Юношеству об искусстве скульптуры

Юношеству об искусстве скульптуры на примере творчества Ольги Ивашинцовой

            Существует такая легенда: один из царей Вифинии в Малой Азии, Никомед I обратился к городу Книд с просьбой уступить ему скульптуру богини красоты и любви Афродиты, созданную ваятелем Праксителем в обмен на прощение огромного долга. Скульптурные изображения ПраксИтеля были известны во всей Элладе, они отличались безупречной красотой тела и грацией персонажей. К тому же ваятель работал в мраморе, чудесном светоносном материале, что ещё более подогревало интерес к нему заказчиков. Но дело было не в славе мастера, а в овеянном легендами  созданном им образе богини. Его Афродита Книдская считалась непревзойдённом шедевром в Элладе и столь чтима в Книде, что его жители категорически отвергли возможность уступкой статуи спастись от долга.
         К этой легенде мы вернёмся позднее, а сейчас вспомним, что первые из обнаруженных достоверно датированных скульптур принадлежат к эпохе позднего палеолита: зооморфные и антропоморфные рельефы и фигурки мелкой пластики из кости и камня.
          В Государственном Эрмитаже хранится уникальный экспонат эпохи раннего неолита со дна реки Сертейка - весла первобытных речников с выразительными зооморфными образами на их рукоятях в технике резьбы. В Эрмитаже в научной обработке находится найденная там же статуэтка безглазого идола. Широко известны и другие образцы пластического искусства первобытных ваятелей.
           Как же объяснить столь важную роль и ценность произведений скульптуры и в далёкие античные времена, и даже для человека первобытного общества?
           Скорее всего, один из ответов на этот вопрос - особое свойство скульптуры, заключённое в её пластических качествах, что делает этот вид искусства зримым и осязательным.
           И, действительно, к крупной скульптуре можно подойти, потрогать, ощутить фактуру материала, из которого она выполнена, а можно отойти далеко, насколько это позволяют размер и пространство, и обозревать её на расстоянии.
Но что можно назвать скульптурой? Можно ли считать возникающие в огромных количествах в парках, на площадях, на фасадах зданий и даже во дворах фигуры и рельефы в технике 3-D-отливки скульптурой? Являются ли ею тиражированные реплики какой-то одной модели, даже если она вышла из под рук человека, а не компьютера?
          Посмотрим на процесс создания скульптуры на примере творчества замечательного петербургского мастера Ольги Ивашинцовой, а заодно познакомимся с её художественным наследием.
          Ещё в возрасте 6 лет, ребёнком, О. Ивашинцова была потрясена впервые увиденной ею конной скульптурной группой на АнИчковом мосту в Ленинграде. С этой встречи с творением Клодта фон Юргенсбурга её обуревала только одна мечта- стать скульптором. Весь путь- от поступления в творческую студию при Ленинградском городском дворце пионеров, учёбы в детской художественной школе,  затем- в средней художественной школе (1960) при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина и до окончания Института живописи, скульптуры и архитектуры им И.Е. Репина Академии художеств (1966) она проделала совершенно самостоятельно, доказав свою решимость идти к намеченной цели.
          Её незаурядные способности проявились не только в изобразительном искусстве. Во время учебы в СХШ Ольга Ивашинцова участвовала в театральных постановках. Получив предложение работать у известного театрального деятеля Н.Акимова, сделала выбор в пользу пластического искусства. Её педагогами были Д..М. Епифанов, а позже- известный советский скульптор профессор М.К. Аникушин. Освоив приобретенные у учителей приемы и выработав умение работать с натурой, Ольга Александровна научилась видеть не только отдельные элементы скульптуры, но и ее грани, форму и объем в целом на любой стадии работы. Михаил Константинович привил художнику и другое важное качество- уделять пристальное внимание вопросам постановки фигуры и пространственно-пластическому решению.
           Все последующие годы Ольга Александровна жертвовала себя искусству, создавая произведения в различных техниках.
           Многие скажут, а что тут удивительного? Если есть талант и образование -твори и тебе будут признательны и зрители, и время. Но есть одна особенность у этого вида искусства -оно доступно лишь людям с сильными руками. Наверное, поэтому, глядя на её перебинтованные запястья рук, осознаёшь, что не каждой женщине под силу высекать в камне или дереве. И даже не днями, а годами и десятилетиями. Наследие Ольги Александровны внушительно. Это и монументальная скульптура, представленная памятниками в различных городах, круглая скульптура и рельефы, хранящиеся во многих музеях, камерные статуэтки. Среди материалов, которые использует в своей работе О.Ивашинцова, есть бронза, дерево, мрамор, армянский туф, глина и терракота. Вся скульптура выполнена в разных техниках -от лепки до литья. Многогранность таланта автора проявляется не только в её способности создавать различные по характеру и наполненности скульптурные образы. Огромный мир больших и малых персонажей увлекает, заставляет задуматься о каждом из них и о магии искусства скульптуры.

