Ваша светлость глава 8-9

ГЛАВА VIII.
“ВАША СВЕТЛОСТЬ”

Рано утром следующего дня — сразу после двенадцати — мисс Пул появилась у мисс Мэтти. В качестве причины для звонка называлось какое-то очень незначительное дело , но за этим, очевидно, что-то стояло. Наконец это вышло наружу.
“Кстати, вы можете подумать, что я странно невежественен, но, знаете ли вы, я действительно озадачен тем, как нам следует обращаться к леди Гленмайр. Вы говорите ‘Ваша светлость" там, где вы бы сказали ‘вы’ обычному человеку? Я ломал голову все утро; и должны ли мы говорить ‘миледи" вместо "мэм"? Теперь вы знали, Леди Арли, не будешь ли ты так любезен подсказать мне, как правильнее всего обращаться к пэру?
Бедная мисс Мэтти! она сняла очки и снова надела их , но как к леди Арли обращались, она вспомнить не могла.
“Это было так давно”, - сказала она. “Дорогая! дорогой! какая же я глупая! Я не думаю , что когда-либо видел ее больше двух раз. Я знаю, что раньше мы называли сэра Питера ‘Сэр Питер— Но он приходил к нам гораздо чаще, чем леди Арли. Дебора узнала бы об этом через минуту. ‘Миледи" — "ваша светлость". Это звучит очень странно и как будто неестественно. Я никогда не думал об этом раньше, но теперь , когда вы назвали это, я весь в загадке ”.
Было совершенно очевидно, что мисс Пул не добьется мудрого решения от мисс Мэтти, которая с каждой минутой все больше запутывалась и все больше запутывалась в этикете обращения.
“ Ну, я действительно думаю, ” сказала мисс Пул, - что мне лучше пойти и сказать миссис Пул. Форрестер о нашей маленькой трудности. Иногда начинаешь нервничать, и все же не хотелось бы, чтобы леди Гленмайр подумала, что мы совершенно не знакомы с этикетом светской жизни в Крэнфорде.
“И не могли бы вы просто зайти сюда, дорогая мисс Пул, когда будете возвращаться, пожалуйста, и сказать мне, что вы решили? Что бы вы с миссис Форрестер ни задумали, я уверен, это будет совершенно правильно. "Леди Арли", "сэр Питер", - повторяла мисс Мэтти про себя, пытаясь вспомнить старые формы слов.
- Кто такая леди Гленмайр? - спросил я.
“О, она вдова мистера Джеймисона — это покойный муж миссис Джеймисон, вы знаете — вдова его старшего брата. Миссис Джеймисон была мисс Уокер, дочерью губернатора Уокера. ‘Ваша светлость’. Моя дорогая, если они зациклились на такой манере говорить, ты должна просто позволить мне сначала немного попрактиковаться на тебе, потому что я буду чувствовать себя такой глупой и разгоряченной, говоря это в первый раз леди Гленмайр.
Мисс Мэтти испытала настоящее облегчение, когда миссис Джеймисон пришла с очень неприятным поручением. Я заметил, что апатичным людям свойственна более спокойная дерзость, чем другим; и миссис Джеймисон пришла сейчас, чтобы довольно прямо намекнуть, что она не особенно хотела, чтобы крэнфордские леди нанесли визит ее невестке. Я не могу сказать, как она дала это понять, потому что я очень возмутилась и воспылала негодованием, пока она медленно и неторопливо объясняла свои пожелания мисс Мэтти, которая, будучи сама истинной леди, вряд ли могла понять чувства, заставившие миссис Мэтти Джеймисон хочет предстать перед своей благородной невесткой так, как если бы она посещала только “графские” семьи. Мисс Мэтти оставалась озадаченной и озадаченной еще долго после того, как я узнал цель визита миссис Джеймисон.
Когда она поняла смысл звонка достопочтенной леди, было приятно видеть, с каким спокойным достоинством она восприняла столь невежливо сделанный намек. Она нисколько не обиделась — для этого она была слишком мягкого нрава ; и при этом она не совсем осознавала, что осуждает поведение миссис Джеймисон; но я уверен, что в ее сознании было что-то от этого чувства, что заставило ее перейти от этой темы к другим в менее взволнованной и более спокойной манере , чем обычно. Миссис Джеймисон действительно была более взволнованной из них двоих, и я видел, что она была рада откланяться.
Немного погодя мисс Пул вернулась, красная и возмущенная. “Ну и ну! чтобы быть уверенным! Я узнал от Марты, что у вас здесь была миссис Джеймисон, и мы не должны наносить визит леди Гленмайр. Да! Я встретил миссис Джеймисон на полпути отсюда до миссис Форрестер, и она рассказала мне; она застала меня врасплох, мне нечего было сказать. Жаль, что я не придумал чего-нибудь очень острого и саркастичного; осмелюсь сказать , что придумаю сегодня вечером. А леди Гленмайр, в конце концов, всего лишь вдова шотландского барона! Я пошел дальше, чтобы посмотреть на Список пэров миссис Форрестер, чтобы узнать, кто была эта леди, то есть чтобы ее держали под стеклянным колпаком: вдова шотландского пэра — никогда не заседала в Палате лордов — и, смею сказать, бедна, как Иов; и она — пятая дочь какого-то мистера Кэмпбелла или кого-то еще. Во всяком случае, вы дочь священника и родственница Арли, а сэр Питер мог бы быть виконтом Арли, как все говорят.
Мисс Мэтти пыталась успокоить мисс Пул, но тщетно. Эта дама, обычно такая добрая и добродушная, сейчас была вне себя от гнева.
“А я сегодня утром пошла и заказала чепец, чтобы он был совсем готов”, - сказала она наконец, выдав секрет, который придал намекам миссис Джеймисон остроту. “Миссис Джеймисон увидит, так ли легко заставить меня занять четвертое место в бильярде , когда рядом с ней нет ни одной из ее прекрасных шотландских родственников!”
При выходе из церкви, в первое воскресенье, когда леди Гленмайр появилась в Крэнфорд, мы прилежно поговорили друг с другом и повернулись спиной к миссис Джеймисон и ее гостю. Если бы мы не могли навестить ее, мы бы даже не посмотрели на нее, хотя умирали от любопытства узнать, на что она похожа. У нас было утешение допросить Марту во второй половине дня. Марта не принадлежала к той сфере общества , чье замечание могло быть подразумеваемым комплиментом леди Гленмайр, и Марта хорошо использовала свои глаза.
