Хроника-клиника Захаровой Э. О
Не прошло и двух дней после возвращения с острова Лесбос, как я оказалась... в Литве... Очень неожиданно. Импровизационно. Прилетела в Москву я рано утром 29 апреля. Поспала. Проснулась. Встала. Умылась. И подумала: так жить нельзя! Вернее, нельзя прожить оставшуюся неделю от отпуска в Москве. И полетели мои лихорадочные мысли по географической карте Европы. Но ничего не надумала, потому что во все стороны дорогущие перелёты. Так ничего не нафантазировав, отошла ко сну с тяжёлой головой после долгих поисков по интернету. А на следующий день утром пришло решение само - меня какой-то неведомой силой понесло на рижский вокзал, к ж/д кассам дальнего следования. Я ещё не знала, про какое ж/д направление буду выяснять. Глядя в глаза оператору само произнеслось: "на сегодня билет до Вильнюса". Но билеты были только на завтра, на 1 мая. Ещё лучше! Люблю в праздничные дни уезжать! И обратный билет нашёлся! Итак, 1-го вечером погружаюсь на Белорусском в поезд номер 5, и 2-го в 9 утра я уже в Вильнюсе! Сначала была задумка сразу же, не задерживаясь, из Вильнюса "втопить" в Палангу. В Вильнюсе я была два раза и очень плодотворно. А вот в Паланге ещё с совковых времен мечтала погостить. И сейчас настал черёд Паланги. Мне после южной палящей Греции захотелось вдруг вдохнуть Балтийского воздуха. И тут ведь сосны перед морским побережьем. Но в Вильнюсе задержалась. На сутки. Угадайте с одного раза - что меня может остановить? Театр, конечно! И не просто - а премьера Оскара Коршуноваса. Я его спектакли видела - несколько лет назад он привозил "Укрощение строптивой" в Москву на театральный фестиваль. - с питерским театром ставил. А в Вильнюсе - премьера в литовском национальном театре драмы, его, Коршуноваса премьера - "Елизавета Бам" по Хармсу. Я в диком восторге. Еду в поезде и в предвкушении. И именно 2 мая - два спектакля: в 3 и в 7. Думаю, - уж на какое-то время и попаду. А нет. Быстро заселилась в отель (в центре, на главном проспекте Гядеминаса) - и прирулевую к театру (он, кстати, тоже на пр. Гядеминаса) а билеты все проданы. Давно, причём. Ну я, конечно, надежды не теряю. Думаю, подойду к пол-третьему. На переговоры с администратором. И точно - такая милая женщина! Пропустила безо всяких лишних слов. А что там говорить! Она не говорит по-русски, а я - по-литовски. Скажу больше - она и по-английски не говорит. Вера моя сейчас рассмеялась бы мне в лицо! Я, конечно, малознающая в английском разговорном, но я какие-то ключевые словечки и фразы могу выразить. И выразила перед администратором. Но она мне ответила языком жестов. Она радушно пригласила и мило улыбнулась. Как это любезно с её стороны. Спектакль очень, очень интересный. Его ещё буду долго переваривать, осмысливать, передумывать. Это просто "взрыв". На мою восприимчивую воспалённую голову.
(В моих других документах есть более подробное описание моих впечатлений от "Елизаветы Бам" Коршуноваса. Потому что у меня примерно через год был повторный визит на этот спектакль. Дааа, были времена, когда я могла себе позволить слетать за границу на выходные - и именно - в театр...)
Сейчас в Палангу переехала. Сегодня 4 мая. Со 2-го числа всё ещё пребываю под воздействием премьеры О. Коршуноваса. Сильное потрясение... Я даже не знаю, как об этом говорить. Глядя на спектакли Коршуноваса думаешь - режиссёрские возможности не имеют границ... Сценограф - явно заодно с Коршуновасом - такое целостное представление я наблюдала. Много символов. Пока рассаживались зрители - чуть в глубине сцены актриса ритмично-меланхолично раскачивалась на детской лошадке...
В спектакле звучит романс на русском языке.
До спектакля ходила по городу, поднялась на исторический холм - на то место, где зарождался Вильнюс. Основателем города считается легендарный Гядеминас. С холма, который огорожен крепостной стеной, великолепный вид на старый город с маленькими кукольно-сказочными домишками с черепичными крышами. И на новый современный город я тоже бросила взгляд. Потом бродила по историческому центру, прошлась по улице Пилес до Ратушной площади, мимо костёла св. Анны. Этот костёл как-то связан с именем Наполеона. Он там был. Если я не путаю информацию из интернета. Мой отель в очень удобном туристическом месте Вильнюса. На проспекте Гядеминаса. Это наиглавнейший проспект города. На этом проспекте три театра - два из которых я посетила. Литовский Национальный Театр Драмы и Малый. В малом, кстати, служит Будрайтис.
Я не только театры охватываю! Исторические достопримечательности стараюсь не пропускать! Хоть и третий раз в Вильнюсе - конечно же приятно пройтись по старым знакомым местам!.. Проспект Гядеминаса плавно приводит к Кафедральной площади. С замком Гядеминаса в центре площади.
2 числа, выгрузившись на центральном ж/д вокзале Вильнюса, я отправилась пешком в свой отель. Было обозначено, что пешая прогулка от вокзала до отеля - 33 минуты. Разве это не чудесно?! Пройтись пешочком по утреннему Вильнюсу! По пустынному Вильнюсу! Я с удовольствием отметила про себя - как тут свободно, безлюдно. Одинокие прохожие попадались, но с очень большими интервалами. Шла я не 33 минуты. А около часа. По пути пару раз присаживалась в сквериках, наслаждалась распустившейся зеленью, вдыхала запахи нового города... Потом свернула немножко в сторону со своего маршрута - красивая соборная площадь, в центре которой францисканский костёл. Он ещё был закрыт. Бросив чемодан у бордюра газона, я походила по площади. Здесь несколько построек, датируемых 13-14 вв. Часам к 10 подрулила к своему отелю. Заселяться ещё рано было. Мне сказали - часам к 12 будет готов мой номер. Прекрасно! Я оставила чемодан и пошла на прогулку. Первым делом - узнать насчёт премьеры. Про это я уже высказалась. Всё сложилось чудесно. И на 15-часовой спектакль попала, и по городу побродила, заглянула в один из многочисленных соборов, послушала на литовском мессу. С песнопением. Красиво, чарующе!! Прошлась от площади Ратуши до замков Князей. Один из замков на реставрации. Тут превосходный панорамный парк - на некотором возвышении. А ещё днём - легко взбежала на Холм Гядеминаса. И оттуда, с высоты птичьего полёта обозревала просторы Вильнюса во все стороны. На этом холме зарождался средневековый Вильнюс. Я тут задержалась-замечталась...
