Карповы-Пестеревы в истории села Марьинка
Добрую память о горнозаводчиках Карповых-Пестеревых сохраняют уже несколько поколений жителей Марьинки ещё и потому что в 1904-1906 годах, по воспоминаниям старожилов села, представители этой семьи внесли значительный вклад в строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери, расположенного на расстоянии не более полутора километров от имения «Трудовая». В 1903 году умер П. А. Карпов, и его дочь и наследница Вера Петровна Пестерева совершала дела милосердия и благотворительности в память отца.
Каменный храм был сооружён вблизи главной площади Марьинки. Прежде на этом месте с 1854 года стоял однопрестольный деревянный храм на каменном фундаменте с колокольней, также посвящённый Казанской иконе Пресвятой Богородицы. К 1904 году, при священнике Евстафии Добрякове, к началу нового строительства, деревянный храм за полвека обветшал и уже с трудом вмещал всех прихожан, число которых составляло тогда 1513 мужчин и 1415 женщин. В селе ежегодно рождалось более 200-т детей, заключалось более тридцати браков. Рождаемость превышала смертность практически в два раза. (1)
Указ о строительстве Храма в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Марьинка Мариупольского уезда подписывал сам император Николай II. Архитектурный проект и инженерные чертежи храма также были утверждены в императорской канцелярии. По своим грандиозным пространственным масштабам и богатству внутренней отделки Казанский храм мог даже сравниться с расположенным неподалёку в Новочеркасске знаменитым Всеказачьим Покровским собором. Новый Марьинский храм 1906 года постройки славился своей архитектурной красотой и благолепием на всю округу.
Сохранившиеся архивные документы в Российском Государственном Историческом Архиве (РГИА) – страховые ведомости за 1910 год – могут лишь отдалённо напомнить нам о былом величии Казанского храма. Храм был сложен из кирпича и стоял на каменном фундаменте длиною 18 сажен, шириною 10 сажен два аршина. Высоко над окружающими полями в небе блестело 13 куполов-луковок с золочёными ажурными крестами.
Такое количество венчающих здание храма глав в христианской топонимике символизировало число первых учеников Христа – двенадцать апостолов и самого Спасителя. Имелась одна большая глава, на восьмерике – четыре малых главы, на четвериках также располагалось четыре малых главы, один купол был над алтарной частью храма. Входные двери храма были увенчаны тремя куполами. Высота многоярусной колокольни достигала 12-ти сажен. Сюда были доставлены колокола самого лучшего литья, для которых не жалели серебра, которые славились особой мелодичностью, а на Пасху звучали пасхальным многоголосным звоном с радостными переливами в тональности звукового ряда.
Неподалёку, в храмовой ограде, первостроителями был возведён довольно вместительный одноэтажный массивной каменной кладки дом, который изначально был предназначен для проведения занятий с учениками церковно-приходской школы. Занятия в церковно-приходской школе здесь проводились в течение всего чуть более десяти лет, так как в конце декабря 1917 года один из первых декретов пришедших к власти большевиков отстранил церковь от участия в воспитании и образовании детей и передал эти функции гражданскому ведомству.
Сохранившийся до наших дней дом церковно-приходской школы в документах РГИА начала прошлого века значится под скромным называнием «сторожка при храме». За своё более чем вековое существование стены этого дома были свидетелями многих событий. В середине XX века здесь размещалось одно из важнейших государственных учреждений – ЗАГС, а в начале XXI века в прочных стенах старинного дома протекала непрерывная активная деятельность редакции местной газеты «Марьiнська нива».
В документе от 11 сентября 1910 года, подписанном двумя священниками, старостой Казанского храма Владимиром Костенко и прихожанами, приводится стоимостная оценка самого здания храма и главного храмового иконостаса – 72 тысячи и - 15 тысяч рублей соответственно, что может дать лишь общее поверхностное представление о благолепии всего убранства. Такое внимание к, казалось бы, несущественным и маловажным деталям в описании храма обусловлено тем, что это здание было полностью уничтожено в 1935 году, и официальные сведения об этом здании можно подчерпнуть только в печатных материалах дореволюционной поры.
Воспоминания очевидцев о трагическом событии в истории Марьинки – разрушении храма – могли передаваться молодым поколениям, как говорится, «из уст в уста».
Когда местным жителям стало известно о решении властей не только закрыть, но и взорвать храм, они начали слёзно просить власть имущих хотя бы сохранить здание храма, пусть даже разместив там музей, библиотеку или выставочный зал, но только не уничтожать его до конца.
Когда в основание храма приехавшие из областного центра «мастера-специалисты», умевшие подрывать уголь в толще пустой породы, уже начали закладывать взрывчатку, тогда лучшие люди в селе, не побоявшись самых страшных угроз, запрягли телегу самыми резвыми лошадьми и как можно скорее поехали в соседний областной город Сталино, чтобы добиться отмены готовящегося взрыва. И о чудо! Им неожиданно быстро удалось получить подпись влиятельного лица под их прошением не трогать храм.
В это же время все жители села собрались у храма, многие привели своих детей. Люди плакали, те, кто был посмелее, просили подрывников прекратить преступную свою работу. Вскоре на мосту через речку Осыковую показалась мчащаяся тройка почти загнанных лошадей, покрытых мыльной пеной. Возвращавшиеся радостные обладатели нужного документа издалека начали кричать собравшемуся народу и даже размахивать этой ценной бумагой, чтобы поскорее остановить творящееся беззаконие.
Однако для организаторов разрушения храма это послужило лишь сигналом, что нужно торопиться, иначе их зловещие планы вот-вот сорвутся. Вдруг, в считанные секунды, все люди увидели, как огромное ослепительно-белое знание храма легко, как пушинка, взлетело, не разрушаясь, высоко ввысь, к небу, и так же легко и точно вновь плавно осело на свой фундамент. Здание было настолько прочным, что «борцам за светлое будущее» пришлось ещё много дней «трудиться», постепенно разрушая его до конца. День первого взрыва храма – 16 апреля 1935 года – пришёлся на Страстную неделю Великого поста.
В период оккупации в Великую Отечественную войну немцы разрешили проводить в «сторожке при храме», не пострадавшей от взрыва, уроки Закона Божьего для местных детей. Законоучителем стал отец Георгий Цололо, бывший регент разрушенного храма, в послевоенные годы – протоиерей. По воспоминаниям учеников отца Георгия, он прежде всего начал обучать их читать хорошо, без запинки, наизусть молитву «Отче наш» и «Символ веры».
Спустя несколько десятилетий, в 2009 году, на том же самом месте, где тщанием Карповых-Пестеревых в память и поминовение о Петре Александровиче Карпове был сооружён уникальной красоты храм в честь Казанской иконы Божией Матери, снова был построен и освящён митрополитом Иларионом Донецким и Мариупольским пятикупольный однопрестольный Казанский храм, только гораздо меньшего размера.
При подготовке фундамента под новый храм была обнаружена в толще земли старинная закладная каменная плита, которая использовалась при строительстве прежнего храма. Надпись на плите свидетельствовала, что храм построен по указу императора Николая II в 1906 году.
Источники
(1) - Справочная книга Екатеринославской епархии за 1913 год. Екатеринослав: Типография С. И. Барановского, 1914. С. 250.
Свидетельство о публикации №223012801025