           Для того, чтобы понять причину несомненного успеха Ольги Ивашинцовой следует изучить творческий метод Ольги Ивашинцовой (р. 13.01.1941г., г. Ленинград). Именно метод, а не манеру и технику мастера. Каков же он?
           Как и  для любой серьёзной не заказной творческой работы прежде всего важно не ошибиться в выборе темы. Если скульптор имеет только навыки профессии и не соприкасается с литературой, музыкой и другими видами творческой деятельности, имеет узкий кругозор, то результатом наверняка будет образец ремесла, но никак не искусства. Большой художник не может ошибаться в выборе темы. Ведь именно от того, насколько близка она окажется зрителю зависит успех кропотливой и во многих случаях -продолжительной работы. Такие известные всем произведения как «Неравный брак» В.В. Пукирева, «Всюду жизнь» и «Не ждали» передвижников Н.А. Ярошенко и И.Е. Репина произвели на современников огромное впечатление и в итоге способствовали изменению общественного мнения. И, наоборот, если автору безразлично, какую тему брать для своей работы, то при любом уровне мастерства его произведение будет лишено тех качеств, которые и составляют магнетизм искусства. Но и формальный выбор темы не гарантирует успеха в работе. Подлинный шедевр укладывается в формулу: «Поэзия может быть точной или необязательной».  Пусть простят автора этих строк выдающиеся ваятели Возрождения  Донателло и Андреа дель Верроккьо, но у обоих из них в образах легендарного пастуха Давида (популярный персонаж для мастеров Ренессанса) нет и части той силы духа и решимости к битве с врагом, что мы видим в творении гениального Микеланджело. А именно эти качества  оказались и востребованными, и  решающими для свободолюбивой Флорентийской Республики, что и определило достойное место для этого шедевра в истории Флоренции и мирового искусства.
           Что же касается О.Ивашинцовой, то её герои -люди определённых качеств и эти качества скульптор подчёркивает в каждом, независимо от того насколько известен нам персонаж. За достижением внешнего сходства должна стоять какая-то идея, выразителем которой и был выбранный ею персонаж. Иными словами- в жестах, позе, мимике героя, особенностях ландшафта, в выборе общей композиции или иных моментах подчёркивается какая-то определённая черта или их определённый набор. Иначе мы не восхищались бы шедеврами, а безучастно просматривали их. Без выделения этих качеств скульптура скучна, как и любое другое искусство. Было бы ошибкой думать, что О.Ивашинцова останавливает выбор только на известных личностях. В её богатом наследии есть образы А.С. Пушкина, Н.Н. Гончаровой, Нико Пиросманишвили и многих других всеми любимых и безошибочно узнаваемых деятелей и персонажей, но есть и простые безвестные люди. И каждому из них она придаёт черты по своему замыслу: так в красивом благородном лице Великой княгини Елизаветы Фёдоровны мы видим и предчувствие неизбежной трагической гибели, и готовность погибнуть, но до последнего исполнять свой долг сестры милосердия, в образе Пиросмани легко читается подлинная интеллигентность и одиночество, чистота души человека из народа в соединении с богатым внутренним миром,  а скульптура «Христос в Гефсиманском саду» заставляет нас задуматься над сложнейшими вопросами нравственности и месте человека в мироздании, а в гротескном персонаже работы «Безволие» -бесхарактерность личности и примитивность помыслов.

