О Русском Шамане замолвите слово-5

О, Господи! Услышь его молитвы..!
Дай два крыла и всё, что он просил.
Чтоб победил все выпавшие битвы,
И чтоб на всё ему хватило сил!
Дай мужества, терпения и веры,
И руку протяни, чтоб не упал.
Не откажи ему в любви без меры,
И дай найти всё то, что он искал!
Не подпускай врагов и будь с ним рядом.
Веди его по жизни сквозь года.
Даруй своё Благословение в награду
За то, что верен он тебе всегда!

 (Автор стихотворения Жанна Сорокина)

Шаман и его Исповедь

       Ярослав Шаман после выхода очередной его работы «Исповедь» - это явление уже не только массовой музыкальной, но и духовной культуры современного российского общества. Недаром, при почти полном игноре со стороны музыкальных каналов российского телевидения и радио, его песни, и обсуждение аспектов его творчества, его влияния на умы и души наших людей, постоянно обсуждаются в программах политических и социальных (про пустоголовых безграмотных блогеров вообще молчу, на ком бы они еще пиарились?)

        В этой серии статей я пишу не только и не столько рецензию на очередную блестящую авторскую работу Ярослава (ибо он сам автор и слов, и музыки, и сценариев своих клипов), сколько пытаюсь проследить, запечатлеть в моменте, так сказать, влияние новых – старых смыслов, заложенных в творчество Ярослава, на умонастроения наших сограждан и всех, кому небезразличны судьбы нашего Отечества. Творчество Ярослава не нуждается в рецензиях, он сам себе суровый судья и критик. Хотя, как сказал в интервью артист, выше Шамана есть Бог, и ему судить.

       Да, это уже можно констатировать как свершившийся факт. Творчество артиста Ярослава Дронова вышло на новый духовный уровень. Меньше чем за год Ярослав стал одним из тех, кто формирует духовно-нравственную повестку для миллионов русских (и ощущающих свою принадлежность к русскому миру людей) в России и за ее пределами. Можно принимать или не принимать его творчество, можно восхищаться или осмеивать его сценический образ и его псевдоним, можно делать круглые глаза и ехидно-глупо вопрошать «Дронов? А кто это? Я не увлекаюсь шаманизмом», но это явление уже вошло в нашу жизнь и сила его влияния только растет.

       Билеты на концерты раскуплены на несколько месяцев вперед, в соцсетях просто цунами после выхода очередного музыкального шедевра Ярослава под названием «Исповедь». Менее чем за сутки песню и клип на нее послушали и посмотрели на платформе ютьюб около двух миллионов человек. Свое одобрение (лайки) и комментарии оставили уже больше сотни тысяч людей. Буквально через два часа после официального выхода новой работы артиста десятки иностранных блогеров уже записали и выложили в сеть свои реакции на это произведение. Вдумайтесь, русский парень на русском языке с русской душой и русскими смыслами задает повестку в мировом музыкальном ( и не только!) пространстве!

    «Он становится мировой звездой как автор и исполнитель! Уровень его произведений очень высок и ещё не достиг своего потолка, потому что талант Шамана безграничен! Эта песня опять попала в десятку! Ну просто снайпер в музыке!» - пишут комментаторы под видеоклипом.


     Некоторые «знатоки музыки» уже проголосили, что новая песня – это «плагиат» на народную уже песню «Встанем». Дорогие мои, Ярослав – автор слов и музыки всех своих песен, и сам себе продюсер и режиссер. Поэтому, когда в музыкальном или литературном произведении вам слышатся знакомые нотки у данного автора, то это называется «лейтмотив», «красной нитью у данного автора проходит», «ключевыми темами в его творчестве являются», «узнаваемый с первых нот почерк мастера» и так далее.


       Первая реакция после прослушивания- шок и слезы. Слова не идут с языка, поток мысли остановился, в голове звенящая тишина. Хочется смотреть и слушать снова и снова. За одно прослушивание всю глубину и красоту просто не осилить. Такие вещи надо принимать целиком. Здесь все целостно и гармонично. Нельзя анализировать текст песни в отрыве от музыки и божественного голоса (вокал безупречный), а видеоряд не просто следует за словами, но как бы является параллельной линией повествования и раскрывает гораздо больше смыслов, чем заложено в словах. Смысл мини-фильма гораздо сильнее и глубже, чем даже озвучивает сам автор (думаю, не случайно). На наших глазах, в реальном времени происходит духовное очищение, перерождение мятущейся человеческой души, ее восхождение на новую ступень духовного развития.

