Школа - 3
закрывает тюрьму.
Виктор Гюго
Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь,
чему учиться.
Леонардо да Винчи
Так уж устроена школа.
Самая важная вещь, которую мы
там узнаем, заключается в том,
что все самое важное
мы узнаем не там.
Харуки Мураками
Понимаю, понимаю, своими эпиграфами, я каждый раз ввожу ваши мысли в «раздрай» - с одной стороны, без школы «никак», а с другой – она, вроде как и «не про то» совсем. Ах, если бы вы только знали какая была «ТА» школа, за возвращение в которую высказались те самые 100% телезрителей, о которых я вел разговор в 1-й части этого моего сумбурного произведения. Да, в ней было много того, без чего можно было и обойтись или посмотреть на него с иной стороны. Но, зато было так восхитительно много, чего сейчас и след простыл. Какие были учителя – которые трудились не за страх и ради галочки в электронном журнале, а за совесть. Какие были лаборатории, мастерские, экскурсии, спортивные соревнования и вечера, походы – и с одной ночевкой в палатках, пионерские лагеря. Я с грустью вспоминаю то время, когда в школе была четырехдневка, а два дня в неделю ученики ходили на настоящее производство, которое производило новые самолеты, тракторы, станки и пр. И там получали, не только теоретические знания по разным специальностям, но и изготавливали настоящие детали – пусть не такие сложные, как работающие рядом рабочие, но зато чувства, при этом были настоящими. Была летняя практика – тоже настоящая – или в школьных мастерских, или на полях с\х предприятий. Именно там можно было, не только ощутить первую, как радость, так и тяжесть труда рабочего – приобщиться к трудовой жизни. Свою первую зарплату, после 9-го класса я получил за изготовление в школьных мастерских (пусть и такого уж сложного оборудования), необходимого для школы. Мы не имели понятия, что занятия в разнообразных спортивных секциях могут быть платными, а качество и специализация тренеров была настоль велика и качественна, что это сейчас вспоминается как сон. Школьные кружки, факультативы, я уже не говорю о Дворцах пионеров, которые были в самом деле дворцами самых разнообразных искусств.
Зачем я это всё привожу, как достаточно успешный пример – а затем, что это была та самая «река жизни» молодого поколения, которая утекла безвозвратно, и в которую уже нельзя войти во второй раз. Где вы найдете сейчас такое производство, которое согласится выдать пропуск на предприятие, где бы ученики школы, два дня в неделю, не просто слушали экскурсовода и глазели на непонятные станки и механизмы, а трудились наравне с рабочими – и не «понарошку», а как пока ещё, не достаточно опытные рабочие. Но, как рабочие – как и они получали чертежи и необходимый инструмент, обедали с ними в столовой, правильно воспринимали их шутки и нравоучения, помощь и поддержку.… Где вы сейчас увидите школьный огород, продукция с которого, идет в столовую, где вы увидите, зимний снег вокруг школы, покрытый многочисленными следами от лыж – всё это, увы, никак не заменят школьные бассейны и электронные доски в классах, после которых только голова кружится. Школа не театр, и школьник не должен быть только зрителем, пусть и хорошей пьесы – он должен быть исполнителем этих пьес, и пьесы эти должны быть о его будущей жизни, а не о тех, чей след уже простыл. Какое это имеет отношение к воспитанию СЕТИ? Самое непосредственное! Сеть не может формироваться без личного участия – будь оно основано на зрительной информации, на слуховой, на творческой, а то и просто на деятельно, да, пусть монотонной, повторяющейся и простой (поначалу), но всё это будет тренировать и обучать ученика разносторонне. Сколько у него будет увлечений, обязанностей, форм деятельности и даже отдыха – столько у него будет формироваться и субсетей. Каждая из них будет уметь решать свои специфические задачи – потом он выберет из них свою, самую, самую, любимую, которая будет приносить ему, не только радость, но и успех, чтобы стать профессионалом уже знакомого дела, а не гадать: «Кем стать и в какой ВУЗ или среднее учебное заведение пойти?» Вот здесь, я и позволю привести ещё раз вывод, сделанный одним автомехаником: «Я, говорит он, не знаю ни одного мастера своего дела, который бы пришел из учебного заведения, готовящего автомехаников – все приходят «со стороны!». Т.е., по призванию, по интересу и предназначению, по личным качествам, умению и желанию постигать ЭТО! «Такой», будет постигать это дело разными способами, ведущими его в профессии только вверх, у него и есть та СЕТЬ, которая определилась вполне – на которую субсеть именно и следует сделать главную ставку. Она и будет расти, совершенствоваться и разрастаться (может даже и в ущерб иным, даже тоже важным субсетям, не давая или мешая им, тоже, получить приоритеты и лидерство. Прав, прав был Козьма Прутков, говоря, что «Специалист подобен флюсу, полнота его одностороння!»