“Ну что ж, мэм! вы имеете в виду ту маленькую леди с миссис Джеймисон? Я подумал, что вам было бы интереснее узнать, как была одета молодая миссис Смит, поскольку она была невестой. (Миссис Смит была женой мясника).
Мисс Пул сказала: “Боже милостивый! как будто мы заботимся о миссис Смит”, - но замолчала, когда Марта возобновила свою речь.
“На маленькой леди на скамье миссис Джеймисон было, мэм, довольно старое черное шелковое платье и клетчатый плащ пастуха, мэм, и у нее были очень яркие черные глаза, мэм, и приятное, острое лицо; не слишком молодое, мэм, но все же, я надо полагать, моложе самой миссис Джеймисон. Она оглядела церковь вверх и вниз, как птичка, и подобрала свои нижние юбки, когда вышла, такая быстрая и резкая, какой я никогда не видел. Вот что я вам скажу, мэм, она больше похожа на миссис Дикон из "Кареты и лошадей", да и ни на кого другого.
- Тише, Марта! - сказала мисс Мэтти. - это неуважительно.
“Не так ли, мэм? Я прошу прощения, я уверен, но Джем Хирн тоже так сказал. Он сказал, что она была просто таким острым, волнующим телом”.—
“ Леди, ” сказала мисс Пул.
“Леди — в роли миссис Дикон”.
Прошло еще одно воскресенье, а мы все еще отводили глаза от миссис Джеймисон и ее гостя и отпускали себе замечания, которые казались нам очень суровыми — даже чересчур. Мисс Мэтти, очевидно, была встревожена нашей саркастической манерой говорить.
Возможно, к этому времени леди Гленмайр поняла, что дом миссис Джеймисон - не самый веселый и оживленный дом в мире; возможно, миссис Джеймисон узнала , что большинство семей графства живут в Лондоне, а те, кто остался в деревне, не так живо воспринимают обстоятельства, как могли бы из Леди Гленмайр находится по соседству с ними. Великие события проистекают из мелких причин; поэтому я не буду претендовать на то, чтобы сказать, что побудило миссис Джеймисон изменить свое решение об исключении леди Крэнфорд и прислать пригласительные записки все собрались на небольшую вечеринку в следующий вторник. Мистер Муллинер сам привел их в чувство. Он всегда игнорировал тот факт , что в любом доме есть задняя дверь, и издавал более громкий стук, чем его хозяйка, миссис Джеймисон. У него было три маленькие банкноты, которые он носил в большой корзинке, чтобы внушить своей хозяйке мысль об их огромном весе, хотя они легко могли оказаться в его жилетном кармане.
Мисс Мэтти и я тихо решили, что у нас будет предыдущая встреча дома: это был вечер, когда мисс Мэтти обычно зажигала свечи от всех записок и писем за неделю; потому что по понедельникам ее счета всегда были исправны - ни пенни, причитающегося с прошлой недели; так что, по естественному стечению обстоятельств изготовление зажигалок для свечей пришлось на вечер вторника и дало нам законный повод отклонить приглашение миссис Джеймисон. Но прежде чем наш ответ был написан, вошла мисс Пул с открытой запиской в руке.
“Итак!” - сказала она. “Ах! Я вижу, вы тоже получили свою записку. Лучше поздно, чем никогда. Я мог бы сказать миледи Гленмайр, что она будет рада нашему обществу еще до того, как пройдут две недели.
“Да, ” сказала мисс Мэтти, “ нас пригласили на вечер вторника. И, может быть, вы просто любезно принесете свою работу и выпьете с нами чаю в тот вечер. Это мое обычное время, когда я просматриваю счета, записки и письма за прошлую неделю и делаю из них зажигалки для свечей; но это не кажется достаточным основанием для того, чтобы сказать, что у меня есть предыдущее задание дома, хотя я и собирался его выполнить. А теперь, если бы вы пришли, моя совесть была бы совершенно спокойна, и, к счастью, записка еще не написана ”.
Я видел, как изменилось выражение лица мисс Пул, пока мисс Мэтти говорила.
“Значит, ты не собираешься уходить?” - спросила она.
“О, нет!” - тихо сказала мисс Мэтти. “Вы тоже, я полагаю?”
“Я не знаю”, - ответила мисс Пул. “Да, я думаю, что знаю”, - сказала она довольно оживленно. И, увидев удивленный взгляд мисс Мэтти, она добавила: “Видите ли, не хотелось бы, чтобы миссис Джеймисон думала, что все, что она может сделать или сказать, имело достаточно значения, чтобы обидеть; это было бы любезно о том, что мы сами себя подводим, что мне, например, не должно нравиться. Это было бы слишком лестно для миссис Джеймисон, если бы мы позволили ей предположить, что то, что она сказала, повлияло на нас через неделю, нет, через десять дней ”.
“Ну и ну! Я полагаю, что неправильно так долго обижаться и раздражаться по любому поводу; и, возможно, в конце концов, она не хотела нас раздражать. Но я должна сказать, что я не смогла бы заставить себя сказать то, что сказала миссис Джеймисон о том, что мы не позвонили. Я действительно не думаю, что пойду.
“О, перестань! Мисс Мэтти, вы должны уйти; вы знаете, что наша подруга миссис Джеймисон гораздо более флегматична, чем большинство людей, и не вникает в маленькие тонкости чувств, которыми вы обладаете в такой замечательной степени.
“Я думала, что они у тебя тоже есть, в тот день, когда позвонила миссис Джеймисон, чтобы сказать нам, чтобы мы не ходили”, - невинно сказала мисс Мэтти.
Но мисс Пул, в дополнение к ее тонким чувствам, обладала очень элегантным чепцом, который она стремилась показать восхищенному миру; и поэтому она, казалось , забыла все свои гневные слова, сказанные менее двух недель назад, и была готова действовать в соответствии с тем, что она называла великим христианским принципом “Прости и забудь”; и она так долго читала лекцию дорогой мисс Мэтти на эту тему, что в конце концов заверила ее, что ее долг, как дочери покойного священника, купить новую шапочку и пойти на вечеринку к миссис Джеймисон. Так что “мы были очень рады принять это предложение”. вместо того, чтобы “сожалеть о том, что мы были вынуждены отказаться”.
 Мистер Муллинер
Расходы на одежду в Крэнфорде были главным образом в той единственной статье , о которой шла речь. Если головы были спрятаны в нарядных новых чепцах, то дамы были похожи на страусов и не заботились о том, что станет с их телами. Старые платья, белые и почтенные воротнички, множество брошей, вверх и вниз и повсюду (некоторые с нарисованными собачьими глазами; некоторые, похожие на маленькие рамки для картин с мавзолеями и плакучими ивами, аккуратно вплетенными в волосы внутри; некоторые, опять же, с миниатюрами мило улыбающихся леди и джентльменов из гнезда жестких муслин), старые броши для постоянного украшения и новые шляпки в соответствии с модой того времени — леди Крэнфорда всегда одевались с целомудренной элегантностью и пристойностью, как однажды красиво выразилась мисс Баркер.