      То, что видит зритель- это не актерская игра, и даже не реалити –шоу. Это реальный процесс посвящения, инициации. Недаром Ярослав осознанно пошел на риск и реальные жертвы, рискуя заболеть, или, что еще страшнее, потерять голос. Клип снимался двадцать семь часов подряд без передышки, сразу после возвращения из тяжелейшей поездки на Донбасс, где артист собственно и не спал почти трое суток.

 
     Но меня поразил сам производственный процесс съемки! Заснеженная пустыня где –то под Можайском, в центральной России. Все участники съемок одеты и упакованы как для работы на полярной станции. Мороз в 10-15 градусов, пронизывающий ледяной ветер, колючий обжигающий снег, замерзшие пальцы. И Ярослав- на ветру, в одной футболке, с полными отчаянной мольбы и решимости глазами. Зачем? Он хотел, чтобы все было по настоящему, и мы видим настоящий обряд посвящения себя Богу. Не обряд пострига в послушничество, не тайну исповеди. Исповедуется здесь артист скорее перед своим зрителем, к Всевышнему же обращена молитва с просьбой дать силы, чтобы не потерять себя.

       

       Телеведущий программы «Судьба человека» Борис Корчевников в своем Telegram – канале пишет: 
"Я помню, как в "Жизни и судьбе" задал обычный, в общем, вопрос Ярославу, о том, что или кто был для него опорой, когда годами ему приходилось ждать своего часа, работать без надежды добиться признания или хотя бы внимания.
Он замолчал. И сказал: Бог.
А потом заплакал. И добавил: "Я говорил с Ним. Я просил Его быть со мной".
      Он очень искренний человек огромного дара от Бога и по-настоящему живущий перед Ним и с Ним.
Этот клип "Исповедь" - он и правда исповедь. Такой же надрывно-искренний, как и он сам.
Иногда даже страшно, как можно так без остатка открываться перед людьми. Ведь не все поймут, облапают, надругаются, насмеются, ухмыльнутся.
     А с другой стороны: зачем вообще тогда что-то делать, если не открываться».

     Недаром момент (опять таки настоящего преображения путем отстрижения волос) выглядит как нечто сакральное, почти мистическое. Большинство комментаторов в этот момент просто кричат или плачут от шока, чувствуя боль и слезы, неподдельный драматизм ситуации. И это тоже выплеск мощной энергии сопереживания, которая концентрируется в пространстве. Кажется, что мы теряем своего героя навсегда, что он покидает нас, оставляя этот грешный мир. Но миг преображения пройден, и герой возрождается к новой жизни, в новом светлом и мощном образе.

      Поражают и внешние и внутренние изменения Ярослава в концовке клипа. До момента инициации перед нами трогательный и растерянный почти подросток, мятущийся молодой человек с глазами олененка Бэмби. После обряда перерождения –уверенный в себе молодой мужчина, с жестким  взглядом, который смотрит прямо в душу зрителю, и кажется знает о тебе все. Многие комментаторы глубоко и правильно рассуждают о православных таинствах и ритуалах. Совершенно согласна, ведь исповедь или покаяние – это одно из семи таинств в Православии. Но, мне кажется, что Ярослав, который несомненно, в курсе всех деталей и правил православных обрядов, сознательно не концентрируется на тщательном соблюдении их в своем видеофильме, акцентируя внимание на главном, сокрытом, внутреннем.


      Его клип – это художественное произведение, которое не является учебным пособием по православным ритуалам, но является посланием людям разных конфессий (и многие комментаторы это прекрасно понимают, что хорошо прослеживается по зарубежным реакциям). Современные люди часто плохо представляют себе реальную духовную жизнь воцерковленной паствы. Но внутреннее стремление к духовному совершенству, к свету, оно заложено где- то глубоко в каждом из нас, и Ярослав старается не отпугнуть обычного современного человека, но пробудить в душе зрителя и слушателя ту негасимую искру, то божественное начало, что было заложено в каждого из нас в виде бессмертной души.

       Отсюда и схожие реакции у тех, кто смотрит и слушает это произведение: слезы, трепет, мурашки, шок, немота, ощущение светлого потока, омывающего душу. Об этом тысячи людей пишут в своих комментариях Не перестаю удивляться глубине души и разума нашего русского народа. Какие глубокие и правильные мысли, какие рвущие душу откровения высказывают люди в комментариях под видео Ярослава на его канале и во всех соцсетях. Какие прекрасные по форме и содержанию стихи рождаются у почитателей таланта Ярослава, это невероятно! Поэтому в качестве эпиграфа к сегодняшней статье я поставила не свое, а чужое стихотворение, которое покорило меня своей искренностью.

