен правды в России является основой, формирующей национально-государственную идеологию. Правда всегда является ценностью национальной культуры, в соответствии с которой рассматривается государство и государственность. Если государство выступает носителем правды, оно сливается в ментальности с категорией Родина.
Правда выступает в форме национальной идеи, общественного идеала — принципа всеобщего объединения на началах свободы и справедливости. В отечественной социально-философской традиции идеал правды окончательно трансформирован в категорию закон, как особое нравственное предписание — правда-справедливость. Правда социально-практического смыслового уровня рассматривается как установленная и охраняемая государством система ценностно-нормативных принципов. Национальная идея правды-истины является открытым вопросом и поводом для многочисленных дискурсов.
Будучи элементом идеологии концепция правды мобилизует энергетический потенциал народа, задает целеполагание нации. Ее содержание как идеологической доминанты составляют аксиологические, онтологические и метафизические компоненты. Идеология правды в рамках русской культурной традиции выступает как инструмент политической мобилизации общества. В этом ее ключевой прикладной аспект. Являясь ценностным ориентиром правда выступает генератором социальных движений.
На первоначальном этапе формирования российской государственности легитимность Правды связывалась с религиозными представлениями, правильной верой.
Правда связана с земным человеческим общежитием и предполагает в первую очередь земную справедливость.
Правда в рамках русской культуры не только явление религиозного сознания, но и культурное и социальное явление. В качестве общественного идеала русская Правда рассматривается как объективные государственные или религиозные законы, и те и другие основаны на безусловной нравственной обязанности.
Отсюда сущность Правды как социального явления олицетворяется с органическим правом как авторитетом правды, основанной на совести и справедливости.
Этимология слова «правда» связана с корнем prav-. В древнеславянском прилагательное «правь» означает «прямой», «не отклоняющийся в стороны» (от прямого). На основе этого значения развивается идея правильности как следование прямому, лучшему пути. Другая трактовка прилагательного «правь» связана с правовой и нравственной сферами жизнедеятельности человека. Соответственно, в этом смысле Правда может трактоваться как «обед», «обещание», «присяга». То есть правый указывает на ту норму, которой следует придерживаться.
Что же касается этимологии слова истина, то многие отечественные исследователи высказывают мнение о близости слова истина с глаголом «есть». Исходное значение понятия Истина разворачивается вокруг системы — неизменность, нерушимость. То есть, можно сделать вывод о том, что с точки зрения этимологии Правда указывает на должное, на те правила, которых следует придерживаться, Истина же напротив, на то, что есть, некий идеальный порядок, к которому нужно стремится и к которому можно прийти через выполнение соответствующих долженствований, через Правду. Данные категории несмотря на свою на первый взгляд схожую конструкцию несут в себе абсолютно различные формы знания и, следовательно, их место в системе ценностей в той или иной культуре определяется ее характерными особенностями и ментальными характеристиками. Философское противопоставление данных категорий способствует пониманию глубинных смыслов русской культурной традиции. Именно через сравнение с Истиной Правда раскрывает свои глубинные смыслы, показывает свою архетипичную основу для русского менталитета.
В свете этого Истину определяют, как категорию логики и теорию познания, выражающую соответствие наших знаний о мире самому миру. Правду же — как категорию психологии взаимопонимания, выражающую не только соответствие знания миру, но и степень адекватности наших оценок социальной действительности. То есть Истина — категория гносеологическая, характеризующая содержание знания, Правда — понятие онтологическое, отражающее отношение человека к истинному знанию. Истину мы познаем, а Правду понимаем.
В славянском язычестве Правда олицетворяет механизм устойчивости миропорядка, трансформируясь в мифологическом мышлении в стремление к упорядочению действительности через следование раз и навсегда установленному закону, и восприятию ее как ценности высшего порядка. Истоки категории закон связаны с непосредственной репрезентацией высшего мирового порядка на природную и социальную сферы человеческого бытия. Закон, являясь проекцией высшего мирового порядка, устанавливает общую норму бытия в соответствующей сфере. Следование закону выступает как гарантия бытия. Отклонение от закона есть уход в безопределенность, беззаконность, лишение бытия, т.е. в небытие. Феномен Правды первоначально предполагал в себе именно нормативно-ценностный аспект. Следование закону есть жизнь, беззаконие ведет к смерти. Отсюда возникает идея правильного поведения, следование Правде, искание Правды.
Характерными особенностями древнеславянской мифологорелигиозной системы являлись относительность противопоставлений, синкретизм и сакральность сущего. В рамках такой мировоззренческой системы формировались первоначальные, «узловые» концепты правового и нравственно-этического характера, позволяющие выражать высшие идеи человеческого долженствования — идеи правильности, правомерности, справедливости. В Христианстве Правда обретает сакральный характер истинного бытия, возможного только через слово Божье. В христианской традиции, в отличии от язычества, понимание Правды как нормативно-ценностной категории специфично. Область сакрального предельно персонифицируется и связывается с единым абсолютным личностным началом — Богом. Непосредственно с Богом связывается и понятие Высшей Правды. В рамках христианской мировоззренческой парадигмы человек отнюдь не обязан следовать по пути Прави. В отличии от язычества, где следование установленным нормам, следование Правде считалось общеобязательным и обеспечивалось системой принуждения всего общества, вплоть до изгнания из общины, что было равносильно смерти, важнейшим в Христианстве является положение о свободе человека.
Христианство, переняв от язычества первоначальный архетип долженствования в неизменном виде, наложило на него свои особенности в виде норм христианской нравственности и морали, т.е. придало ему еще больше ценностных характеристик. А носителем этой нравственности и морали, этих ценностей, т.е. высшей христианской Правды является Бог. В рамках русской духовной традиции правда воспринимается как основа жизни, фундамент на котором строится вся русская культура.
В Правде располагаются друг против друга две области: во- первых, духовная, во-вторых, область витально-психического. Воздействие Правды на человека через ее витально-психические структуры происходит в рамках внутреннего самопознания и самовыражения. По своей природе Правда объективна и призвана побудить человека к принятию решения либо в ее пользу, либо против нее. Правда в жизни русского человека есть представление субъекта, человека о должном. В жизни русского человека Правда выполняет три основные функции: 1) моделирующую, 2) смыслообразующую и 3) коммуникативную. Моделирующая заключается в формировании трансцендентной основы смыслополагания; смыслообразующая выражена во внутреннем стремлении к идеалу — Правде-истине; коммуникативная выступает как позиция обеспечения трансляции и усвоения социокультурного опыта. Смыслообразующая функция Правды в русской культуре доминирует и определяет две другие. Можно соотнести трансцендентную Правду с моделирующей функцией, бытийно-духовный аспект Правды в форме Правды-истины — со смыслообразующей, а витально-психический аспект и социально-практический уровень понимания Правды в форме Правды-справедливости — с коммуникативной функцией Правды в жизни человека.
Правда мобилизует энергетический потенциал народа и задает целеполагание нации. Любая политическая сила в русском культурном пространстве имеет шансы на стратегический успех, на обретение качеств легитимности, если только в явной форме учитывает фактор Правды. Правда, как идеология жизнеустройства в рамках русской культурной модели нужна как государству, так обществу и личности. Эта целая система воззрений на мир, общество, государство и человека.
В русской социально-философской традиции идеал Правды окончательно трансформирован в категорию закон, как особое нравственное предписание — некую Правду-справедливость. Закон — это формальное право в рамках российской цивилизации понимается как Правда, преломленная в социальной действительности.
Потребность активного поиска Правды всегда актуально. Каждое время сохраняет ценности минувших эпох, включает их в содержание Правды.
***
«Феномен правды как онтолого - аксиологическая доминанта русской культурной традиции».