И с тремя новыми чепцами и большим количеством брошей, чем когда-либо видели вместе с тех пор, как Крэнфорд был городом, миссис Форрестер и Мисс Мэтти и мисс Поул появляются в тот памятный вечер вторника. Я сам насчитал семь брошей на платье мисс Пул. Две были небрежно закреплены на ее чепце (одна представляла собой бабочку из шотландской гальки, которую при живом воображении можно было бы принять за настоящее насекомое); одна завязывала ее сетчатый шейный платок; одна - воротник; одна украшала перед ее платья, на полпути между горлом и талия; и еще один украшал кончик ее живота. Где была седьмая, я забыл, но я уверен, что это было где-то о ней.
Но я слишком тороплюсь, описывая платья компании. Сначала я должен рассказать о сборище по дороге к миссис Джеймисон. Эта дама жила в большом доме недалеко от города. Дорога, которая знала, что значит быть улицей, проходила прямо перед домом, который выходил на нее без какого-либо промежуточного сада или двора. Где бы ни было солнце, оно никогда не освещало фасад этого дома. Конечно, жилые комнаты находились в задней части дома и выходили окнами в красивый сад; передние окна выходили только на кухню и комнаты экономки и кладовые, и в одной из них, как сообщалось, сидел мистер Муллинер . Действительно, глядя искоса, мы часто видели затылок, покрытый пудрой для волос, которая также простиралась над воротником его пальто до самого пояса; и эта внушительная спина всегда была занята чтением Сент-Джеймс Хроника, широко раскрылся, что, в какой—то степени, объясняло то время, в течение которого упомянутая газета добиралась до нас - равных подписчиков с миссис Джеймисон, однако, по праву своей чести, она всегда читала его первой. В этот самый вторник задержка с отправкой последнего номера была особенно неприятной; как раз тогда, когда и мисс Пул, и мисс Мэтти, в особенности первая, хотели его увидеть, чтобы подготовить придворные новости к вечернему интервью с аристократией. Мисс Пул сказала нам , что она абсолютно не торопился с чубом и был одет к пяти часам, чтобы быть готовым, если "Сент—Джеймсская хроника" должна появиться в последний момент - та самая "Сент-Джеймсская хроника", которую напудренная голова спокойно и спокойно читала, когда мы проходили мимо привычного окна этим вечером.
“ Наглость этого человека! ” сказала мисс Пул тихим возмущенным шепотом. “Я хотел бы спросить его, платит ли его любовница свою четверть доли за его исключительное пользование”.
Мы смотрели на нее с восхищением от смелости ее мысли, потому что мистер Муллинер был объектом великого благоговения для всех нас. Казалось, он никогда не забывал о своей снисходительности, когда переехал жить в Крэнфорд. Мисс Дженкинс временами выступала как неустрашимая защитница своего пола и говорила с ним на равных, но даже мисс Дженкинс не могла подняться выше. В самом приятном и благодушном настроении он был похож на угрюмого какаду. Он говорил только грубыми односложными фразами. Он ждал в холле, когда мы умоляли его не ждать, а потом выглядеть глубоко оскорбленным из-за того, что мы держали его там, в то время как дрожащими, торопливыми руками мы готовились к появлению в компании.
Мисс Пул отважилась на небольшую шутку, когда мы поднимались наверх, предназначенную, хотя и адресованную нам, немного позабавить мистера Муллинера. Мы все улыбнулись, чтобы показать, что чувствуем себя непринужденно, и робко посмотрели на мистера Муллинера в поисках сочувствия. Ни один мускул на этом деревянном лице не расслабился, и мы в одно мгновение стали серьезными.
Гостиная миссис Джеймисон была светлой; в нее струились лучи вечернего солнца , а большое квадратное окно было увито цветами. Мебель была белой с золотом; не в более позднем стиле, Луи Куаторце, кажется, они его называют, все в ракушках и завитушках; нет, стулья и столы миссис Джеймисон не имели ни изгиба, ни изгиба. Ножки стула и стола уменьшались по мере приближения к земле и были прямыми и квадратными во всех своих углах. Все стулья стояли в ряд у стен, за исключением четырех или пяти, которые стояли по кругу вокруг костра. Сзади они были оградлены белыми полосами и украшены золотыми набалдашниками; ни перила, ни ручки не приглашали расслабиться. Там был японский стол, посвященный литературе, на котором лежали Библия, Книга пэров и Молитвенник. Там был еще один квадратный стол в стиле Пемброк , посвященный Прекрасному Рисунки, на которых были калейдоскоп, карточки для разговоров, карточки-пазлы ( бесконечно длинные, перевязанные выцветшей розовой атласной лентой) и коробка , расписанная в подражание рисункам, украшающим чайные сундуки. Карло лежал на ковре камвольной работы и нелюбезно облаял нас, когда мы вошли. Миссис Джеймисон встала, одарив каждого из нас вялой приветственной улыбкой и беспомощно глядя поверх нас на мистера Муллинера, как будто надеялась, что он усадит нас на стулья, потому что, если он этого не сделает, она никогда не сможет. Я полагаю, он думал, что мы сможем найти дорогу к кругу вокруг костра, который напомнил мне о Стоунхендже, не знаю почему. Леди Гленмайр пришла на помощь нашей хозяйке, и, так или иначе, мы впервые оказались в приятном положении, а не формально - в доме миссис Джеймисон. Леди Гленмайр, теперь, когда у нас было время рассмотреть ее, оказалась умной маленькой женщиной средних лет, которая в дни своей молодости была очень хорошенькой и даже до сих пор оставалась очень приятной на вид. Я видел Мисс Пул оценивала свое платье в первые пять минут, и я верю ей на слово , когда она сказала на следующий день—
“Моя дорогая! за десять фунтов можно было бы купить каждый стежок, который у нее был, — кружева и все такое.
Приятно было подозревать, что пэрис может быть бедной, и это отчасти примирило нас с тем фактом, что ее муж никогда не заседал в Палате лордов; что, когда мы впервые услышали об этом, показалось нам своего рода обманом лишающим нас перспектив под ложным предлогом; своего рода “Лорд и никаких ”господских" дел.