       Будто прорвало застарелую плотину, и творческие силы нашего народа, словно бурная река устремились наружу, смывая накопившиеся годами душевную лень и грязь дешевого восприятия жизни. Грустно и брезгливо читать заметки многих сетевых блогеров о новом (не побоюсь этого слова!) шедевре Ярослава. Как говорит народная мудрость, такие люди за деревьями не видят леса. Если в комментариях тысячи простых людей удивительно красиво, точно, грамотно высказывают свои мысли, то творения многих блогеров и журналистов иначе как скудоумием и не назовешь. На плохом русском, по детски прямолинейно, зацикливаясь на мелочах, пересказывают внешний видеоряд музыкального клипа, словно составляя рассказ по картинкам. За такие сочинения или даже устное собеседование нынешним школьникам зачет бы не поставили и к государственной аттестации не допустили;))

    Вот наш лирический герой идет против течения в сумерках сквозь безликую толпу людей, которые толкают и намеренно задевают его. Он просит Бога указать ему правильную дорогу и дать силы, чтобы пройти этот жизненный путь достойно. (помните: чтобы не было мучительно больно..) Герой оказывается в зимней ледяной пустыне, и обращаясь к небу, бредет сквозь снег и обжигающий ветер к далекому храму. По пути он избавляется от всего лишнего, и входит в крохотную деревянную церквушку, падая на колени перед старцем. Безмолвно просит о помощи, протягивая ножницы.
 
       Некоторые пишут, что во время пострига надо протягивать ножницы трижды, и старец должен выстригать две пряди крест накрест. Люди, это не инструкция, и наш герой, слава Богу, не оставляет наш бренный мир! Он нужен здесь  и сейчас нашему народу, он еще не выполнил свое предназначение, свою миссию, и лишь набирается новых сил для новых свершений! Он просит не отдыха израненной душе, не монастырского покоя, он просит силы! И он ее получил!

 
         И этот взгляд в потоке света, идущего от окна, ослепительного белого света. Недаром сам Ярослав говорил, что песня написана давно, но съемки клипа ждут своего часа. Ему нужно было, чтобы выпал снег! Еще один символ России- белый снег, как символ чистоты и святости помыслов. Ярослав ищет и собирает силы матушки России для нового возрождения.

     Многим людям старой закалки претит сама идея Бога, идея покаяния и служения. Однако, как утверждает сам Шаман, эти люди не виноваты, что им вложили в голову образ Всевышнего как карикатурный антропоморфный образ дедушки в белых одеждах. Современная наука просто берет за руку и приводит думающего человека к идее Творца, к идее Абсолюта и Всемирного разума!

     Чего стоит тот факт, что все (от вирусов до человека!) живые существа на нашей планете созданы на основе крохотной таблички генетического кода в 64 клетки! А некоторые ученые утверждают, что лет через десять квантовая физика, работающая сегодня над созданием «теории всего» и объясняющая тайны Вселенной, придет к необходимости существования Бога. А куда деваться, когда в мире квантовых частиц обыденными явлениями (доказанными в экспериментах и расчетах!) являются телепортация, мгновенная передача информации квантовозапутанными частицами со скоростью выше скорости света, множественные параллельные вселенные и многие другие необъяснимые вещи.

 
     А эти самые кванты, например электроны, в тот момент, когда за ними никто не наблюдает, находятся в состоянии суперпозиции. То есть одновременно везде и нигде, во всех состояниях сразу. Но стоит появиться наблюдателю со своими измерительными приборами, как квантовая частица, «мило улыбаясь и показывая язык», совершает квантовый коллапс, и переходит в определенное состояние. А может наш мир вообще лишь матрица, а мы есть персонажи типа компьютерной игры с внешним наблюдателем? Но мы отвлеклись от темы, прошу прощения.

         Поклонники Шамана обрыдались, увидев, что их кумир расстался со своими фирменными белыми дредами. Мне тоже немного жаль, с этой прической он мог позволить себе быть на сцене бесконечно милым, озорным, прикольным, по юношески дерзким. Но стремительно надвигается другое время, рождается новая Россия, и нужны новые силы и новые образы.

          «Для большинства почитателей знакомство с Ярославом произошло именно в образе Шамана с дредами. А первая любовь - она самая светлая. Поэтому столько сожалений, что их уже нет. Ну а любить его будут, конечно, в любом виде, в любом образе, в любой одежде. Его голос, его талант, его обаяние – навсегда» - пишут поклонники Ярослава. 

