Тысяча французских писательниц 17 века

 Ученые женщины. гравюра к комедии Мольера Ученые женщины. 17 век.

А как же много и густо нас обманывали!
Простой пример.
Сколько в истории женщин-писательниц?
С большим напряжением памяти мы вспомним несколько имен, и тех не первого эшелона писателей.

Сколько было женщин-поэтесс? В России раз, два и обчелся. В СССР тоже не так чтобы много. Скажем, графиня Растопчина да Каролина Павлова, а из советских Марина Цветаева, Анна Ахматова, Бэлла Ахмадуллина и еще пара-тройка.
Наиболее начитанные припомнят еще несколько:скажем, Мирра Лохвицкая, Лариса Рейснер, Новелла Матвеева, Инна Гофф, Ника Турбина... И заметьте:это всё поэтессы как бы второго плана а то и третьего, самозначимых имен, не второсортных, просто нет.

Из писательниц-прозаиков опять же:дореволюционных ни одной, пожалуй. Ну может быть назвать  Чарскую, детскую писательницу, даво забытую, да, пожалуй, и всё. Елена Молоховец, автор кулинарного сборника "Подарок молодым хозяйкам" побила все рекорды издаваемости и популярности в свое время.

Из советских ранних например: переводчица Т.Л. Щепкина-Куперник, но из писательниц советской эпохи я не могу назвать ни одно сколько-то крупное имя. Это или, например, Анна Ульянова-Елизарова с воспоминаниями о своей семье и о маленьком Володе Ульянове, Зоя Воскресенская с "Рассказами о Ленине" для детей, или Елена Ильина "Повесть о Гуле Королевой". Прекрасные повести и рассказы, но ведь не эпические произведения. Галина Серебрякова, вот ее произведения тянули по размаху на эпичность, цикл романов о Марксе и Энгельсе, роман-хроника "Из поколения в поколение" и т.д., цикл новелл "Женщины французской революции" и др. Но 20 лет отлученная от литературы в самые продуктивные годы (годы репрессий, лагерей) не дали наверное ей отточить ее перо, когда я читала ее студенткой, то не зная этого, досадовала некоторой тяжеловесности её пера, трудновато ее читать, хотя материал богатый и интересный.

Еще Вера Панаева, Лидия Сейфуллина, Ольга Форш, И.Грекова, и т.д.
Наиболее выдающимся мастером пера считаю Мариэтту Шагинян, вот ее перо не было "женским", а по настоящему зрелым пером Мастера. Назову и Этель Войнич, хоть и не советская писательница, но из самых чтимых в СССР авторов художественых произведений.

Но даже эти перечисленные имена, эта горстка, не создала корпуса больших и многочисленных произведений, не были литературно настолько плодовиты, чтобы встать вровень с  крупными мастерами прозы-мужчинами. Несколько не очень объемистых произведений  - в основном так у всех этих дам-писательниц. Одним мешали жизненные перепетии, хотя мужчины нередко лучшие книги писали в тюрьмах, а Галина Серебрякова все же была в основном только в ссылке, в Казахстане, это провинция, но не тюрьма и писать вполне можно было. Но она была красивая женщина и у нее были поклонники...Даже в Актобинском лагере жён-врагов измеников Родины(АЛЖИР). Тоже в отношении ослепительно талантливой Ларисы Рейснер, которую в юные годы убедили в ее сверх-красоте и это увело её в мир мужчин, в котором она пользовалась сумасшедшей популярностью(как и ранняя Галина Серебрякова, всё наркомы были ее мужья). А написала Л.Рейснер:несколько изумительных стихотворений и неоконченный роман, буквально добытый мной в недрах интернета, из сборника вузовских публикаций, я долго искала; и на котором, по-моему, лежит печать будущего большого писателя. Да, всего 30 лет. Но Лермонтова в 27 уже убили на дуэли, как говорит герой одного фильма.

Женщины редко становятся вровень с лучшими из мужчин, потому что слишком озабочены  своей личной жизнью, в смысле взаимоотношений с мужчинами(иногда женщинами - М.Цветаева и д.). Это забирает жизненные ресурсы, энергию творить.
А мужчины не ценят их.

   

Вывод:женщине противопоказано всё "женское", если она наделена талантом.

И сейчас я это докажу на неожиданном материале...
 В минувшие дни, ища материал по темам, над которыми сейчас работаю, в частности, о М-ль Аиссе "Черкесской Нимфе" о которой обещала давно написать, и перевести её, наконец предприняла поиски. В Русском сегменте Интернета о ней ничего существенного нет.

И я догадалсь открыть французскую Википедию, "для начала". Скажу сразу:до Мадемуазель Аиссе я еще не дошла, перехваченная сонмищами(!!) французских писательниц СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И БАРОККО.