Сначала мы все очень молчали. Мы думали о том, о чем мы могли бы поговорить, что должно быть достаточно высоким, чтобы заинтересовать миледи. Произошел рост цен на сахар, что, поскольку приближалось время консервирования, стало известием для всех наших домохозяек и стало бы естественной темой, если бы леди Гленмайра рядом не было. Но мы не были уверены, что пэры едят варенье, и уж тем более не знали, как оно готовится. Наконец, мисс Пул, которая всегда отличалась большим мужеством и сообразительностью, поговорил с леди Гленмайр, которая, со своей стороны, казалась такой же озадаченной, не зная, как нарушить молчание, как и мы.
“Ваша светлость была в последнее время при дворе?” - спросила она, а затем бросила на нас быстрый взгляд, наполовину робкий, наполовину торжествующий, как бы говоря: “Видите, как разумно я выбрала тему, соответствующую рангу незнакомца”.
“Я никогда в жизни там не была”, - сказала леди Гленмайр с сильным шотландским акцентом, но очень приятным голосом. А потом, как будто это было слишком резко, она добавила: “Мы очень редко бывали в Лондоне — фактически, только дважды за всю мою супружескую жизнь; и до того, как я вышла замуж, у моего отца была слишком большая семья” ( я уверена, что все мы думали о пятой дочери мистера Кэмпбелла), “чтобы часто забирать нас из дома, даже в Эдинбург. Может быть, вы были в Эдинбурге? ” спросила она, внезапно оживившись надеждой на общий интерес. У нас не было никого из нас бывал там; но у мисс Пул был дядя, который однажды провел там ночь , и это было очень приятно.
Миссис Джеймисон тем временем была поглощена размышлениями о том, почему мистер Муллинер не принес чай, и, наконец, удивление вырвалось у нее изо рта.
- Мне лучше позвонить в колокольчик, моя дорогая, не так ли? - оживленно спросила леди Гленмайр.
“Нет... я думаю, что нет... Муллинер не любит, когда его торопят”.
Нам бы хотелось выпить чаю, потому что мы ужинали раньше, чем миссис Джеймисон. Я подозреваю, что мистер Муллинер должен был закончить "Сент-Джеймс Кроникл" до того, как он решил побеспокоиться о чае. Его хозяйка все ерзала и ерзала и все повторяла: “Я не могу понять, почему Муллинер не приносит чай. Я не могу представить, чем он может быть занят”. И леди Гленмайр, наконец , потеряла терпение, но, в конце концов, это было довольно сильное нетерпение; и она довольно резко позвонила в колокольчик, получив на это полуразрешение от своей невестки . Мистер Муллинер появился в достойном удивлении. - О! - воскликнула миссис Джеймисон . - Леди Гленмайр позвонила в колокольчик, кажется, к чаю.
Через несколько минут принесли чай. Очень хрупким был фарфор, очень старой была тарелка, очень тонким был хлеб с маслом, и очень маленькими были кусочки сахара. Сахар , очевидно, был любимым средством экономии миссис Джеймисон. Я сомневаюсь, что маленькие филигранные щипчики для сахара, сделанные чем-то вроде ножниц, могли раскрыться достаточно широко, чтобы взять честный, вульгарный кусочек хорошего размера; и когда Я попытался схватить сразу два маленьких кусочка миндаля, чтобы не быть обнаруженным при слишком большом количестве возвратов в сахарницу, они совершенно уронили один, с небольшой резкий стук, довольно злобный и неестественный. Но до того, как это произошло, у нас было небольшое разочарование. В маленьком серебряном кувшинчике были сливки, в кувшинчике побольше - молоко. Как только мистер Муллинер вошел, Карло начал просить милостыню, чего нам не позволяли наши манеры, хотя я уверен, что мы были так же голодны; и миссис Джеймисон сказала, что она уверена, что мы извиним ее , если она сначала напоит своего бедного немого Карло чаем. Соответственно, она приготовила для него блюдце и поставила его перед ним, чтобы он лакал; а затем она рассказала нам, как умный и рассудительный был этот милый малыш; он хорошо разбирался в сливках и постоянно отказывался от чая, в котором было только молоко: поэтому молоко оставляли для нас; но мы молча думали, что мы такие же умные и рассудительные, как Карло, и чувствовали себя так, словно к оскорблению добавилось оскорбление, когда нас позвали на восхищение благодарностью, проявленной его вилянием хвостом за сливки, которые должны были быть нашими.
После чая мы перешли к обычным жизненным темам. Мы были благодарны Леди Гленмайр за то, что предложила еще хлеба с маслом, и эта взаимная потребность познакомила нас с ней лучше, чем мы могли бы когда-либо узнать, разговаривая о Дворе, хотя мисс Пул сказала, что надеялась узнать, как дорогая Королева была от кого-то, кто ее видел.
Дружба, начавшаяся за хлебом с маслом, распространилась и на карты. Леди Гленмайр играл в преферанс до восхищения и был полным авторитетом в омбре и Кадрили. Даже мисс Пул совсем забыла сказать “миледи” и “ваша светлость” и сказала “Басто! мэм”; “полагаю, у вас есть Спэдилл”, - так же спокойно, как если бы мы никогда не обсуждали в большом Крэнфордском парламенте вопрос о том, как следует обращаться к пэрам.
В доказательство того, насколько основательно мы забыли, что находимся в присутствии женщины, которая могла бы сесть за чай с короной вместо шляпы на голове, миссис Форрестер рассказала леди Гленмайр любопытный маленький факт — анекдот, известный кругу ее близких друзей, но из которых даже миссис Джеймисон не был в курсе. Это было связано с каким-то тонким старинным кружевом, единственной реликвией лучших времен, которым леди Гленмайр любовалась на воротнике миссис Форрестер.