Спектакль Коршуноваса бесподобный!... Сразил наповал. Снёс напрочь всю мою слабую голову... Удивительный режиссёр. Столько интересных приёмов! Читаю сейчас дома , перечитываю "Елизавету Бам" - думается: как такой обэриутовский текст можно перенести на сцену? А вот и можно! Для творческой личности нет предела! Спектакль начинался уже в фойе. - на билетном контроле. А для меня билета не было, Тщетно прождав у администраторского окна, я отправилась ко входу в театр. Там и оказалась администратор. Я только открываю рот, чтобы произнести администратору реплику-просьбу - пропустить на спектакль, и вижу рядом с собой впечатляющего персонажа - с красным чулком на голове. Т.е. лица вообще не видно. Чулок плотный, в 100 ден, наверно. Только очертания выступающих составных частей лица и головы: нос, губы, уши. На "чулочной" голове - цилиндр. Кроме цилиндра - классический костюм. Администратор без лишних слов меня пропускает. А я стою разиня рот - глазею на этот престранный персонаж. В красном чулке. А он - в свою очередь - на меня. Но он - по-актёрски ведёт себя. Смотрит сквозь чулок по-актёрски. И стоит статично - тоже по-актёрски... Эта "чулочная" компания - явно из труппы театра. Они нарочно так придумали. И по всему фойе много бродило таких красно-чулочных костюмов. И каждый - выбирал себе жертву среди зрителей. Но они безвредны были. Только неотступно сопровождали свою жертву. Даже в туалетные комнаты. Я очень бурно и восторженно реагировала на своего спутника. Пыталась с ним разговориться. Но он не поддавался. Так, видимо, надо. Режиссёрская задумка. А я всё болтала, болтала... Потом угостила парня московской кремовой конфеткой. Он принял угощение, но держал конфетку на протянутой вперёд чёрно-перчаточной ладошке; будто раздумывал: брать или не брать... Он ходил минут 7-8 за мной. Потом вдруг исчез. Но я недолго находилась в одиночестве. Нарисовался новый сопровождающий Вернее, сопровождающая. Это была женщина, явно. Она ходила не за мной, как предыдущий мужской персонаж, - рядом со мной. И всё время норовила смотреть мне в глаза. Я тоже решила подыграть ей. Остановилась, развернулась к ней всем своим корпусом и впилась в её глаза. И так мы несколько минут простояли. Между тем прозвучал первый звонок. Некоторые персонажи лежали на полу. В разных позах. Я захотела подле них прилечь и сфотографироваться. Но как только я плюхнулась рядом с одним из них - как тот быстро поднялся и поспешил удалиться прочь. Так что исторического фото не вышло. В зал народ не стихийно продвигался. А с подачи тех же красно-чулочных персонажей. Они вновь выбирали "жертву", на расстоянии подзывали пальчиком и указывали на вход в зал. Причём, вели какими-то театрально-окольными, подвальными путями. И спектакль шёл на нижнем ярусе театрального помещения. Мы все дружно шли за нашими ведущими какими-то витиеватыми лабиринтами, спускались по лестницам, уходили куда-то "вбок", по узким проходам. Наконец, попали в небольшой затемнённый зал, ряда в три-четыре и в каждом ряду мест 15. Сидели очень тесно, народу много, я воткнулась в первый ряд по центру, среди студентов. Хочу сказать - забегая вперёд, когда уходила из театра, - всё те же персонажи выпроваживали зрителей, а меня персонально плотно окружила целая толпа этих костюмов и что-то дружно прокричали. На литовском. Так мне понравился такой финал моего посещения театра! Там, видимо, в курсе "меня" были. Потому что я писала на эл. почту администратора театра ещё из Москвы, что мечтаю попасть на премьеру "Елизаветы Бам"; приписала, что работаю в московском театре под руководством Ю. Погребничко. И что знакома с некоторыми театральными работами Коршуноваса... В общем, благодаря этому предисторическому письму меня и пропустила администратор, когда я перед спектаклем подошла и озвучила, что я накануне отправила письмо на эл.адрес театра, что, мол, из Московского театра приехала специально на спектакль. Да - "Елизавета Бам" - такой спектакль!..- это целый шквал интересных деталей, скрупулёзно отточенных, только смотри, крути головой во все стороны, всё старайся охватить! Такие спектакли надо по нескольку раз посещать, внедряться, проникать вглубь... И сам материал-то - текст Хармса - такой простор для творчества... Сейчас читаю "Елизавету Бам" - а в памяти сопоставляю со спектаклем - диву даюсь, как интересно переработал режиссёр Хармса...
Вчера - 3 мая - как подъехала в Палангу, поскакала к морю. Сначала полюбовалась видом католического костёла из окна моего номера. От отеля - метров 400 и море! Прекрасный пляж! Хоть и совсем не купальный сезон. Солнечно и одновременно ветерок. Но я спряталась в дюнах и даже смогла раздеться и позагорать! С 4-х дня до половины шестого. Потом переоделась/утеплилась в сапоги и пальтишко - и вновь поспешила к морю. Шла долго вдоль кромки берега, почти по краю волн. Потом - назад - также по волнам. Тут , на пляже сооружён длиннющий понтон - наверно, с километр в сторону открытого моря. И много отдыхающих/гуляющих. И рыбаков. И очереди за свежевыловленной рыбкой! Тут даже объявления рядом с рыбными вёдрами. Недорого продают. Мне забавно было наблюдать за такой мизансценой. Я сфотографировала панорамно и рыбаков, и очередь за рыбой. Без объявления - о продаже рыбы. А мне хотелось с объявлением заснять. Но рыбак увидел и запротестовал. Наверно, боится осложнения с налоговой...