А НАЧАЛОСЬ ВСЁ ТАК.  Я наткнулась на имя мне знакомое:Виктор Кузен. Вы о нем, конечно, не слыхали. А это такой французский философ, и даже при сем философ-любитель, он состоял в переписке с Гегелем, почему я его и знаю. О переписке Гегеля не раз писала в истекший год. Кузен это не родство, как я поначалу думала:Гегель - Кузену. А фамилия.

Так вот увидев знакомое имя, я остановилась и прочла вики статью о Викторе Кузене. Я по-французски еще не читаю, просто перевод идет сразу в Википедии с любого языка.

И в частности узнала, что Виктор Кузен писал не только письма Гегелю с просьбами разъяснить ему те или иные тезисы философии, и Гегель терпеливо отвечал длинными письмами. Но и сам кое-что написал своего. В какой-то период Виктор Кузен увлёкся темой:написать о великих женщинах Франции 17 века.

Я тут же остановилась и в недоумении:а что в 17 веке в Европе были великие женщины? Попыталсь припомнить, но...Может быть, какие-нибудь аббатиссы, подумала я.

Стала читать персонажей книги Виктора Кузена(саму книгу еще нет), открывая по ссылкам в тексте во французской Википедии эти имена, мне и вам абсолютно неизвестные.
И посыпались, как из рога изобилия! Одна восхитительнее другой, о каждой садись и пиши роман! Даже не биографию. Ибо одни их биографии чего стоят:романы! Кино.
 Вот и пересскажу вам, что листала во французской Википедии, страница за страницей.
Имён пока не запомнила, после приведу более обстоятельный очерк,  а пока по памяти, что ухватила.

И всё дамы великосветские:не ниже герцогинь рангом, а между них и принцессы крови. Были и аббатиссы, но редко, в основнном ушедшие от мира аристократки, типа бывшей фаворитки короля Франции. А фавориток сколько! И ведь вовсе не куртизанки, как вы подумали. А некоронованные королевы! Политические Советники и Интеллектуальные Собеседницы королей.
Были Инфанты, и законные дочери королевских семейств, и бастарды, тем не менее блиставшие при дворе.
основательницы Салонов, получивших распространение именно в 17 веке.
Портреты, с которых в тяжелых старинных одеяниях и высоченных париках на нас смотрят эти гранд-дамы.

Их имена в свете:Мадам такая-то, Мадемуазель N, Princess L.
Клубки великосветских романов "высшего света", и политических интриг. Дюма отдыхает...
И они писали? Многие. Считалось моветоном, если блестящая дама необразована, не знает несколько иностранных языков, светски неполирована, ничего не пишет, хоть сказок и стишков в альбом, не в курсе новинок литературы и светских  интриг.
И в этой среде появилась блестящая плеяда по-настоящему выдающихся женщин-писательниц. Вот о них и писал Виктор Кузен. Некоторых переводили при жизни на все иностранные языки! В 17 веке. Это 1600-1700 е гг. от Р.Х.

Объемы написанного и тематика у некоторых поражает! Энциклопедисты! Десятки объемистых романов вкупе со стихами, с политическими и этико-религиозными трактатами, сочинениями по географии, истории, письмами о науках, и многом другом. Объемистые эпистолярии.

Конечно, таких Дам пера было немного, как всегда, но они были!  А нам этого не рассказывали. Назовите хоть одну даму-писательницу 17 века из любой страны.
 А чтобы блестящая плеяда, генерация! Гроздья женской гениальности в историческую эроху! Никогда не слышала! И им не запрещали и козней не чинили! И непристойным женщине писать, коли охота и досуг, не считалось, а напротив похвальным, ну и челядь есть, и кормилицы с боннами-гувернантками для детей, а старших отправляли на войну или, допустим, в элитную школу отпрысков аристократии Эколь Нормаль подростками, и что же и делать между светскими интригами, как не писать?

Да, среди них не было простолюдинок, всё аристократки старинных родов, в крайнем случае самая "бедная" среди них:гувернантка королевских отпрысков и сама титулованная аристократка.
Куда они все исчезли? Наверное, их снесла "Великая французская революция". Массовые казни аристократии  в ходе якобинского террора.
А парадные портреты пера французской художницы, найдите пять отличий от Рубенса.
Вы знаете хоть одну великую художницу в истории?
Да, это эпоха Барокко. Это другой мир.

А вот про сказки упомянула выше.
Неслучайно. Кто написал сказку о Золушке?
Всякий, сколько-то начитанный, ответит:Шарль Перро.
Хотя мотив сказки о Золушке вечный и интернациональный.
Но конкретно:сюжет известной нам всем сказки.