           Интересен процесс выбора образа автором. Как правило, О.Ивашинцова начинает быстро работать сразу над несколькими скульптурами. Затем отбирает одну-две из них, и продолжает тщательно, иногда в течении продолжительного времени, обдумывать возможные решения. Завершает работу очень быстро, не отвлекаясь на другие образы. Остальным же начатым работам уготована печальная судьба- автор ни колеблясь уничтожает их, чтобы не было соблазна переключить своё внимание и время на них.
          Второй шаг в работе- правильное определение размера и массы. Для этого скульптор переходит к наброскам карандашом, пытаясь найти верное соотношение между отдельными частями композиции и соотнести их к земной поверхности.  Без такой проработки готовая отлитая или высеченная в материале скульптура, даже среднего размера, будет неустойчива.
         Далее следует подготовить эскиз в материале. Иногда художник работает без эскизного варианта. Но всегда работе над образом предшествует подготовительный рисунок. Автор часто использует для этой цели глину, пластилин или гипс. Последний, как, естественно и пластилин,  Ольга Александровна использует именно для этих целей, но никак не для окончательного варианта работы. Нередко для эскиза используется дерево. Для молодых скульпторов, по мнению мастера, важно знать и о таком свойстве уменьшенной модели как кратность и пропорциональность. То есть, эскиз может быть выполнен в строгих  пропорциях оригинала, но при кратном уменьшении ( в 2, 4, 8 раз…). Правило пропорциональности касается и подготовительного эскиза в карандаше.
         Самое время остановиться и задаться вопросом: подходит ли выбранного материала инструмент? Позволить себе очень технологичный инвентарь может не каждый скульптор, но, если есть возможность нужно подготовить максимально подходящий, как и станок, на котором придётся корпеть над своим произведением. Наверное, к месту будет известное пушкинское выражение- «Служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво».
         В процессе лепки модели скульптор составляет композицию главными объёмными частями, что называется- без затей, для правильного распределения масс. Что толку от тщательной проработки деталей если разваливаются основные части? Ольга Александровна полагает, что многие памятники советской эпохи имели именно эту композиционную ошибку, когда основное внимание уделялось атрибутике и аксессуарам. Для того, чтобы избежать её крайне важно следовать главному правилу: идти от общего к частному.
         Автор акцентирует: общий ход работы идёт по следующей схеме – от общего к частному, от частного к деталям и обратно к общему и так до самого её завершения.

         Как при создании замысла, так и в процессе работы над эскизом художнику не следует оставлять мысли о правильности выбора материала. Особенно это касается дерева с его ярко выраженным свойством анизотропии. При этом разные породы дерева «ведут» себя по-разному: если липа легко поддаётся режущему инструменту, то с дубом всё гораздо сложнее, а в иных ситуациях он весьма коварен -вырубается легко в одних частях куска, а при ударе стамески  такой же силы в другом месте скульптура может потерять намного больше материала. Иногда приходится переворачивать кусок дерева, чтобы не допустить рискованных для скульптуры утрат. Но всё это приходит с опытом и ошибки в работе с материалом не только неизбежны, на каком-то этапе даже полезны. Но главная задача при выборе материала -полнота  соответствия замыслу.
        Самое время остановиться и задаться вопросом: подходит ли инструмент? Позволить себе очень технологичный инвентарь может не каждый скульптор, но, если есть возможность нужно подготовить максимально подходящий, как и станок, на котором придётся корпеть над своим произведением. Наверное, к месту будет известное выражение- «Служенье муз не терпит суеты».
 В портретном жанре, от погрудной композиции до скульптуры в рост, мастер сверяется с её соответствием вертикальному положению и тут важно следить за осью тела. Особенно, если это касается фигурных композиций со сложным ракурсом и поворотом головы в сторону или вверх (вниз).