В вильнюсском отеле вкусные сдобные булочки меня чуть не погубили... Вернее, моя страсть к ним. Невозможно было оторваться. Слоёные, с яблоком и корицей, свежие хрустящие. Вкус необыкновенный! А мне надо было поторопиться на автобус, следующий в Палангу. Билет был куплен заранее. На 8.50 утра. А ресторан в отеле в этот день - 3 мая - открывался в 8. Я об этом узнала позже, когда билет был уже на руках. К 8 спустилась в ресторан на завтрак. Думаю, 15 минут хватит кофе выпить. Но сразу на барной стойке бросились в глаза эти слоёные треугольнички. Даа, 15-ю минутами тут не обойтись... И кофе со сливками, и мёд, и орешки грецкие, да кашка овсяная, фрукты, сыры, соки.... К булочкам делала три подхода... В общем, из отеля выскочила в 8.25. Хорошо, троллейбуса я не ждала. Он меня ждал... Я его увидела издалека, и пока бежала метров 20, водительница меня любезно ожидала. Она просто спасла меня. Иначе - непонятно, во сколько бы я уехала - часа через 4-5. И 20 евро было бы жаль... Но я успела. В междугороднем автобусе Вильнюс-Паланга у меня было место номер 1 на 2-м этаже. Отличный большой автобус. С панорамным обозрением. За окном большей частью сосновый пейзаж. Причём, у сосен верхушки ярко-зелёного цвета. Почти кислотного. Я стала пристально вглядываться. И рассмотрела: это смешанный хвойно-лиственный лес; за соснами высокие берёзы со своей свежей зелёной листвой создают такой эффект. И вся растительность тут - и травка на полях, и хвойные деревья, и лиственные - будто бархатные. Такое ощущение было у меня, когда я смотрела за окно. Так и хотелось прикоснуться рукой к этому "бархату"...
Из окна моего отельского номера в Паланге - прекрасный вид на католический костёл.
Во время одной из прогулок по центральной улице Юратес такую трогательную мизансцену наблюдала. С кошачьей тематикой. Сфотографировать не удалось. Но попробую описать. Две кошечки - на противоположных сторонах дороги. Обе красивенькие, с чудесным окрасом - одна чёрно-белая, вторая - рыже-белая. Смотрят друг на друга, "пасут". Их разделяет широкая пешеходная дорога. И хотя им ничего не стоит перебежать и оказаться рядом, они не торопятся, а только созерцают друг друга на расстоянии. Так театрально выглядела вышеописанная мизансцена с кошечками... Даа, весьма любопытен мир животных... И ещё у меня в Паланге случилась замечательная встреча - с "водоплавающей фауной". Брела я как-то брела вдоль берега и добрела до лебединого островка. Реально - лебеди плавали - и почти у берега. Белоснежные, величавые... Как они здесь оказались - хотела у хозяина своего отеля расспросить - да забыла... Я не слишком приближалась к этим прекрасным птицам, чтобы не спугнуть. Они очень нежные и трепетные.... Как завидят людей - сразу от берега отплывают - далеко, в открытое море...
В Паланге всё время проводила у моря. Брала еду, книгу - новеллы Пиранделло - и наслаждалась прекрасным отдыхом. Какая красота! Чистейший курорт, чистейшее море, чистейший воздух. В 10-ти метрах от моря - сосновый лес. Много бродила вдоль прибрежной полосы, по кромке волн, далеко -далеко. И набрела на сосну, низко-низко склонившуюся к земле; вытянулась градусов на 30 под углом. Но она не обломилась, живая. Несколько лет назад мы с Верой засняли в Сингапуре две "лежачие" пальмы - низко - почти горизонтально - вдоль земли росшие и вытянувшиеся от берега над морем. На курорте в Сентозе. И в Паланге такая же "лежачая"сосна мне попалась... Хороши прогулки, по прибрежной полосе в Паланге, терапевтические...
В этот отпуск за 2014 год я превосходно отдохнула! А было всего 2 недели. Столько географических мест вместилось... Лесбос, Вильнюс, Паланга. Потом три рабочих дня в Москве и - Финляндия.
