Сила есть - чего не надо?

- Сила есть - ума не надо, - так часто говорили в мои школьные времена. Это была горькая ирония. Но, похоже, некоторые стали слишком буквально понимать это выражение, особенно в эзотерическом контексте. Мне захотелось немного это прокомментировать.

Время от времени, достаточно часто, встречаются или прямые запросы о поиске силы, или рассуждения на эту тему, чем-то напоминающие мысли в духе "что бы я делал с силой (или миллионом долларов), если бы вдруг оказалось так, что у меня это появилось".

При этом, мало кто уточняет, о какой силе речь. Так как сила представляется этакой волшебной энергией, которую можно направить на что угодно. Самое интересное, что это действительно возможно, достичь подобного состояния.

Точнее, самое интересное начинается в этом состоянии. Так как обретение такой энергии не означает контроля над ней. Она автоматически начинает усиливать все обычные проявления человека. И если человек, как говорится, не цельный, то рискует разлететься на кусочки, разорваться. Сорваться рискует человек. Выйти из себя. И энергию спустить бездарно.

Такая энергия, она будто энергия взрыва, или энергия текущей воды, когда она обретается - поздновато учиться ею управлять. Учиться лучше раньше. Тяжело в учении - легко в бою.

Можно сравнить себя, свой характер, с рельефом для такой энергии-воды. Например, если рельеф берега пологий, океанские волны приходят невысокие и будто ленивые. Если рельеф быстро меняется с глубины на мелководье, тот же самый океан почти в нескольких шагах от "ленивого", бурлит вполне ощутимо. Всего же сильнее ощущается мощь там, где океан разбивается об отвесный каменный берег. Но только мощь эта неуправляемая. Рельеф нужно заранее готовить. Сравнение, разумеется, взято для понятности, и не претендует на буквальное сходство во всём.

Если это увидеть, тогда та же притча, которую Садхгуру любит упоминать, о четырёх искателях Бога, предстаёт с большей глубиной.

Казалось бы, зачем разбираться с умом, если ты уже преданный? Зачем разбираться с энергиями, если ты уже умный? А вот поди ж ты. Только тогда явится Бог, когда четверо встретятся. Только тогда силой можно управлять, когда сам готов, изменив себя, и это целый путь.

Ниже цитирую саму притчу, где в символической форме эта мысль раскрывается. Впрочем, там раскрывается не только эта мысль. Притча очень хорошая. Рекомендую к внимательному прочтению.

*

Как прийти к окончательному союзу?

Йога говорит, что существует несколько основных способов. Если для достижения этого окончательного союза и абсолютной природы используется физическое тело, мы называем это карма-йогой, или йогой действия. Если для этого используется интеллект, мы называем это гнана-йогой, йогой интеллекта. Если на этом пути вы привлекаете свои эмоции, это называется бхакти-йогой, йогой преданности. Наконец, если вы применяете уровень энергий, это называют крийя-йогой, йогой преобразования энергий.

Каждый человек – уникальное сочетание одних и тех же составляющих. Если мы желаем продвигаться вперед, то все эти аспекты – карма, гнана, бхакти, крийя – должны действовать комплексно. Если эти четыре измерения – тело, ум, эмоции, энергии – не поддерживают друг друга, то у вас ничего не выйдет.

Был такой случай. Шли по лесу четыре человека: гнана-йог, бхакти-йог, карма-йог и крийя-йог.

В обычной жизни эти четверо никогда не могут оказаться вместе. Гнана-йог полностью пренебрегает всеми другими видами йоги. Его специальность – йога интеллекта, а интеллектуал, как правило, презирает всех остальных, особенно этих преданных, которые только и делают, что смотрят вверх и без конца повторяют имя Бога. И выглядят как кучка идиотов.

При этом бхакти-йог, тот самый «преданный», думает, что все эти гнана, карма и крийя – лишь пустая трата времени. Он жалеет остальных: ведь им невдомек, что достаточно лишь знать о существовании Бога, держать его за руку и с доверием идти вперед. Для бхакти-йога абсурдны все эти философские мудрствования и все эти наклоны и растяжки.

Карма-йог, человек действия, уверен в том, что все остальные – просто лентяи. Их жизнь – сплошное потакание своим слабостям.

Но самый надменный из всех – это крийя-йог. Он смеется над всеми остальными. Разве они не знают, что существование – это всего лишь энергия? Ищете ли вы Бога или что угодно еще – если вы не преобразуете свою энергию, ничего не произойдет! Никакой трансформации.

В общем, эти четыре человека обычно не способны поладить друг с другом. Но в нашей истории говорится, что они вместе шли по лесу. Внезапно разразилась гроза. Ветер крепчал, и дождь лил как из ведра. Насквозь промокшие, четыре йога отчаянно пытались найти укрытие.

Бхакти-йог, человек преданности, сказал: «Вон в той стороне есть древний храм. Пойдемте туда». (Как преданный, он был особенно хорошо знаком с расположением храмов.)

Они побежали в указанном направлении. Все стены храма давно рухнули; остались только крыша и четыре колонны. Йоги бросились под крышу – не из любви к Богу, а просто для того, чтобы спрятаться от дождя.

В центре стояла статуя божества. Дождь хлестал со всех сторон, поэтому йоги придвигались все ближе и ближе друг к другу и к статуе. Наконец, они просто сели и прижались к божеству.

Едва эти четыре человека обняли статую, как внезапно появился Бог.

В уме каждого из них возник вопрос: почему сейчас? Они мысленно спрашивали: «Как же так? Мы изучили столько тонких и тайных философских доктрин; мы поклонялись всевозможным святыням, великим и малым; мы беззаветно служили многим людям; мы каялись и искупали свои ошибки – но Он не появлялся. Теперь же мы просто спрятались от дождя, и Он тут как тут. В чем смысл?»

И Бог сказал: «Наконец-то вы, все четыре идиота, собрались вместе».


Рецензии