“Да, - сказала та дама, - таких кружев сейчас не достать ни за любовь, ни за деньги; мне сказали, что его сделали монахини за границей. Они говорят, что даже там сейчас не могут этого сделать . Но, возможно, они смогут, теперь, когда они приняли Закон об освобождении католиков. Я бы не удивлялся. Но в то же время я очень дорожу своим кружевом . Я даже стирку не смею доверить своей горничной” (маленькой школьнице из благотворительной школы, которую я уже называла раньше, но которая хорошо звучала как “моя горничная”). “Я всегда стираю его сама. И однажды у него был узкий путь к спасению. Конечно, ваша светлость знает что такое кружево ни в коем случае нельзя накрахмаливать или гладить. Некоторые люди моют его в воде с сахаром, а некоторые - в кофе, чтобы придать ему правильный желтый цвет; но у меня самого есть очень хороший рецепт для мытья в молоке, которое делает его достаточно густым и придает ему очень хороший кремовый цвет. Что ж, мэм, я связала его (и прелесть этого тонкого кружева в том, что, когда оно мокрое, оно занимает очень мало места) и положила его впитываться в молоко, когда, к сожалению, я вышла из комнаты; вернувшись, я обнаружила киску на стол, очень похожий на вора, но очень неловко сглатывая, как будто она наполовину подавилась чем-то, что хотела проглотить, но не могла. И вы бы поверили в это? Сначала я пожалел ее и сказал: "Бедная киска! бедная киска!’, пока я вдруг не посмотрела и не увидела , что чашка с молоком пуста — вычищена! ‘Ах ты, непослушная кошка!" — сказал я и, кажется, был достаточно раздражен, чтобы дать ей пощечину, которая не принесла никакой пользы, а только помогла спуститься шнурку - точно так же, как хлопают задыхающегося ребенка по спине. Я могла бы заплакать, я была так раздосадована; но я решила, что не отдам шнуровку без боритесь за это. Я надеялся, что кружево, во всяком случае, не согласится с ней; но это было бы слишком для Иова, если бы он увидел, как я, что кошка вошла, совершенно спокойная и мурлыкающая, менее чем через четверть часа, и почти ожидала , что ее погладят. ‘Нет, киска! ’ сказал я. - если у тебя есть хоть капля совести, ты не должна этого ожидать!’ И тут мне пришла в голову мысль; я позвонила в колокольчик, вызывая свою горничную, и послала ее к мистеру Хоггинсу с моими наилучшими пожеланиями и вопросом, не будет ли он так любезен одолжить мне на час один из своих ботинок с берцами? Я не думал, что там что - то было странно в сообщении; но Дженни сказала, что молодые люди в операционной смеялись так, как будто им было бы плохо, если бы я захотел ботинок с верхом. Когда это пришло, мы с Дженни положили киску так, чтобы ее передние лапы были прямо опущены, чтобы они были закреплены и не могли царапаться, и мы дали ей чайную ложку желе, в котором (ваша светлость должна извинить меня) Я смешала немного рвотного средства с винным камнем. Я никогда не забуду, как я волновался в течение следующих получаса. Я отвел пусси в свою комнату и расстелил на полу чистое полотенце. Я мог бы поцеловать ее, когда она вернула кружево в зрение, очень похожее на то, каким оно было до этого. Дженни приготовила кипяток, и мы замачивали его, замачивали и размазывали по кусту лаванды на солнце, прежде чем я успела снова прикоснуться к нему, даже для того, чтобы положить в молоко. Но теперь ваша светлость никогда не догадается, что это было внутри киски.
 Мы дали ей чайную ложку токового желе
В течение вечера мы узнали, что леди Гленмайр собирается заплатить Миссис Джеймисон приехала с длительным визитом, так как она отказалась от своих апартаментов в Эдинбурге и не имела связей, которые позволили бы ей вернуться туда в спешке. В целом, мы были рады это слышать, потому что она произвела на нас приятное впечатление; и было также очень приятно узнать из того, что выпало в ходе разговора, что, в дополнение ко многим другим благородным качествам, она была далека от “вульгарности от богатства”.
“Вам не кажется, что ходить пешком очень неприятно?” - спросила миссис Джеймисон, когда объявили о наших слугах. Это был довольно обычный вопрос от миссис Джеймисон, у которой в каретном сарае была своя карета, и она всегда выезжала в портшезе на самые короткие расстояния. Ответы были почти такими же само собой разумеющимися.
“О боже, нет! ночью так приятно и тихо!” “Такой освежающий напиток после волнующей вечеринки!” “Звезды такие красивые!” Это последнее было от Мисс Мэтти.
- Вы увлекаетесь астрономией? - Спросила леди Гленмайр.
“Не очень”, - ответила мисс Мэтти, несколько сбитая с толку в тот момент, чтобы вспомнить, что было астрономией, а что астрологией, но ответ был верным при обоих обстоятельствах, потому что она читала и была слегка встревожена астрологическими предсказаниями Фрэнсиса Мура; а что касается астрономии, в частной и конфиденциальной беседе Она сказала мне, что никогда не могла поверить, что земля постоянно движется , и что она не поверила бы в это, если бы могла, это вызывало у нее такую усталость и головокружение всякий раз, когда она думала об этом.
В наших патенах в тот вечер мы с особой тщательностью выбирали дорогу домой, настолько утонченными и деликатными были наши ощущения после чаепития с “миледи”.

ГЛАВА IX.
SIGNOR BRUNONI

Вскоре после событий, о которых я рассказал в своей последней статье, меня вызвала домой болезнь моего отца; и в тревоге за него я на время забыл поинтересоваться, как поживают мои дорогие друзья в Крэнфорде или как леди Гленмайр могла примириться со скукой долгого визита, который она все еще наносила своей невестке, миссис Джеймисон. Когда мой отец немного окреп, я поехал с ним на море, так что в целом я казался изгнанным из Крэнфорда и был лишен возможности услышать что-либо случайно разведка милого маленького городка на протяжении большей части этого года.
В конце ноября, когда мы снова вернулись домой и мой отец снова был в добром здравии, я получил письмо от мисс Мэтти; и это было очень таинственное письмо. Она начинала многие предложения, не заканчивая их, вставляя их одно в другое, почти так же беспорядочно, как написанные слова сливаются на промокательной бумаге. Все, что я смогла разобрать, это то, что, если бы моему отцу было лучше (на что она надеялась), и он принял бы предупреждение и носил бы пальто от Михайлова дня до дня Леди, если бы тюрбаны были в моде, могла бы я сказать ей? Должно было произойти такое веселье, какого не видели и не знали с тех пор, как пришли львы Уомвелла, когда один из них съел руку маленького ребенка; и она, возможно, была слишком стара, чтобы заботиться о платье, но новый чепец у нее должен быть; и, услышав, что были надеты тюрбаны, и некоторые семьи графства , вероятно, приедут, она хотела бы выглядеть опрятно, если бы я принес ей чепец от модистки, которую я наняла; и о боже! как неосторожно с ее стороны забыть, что она написала, умоляя меня приехать и нанести ей визит в следующий вторник; когда она надеялась у нее есть что предложить мне в качестве развлечения, которое она сейчас не стала бы описывать более подробно, только морской зеленый был ее любимым цветом. На этом она закончила свое письмо; но в постскриптуме она добавила, что, по ее мнению, могла бы также рассказать мне, что именно привлекло Крэнфорда именно сейчас; синьор Брунони собирался продемонстрировать свою чудесную магию в Актовых залах Крэнфорда на Среда и пятница вечером на следующей неделе.