Совершенно неожиданно отпускное шоу продолжается! Неожиданно для меня - основного персонажа. Утром 6 мая я вышла из поезда номер 5 Вильнюс-Москва. Днём того же числа выхожу на работу. Посвежевшая, отдохнувшая, полная сил, прекрасных вдохновляющих впечатлений и свободных мыслей. Поработала на славу в системе ОПАК. А 7-го числа призадумалась: а грядущие три с половиной дня как провести поинтереснее? Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые дни!.. И закипела работа по поиску жд, авиапередвижения. Самый удобный и дешёвый вариант нарисовался по направлению в Хельсинки. Но это только показалось - что дешёвый. Вернее, дешёвый перелёт отыскался и проживание. А внутри этого милого городка - совсем не дёшево! Вообще-то я хотела поехать в Казань. Или в Ярославль... Или в Тулу... Но выходя из дому, захватила с собой только загранпаспорт. На российские ж/д направления билет по заграннику не продадут... А ж/д билеты в эти направлениях тоже быстро исчезали. И надо было срочно выкупать. Пришлось изыскивать заграничный вариант. Но всё, что ни случается - всё к лучшему... И главный стимул возник отправиться в Хельсинки - конечно же, ТЕАТР! После покупки авиабилета я пошла "шерстить" по интернету театральную жизнь Хельсинки. Каково же было моё ликование, - я тут же наткнулась на знакомое до боли название - "Дядя Ваня"". Я на всех языках распознаю милого Антона Палыча! И мне повезло - в день моего прилёта "Дядя Ваня" стоял в репертуаре Национального театра Хельсинки. И всё бы хорошо - да только время спектакля 9 мая дневное: 13.00. А я прилетала в 13.20. Только в аэропорт. Который в 20 км от центра. А следующий спектакль "Дядя Ваня" - лишь 12 мая. И никак. Но мне приходит шальная мысль - в Хельсинки быстро выгружаться из самолёта, быстро пройти паспортный контроль, быстро прыгать в такси и нестись на всех парах в театр. У меня сразу повысилось настроение. Ну что - опоздаю, хоть так, чем вообще никак! Я даже в Москве с помощью гугла заготовила несколько фраз на финском, типа: "пустите московского театромана на спектакль за ради бога!"; "я только что прилетела из Москвы и сразу в театр на такси!"; "я войду тихо в зал, не дыша", и "я готова купить билет за любые деньги". Для таксиста тоже была бумажка с адресом театра и переводом реплики: "я очень тороплюсь!"... Я до того была увлечена этой идеей, что ничего не замечала. Но быстро мне удалось только первой выскочить из самолёта - очень ювелирно обойдя пассажиров бизнес-класса. На контроле меня долго изучали. Но не из-за подозрения. Я уже давно не смущаю зарубежных таможенников. Достаточно пролистнуть мой загранпаспорт. Штампов ставить негде... Почти что - человек мира... который рассекает по всему свету... А тут - новые дела... Юному офицеру я понравилась. Он решил побеседовать со мной. По-русски. Просматривая мой паспорт, он констатировал, что я в Финляндии в первый раз. И не понятно было - как он это сказал - с сожалением или с радостью... Чтобы он не очень рассусоливал со мной, я ему сунула бумажку, на которой было написано по-фински: "я очень тороплюсь в театр!" Но он наоборот, оживился новыми возникшими вопросами: есть ли у меня билет в театр, да как я попаду... Я ему - да как ни то попаду, дяденька, отпустите уже девушку, цигель-цигель... Без "ай-лю-лю". "Ай-лю-лю" тут, на таможенном финском контроле было бы неуместно... Наконец, вырвалась от него.Самое интересное - те пассажиры моего рейса, которых я обогнала, давным-давно прошли контроль и ожидали багаж. Поглядывали на меня. Они видели, как долго меня держал у окна офицер. Сам сидел в своей будочке. А даме места не предложил!.. Ладно. Еду. Я заметила сразу, что таксист не обнулил счётчик. 6 евро с копейками. было. Я не сказала ему ничего. Я была поглощена театром: побыстрее, побыстрее. Пусть ему на пользу пойдут мои 6 евро 43 центов. Доехали. Время 14.00. Скорее - ищу двери в театр. Дядька ни к тем подвёз. Пришлось минут 6-7 побегать вокруг театра, пока не нашла нужный подъезд. А он на замке. У финнов не принято опаздывать. Хоть они и тормозные. Но во всём - очень пунктуальны. На мои барабанные стуки в дверь сбежались администраторы. Два. Двое. Я им сую свои бумажки с переводами. Они долго "въезжают". И - отказывают... Я - как последнюю надежду - достаю "из широких штанин" старое служебное удостоверение театра "ОКОЛО". Для пущей важности ещё помахала у них перед носом "ОКОЛОвским" репертуаром на апрель, кажется, 2014-го. Благо при мне всегда имеется таковой - на какой-либо месяц...Только это подействовало. Они вдруг увидели в моём лице свою коллегу... И объясняют: нужен билет. Показывают - где билетная касса. Это в другом подъезде. Бегу туда. Кассир машет головой: невозможно, спектакль идёт уже целый час. Кассир-то не знает, что администрация меня пропускает. Я - опять в тупике - что делать, бежать к дверям и снова объяснять. Но тут один из администраторов подошёл и сказал пару фраз кассиру. И - удача - продают мне билет за 11 евро. Странно. Вера смотрела на сайте театра - билеты были только по 37 евро. Может, они мне продали со скидкой - поскольку я предъявила театральное удостоверение. Ура! Попадаю! Только мне объяснили, что после антракта. 15 минут я в ожидании.
Полуостров Катайанокка - знаменит архитектурными постройками в стиле Ар-Нуво.
Поездка удалась на славу! После приезда домой взялась тут же читать "Дядю Ваню". Перечитывать. В 125-й раз... Вот интересно, как они перевели на финский реплику няньки Марины: "...ноги у меня так и гудуть, так и гудуть..."... У Чехова в пьесе именно так звучит реплика Марины. Национальный Театр большой. И с балконом - могли бы тихонько на балкон меня пустить. А я томилась в коридоре... На балкончике я бы захватила хоть концовку 1-го действия. Но - я не стала нудить - терпеливо ожидала в фойе, прямо под дверью в зал. Старалась распознать по доносившимся звукам, что за мизансцена. Вдруг до меня донеслась знакомая мелодия - "Чунга-чанга". Из советского мультика. Я подумала, что это я брежу-грежу. Но на самом деле режиссёр включил фонограмму этой песенки в свой спектакль. Песня-то на африканскую тему. А в "Дяде Ване" Астрова волнуют африканские мотивы: "...а какая жара, должно быть, сейчас в этой Африке..." И в спектакле Астров периодически насвистывает мелодию этой весёлой задорной песенки...
Да, про переводы драматургических текстов - это особое рассуждение. Особенно задумалась об этом после просмотра "Елизаветы Бам" в Вильнюсе. Вот хорошо бы во время театрального действия следить за синхронным переводом! Тогда - совсем другое восприятие спектакля.