Бобылева, Елена Юрьевна  кандидат философских наук 2007

«Правда в рамках русской культурной традиции является той культуроформирующей парадигмой. в которой и развивалась русская национально-государственная идеология. Любая политическая сила в русском культурном пространстве имеет шансы на стратегический ycпex, на обретение качеств легитимности, если только в явной форме выражает своими действиями стремление к Правде.
Феномен Правды в России является основой, формирующей национально-государственную идеологию. В силу этого, Правда всегда выступала неоспоримой ценностью национальной культуры, адекватно и в соответствии с которой воспринимались государство и государственность. Если государство выступало носителем Правды, оно сливалось в ментальности с категорией Родина. В противном случае, русский человек защищал ее, организуя бунты и революции, идеологической подоплекой которых всегда являлась охрана истиной Правды.
Статусом легитимизации Правды выступает воплощение ее в форме национальной идеи, общественного идеала — некоего принципа всеобщего объединения на началах свободы и справедливости».

***

СЕРЕДНИКОВСКИЕ ПРАВЕДЫ ОСНОВЫ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ
https://refdb.ru/look/1254339.html

25. Народ русский от своих истоков и до наших дней несет глубоко в себе идеал, который называет «Правдой», представляющий собой извечную жажду состояния гармонии для всего рода человеческого на Земле. Это состояние всегда ощущалось сердцем народным как первородное, изначальное, сущностное.
26. Правда внутренне всегда чувствовалась и понималась русским человеком, чуялась его сердцем – как истина на деле, во Образе и во Благе. Правда сакрально пронизывала всё житие, деяния и свершения русского народа.
27. В Русской цивилизации «Правда» является руководством к соборному народному действию русского народа.
28. Исконное, сущностное представление России как царства Правды русским народом просто: это Царство, правят в котором Вождь и Законы Правды, это и есть порядок, основанный на справедливости, честности и соответствии истинности.
29. Царство Правды выражает собой идеальную форму государственного, общественного устройства Государства Российского. Это та форма, которая органично созвучна Русскому Духу и является частью народной Души.
30. Идеал Царства Правды – вне времени: он всегда существовал, он существует и он будет существовать: «Мы – приходим и уходим, а Он – остается». Исконное ощущение и понимание Правды народом России органично совпадает с содержанием его традиционных религий, отражается и в Учении Иисуса Христа.
31. Стремление жить по Правде – это идеал, который является главным движущей силой Русской Нации – его национальной идеей: «Великая Россия – Царство Правды!»
• ЖИЗНЬ ПО ПРАВДЕ - царство Правды как многовековой идеал народа для государственного устройства, то есть порядок жизнеустройства, основанный на справедливости, честности и соответствии истинности.
В Русской цивилизации «Правда» является руководством к соборному народному действию. Стремление жить по Правде – это идеал, который является главным движущей силой Русской Нации – его Национальной идеей: «Великая Россия – Царство Правды!»


Рецензии