Я был очень рад принять приглашение моей дорогой мисс Мэтти, независимо от фокусника, и особенно беспокоился о том, чтобы она не уродовала свое маленькое, нежное, мышиное личико большим тюрбаном в виде сарацинской головы; и соответственно я купил ей красивую, аккуратную шапочку средних лет, которая однако это было для нее большим разочарованием, когда по моем приезде она последовала за мной в мою спальню, якобы для того, чтобы развести огонь, но на самом деле, я полагаю, чтобы посмотреть, не лежит ли тюрбан цвета морской волны в коробке из-под шапок, с которой я путешествовал. IT напрасно я крутил шапочку на руке, чтобы показать заднюю и боковые стороны: ее сердце было привязано к тюрбану, и все, что она могла сделать, это сказать со смирением во взгляде и голосе—
“Я уверен, что ты сделала все, что могла, моя дорогая. Это точно такие же чепчики, какие носят все дамы в Крэнфорде, и, осмелюсь сказать, они носят их уже год. Признаюсь, мне бы хотелось чего—нибудь поновее - что-нибудь более похожее на тюрбаны, которые, по словам мисс Бетти Баркер, носит королева Аделаида; но это очень красиво, моя дорогая. И я осмелюсь сказать, что лавандовый будет смотреться лучше, чем зеленый цвета морской волны. Ну, в конце концов, что такое платье, что мы должны заботиться о нем? Ты скажешь мне, если тебе что-нибудь понадобится, моя дорогая. Вот и звонок. Полагаю, тюрбаны еще не добрались до Драмбла?
С этими словами милая пожилая леди, тихо оплакивая себя, вышла из комнаты, оставив меня переодеваться к вечеру, когда, как она сообщила мне, она ожидала мисс Пул и миссис Форрестер и надеялась, что я не почувствую себя слишком усталой, чтобы присоединиться к вечеринке. Конечно, я не должна была; и я поторопилась распаковать вещи и привести в порядок свое платье; но, несмотря на всю свою скорость, я услышала прибытие и гул разговоров в соседней комнате, прежде чем была готова. Как только я открыла дверь, я услышала слова: “Я была глупа, ожидая чего-то очень благородного от Магазины Драмбл; бедная девочка! я не сомневаюсь, что она сделала все, что могла. Но, несмотря на все это, Я предпочел бы, чтобы она обвинила Драмбла и меня, чем обезобразила себя тюрбаном.
Мисс Пул всегда была тем человеком из троицы крэнфордских леди, которые теперь собрались вместе, у кого были приключения. У нее вошло в привычку проводить утро, бродя от магазина к магазину, но не для того, чтобы что-нибудь купить (кроме случайной катушки ваты или куска скотча), а для того, чтобы посмотреть новые товары и сообщить о них, а также собрать все разрозненные сведения в городе. У нее также была манера скромно заглядывать туда—сюда во всевозможные места, чтобы удовлетворить свое любопытство по любому вопросу - манера, которая, если бы она не выглядела так очень благородный и чопорный, его можно было бы счесть дерзким. И теперь, по тому , как выразительно она прочистила горло и подождала, пока все второстепенные темы (такие как шапки и тюрбаны) будут сняты с курса, мы поняли, что ей нужно рассказать что—то очень особенное, когда наступила надлежащая пауза - и я бросаю вызов любым людям, обладающим обычной скромностью, чтобы продолжайте разговор долго, когда один из них сидит в тишине, глядя сверху вниз на все, что они могут сказать, как на тривиальное и презренное по сравнению с тем, что они могли бы раскрыть, если бы их должным образом попросили. Мисс Поул начала—
“Выходя сегодня из магазина Гордона, я случайно зашла в "Джордж" (у моей Бетти есть троюродная сестра, которая работает там горничной, и я подумала Бетти хотела бы услышать, как она), и, никого не увидев вокруг, я поднялся по лестнице и оказался в коридоре, ведущем в Зал собраний (мы с вами помним Зал Собраний, я уверен, мисс Мэтти! и менуэт де ла кур!); и я пошел дальше, не думая о том , что делаю, когда вдруг понял, что нахожусь в середине приготовлений к завтрашнему дню ночь —комната, разделенная великолепными горничными в одежде, над которыми Люди Кросби пришивали красную фланель; она показалась мне очень темной и странной; это совершенно сбило меня с толку, и я по рассеянности зашла за ширмы, когда джентльмен (настоящий джентльмен, могу вас заверить) вышел вперед и спросил, не могу ли я устроить какое-нибудь дело для меня. Он говорил на таком довольно ломаном английском, что я не мог не думать о Тадеуше Варшавском, венгерских братьях и Санто Себастьяни; и пока я был занят тем, что рисовал себе его прошлую жизнь, он с поклоном выставил меня из комнаты. Но подождите минутку! Ты вы еще не слышали и половины моей истории! Я спускался вниз, когда увидел, кого я должен был встретить, кроме троюродной сестры Бетти. Поэтому, конечно, я остановился, чтобы поговорить с ней за Ради Бетти; и она сказала мне, что я действительно видел фокусника — джентльмен, который говорил на ломаном английском, был самим синьором Брунони. Как раз в этот момент он проходил мимо нас по лестнице, отвесив такой грациозный поклон! в ответ на что я сделала реверанс — у всех иностранцев такие вежливые манеры, что-то от этого улавливаешь. Но когда он спустился вниз, я вспомнил, что я я уронил свою перчатку в зале Собраний (она все время была в безопасности в моей муфте, но я нашел ее только потом); поэтому я вернулся, и как раз в тот момент, когда я крался по проходу, оставленному с одной стороны большой ширмы, которая проходит почти через всю комнату, кто должен Я вижу только того самого джентльмена, который встретил меня раньше и прошел мимо меня на лестнице, идущего теперь вперед из внутренней части комнаты, в которую нет входа — вы помните, мисс Мэтти — и просто повторил на своем довольно ломаном английском вопрос, было ли у меня там какое—нибудь дело - я не имею в виду, что он выразился так прямо, но он, казалось, был очень решительно настроен на то, чтобы я не проходил мимо экрана, поэтому, конечно, я объяснил о своей перчатке, которую, как ни странно, я нашел в тот самый момент ”.
Значит, мисс Пул видела фокусника — настоящего, живого фокусника! и мы все задавали ей множество вопросов. “У него была борода?” - Он был молодым или старым? ” Светлые или темные? “Как он выглядел” (не имея возможности благоразумно сформулировать свой вопрос , я задал его в другой форме)“Как он выглядел?” Короче говоря, мисс Поул была героиней вечера, благодаря ее утренней встрече. Если она не была розой (то есть фокусницей), то она была рядом с ней.