"Дядя Ваня". Вошла в антракте в зал. На сцене - реквизиторские приготовления ко 2-му действию. Мальчик подсыпает на сцену кучки песка. Слегка выравнивает. Билет мне продали в 17 ряд партера. Зал полон. Никто не ушёл после 1-го действия. Это приятно. И вообще - пока я была в режиме ожидания, в фойе, до меня часто доносился зрительский смех. Хороший зал. Спектакль сделан очень вдумчиво. Режиссёр, сценограф, актёры, звуко- светорежиссёры тщательно поработали над текстом оригинала. Очень грамотно схвачено настроение чеховских героев, замечательно выстроены роли Сони, Ивана Войницкого, Елены Андреевны. Я очень была удовлетворена от просмотра спектакля. Хоть и половинки спектакля. Рада, что попала. Ухватила немножко милой чеховской атмосферы... Я осознаю в полной мере, что мне несказанно повезло! И с Финляндией, и с Литвой - в обеих столицах я наблюдала постановки русской классики. У Чехова в "Дяде Ване" есть реплика про Финляндию. Финны гордятся, что такая глыба, как Чехов в своей пьесе упомянул про их страну. Устами профессора Серебрякова. Когда он в 3-м действии объявляет своим родственникам. что желает продать дом в деревне и на вырученные деньги купить небольшую дачу в Финляндии. Это почти дословно - как у Чехова в оригинале.
После спектакля я была в состоянии очень трогательном, разнеженном. Я вышла из театра (не забыв ещё раз поблагодарить администраторов за чуткость и понимание, оказанные мне!), солнечные лучи пригревали хорошо. Мне не хотелось сейчас никуда спешить. Я приземлилась тут же на площади, около театра. В центре площади, перед театром - памятник финскому писателю Алексису Киви. У памятника очень оживлённо. Молодые люди в белых фуражках, все - как один - в смешных широченных штанах, на которых густо нацеплены значки, множество значков! И они хором исполняли какой-то музыкальный опус. А один их товарищ тщательным скрупулёзным образом мыл скульптуру национального литературного автора. Он стоял в "люльке", автоматически управляемой и движущейся то вверх - к голове писателя, то к ногам... Параллельно велись съёмки и интервью. Временами "рвал" ветер. Посидев немножко, я принялась напяливать на себя всё, что было из одежды. Я же с рюкзаком, не заходя в отель, - всё при мне. Короче - две футболки, две кофты с длинным рукавом и тёплая индийская кофта сверху. Ещё и на шее бандана, теплый шарф. А на ногах двое лосин, двое гамаш... Хорошо с собой носить всё своё... Раз - и приоделась...
Позже я подчитала путеводитель и мне разъяснилось событие, развернувшееся на площади перед Национальным театром, у памятника Алексису Киви. В белых фуражках и широких разукрашенных множеством значков - это студенты. Как раз в первую декаду мая у них проводятся такие культурные массовые мероприятия, связанные с национальными достопримечательностями. У них этот период - праздничный - выпадает на начало мая. И это понятно: скоро сессия и как следствие - каникулы. Оставшийся вечер провела на свежем финском воздухе. Бродила по центру, сверяясь с путеводителем. Тут, в Хельсинки, можно сказать, музей под открытым небом. Такие уникальные здания в архитектурном плане: пивоваренный завод Синебрюхова, Дом Седерхольма (датируемый 1757 г.), Дом Киселёва. Особенно меня заворожило здание на Alexsanterinkatu, 44 - нынче тут находится страховая компания "Похьола". - с красивыми архитектурно-рельефными деталями.
Неожиданно на набережной (в последний вечер) меня ждал сюрприз. Сюрприз в квадрате. Первый - клубника. Вкусная, красная, соооооооочная!! Я в процессе прогулки вырулила на набережную - что неподалёку от Александр-синоттерин. А на набережной фруктово-продуктовый рынок. Чего только нет и всё недорого. Я мгновенно вызрела клубнику. За килограмм 2 евро. Не раздумывая покупаю. Вода течёт рядом из колонки. Промываю весь килограммовый пакет. И снимаю пробу. Вкус - восхитительный! Настоящая нехимическая, несинтетическая клубника! На неспешном ходу потребляю сочные душистые ягоды, двигаюсь по набережной. Чуть дальше фруктового рынка - вещевой. Я не планировала знакомиться с распродажей товаров лёгкой промышленности. Но вдруг мой взгляд упал на один предмет, интересующий меня всю мою сознательную жизнь. Это головные уборы. И вижу чудные шапочки с мордочками различных зверюшек. С глазками, ушками, усиками, рожками... Как я пошла мерить всё подряд! Пакет с клубникой пристроила на земле и оторвалась по полной! И что интересно - всё, что примеряла, мне всё нравилось и всё было к лицу. Решила, что без покупки не уйду. Но я вовремя призадумалась - и решила с явными изображениями звериных мордочек не брать шапочку. А выбрала только с двумя ушками и с двумя рожками. И не яркого цвета. Спокойно-фиолетовые тона сменяются спокойно-оранжевыми. Довольная шапочкой, клубникой и собой, я отправилась дальше гулять. .
Надо особо сказать про мой хостел. Впервые я познала все прелести зарубежного общежития. Как-то так совпало желание недорого снять жильё и заодно окунуться в лёгкую молодёжную среду. Но это я так думала, что в молодёжную... Не я одна такая престарелая стремилась к эконом-проживанию. Я ещё встретила там одного дедушку и двух бабушек - и все трое постарше меня. И они были все в "свободном единоличном полёте", как и я . Две ночи в Хельсинки я провела в 10-коечном женском номере. Это круто! И дёшево. Мне тут всё было интересно. Молодёжно, весело, шумно, позитивно! Молодая энергия бурлила и заводила меня. Тут была фонтанирующая ночная жизнь. Никто не спал. Все тусовались в большом холле. Тут, впрочем, был уголок тихих игр. Взрослые 20-летние ребята резались в детские настольные игры - типа хоккея. Где-то по другим столам восседали любители рокмузыки. Они слушали свои любимые рокгруппы. Но в моём номере были почти все сони. Номер на 10 койко-мест. Кровати 2-ярусные. Я бронировала 1 этаж. Иногда выпадают ночи, когда сплю я беспокойно. А когда и вовсе не сплю. Так что 2 ярус мне не подходит. Народ в моём 10-местном номере подобрался престранный. Хотя - где-то как-то местами все мы странные; "а не странен кто ж?.." При мне в комнате ночевали четверо. И две из них всё время почивать изволили. Т.е. я уходила - они спали и когда приходила - тоже спали. Приходила я оба вечера в 11-11.30. Хотя - нет - одну спящую я видела только с вечера. Но поднималась она позже меня. А вторая - та всё ещё спящая была, когда я, напившись досыта кофе, уходила в около 12 утра. Возможно, у неё трудный путь был до отеля, может, многодневный пеший переход - мало ли что - это её личное дело. Просто так совпало - она как раз надо мной, на 2-м ярусе обитала. И всё время в горизонтальном положении.