Так что же – главная задача школы только в том и заключается, чтобы способствовать выращиванию «Флюсов»?
Хороший вопрос! И вы, уважаемый читатель, могли бы понять меня превратно – нет, школа не должна выращивать специалистов и даже способствовать тому! Она должна вооружить выпускника инструментом, который даст ему в дальнейшем: видеть, слышать и понимать жизнь, и самое главное – видеть, понимать и правильно оценивать себя, предполагая и полагая, что та дверь, в которую он войдет, окажется его дверью! Там он найдет всё посильное, нужное и интересное именно для него. Увы, но это будет, всего лишь, возможность выбора – на какую субсеть именно следует сделать ставку и это и будет, всего лишь, его будущий профессионализм… Но, там, за этой дверью, рано или поздно, окажется ещё одна или много дверей, открыв которую или которые, он сможет (если найдет в себе возможности и силы) уже стать интеллектуалом. Только вот, захочет ли он их открывать, обрекая себя на дополнительные усилия и тяжелую, пусть и более славную долю – большой вопрос! Какая разница скрывается за этими дверями? Да очень простая, и надеюсь вы её поймете, если я выражусь условно: за первой дверью будет его выбранный ВУЗ, который будет продолжать взращивать, тренировать и совершенствовать его выбранную им соответствующую субсеть, делая его УМ все более совершенным, а профессионализм более высоким. А за последующей дверью или дверьми, ему придется вновь стать «школьником», с тем, чтобы продолжать учиться видеть, понимать и осваивать, много нового, уже на более высоком уровне, но совсем иного, чтобы в будущем совместить всё это с уже освоенным и усвоенным, прежде. Причем, и этому пути, как и пути к профессионализму не будет конца. Впрочем, и тех и других, едва ли отыщется доля процента – многие не заморачиваются, а останавливаются в своем движении к высотам так быстро, что только диву даешься, понимая, что их разница лишь в разнице серьезности отношения к предмету, их преподавателей в Школах и ВУЗах. Так что, уважаемые читатели, хотите вы этого или нет, боитесь этого или страстно стремитесь к тому, но ваша судьба во многом зависела, зависит и будет зависеть от тех «учителей», которых вы найдете, независимо где – даже случайно, даже на улице… И когда вы будете достойны того, вашими усилиями и стремлениями – ваша судьба или ваши Ангелы и Души, «подгонят» к вам этих учителей. Искренне желаю вам того!!!
Свидетельство о публикации №223012801561
Наши воспоминания, это как плач Ярославны. Непонятно, кто теперь и поможет.
Неужели министерство образования? Я посмотрел по поисковику - что же это такое? Господи, с тех пор как там реформаторы завелись, так они и продолжают трудиться как пчёлки. Да и само министерство непрерывно самореформируется. Последняя реформация совсем недавно произошла. Словом, я понял - помощи ждать неоткуда.
Не знаю, существует ли сейчас "Институт педагогических изменений", но ведь был же такой. Ну, я понимаю, физика, там и приборы измерительные есть. Вольтметр, амперметр и проч. Медицина - измеряют, скажем, давление. Рост пациента можно измерить, в рот ему заглянуть.
Но зачем педагогов так мучить? Они же в общем-то здоровые, а не больные.
О! ЕГЭ, ЕГЭ! Это как отдельная песня у аборигенов эвенков.
Красота, одним словом.
Дмитрий Маштаков 30.01.2023 05:46 Заявить о нарушении