Колдовство, ловкость рук, магия, колдовство - вот темы вечера. Мисс Пул была настроена немного скептически и склонна думать, что может быть найдено научное решение даже для "Ведьмы Эндора". Миссис Форрестер верил всему, от призраков до смертных часов. Мисс Мэтти колебалась между этими двумя — ее всегда убеждал последний оратор. Я думаю, что она , естественно, была более склонна на сторону миссис Форрестер, но желание доказать , что она достойная сестра мисс Дженкинс, поддерживало ее в равной степени уравновешенной — мисс Дженкинс, который никогда бы не позволил слуге называть маленькие рулончики сала , которые сами собой образуются вокруг свечей, “обмотками”, но настаивал на том, чтобы о них говорили как о “роликах"! Ее сестра должна быть суеверной! Это никогда не годилось.
После чая меня отправили вниз, в столовую, за тем томом старой Энциклопедии, в котором были имена существительные, начинающиеся на С, чтобы мисс Пул могла занять себя научными объяснениями фокусов следующего вечера. Это испортило пул в Преферансе, который пропускают Мэтти и миссис Форрестер с нетерпением ждали этого, потому что мисс Пул была так поглощена своим предметом и иллюстрациями, что мы сочли жестоким беспокоить ее иначе, чем одним или двумя своевременные зевки, которые я время от времени бросал, потому что я был действительно тронут тем, как кротко две дамы переносили свое разочарование. Но Мисс Поул читала только более усердно, сообщая нам не больше информации , чем эта—
“Ах! Я вижу, я все прекрасно понимаю. А представляет собой мяч. Поместите A между B и D — нет! между C и F и поверните второй сустав третьего пальца левой руки над запястьем правой H. Действительно, очень ясно! Моя дорогая миссис Форрестер, колдовство и колдовство - это просто азбука. Позвольте мне прочесть вам этот отрывок?”
Миссис Форрестер умоляла мисс Пул пощадить ее, говоря, что с детства она никогда не могла понять, когда ей читают вслух; и я уронил колоду карт, которую я очень громко тасовал, и этим незаметным движением я заставил мисс Пул понять, что предпочтение должно было быть порядком о вечере и предложить, довольно неохотно, чтобы начался бассейн. Приятная яркость’ которая появилась на лицах двух других дам при этом! Мисс Мэтти пару раз упрекнул себя за то, что перебил мисс Поул в учебе: и плохо запоминала свои карты и не уделяла все свое внимание игре, пока не успокоила свою совесть, предложив одолжить том Энциклопедии мисс Пул, которая с благодарностью приняла его и сказала, что Бетти должна забрать его домой, когда придет с фонарем.
На следующий вечер мы все были в легком трепете при мысли о предстоящем нам веселье. Мисс Мэтти поднялась одеваться раньше времени и торопила меня, пока я не была готова, когда мы обнаружили, что нам нужно ждать полтора часа, прежде чем “двери откроются ровно в семь”. А нам оставалось пройти всего двадцать ярдов! Однако, как сказала мисс Мэтти, не следует слишком увлекаться чем-либо и забывать о времени; поэтому она решила, что нам лучше посидеть тихо, не зажигая свечей, до без пяти минут семь. Итак, мисс Мэтти дремала, а я вязала.
Наконец мы тронулись в путь; и у двери под каретным проездом в “Джордже” мы встретили миссис Форрестер и мисс Пул: последняя обсуждала тему вечера с еще большей горячностью, чем когда-либо, и бросала "Х" и "Б" на наши головы, как градины. Она даже скопировала одну или две “квитанции”, как она их называла, за различные фокусы, на обратной стороне писем, готовая объяснить и выявить искусство синьора Брунони.
Мы прошли в гардеробную, примыкающую к Актовому залу; мисс Мэтти пару раз вздохнула о своей ушедшей молодости и вспомнила, как в последний раз была здесь, поправляя свою красивую новую шапочку перед странным, причудливым старым зеркалом в гардеробной. Зал собраний был пристроен к гостинице около ста лет назад разными семьями графства, которые собирались здесь раз в месяц в течение зимы, чтобы потанцевать и поиграть в карты. Многие красавицы графства впервые исполнили менуэт, который она впоследствии танцевала перед королевой Шарлотта в этой самой комнате. Говорили, что один из Ганнингов украсил квартиру своей красотой; было ясно, что богатая и красивая вдова, Леди Уильямс, здесь была сражена благородной фигурой молодого художника, который остановился в какой-то семье по соседству с профессиональными целями и сопровождал своих покровителей на Ассамблею в Крэнфорде. И неплохую сделку заключила бедная леди Уильямс со своим красавцем мужем, если все сказки были правдой. Теперь ни одна красавица не покраснела и не покрылась ямочками по бокам Крэнфордской ассамблеи Комната; ни один красивый художник не завоевывал сердца своим поклоном, вводные бюстгальтеры в руке; старая комната была тусклой; краска цвета лосося выцвела и стала тусклой; большие куски штукатурки откололись от изящных венков и фестонов на стенах; но все еще здесь витал заплесневелый запах аристократизма, и пыльное воспоминание о давно минувших днях заставило мисс Мэтти и Миссис Форрестер взяла себя в руки, когда они вошли, и семенящей походкой прошлась по комнате, как будто здесь было несколько благородных наблюдателей, а не два маленьких мальчика с палочкой ириски между ними, чтобы скоротать время.
Мы резко остановились во втором первом ряду; я с трудом понимал почему, пока Я слышал, как мисс Пул спросила у случайно встретившегося официанта, не ожидается ли кого-нибудь из семей графства ; и когда он покачал головой, не поверив, миссис Форрестер и мисс Мэтти двинулся вперед, и наша группа представляла собой диалоговую площадку. Вскоре первый ряд пополнился леди Гленмайр и миссис Джеймисон. Мы вшестером занимали два первых ряда, и наше аристократическое уединение уважали группы лавочников, которые время от времени забредали внутрь и сбивались в кучку. вместе на задних скамейках. По крайней мере, я так предположил, судя по шуму, который они производили, и по звучным ударам, которые они издавали, садясь; но когда, устав от упрямой зеленой занавески, которая не поднималась, а смотрела на меня двумя странными глазами, видневшимися сквозь дыры, как в старой истории с гобеленами, я мне хотелось оглянуться на весело болтающих людей позади меня, но мисс Пул схватила меня за руку и умоляла не оборачиваться, потому что “это было не то”. Что это была за “штука”, я так и не смог выяснить, но это должно было быть что-то в высшей степени скучно и утомительно. Тем не менее, мы все сидели прямо, прямо перед собой, уставившись на дразнящий занавес, и едва ли говорили внятно, мы так боялись быть уличенными в вульгарности любого шума в месте общественного развлечения. Миссис Джеймисон повезло больше всех, потому что она заснула.