       Образ меняется, но красота остается. Та самая красота, которая спасет мир. От этого парня исходит такой внутренний свет, что он в любом образе притягательно красив. Внутренний огонь его души так ярок, что на него можно смотреть бесконечно. На наших глазах происходит удивительное. Позже об этом еще напишут , но мы здесь и сейчас наблюдаем преображение целого мира и  рождение сверхновой.

1я часть  http://proza.ru/2022/12/06/1512
2я часть  http://proza.ru/2022/12/07/1443
3я часть  http://proza.ru/2022/12/09/1567
4я часть  http://proza.ru/2023/01/23/1772
6я часть  http://proza.ru/2023/02/12/390
7я часть  http://proza.ru/2023/02/24/1563


Рецензии
Добрый вечер, Мила!
Прекрасная статья. Пока я собиралась, вы уже всё написали.
Поэтому если и добавлю, то только очень субъективное.
СУБЪЕКТИВНОЕ.
Потому что надо было написать хотя бы в лит.дневник - как я сделала в течении первых 15 минут после опубликования клипа "Я русский".
Но сейчас шквал эмоций не позволил разместить аргументированно и по полочкам.
Да, это исповедь перед нами, НО молитва к Богу.
Потому что клип- это художественное произведение. И никак не пособие по православным ритуалам.
"ИСПОВЕДЬ"
*
Что я прежде всего увидела на первом кадре - Левитан "Над вечным покоем".
Не сюжет, хотя чего уж, сюжет тоже, но название...Не снег(покой), но простор и заброшенность и вечность. ВЕЧНОСТЬ.

*
А далее текст, слова, ГОЛОС и музыка. От которой всё внутри трепещет, настолько совпадают вибрации. ДА! Музыка - как раз доказательство, что всё написано не Фадеевым или Дробышем, а им самим, что это его собственный почерк. И это вовсе не "воровство у себя", а действительно внутренняя мелодия, лейтмотив, «узнаваемый с первых нот почерк мастера».
*
То, что было в конце - совершенно рембрандтовский кадр. Даже в цвете. Правда у Рембрандта много красного, а здесь просто коричневый тёплый. Но меня-то больше всего пяточки босые к Рембрандту отослали. Сделала для себя пометки и спросила подругу, что она видит на 2.40 сек? В клипе для меня столько смыслов открывается.
Кстати, опускается на колени он в сапогах, а первые прядки падают - Герой уже босой.
И я вижу "Возвращение блудного сына"
ВОЗВРАЩЕНИЕ. Сына.
Ну да, в названиях картин тоже смыслы. Кто что прочтёт.

И, и много чего ещё.
Такой короткий клип, а сколько всего заложено, чем больше смотришь, тем больше открывается.
И свет. СВЕТ. Эта концентрация белого. Так что слепит...
Но наверно главное для меня, что всплыл Тарковский с его "Рублёвым". Там в новелле "Страсти по Андрею" я недавно (этим летом или прошлым) вдруг увидела не страсти по Гению, а личные проблемы творчества самого Тарковского. Надо бы поискать мои записки по этому поводу...Но ведь у Тарковского тоже художественное произведение, а не историческое исследование, поэтому всё, что касается творчества тут же и всплывает.
*
И раз я вспомнила про Тарковского, то, пожалуй, ещё ближе тема к этому клипу - видеоряд из заключительных кадров "Соляриса". Где Крис поднимается на ступеньки родного дома к отцу и...- тоже кадр из Рембрандтовского "Возвращения блудного сына". Камера удаляется и уплывает в космос и уже следующие кадры - это Солярис создаёт на своей зыбкой поверхности остров с живой копией отчего домика, так похожего на церковь. Но ведь именно эти кадры говорят, что контакт состоялся на самом близком уровне. Мыслящая планета Солярис откликается на самые сильные мысли Человека.

И я здесь не о красках и картинках, а о взаимопонимании и слышимости друг друга и о сочувствии и о сопереживании, об ЭМПАТИИ.
Такие мои ассоциации. Такие мои мысли не глобального масштаба...
Такое маленькое, хотя получилось, что не маленькое, дополнение к вашей статье.

***
Меня, Мила, тоже поразила почти мгновенная реакция иностранцев. Тем более, что они воспринимали только голос и видеоряд, текст с английскими титрами появился только сегодня.
И огромная благодарность за ваши статьи. За этот цикл, посвящённый такому ЯВЛЕНИЮ - музыканту, автору-исполнителю Ярославу Дронову - SHAMAN.
С поклоном, Эль.

