В. С. Высоцкому 25 января исполнилось бы 85

Этот юбилей нашего великого поэта, барда, актёра театра и кино был отмечен литературно-музыкальным вечером в Пушкинской библиотеке-музее, где есть небольшой музей и Владимира Высоцкого: он ведь был в Белгороде два раза, в музее есть некоторые вещи, имевшие к нему прямое отношение, воспоминания белгородцев о его концертах, книги о нём и его пластинки. Пронзительные стихи Владимира Высоцкого прочитали на вечере молодые актёры театра-студии «Молоко».

Библиотеки — хранители нашей памяти, - сказал когда-то академик Д.С.Лихачёв, наша Пушкинская библиотека хранит память о поэтах Пушкине и Высоцком, они, оказываются, тесно связаны друг с другом, да, напрашиваются аналогии в их творческих судьбах, в которых было и признание и притеснения цензуры, трагический уход в расцвете сил, и ещё большая, чем при жизни, посмертная слава. «Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт...» Эта строчка Высоцкого ушла в народ «жить» на века...

А.С. Пушкин был любимым поэтом Высоцкого, с детства, он очень хорошо знал жизнь Пушкина, лучше многих пушкинистов, знал наизусть многие его стихи. Я этого не знал, наверное, знал «в общем», все мы знаем стихи Пушкина, но не понимал значение поэзии Пушкина для поэта Высоцкого. А это ведь очень многое объясняет: и напевность стихов Высоцкого, их высокую образность, виртуозное владение словом вкупе с «народными словечками» - всё это есть и у Пушкина. Вот откуда истоки своеобразной для середины ХХ века поэзии Высоцкого, что отмечает в городе Нью-Йорке поэт Осип Бродский, и называет его «лучшим поэтом России».

«А я за залп в Дантеса всё отдам», - это не просто красивая «фигура речи» у Владимира Высоцкого, как я думал раньше, это позиция поэта-гражданина Высоцкого. Во Франции, на провокационные вопросы журналистов о России, он говорит: «Я люблю свою страну и никогда не принесу ей вреда, я всегда вернусь», - это Пушкин говорит в нём, сравните: «Я далёк от того, чтобы восхищаться всем, что вижу вокруг себя; как писатель я огорчён…, многое мне претит, но клянусь вам моей честью – ни за что в мире я не хотел бы переменить Родину, или иметь иную историю, чем история наших предков, как её нам дал Бог".

Последнюю тайну о Высоцком, которую я открыл для себя на этом юбилее в Пушкинской библиотеке, была о роли в его жизни дяди Алексея Высоцкого, фронтовика, журналиста, писателя, режиссёра-документалиста, полковника Советской Армии — он был ангелом-хранителем юного Володьки Высоцкого, можно сказать, дал ему «путёвку в жизнь», которая сделала его большим поэтом: ничего не берётся из «ниоткуда», Алексей Высоцкий стал для Владимира Высоцкого как бы «Царскосельским лицеем». «Мой дядя честных правил и настоящий патриот...»

Многие критики говорят сегодня, что Владимир Высоцкий стал для России «Пушкиным ХХ века». Во всяком случае, по «народности» - точно.

Пушкин
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Высоцкий
На братских могилах не ставят крестов
И вдовы на них не рыдают.
К ним кто-то приносит букеты цветов
И Вечный огонь зажигает.

В Пушкинском клубе с большой лекцией «Высоцкий и Пушкин» выступила сотрудник библиотеки Ирина Дунарь.

Ё моё
26.01.2022
#Белгород#Высоцкий#поэзия#краеведение


Рецензии