Наконец глаза исчезли — занавеска задрожала — одна сторона поднялась раньше другой, которая крепко держалась; ее снова опустили, и с новым усилием и энергичным рывком чьей-то невидимой руки она взлетела, открыв нашему взору великолепного джентльмена в турецком костюме, сидящего за столом. перед маленьким столиком, глядя на нас (я бы сказал, теми же глазами, которые я в последний раз видел сквозь дыру в занавеске) со спокойным и снисходительным достоинством, “как существо из другой сферы”, когда я услышал, как позади меня воскликнул сентиментальный голос.
“Это не синьор Брунони!” - решительно заявила мисс Пул; и так громко, что я уверен, он услышал, потому что посмотрел на нашу вечеринку поверх своей развевающейся бороды с видом немого упрека. — У синьора Брунони не было бороды, но, возможно, он скоро появится . Поэтому она набралась терпения. Тем временем мисс Мэтти осмотрелась в свой монокль, протерла его и посмотрела снова. Затем она обернулась и сказала мне добрым, мягким, печальным тоном—
- Видишь ли, моя дорогая, тюрбаны носят.
Но у нас не было времени на дальнейшие разговоры. Великий турок, как мисс Пул предпочитала называть его, встал и представился синьором Брунони.
“ Я ему не верю! ” вызывающе воскликнула мисс Пул. Он снова посмотрел на нее с тем же достойным упреком на лице. “Я не знаю!” - повторила она более уверенно, чем когда-либо. “У синьора Брунони не было такого пушистого подбородка, но он выглядел как гладко выбритый христианский джентльмен”.
Энергичные речи мисс Пул произвели благоприятный эффект, разбудив миссис Джеймисон, которая широко раскрыла глаза в знак глубочайшего внимания, что заставило мисс Пул замолчать и побудило Великого Турка продолжать, что он и сделал на очень ломаном английском — настолько ломаном, что между частями речи не было никакой связи из его предложений; факт, который он сам, наконец, осознал, и поэтому перестал говорить и перешел к действию.
Теперь мы были удивленный. Как он проделывал свои трюки, я не мог себе представить; нет, даже когда мисс Пул вытащила свои листки бумаги и начала читать вслух — или, по крайней мере, очень громким шепотом — отдельные “квитанции” за самые распространенные из его трюков. Если я когда-либо видел, чтобы мужчина хмурился и выглядел разъяренным, я видел, как великий турок хмурился на мисс Пул; но, как она сказала, чего можно ожидать, кроме нехристианских взглядов от мусульманина? Если бы мисс Пул была настроена скептически и больше занималась своими квитанциями и схемами, чем его фокусами, мисс Мэтти и миссис Форрестер были озадачены и сбиты с толку в высшей степени. Миссис Джеймисон то и дело снимала очки и протирала их, как будто считала , что в них есть какой-то дефект, создающий иллюзию; а леди Гленмайр, которая видела много любопытных зрелищ в Эдинбурге, была очень поражена фокусами и совсем не соглашалась с мисс Пул, которая заявила, что любой мог бы выполнять их, немного попрактиковавшись, и что она сама возьмет на себя обязательство делать все, что делал он, с двумя часами, отведенными на изучение Энциклопедии и на то, чтобы сделать свой безымянный палец гибким.
Наконец мисс Мэтти и миссис Форрестер пришли в совершенное благоговение. Они перешептывались. Я сидел прямо за ними, так что не мог не слышать, о чем они говорили. Мисс Мэтти спросила миссис Форрестер: “Считает ли она, что было совершенно правильно прийти посмотреть на такие вещи? Она не могла не опасаться, что они поощряют то, чего не было совсем”, — легкое покачивание головой заполнило пробел. Миссис Форрестер ответила, что та же мысль приходила ей в голову; она тоже чувствовала себя очень неловко, это было так странно. Она была совершенно уверена, что в этой буханке только что был ее носовой платок, а не прошло и пяти минут, как он был у нее в руке. Ей стало интересно, кто снабдил ее хлебом? Она была уверена, что это не мог быть Дейкин, потому что он был церковным старостой. Внезапно мисс Мэтти полуобернулась ко мне—
“Не могли бы вы посмотреть, моя дорогая — вы чужая в городе, и это не даст повода для неприятных слухов — не могли бы вы просто оглядеться и посмотреть, здесь ли пастор ? Если это так, я думаю, мы можем сделать вывод, что этот замечательный человек одобрен Церковью, и это будет большим облегчением для меня ”.
Я посмотрел и увидел высокого, худого, сухого, запыленного ректора, сидящего в окружении Мальчики из национальной школы, охраняемые войсками своего пола от любого приближения многочисленных крэнфордских старых дев. Его доброе лицо расплылось в широкой улыбке, а мальчики вокруг него заливались смехом. Я сказал мисс Мэтти, что Церковь одобрительно улыбается, и это успокоило ее
Я никогда не называла мистера Хейтера, ректора, потому что я, как состоятельная и счастливая молодая женщина, никогда не вступала с ним в контакт. Он был старым холостяком, но так же боялся, что матримониальные слухи распространятся о нем, как и любая восемнадцатилетняя девушка: и он скорее ворвался бы в магазин или нырнул в подъезд, чем столкнулся бы с какой-нибудь из крэнфордских леди на улице; а что касается партий в преферанс, я не удивлялся он не принимал приглашений на них. По правде говоря, я всегда подозревал, что мисс Пул очень энергично преследовала мистера Хейтера когда он впервые приехал в Крэнфорд; и не меньше того, потому что теперь она, казалось , так живо разделяла его страх, что ее имя когда-нибудь будет связано с его именем. Он нашел все свои интересы среди бедных и беспомощных; сегодня вечером он угостил мальчиков из Национальной школы на представлении; и добродетель на этот раз была сама по себе наградой, потому что они охраняли его направо и налево и вились вокруг него , как будто он был пчелиной маткой, а они - роем. Он чувствовал себя в их окружении в такой безопасности, что даже мог позволить себе поклониться нашей группе, когда мы выходили. Мисс Пул проигнорировала его присутствие и притворилась, что поглощена попытками убедить нас в том, что нас обманули и что мы вообще не видели синьора Брунони.


Рецензии