Эль Ка 3   29.01.2023 05:03     Заявить о нарушении
Доброе утро, Эль)))очень рада видеть Вас на своих страничках, для меня это дорогого стоит. Вы, как художник, видите то, что другим не сразу заметно, протягиваете связь, как цепочку ассоциаций, между временами и смыслами. Меня тоже поразили босые ноги в кадре, но только после Ваших слов как озарение: "возвращение блудного сына"! Думаю, таких смыслов в клипе "зашито" множество. Я прочла вчера впечатления креативного продюсера клипа Ивана Шелаханова. Он пишет о том, что в его детстве были значимые вещи, которые повлияли на всю дальнейшую жизнь, и он знает, что Бог есть, поэтому сразу согласился работать с Ярославом, и эта тема ему близка. И снежная пустыня, как вы пишете, "над вечным покоем". Я провела свое детство на Дальнем Востоке, и прямо не увидела, а почувствовала в кадре этот снег- холодный, колючий, обжигающе белый. Действительно, названия тоже многое могут сказать. Насчет иностранных блогеров я не удивилась, многие из них давно глубоко прониклись творчеством Ярослава. А вот реакция некоторых людей, тесно связанных с "официальной" церковью, для меня была тоже ожидаемой. Еще и на этом фронте Ярославу придется отражать нападки. Некоторые из верующих давно уже как бы "приватизировали" православную веру, и теперь будут яростно защищать и отстаивать от "покушения" свой замкнутый мир, не видя главного. Чтобы вера была жива, надо, чтобы как можно большее количество людей захотело очистить свои души и повернулось к свету. Оказалось, что лучше всего это может сделать музыка, поэтому и один честный и талантливый музыкант - уже Воин Света. Еще раз спасибо Вам, Эль, за то, что делитесь своим субъективным и личным, с теплом и благодарностью, Мила

Мила Пархоменко   29.01.2023 06:12   Заявить о нарушении
Святая наука услышать друг друга ...
Здравствуйте, Мила.
Я подумала ещё о смыслах)) Слово. Логос.
Вот ведь название картины Левитана звучит не "Вечный покой", а "НАД вечным покоем". Как бы приподнимает над землёй. Да?
А в клипе, когда камера поднимается и висит над маленькой фигуркой в заснеженном поле тоже НАД...Словно дух поднимается вместе с музыкой, это уже не физическое, а духовное.
А теперь про другой ваш вопрос, помню, что он не здесь задан, но отвечаю здесь. Наверно всё же придётся написать отдельную статью:)), но обязательно со ссылкой на ваш цикл.
Я думаю, что идея всё же Ярослава. Иначе он не стал бы дожидаться снега. Запись голоса сделана была ещё летом, а видеоряд только через полгода...
Наверно поэтому и появились "Вороны мои", тема-то не отпускает. Как ответ, что он не ангел, в нём полно своих грехов, но он с ними борется. Это кстати к вопросу вам некоего г. Е. Костюры. Да и такая рифма была к "дураку". Молод был, это его косяки. Но они не настолько уж и косяки - если словари разрешают пользоваться в литературе. Но не в СМИ (насколько я помню). Но это как раз говорит о том, что Ярослав земной человек, а не мессия :) Он стремится открываться перед нами. Поэтому и рассказывает теми средствами, что ему подвластны- голосом и музыкой.
У Ярослава много разных песен. Он музыкант и пишет о том, что его волнует. Именно его. А у нас любят вешать ярлыки.
Ну и до кучи... Обсуждать художественный приём с ножницами ... Что нельзя портновские ножницы подавать при постриге. Ну чесслово..Разве о постриге в монастырь речь идёт? Нет, надо было именно парикмахерские подавать )) У меня эти реплики вызывают только смех- я сразу вспоминаю: "бабушка, а почему у тебя такие большие глаза, уши, зубы...


Эль Ка 3   30.01.2023 16:53   Заявить о нарушении
Вот уж и меня не отпускает:) хочется обсудить))) я поняла о какой песне раннего шаманского периода речь. Это песня "Молодость". Лично мне эта песня ооочень понравилась, просто круто : "Я выбью сто из ста, когда она со мной!" А я в юности тоже была бунтаркой еще той, хоть и училась на отлично, и молодость, это , к сожалению, такой недостаток, который быстро проходит, увы)))А песня чудо, и все слова там на своем месте, и дух свободы и молодости просто голову кружит...

Мила Пархоменко   30.01.2023 22:05   Заявить о нарушении