В первый день до своего хостела добралась около 11 вечера. Оформилась у регистрационной стойки. Дали номер комнаты. Я была уверена, что занимаешь любую понравившуюся койку. Что я и сделала. Оказалось, что это чужое место. Хорошо - вовремя сообразила. Меня потом смутили латинские буковки над каждой койкой. И на своей магнитной карточке я тоже разглядела заглавную буковку "аш"... И тогда до меня дошло, что это за "аш"... А я уселась на "и" английскую. Рядом, но не моё... Быстро переместилась на "и" английскую. Это не единственная моя ошибка была в хостеле... В этот поздний вечер меня ждала сплошная череда разборок. И всё - по моей инициативе. Но я не нарочно. После того, как мне дали карточку и когда я расселась на чужом месте - но оно пока пустое было, свежезастеленное; я обнаружила пропажу своих записей. Я за неимением блокнота вела текущие путевые заметки на букинкомовской распечатке. А эту распечатку я доставала и предъявляла мальчику на ресепшне. И вот когда я разбирала вещи в комнате на кровати "аш", не увидела этой букинкомовской бумажки. Я скорее к парню, кое-как объясняю - в чём дело, он долго не "въезжал", почему я к нему пристаю. Чтоб как-то объясниться, он включил в компе гугл-переводчик с финского на русский. Потому что он покрылся нервной испариной, просто сам не свой был от моего напора. А я доказывала, что это он к себе забрал листик. Он мне пишет: "мне не нужна эта бумага, скорее всего она у вас, посмотрите получше". Он для пущей уверенности пошёл в другую офисную зону, где хранятся все бумаги. Там на всякий случай пошарил - шарил, шарил - не нашёл. Я восвояси поползла в комнату. И надо же - действительно, бумажки оказались скомканные в рюкзаке... Напрасно я на парня грешила. Но бумажки эти я много позже нашла. Потому что в комнату я не попала. Теперь потерялся магнитный ключ от комнаты! Прям цепочка потерь!! Я, видать, очень углубилась в разборки с парнем, что распечатка исчезла, я расстроенная была и где-то, как-то выронила карту от комнаты. Потеряла карту в пылу горячей гугл-переписки с парнишей... Я опять к нему, (он уже вздрагивает при виде меня! вот думает, ненормальная заселилась - за два дня я ведь могу весь хостел перевернуть!) Объясняю теперь про ключ. Он рыщет по столу, за которым сидит - нет ключа. Ну, блин, думаю, ещё платить придётся за утерю. Искали минут 10. Оба. И я, и он. Я тоже тянула руки к его столу - а это непросто. Он за высоким бордюром - я по другую сторону бордюра, а парень за кафедрой, и стол низко - относительно бордюра. Я уже делаю попытку обойти препятствия сбоку и придвинуться к столу. Парень охранял эту зону. Туда не должна касаться ни рука, ни нога проживающих... С перепугу он сразу нашёл мою карточку - она , оказывается, попала в коробочку, куда сдают карточки выезжающие из хостела. Как моя карта туда попала - непонятно. Но хорошо, что нашлась. На другое утро - когда я выходила из комнаты в кухонную зону парня уже не было. Его сменила девушка. И на другое утро, последнее в хостеле - когда я выезжала в аэропорт, его тоже не было. Но номер куцый, хоть и 10-местный - не слишком громоздкий. На полу нет места поваляться на спине, покувыркаться, на голове постоять...
А какие маршруты я прошла! В первый день - после спектакля - весь исторический центр. На второй день - вообще маханула гигантские расстояния. Монумент Яну Сибелиусу - на набережной, потом от него на кладбище Хиетаниеми, скальную церковь в Тэмпппелиакио. Много на трамваях каталась, проехала к театру Оперы, к заливу. На полуостров Катаянокка аж 2 раза ездила. Там, за Успенским православным собором огромный район с сохранившимися архитектурными постройками в стиле Ар-Нуво. Такие изумительные здания - одно лучше другого, Ходить - не исходить и не пересмотришь всё. Потолкалась на Центральном вокзале - тоже, кстати, архитектурно сооружён - в стиле Ар-Нуво. Проектировал архитектор Энгель.
Москва. Ночь музеев. Накануне меня занесло в Дом Гоголя. На выставку, посвящённую гоголевским "Игрокам". Оказывается, автор не был удовлетворён первой постановкой своей пьесы - на сцене Малого театра. Щепкин играл Утешительного. Николай Васильевич зарёкся писать для театра.