        О разнообразии подходов к созданию скульптурных образов можно судить по следующим образцам мастера. В числе ранних известных её произведений-  работа "Старый голубятник" (1975 г., тонированное дерево). Своими приземистыми формами, мощью объемов он скорее напоминает "Крестьянку" В.И. Мухиной. Прорисованные клюкардой линии ватника пожилого мужчины контрастируют общему монументальному строю. Здесь, как и в прочих фигурных композициях скульптор сознательно уходит от анатомической точности, не прибегая, однако, к упрощенной трактовке и схематизму.
         Чуть позже мастер создаёт внушительный барельеф "Въездные ворота в Шахрисябаз" (5 х 3м, 1974-1975гг, глина) своей мягкой графикой несколько напоминает работу литовского скульптора Юозаса Микенаса. Хотя перечисленные вещи и имеют некоторые аналогии с искусством известных советских скульпторов, но наряду с мемориальной пластикой в камне того же времени свидетельствуют о способности художника решать самые разнообразные задачи.
Совершенно особо стоят работы "Сашок" (Волгоградский музей изобразительных искусств, 2002г., дерево) и "Пережившая блокаду" (Белгородский художественный музей , 1991 г., тонированное дерево). Они равно свидетельствуют об особом почерке мастера и бережном отношении к традициям реалистической пластики.
         Портрет сына ("Сашок") –замечательное слово в отечественной скульптуре на детскую тему. Образ ребенка в известных произведениях М. Чижова, А. Иванова воспринимается через жанровый подтекст. Здесь же очень чисто и бережно показаны трогательность ситуации, хрупкость, нежность и беззащитность возраста. Четкий абрис фигуры, просто трактованные поверхности платья "на девочку" и легко воспринимаемые пропорции объемов взаимно усиливают образ, вызывающий столь знакомое и родное чувство любви и в то же время - ответственности за судьбы детства.
         "Пережившая блокаду" также вырублена из дерева. Здесь также просто, но иными приемами автор добилась цельности образа. Следуя принципу "работать от объема", скульптор сосредоточила усилия на стремлении простыми средствами запечатлеть мужественный и по-своему красивый образ. За сеткой морщин на скуластом лице прочитывается многодневный подвиг женщины блокадного Ленинграда. Обе эти вещи, являясь одновременно и индивидуально конкретными и обобщенными, показывают О.А. Ивашинцову сильным монументалистом.
          Во всех её произведениях заметно стремление не упустить нравственное начало. Каждый герой заявлен с какой-то определенной положительной, часто жизнеутверждающей чертой характера. Такова и выполненная из бронзы работа "Портрет М.К." ("Портрет графика Маши Кожиной", 1978г., бронза, выколотка).
Автор мало работала с гипсом, предпочитая дерево и камень. С глиной художник работала как с камнем, часто добавляя в нее шамот.
        Придерживаясь взгляда, что школа подавляет самостоятельность, скульптор ни в одной работе не повторила своего учителя. Точно также она использует и наследие ваятелей прошлого: этрусков, Фидия, Микеланджело, ценя их несомненные достоинства и находя в них всего лишь источник для вдохновения, а не для подражания.

        Помимо М.К. Аникушина большую роль в развитии мастера оказало искусство советского скульптора А.Т. Матвеева, а также советы петербургского художника Б.Н. Запорожца.
        Разнообразные пути воплощения задуманного в материале для мастера с независимой художественной позицией и жесткой самооценкой закреплены участием более сотни произведений в более чем 150 выставках за полувековой период творчества. Ольга Ивашинцова- участник почти всех выставок объединения «Товарищество передвижных художественных выставок XXI век (Санкт-Петербург)».
        Для зрителя ее образы просты и понятны, но в них нет нарочитости, уплощенности и небрежности. Они не для бездушной созерцательности, поскольку за каждым из них либо конкретное сильное чувство, либо повод к активному осмыслению эпизода мифа или чьей-то судьбы. Знающие Ольгу Александровну люди легко обнаруживают в каждой из её скульптур черты характера и мировоззрение самого автора.

        В легенде, начинающей повествование о скульпторе, внимательный читатель, конечно же, поймёт, что совершенство Афродиты Праксителя, ставшее каноном красоты, обладало тем волшебным магнетизмом, который привлекал всех, кто видел и даже хотя бы слышал о статуе.  Совершенные образцы искусства могут быть созданы только теми мастерами, кто ставит себе целью достичь этого совершенства, и на этом пути растёт не только мастерство художника, но и он сам как личность..
        Природные скромность, открытость, простота не принесли ей ни высоких званий, ни громких титулов. Автор взыскательно, подчас жестко, подходит к своей работе и как большой мастер очень критично относится к своему наследию, безжалостно избавляясь  от многих своих работ, нимало не заботясь об их значительной художественной ценности.  Только благодаря вмешательству неравнодушных к её искусству людей были спасены от уничтожения самим автором работа "Сашок" и некоторые другие произведения. Всё это, безусловно, качества настоящего мастера.
         Ещё одна особенность и, пожалуй, главная, характеризующая саму личность  О. А. Ивашинцовой -бескорыстие к людям и жертвенность.  Большинство произведений ваятеля переданы безвозмездно в дар музеям, среди которых Государственный Русский музей, Тульский музей изобразительных искусств, Музей городской скульптуры (Санкт-Петербург), Белгородский художественный музей, Замковый комплекс «Мир», Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Калужский областной краеведческий музей и многие другие.
                ***
                Петроград – Москва, январь 2023г.

фото Дениса Савинова


Рецензии
Я поняла, что Вы живёте в Выборге? А знаете ли, что именно в Выборгском музее находятся, а до сентября 2023 года экспонировались работы скульптора Дитриха? Приглашаю на свою страничку "полистать" очерки о Дитрихе.

Ольга-Гось Литвинова   18.01.2024 23:15     Заявить о нарушении