Оглобля и дышло. Охота на слова

Оба слова – ОГЛОБЛЯ и ДЫШЛО – пришли из эпохи гужевого транспорта.

Напомню,  ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ - вид безрельсового транспорта, в котором в качестве тяги используется сила упряжных животных (лошадей, волов, буйволов, верблюдов, ослов, мулов, оленей, собак и др. ). В зависимости от типа повозки подразделяется на колёсный и санный. От собственно Г. т. следует отличать Вьючный транспорт, в котором повозка и упряжь отсутствуют, а кладь крепится на вьючном седле или непосредственно на спине животного. До появления железных дорог в первой половине 19 в. Г. т. был основным видом сухопутного транспорта и использовался для пассажирских и грузовых перевозок на дальние расстояния. Для пассажирских перевозок существовала сеть почтовых станций, предоставлявших за плату лошадей для смены, экипажи и услуги ямщиков, а в районах с интенсивным движением пассажиры перевозились междугородными почтовыми дилижансами (омнибусами). Грузовые перевозки осуществлялись обычно конными обозами. Широкое развитие автотранспорта со 2-й четверти 20 в., а затем и авиации привело к постепенному вытеснению Г. т., хотя ещё накануне второй мировой войны 1939—45 Г. т. во многих странах Западной Европы мало уступал автотранспорту по объёму перевозок, а в Италии, Испании, Греции, Турции и других даже превосходил его. В ряде колониальных, полуколониальных и зависимых стран капиталистического мира, особенно в странах Среднего и Ближнего Востока, Центральной Азии и Северной Африки, большую роль продолжал играть вьючный транспорт. Ко 2-й половине 20 в. объём перевозок Г. т. во всех странах мира резко сократился и в настоящее время находит применение в основном в сельских местностях для перевозок людей и грузов на короткие расстояния. Г. Г. Хитенков. Большая советская энциклопедия


ОГЛОБЛЯ ж. оглобень м. пск. твер. одна из двух жердей, надетых одним концом на ось повозки, служащих для запряжки лошади в корень; к саням, оглобли привертываются завертками. Сошные оглобли, обмои или обжи; бороньи оглобли, впрягаль. Об одной оглобле ездить грешно, т. е. с дышлом; раскольн. Антихристова колесница об одной оглобле то же.
Держалась кобыла за оглобли, да упала! ответ на ободренье: держись!
Оглобля в ночь (за ночь) травой обрастает, говор. о плодородных, местах.
Где деды наши колоды валяли, там ныне и оглобли негде вырубить, о безлесье.
Оглобельки не гнутые, а меринок везет.
Не смога с клячей, да по оглоблям (кнутом)!
Не долга оглобля, а до Москвы достанет.
Коли не по коню, так по оглобле (хлестнуть чем).
По оглоблям стегать, мерина не донять.
Экая дура, оглобля выросла! долговязый, неуклюжий человек.
Он ему с оглоблями (или: четверней) в рот въехал.
Счастья в оглобли не впряжешь.
Бурка бежит, а оглобли стоять? река и берега.
В день Архангела Гавриила выверни оглобли из саней, 26 марта; южнее Москвы. Если прясть на Гавриила (или после, позже Гавриила), то работа невпрок. Все, что ни родится на день Гавриила, уродливо, неспоро.
Оглобельная упряжка, противопол. дышельная; она бывает одиночная, парная, с пристяжкою, и троичная, с парою пристяжных; коренная идет в оглоблях, под дугой, распирающей оглобли и прихваченной к ним гужами хомута.
Оглобельщик работающий оглобли. Оглобелье ср. собират. Торгуем вязьем, полозьем и оглобельем, лесовщиною.
Оглобельник м. вязовый, дубовый, березовый жердняк. Толковый словарь живого великорусского языка


ДЫШЛО, дышла, ср. (польск. dyszel). Одиночная оглобля (между двумя лошадьми), укрепляемая к передней оси для поворота повозки при парной запряжке. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 - 1940.
 ДЫШЛО (ср. р.), по аналогии oje [русск. диал. воё] (см. Mi. EW 55), укр. ди;шель, польск. dyszel. Из ср.-в.-н. d;sel "дышло" (Бернекер 1, 250), но вряд ли через ср.-нж.-н. disel, dissel; см. Брюкнер 107, Карлович 141. Прагерм. *;i;hsl; родственно тя;га, тяну;ть. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Я не согласен с этимологами. Слово ДЫШЛО образовано в русском языке, а к немецкому и польскому оно притянуто за уши. Основной корень указывает на движение – ШЛО, ШЁЛ и т.д. А первый слог – это образ того предмета, который соединял лошадь и тележку. До реформы Петра Первого именно так выглядела буква Д, не исключено, что остроконечная буква отражает  образы дома, величественных соборов в Европе, которые называются домами. Иначе говоря, ДЫШЛОМ назвали подвижную конструкцию, которая соединяет тележку с тягловым животным или человеком.

Слово ДЫШЛО вошло в активный оборот в связи с изобретением и развитием паровозной тяги.

Преобразование поступательного движения поршни и ползуна во вращательное движение ведущей оси производит поршневое дышло (шатун) и кривошип.

Поршневое дышло состоит из штанги двутаврового сечения с передней и задней головками. Конструкцию дышла определяет устройство передней и задней его головок.

Переднюю головку, надеваемую на валик поршневого ползуна, делают закрытого типа в виде рамки, в которую вставляется бронзовый подшипник, состоящий из двух половинок, поверхность трения которых снабжена баббитовой заливкой. Для затягивания подшипника при его износе служит расположенный сзади клин, поджатие которого производится упорным затяжным болтом

Заглянем в словарь Владимира Ивановича Даля.

ДЫШЛО ср. (немецк. и польск.) одиночная оглобля, лесина, заменяющая оглобли в нерусской, парной упряжи. Комель дышла вставляется в спицы и крепится проткнутым поперек болтом, швореньком; вершина оковывается листом и вбивается крюк для нашильников, ремней, идущих к хомутам. Дышло ворочает передок и везет за собою всю повозку.
Закон дышло, куда хочешь, туда и воротишь (туда и вышло).
Ни в дышло, ни в оглоблю.
Дышельный, дышловой, к дышлу прнадлежщ., относящийся.
Дышельный конь. Дышловой крюк. Дышловые сани.
У Антихриста дышлова колесница, раскольн.
Дышелье ср. собират. дышла.
С Ветлуги идет дышелье, оглобелье, полозье.
Дышельник м. кто делает дышла.
Дышляк м. дышловая лошадь. Толковый словарь живого великорусского языка

Кстати, трелевочная тележка для перевозки бревен на лошадях изначально напоминала по форме дышло, только привязывалась (прикреплялась) не к передней оси, а к брёвнам. И если прежде крестьяне вывозили древесные хлысты из лесу волоком, то теперь бревно клали комлем на переднюю ось, а вершиной – на заднюю. Я пытался отыскать в сети трелёвочные повозки, какие видел в раннем детстве, но не удалось. Древние технологии, впрочем, не самые плохие, ушли в небытие.

 Загадка у Самуила Маршака для молодых поколений тоже не совсем понятна:

Что такое перед нами:
Две ОГЛОБЛИ за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу? (Очки)


Рецензии