В ночь музеев вернулась домой в 2 ночи. Еле дорогу нашла. Заблудилась - и в своём же районе. После всех своих намеченных программ... Была глубокая дождливая ночь. И в этой дождливой ночи я заплутала. Конечным пунктом моей ночи музеев был Музей толерантности, - Еврейский музей. туда я стремилась на спектакль, который сделали совместными усилиями режиссёр Гоголь-центра Женя Беркович и актёров - Никиты Ефремова и Яны Гладких. Спектакль посвящён Марку Шагалу. Заодно и экспозицию музея посмотрела. Очень заинтересовала меня фотовыставка. Интересные кадры. Туда, в музей, дорогу я нашла - это на улице Образцова. Вернее мне подсказал водитель автобуса номер 19. Потому что я уселась и не вышла на нужной остановке, а проехала дальше. Но вовремя проконсультировалась с шофёром. Он меня перенаправил. Пошла пешком от улицы Щепкина. С помощью русскоязычных прохожих добралась до музея. У всех, у кого спрашивала - все туда направлялись, но никто не знал, где этот музей. Хотя - у всех были навигаторы на телефонах. Добрались совместно с их помощью. Приходим - огромная змеевидная очередь. Наверно, метров 400. И все с зонтами. Конечно, никому неохота мокнуть. У нас, в Москве, тоже иногда идёт дождь... Я постояла несколько секунд, потом - думаю - пойду узнаю, может, вся эта толпа выстаивает на экспозицию или на киносеанс; программа-то обширная. И сам музеище - здоровенный комплекс. Думаю, может, на спектакль и не надо стоять. Иду, пробираюсь на вход - никто не завопил, что я прямо прохожу в подъезд на вход, Спрашиваю про театр у тётеньки с металлоискателем. А она и вовсе не в курсе про театр. Говорит, проходите без ключей и телефона. Я и прошла. А раз пропустили - так что ж не посмотреть и весь музей! Времени до спектакля было ещё 30 минут. Но спектакль мне не понравился. Никакой не спектакль - читка текста. Но и эта читка мне не понравилась. Не знаю. Что за причина. Ранее я много раз присутствовала на читках - и в ШДИ, и на международном фестивале культуры в Манеже, и в Центре Мейерхольда, и в театре Коляды - мне это очень нравилось - всё равно - хоть актёры статично сидят и читают текст по листам - а полное ощущение театра! А здесь - может, актёры уже уставшие были - дело развивалось в час ночи. Они, возможно, до этого отыграли в своих театрах да плюс - в музее Толерантности - в час ночи, на который я стремилась, - был второй сеанс спектакля. Первый - в 23.00, а второй-в 00.30. Ну - что ж, хоть и так случилось, - так и случилось. Теперь я уже завершила свою программу - изрядно подуставшая, - иду, бреду домой. Из музея сразу взяла не то направление. Через 5 минут чую - не туда, не по той улице скачу. Ищу жертву, у которой буду пытать верную навигацию. Мальчик с девочкой за ручку прогуливаются. Кидаюсь к ним. Они вообще не знают, где они находятся. Загулялись... Зацеловались... Но им тоже было интересно узнать, куда это они забрели. Это сделать легко. Определить место нахождение. У всех продвинутые телефоны. Мальчик оперативно выяснил и мне указал путь домой. Всё закончилось благополучно.
А вообще - мой день музеев стартовал в музее Достоевского. Я впервые туда дошла. Тоже в моём районе - метро Достоевская. И улица Достоевского. Дом 11, кажется. Здесь родился Фёдор Михайлович. И прожил до 16 лет. В 16 лет он и его брат ( вроде старший, надо уточнять) отправились в Петербург. Их папа направил в северную столицу для учёбы в военно-инженерное училище. Для поступления в военно-инженерное училище. В этом доме сохранились три вещи, до которых касалась рука Фёдора Михайловича - книжный шкаф, канделябры и стол. Надо будет взять почитать "Воспоминания" Достоевского. В день музеев здесь, в Доме Достоевского был концерт - литературно-музыкальная композиция, звучали стихи Петрарки, Данте, - на фоне произведений Вивальди, Моцарта, Корелли. Выступали молодые пианисты, виолончелисты, скрипачи.он В концертном зале музея я вижу картину Виталия Линицкого - триптих на темы дантевского "Ада". Меня заворожила эта картина. Я впервые вижу эту работу. И "Ад" не читала. "Записки из мёртвого дома" Достоевского литературоведы сравнивают с дантевским "Адом". Перекликаются эти две вещи. Незамедлительно взялась за чтение "Записок". "...Из мёртвого дома": "...Всякий, кто бы он ни был, и как бы он ни был унижен, хоть инстинктивно, хоть бессознательно, а всё-таки требует уважения к своему человеческому достоинству. [даже самого отъявленного преступника невозможно заставить забыть, что он человек]. А так как он действительно человек, то, следственно, и надо с ним обращаться по-человечески. Боже мой, да человеческое обращение может очеловечить даже такого, на котором давно уже потускнул (у Достоевского написано именно: "потускнул"...) образ божий. С этими-то "несчастными" и надо обращаться наиболее по-человечески. Это спасение и радость их." Дочитала Записки из мёртвого дома, принялась за "Ад" Данте. И думаю - прочитав 3-4 первых песни: даже если попаду в ад после физической смерти - хоть увижу многих великих грешников: Клеопатру, к примеру...
С 6 часов - до дня музеев у меня было "утро леса" , двухсерийное - два раза по часу - вылазки в Лосиный остров, потом возвращение домой на кофе-брейк, и далее - в Останкинский лесопарк. Хорошо, ни души. Тихо. Без собак, без табака...
Ещё у меня был поход в музей "Чайковский в Москве". Посмотрела там экспозицию. Тоже впервые сюда заглянула. В музыкальном зале на видеоэкране я застала показ - Галина Вишневская исполняла одну из оперных арий - что за произведение - я не распознала. В одном из залов я задержалась у таблицы, отображающей Древо происхождения Чайковского. Не умею я читать такие таблицы. Не поняла, где корни, где потенциальные потомки...
Ещё у меня была цель - в Манеже попасть на киномарафон, посвящённый одному произведению Достоевского - "Идиот". И посмотрела я удивительный фильм А. Вайды "Настасья" - где роль Настасьи Филипповны и князя Мышкина играет японец - актёр театра Кабуки. Для меня это открытие! Фильм просто меня сразил. Я и не знала о его существовании! А японец - бесподобно сыграл. Это такой Мышкин - вот я именно таким его себе и рисовала, когда читала оригинал. Да ещё обозрение фильма на большом экране! Перед кино был документальный фильм, где Вайда рассказывал о "своём" Достоевском. Он ставил в Краковском театре "Преступление и наказание" и "Идиота". Показывали фрагменты репетиций. Интересный фильм.
