Права человека на социальное обеспечение
К настоящему времени на международном уровне сформирована система источников права, которая является прообразом и основой для совершенствования национального законодательства, включая и законодательство о социальном обеспечении.
В ст. 22 основного международного документа по правам человека Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закрепляется, что «каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях».
В ст. 25 Декларации предусмотрено право каждого человека «на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход, образование и необходимое социальное обслуживание, который нужен для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи с правом на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».
В данной статье указывается также на необходимость особого попечения и помощи в случае материнства и младенчества.
Таким образом, во Всеобщей декларации прав человека закреплено не только право на социальное обеспечение, но и право на достойный уровень жизни, гарантирующий человеку и его семье возможность удовлетворения их основных потребностей, а также указан перечень социальных рисков, при наступлении которых возникает право на социальное обеспечение (безработица, болезнь, инвалидность, наступление старости и иные случаи утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам).
При этом, надо отметить, что приведенный перечень открытый, в нем представлены лишь наиболее широко распространенные социальные риски, и любое государство может при наличии экономических возможностей дополнять его и иными социальными рисками.
Другим универсальным актом, целиком посвященным экономическим, социальным и культурным правам человека, является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г.
В преамбуле данного документа признается, что идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами.
В Пакте закреплено не только право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 9), но и предусматривается, что самая широкая охрана и помощь должны предоставляться семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, в особенности пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании (ст. 10).
Также особую охрану необходимо предоставлять матерям в течение разумного периода до и после родов, а работающим матерям в этот период должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению.
Кроме того, особые меры охраны и помощи следует принимать в отношении всех детей и подростков, они должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации.
В ст. 11 признается право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства обязаны принимать надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права.
Среди целей и задач, закрепленных в Декларации о целях и задачах Международной организации труда (приложение к Уставу МОТ), признается обязательство способствовать принятию странами мира программ, имеющих целью повышение жизненного уровня, расширение системы социального обеспечения, с тем, чтобы обеспечить основной доход для всех, нуждающихся в такой защите, и полное медицинское обслуживание, защиту благосостояния детей и матерей, обеспечение необходимого питания, жилищ. Право на социальное обеспечение наиболее полно закреплено актами, принимаемыми данной организацией.
На необходимость соблюдения права на социальное обеспечение и принятие мер по его реализации указывается в Рекомендации МОТ 1944 г. № 67 «Об обеспечении дохода». В данном документе отмечается, что существенным элементом социального обеспечения является обеспечение дохода с тем, чтобы уменьшать нуждаемость и предотвращать нищету путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (включая старость) или в связи с неспособностью получить оплачиваемую работу, или по причине смерти кормильца.
Рекомендуется также (при наличии возможности) организация обязательного социального страхования. Обеспечение определенных категорий лиц, в особенности детей, находящихся на иждивении, нуждающихся инвалидов, престарелых лиц и вдов, должно производиться системой в порядке социального вспомоществования: они должны иметь право на пособия в приемлемых размерах.
В Рекомендации № 67 закрепляются совокупность случаев и круг лиц, которые должны быть охвачены системой социального страхования, размеры пособий и условия уплаты взносов. При этом к страховым случаям Рекомендация относит те, возникновение которых препятствует застрахованным лицам зарабатывать средства к жизни в связи с нетрудоспособностью или неспособностью получить оплачиваемую работу, а также смерть застрахованного, оставившего находившуюся на его иждивении семью. Это также определенные случаи крайней необходимости, вызывающие чрезвычайное напряжение, связанное с ограничением дохода, компенсация которого не предусмотрена каким-либо другим путем.
В ст. 7 Рекомендации дается конкретная классификация страховых случаев: болезнь, материнство, инвалидность, старость, смерть кормильца, безработица, расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами, производственные травмы. Предусматривается, что пособия не должны выплачиваться одновременно в связи с более чем одним из следующих случаев: инвалидность, старость и безработица.
Относительно размера пособия в ст. 22 сказано, что «пособия должны соответствовать предшествующему заработку застрахованного лица, на основе которого последнее уплачивало взносы; однако любое его превышение над заработком, преобладающим среди квалифицированных трудящихся, может не приниматься во внимание при определении размера пособия или частей его, выплачиваемых из источников, не складывающихся из взносов застрахованного лица».
Лица, работающие за вознаграждение, должны быть застрахованы от всей совокупности случаев, охватываемых социальным страхованием. Лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, должны быть застрахованы на случай инвалидности, старости и смерти на тех же условиях, что и лица, работающие по найму; следует предусмотреть возможность их страхования также на случай болезни и материнства, вызывающих госпитализацию, на случай болезни, продолжающейся в течение нескольких месяцев, и на случай особых расходов, вызванных болезнью, материнством, инвалидностью и смертью.
В данном акте определены и основные направления в области обеспечения благосостояния детей и содержания нуждающихся инвалидов, престарелых лиц и вдов.
Непосредственное отношение к социальным правам имеет и Конвенция МОТ 1962 г. № 117 «Об основных нормах и целях социальной политики», поскольку указывает, что всякая политика должна, прежде всего, направляться на достижение благосостояния и развитие населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу. Конвенция рассматривает повышение жизненного уровня населения в качестве основной цели при планировании экономического развития.
К числу других актов МОТ, в которых раскрываются конкретные пути реализации права граждан на социальное обеспечение, относятся:
Конвенция 1952 г. № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» и Рекомендация 2012 г. № 202 «О минимальных уровнях социальной защиты»,
Конвенция 1962 г. № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения»,
Конвенция 1967 г. № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца»,
Конвенция 1982 г. № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» и Рекомендация 1983 г. № 167 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального страхования».
Ни одну из вышеперечисленных конвенций Россия так и не ратифицировала.
Свидетельство о публикации №223012800581