Так вот в 17 веке в Салонах гранд-дам  было модное поветрие:писать сказки и зачитывать их, соревноваться кто лучше напишет.
Одной из наиболее преуспевших в этом жанре была одна из дам со скандальной биографией, она что-то там напутала с любовником и супругом, их заставшим, и вынуждена была бежать с детьми. И чтобы заработать на хлеб, стала писать сказки и, видимо, продавать их, подобно Эзопу с его баснями. Предлагать издателям, и кое-что она напечатала, так что из печатного я вам приведу одну сказку.
Я приведу эту сказку, и по мере чтения, вы начнете, как и я, удивляться:в ней фигурируют мачеха и дочери, а также падчерица, которая вытряхивала пепел, за что ее прозвали что-то связанное с пеплом, золой. И что она потеряла туфельку когда явилась на королевский бал в бальном наряде, а в полночь сбежала, переоделась в свои измазанные сажей лохмотья, и принц обещал жениться на той, кому впору придется хрустальная туфелька...Еще рассказывать? Или уже узнали.

Шарль Перро еще под столом ходил.
Только  важное отлииче: у мадам Сказочницы Золушка настоящая принцесса, чьи родители король и королева, которые лишились почему-то трона и вынуждены были в изгнании зарабатывать себе на хлеб трудом. И в конце будет хеппи-энд:Золушка признаётся как законнорожденная Принцесса и торжественно возвращается в королевский дворец, и на ней женится Принц. А в версии, нам известной, Золушка трудолюбивая и добрая простолюдинка, которую полюбил Принц и сделал ее королевой, но она родилась простолюдинкой. Глубокие выводы из версий предоставляю делать вам.

В статье, посвященной женщинам-писательницам приводится ошеломляющая цифра: в 17 веке во Франции только - было тысяча женщин-писательниц! То есть это было массовое явление.
И  вспомнила читанное у английского философа-моралиста Шефтсберии, 18 века:у нас пишут одни дамы, когда же и мужчины возьмутся за перо? А вот и Шарль взялся которые Перро. И тут же сплагиатил. Украл у Мадам сказу о Золушке.

Да, конечно, имена самых выдающихся писательниц в этом ряду, все как одна, женщины с "неустроенной личной судьбой", и тогда тоже...
Либо вдова, чей муж погиб в первые годы супружества на войне(войны не кончались никогда). И впоследствии она больше не была замужем и стала писать.

Либо в другом случае она вообще отказалась от брака, отказав сразу отцу от мысли выдать её замуж, и её оставили в покое и она стала писать, и прожила почти до ста лет. Вот имя её...И написала она сто томов.
 
Либо у нее был номинальный муж, всегда отсутствовавший, брак либо формальный, либо "супруги в разъезде" и больше не съезжались, и она фактически одинока и пишет.

Либо она ведет бурную личную жизнь, и супруг подаёт на нее в суд в связи с супружеской изменой, и также требует казнить ее любовника, и она с помощью друзей бежит за границу, и чтобы заработать на хлеб, хотя богата, но это уже в прошлой жизни, а сейчас она нищий литератор, продающая рукописи - пишет модные в Салонах сказки, которые у нее тащат из-под носа, и выдают за свои, см Золушку и другое.
Видимо, заодно и лит.негр.

Либо она писательница "во вкусе Сафо", и не удивляйтесь и такие были, и немало, в 17 веке. И никого это не скандализовало. В свете были "лесбийские романы" дам, как и мужчины состоявших в аналогичных отношениях. Европа в этом смысле всегда была "свободна" от пут нравственности.
 
Но не встретилось ни одной блестящей писательницы в этой череде листания французской Википедии, про литератов-дам 17 века, у которой в семейном плане всё было бы "благополучно":муж, дети, внуки, вместе встретили старость. Нет. Таких не встретилась ни одна!..Что говорит не в пользу мужчин, традиционно не ценящих в женщинах таланты и индивидуальность творческого самовыражения.

Но их наследие поражает даже по названиям, а их количество(тысяча писательниц! Вообазите только, за один век в одной стране)- превосходит всякое воображение. Мы просто не подозревали о подобном.

Значит, мы в некоторых отношениях деградировали. Если не во всех.
 Это я еще только приступаю к изучению Барокко, в том числе его научно-философского наследия. И уже открываются поразительные материи.

27/01/2023
Подолжение, надеюсь, последует.
Это только беглый конспект по памяти, чтобы не исчезло и эскиз темы.

И, между прочим, на таком историческом фоне уже не кажутся уникальными явления Джейн Остин, сестёр Бронте и др. писательниц уже 19 века. Скорее, уже идет вырождение, писательницы становятся редки и вызывают удивление своим полом, и даже иные вынуждены  писать под мужскими псевдонимами, как Жорж Санд, как бартья Белл(сестры Бронте в первых изданиях).

http://proza.ru/2023/01/17/314
О комедии Мольера Учёные женщины


27.01.2023 07:46

https://zera-cherkesov.livejournal.com/392217.html


Рецензии