Такая ночь насыщенная. Познавательная. Столько открытий. Какие туалеты в Музее Толерантности! Почти как в Японии! Только без музыкального оформления смыва. А так - автоматические устройства - чистка, биде, подача воды, сушка после интимной гигиены... Я не проверила этого всего на практике - сильно уставшая была. Но всё устройство - явно в действии, потому что было видно, что имеется энергопитание - кнопочки горели зелёненькими огоньками. Сходите срочно в музей и подтвердите мои слова!..
Я знатно отдохнула, очень ощущается! Я в полной мере вкусила свободы! Как это здорово - ни от кого не зависеть! И как это важно! Я не знаю, как и что будет дальше, но, во всяком случае, хочу сохранить это ощущение свободного дыхания.
Читаю книгу "Сергей Курёхин: безумная механика русского рока" - автор Александр Кушнир. Курёхин... Интересная личность.
Ночь музеев - Дубль-2. Галерея на Каширке. Выставка, посвящённая Д. Хармсу. Я, к сожалению, подзабыла настоящую фамилию классика авангарда 20-х гг 20го века. Ювачёв. Любопытная выставка Елизаветы Штормит... Это псевдоним художницы, я думаю. Человек, готовящий экспозицию, посвящённую Хармсу, не может носить обычную фамилию. Экспозиция Лизы Штормит - шикарная. Полный улёт... Действительно, ночь абсурда, как и заявлено в программе галереи - что касается Ночи в музее. То, что я увидела, надо переварить. Хорошо поработала художница. И творчество , и жизнь Хармса - долго будет изучаться, исследоваться... Выставочный проект «ДАНИИЛ ХАРМС. МУЗЕЙ В КУБЕ»
Выставка «АЗБУКА АБСУРДА»
Арт-лабиринт, объекты, инсталляции, графика, книга художника, медиа-арт, интерактивные зоны
Проект представляет собой превью-проект музея Хармса, в основе которого заложена концепция интерактивного музея-трансформера нового формата с использованием оригинальных дизайнерских решений и новейших технологий, познавательного музея-развлечения.
За счет оптических иллюзий, текстов, цвета, трюков и театральных приемов показан мир абсурда и иллюзий, где всё смешно и страшно – мир, в котором жил Даниил Хармс.
Музей состоит из трех частей:
- Литературно-зеркальный музей Даниила Хармса (в виде лабиринта оптических иллюзий, наполненного загадками, сюрпризами, иллюзиями, звуковыми и визуальными эффектами);
- Музей-квартира Даниила Хармса (фантазия на тему классической коммунальной квартиры 30-х гг. ХХ века, в которой мог бы жить Хармс или герой его произведений);
- Музей неПушкина (собрание необычных предметов).
В выставке «Азбука абсурда» принимают участие более 20 художников, творчество которых напрямую или косвенно связано с творчеством Хармса и эстетикой абсурда. Множество странных объектов погружают зрителя в мир абсурда, где фарс соседствует с клоунадой, а поэтическая заумь доступна каждому.
Художники: Виктор Гоппе, Михаил Карасик, Григорий Кацнельсон, Юрий Штапаков, Сергей Якунин и др. Студенты МГХПА им. Строганова (кафедра промышленного дизайна) представляют выставку «Пророчества Альбера Робиды».
В субботу - в лесу. В Лосином острове. Уселась на сваленной сосне. Рядом - беличья и птичья площадка в одном исполнении и использовании. Сижу. Задумалась/замечталась. И на каком-то этапе поняла, что слилась с флорой и фауной. Белочки и птички дали мне понять. Потому что они меня, задумчивую, перестали замечать и стесняться. Я только крутила головой на все 360 градусов. Интересен мир животных! Я видела белочек в интересных застывших позициях: на стволе сосны вертикально головой вниз (но зорко смотрящая вверх!) - и неподвижно несколько секунд! Разглядела дятла. У него не только красная шапочка на голове, ещё кое-где присутствует кумачёвый окрас - там, где задние лапки. Он перелетал от сосны к сосне, стучал клювиком. А потом - ррраз - и к беличьей кормушке! Наверно, мошек переел, - на вегетарианскую пищу потянуло: на орешки с яблочком.
Я открыла новый вид терапии. Иглотерапии. Сосновой иглотерапии. 24 мая забурилась в свои любимые сосны Лосиного острова. Натаскала веточек сосновых с иголочками. Сухими и несухими. Настелила себе под ноги. Чтоб повыше от земли были. А потом решила разуться. Скинула свои кондовые английские мартинсы, носочки - и уложила ступни на ветки с иголками. Такая красота. Прекрасный природный массаж! Вот вам сосновая иглотерапия!
Клуб Виза ту хом. День рождения Клуба - шикарный торт приготовили специально на ДР. Крем из взбитых сливок, внутри крема - клубника. Основа торта - вкуснейшее тесто шоколадного цвета, но по вкусу что-то среднее между миндальным тестом и песочным. Сверху - страноведческие буклеты - а на самом деле это не буклеты, а цветной шоколад, по вкусу напоминающий белый. Мне достался хороший кусок этого тортика. Когда девушка-организатор встречи занесла нож над тортом, я чуть было не вскрикнула: "коробку-то снимите!" - настолько буклеты выглядели натурально - брошюрки брошюрками - и не подумаешь, что это шоколадки! Но какой же торт вкусный! Я такого в жизни не ела! Я кушала медленно и пыталась распознать ингридиенты. Попробую описать. Мне показался чудеснейший микс - соединение нежнейших взбитых сливок, рассыпчатого безе, чуть примешивался вкус жжёного сахара. Муки я вообще не чувствовала. Может, её и не было вовсе! Мне отвалили огромный кусище и ещё с довесками - с вывалившимися из кремовой основы клубничками. Я даже весь не смогла сразу осилить, так и несла в тарелочке до троллейбусной остановки и благополучно довезла до дома. И доела на следующий день. Жизнь продолжается!..
Свидетельство о публикации №223012800641