Приоткрывая страницы истории

Приоткрывая страницы истории

Путешествуя по Крыму, я побывал во многих городах и музеях, чтобы приоткрыть для себя некоторые страницы истории.

Евпатория. Достаточно много страниц в моей  книге «На пути в Калос-Лимен», изданной в 2014 году,  посвящено этому городу, благодаря документам, представленным Евпаторийским краеведческим музеем. В 2000-м году во время реконструкции  Дувановской улицы в Евпатории  обнаружили фрагменты крепостных сооружений Керкинитиды – основание круглой сторожевой башни, оборонительных стен и жилых помещений. Эти находки, а также находки, обнаруженные в XIX веке, дали основание полагать, что древний греческий город Керкинитида протянулся вдоль берега моря, его границы совпадали с нынешними улицами Революции и Дувановской.
Привлекает внимание приезжающих в Евпаторию православная церковь Святителя Николая, которая была заложена 11 июля 1893 года и торжественно освящена  16 февраля 1899 года.
Все, кто проезжает в Евпаторию по автомобильной дороге, обращают внимание на памятник участникам Евпаторийского десанта 5 января 1942 года, установленный на 6-ом километре шоссе Евпатория-Симферополь.
Для увековечения памяти евпаторийцев, погибших в годы немецко-фашистской оккупации 1941-1944 годов на одном из мест массового расстрела мирных жителей создан мемориальный комплекс «Красная Горка». В Евпатории достаточно много памятников истории, с которыми интересно познакомится. Но город, жестоко пострадавший от фашистов вплоть до 2014 года сохранил названия улиц в честь террористов-убийц Желябова, Софьи Перовской, Халтурина.

Черноморское. В 2012 году краеведческий музей в поселке Черноморское, что на западе Крыма, отметил 25-летие со дня создания. В музее собраны интереснейшие экспонаты, полученные в результате проведенных раскопок на территории Черноморского района.
Одним из самых ценных экспонатов древнегреческой эпохи здесь считают рельефное изображение греческой богини плодородия Деметры. Таких изображений Деметры, по словам работников музея, всего три – два в городе Санкт-Петербурге и одно в   Черноморском краеведческом музее. Этот артефакт,  в числе других, ученые-археологи  обнаружили при раскопках на мысе возле озера Панского в бухте Ярылгачской. На том месте в III веке до нашей эры скифы разгромили греческое поселение.
При раскопках обнаружены части и осколки разбитых сосудов, амфор, тарелок, кружек и другой посуды. Они находились вперемежку со скелетами людей. Местные черноморские умельцы склеили найденные части посуды, которые хранились в земле более 2-х тысяч лет. В числе экспонатов, которые хранятся в музее, представляют интерес тарелки для рыбы с углублениями в средине для масла. Необыкновенен чернолаковый сосуд для вина IV – III веков нашей эры с двойным дном в виде холодильника. Он является далеким прототипом нынешнего термоса.
Все хранимые в музее сосуды и амфоры имеют  конусное дно, чтобы их можно было ставить в песок во время перевозки на кораблях, и при хранении на земле. Стенки их тонкие – 6-8 мм. Среди других, в музее находится большая амфора для вина емкостью 200 литров.
В границах поселка Черноморского сохранились остатки греческого поселения Калос-Лимен, расположенного на возвышенном берегу бухты Узкой, основанного в IV веке до нашей эры. В  II веке нашей эры поселение Калос-Лимен захватили кочевые племена скифов и сарматов, под их натиском многие греки были уничтожены, а другие  покинули это поселение. По подсчетам ученых, в Калос-Лимене  в то время было 140-160 домов, площадью 100-120 квадратных метров каждый дом.
На карте, имеющейся в Черноморском краеведческом музее, отмечены места раскопок, которые проводили ученые-археологи. По ним можно судить о том, что греки строили из камня свои поселения на возвышенных берегах Черного моря. Греческие поселения от западного берега озера Донузлав и до поселка Черноморское были обнаружены возле местностей, которые сейчас носят названия: Беляус, Джага-Кульчук (Лазурное), Тарпанчи (Окуневка), Джан-Баба (Марьино), Ойрат, Большой и Малый Атлеш, Караджа (Оленевка), Очеретай, Джангуль, Кастель, Кипчак и Калос-Лимен.
Таким образом, по берегам Тарханкутского полуострова ученые обнаружили более 20 греческих поселений. На их месте сейчас всего два населенных пункта:  поселок Черноморское на месте Калос-Лимена и село Окуневка на месте другого греческого поселения. Возле остальных обнаруженных 18 греческих поселений, уничтоженных скифами и сарматами, новых не возникло, они возникали поблизости. Там при раскопках находили останки людей и перебитую глиняную  посуду.
По берегу моря, в пределах от одного до семи километров восточнее окраины села Оленевка,  ученые обнаружили не менее 8 древних греческих поселений, в которых было от 3 до 9 домов с постройками:
- поселение в одном километре восточнее окраины села Оленевка из 4-5 каменных домов с постройками прямоугольной формы разных размеров, от 10 х 12 метров до 25 х 27 метров;
- в 2,5 километрах восточнее Оленевки было другое греческое поселение из 4-х домов с постройками, расположенных вдоль берега моря;
- в 6 километрах юго-восточнее Оленевки было еще одно поселение из трех домов с постройками;
- в 7 километрах восточнее Оленевки ученые обнаружили большое поселение из 9 домов с постройками, раскинувшимися на расстоянии около полукилометра;
- примерно в одном километре от этого большого поселения находилось другое, в котором было не менее 7 домов с постройками.
В пределах этих пяти греческих поселений было еще три небольших поселения, находившихся друг от друга на расстоянии  500-700 метров.
Между нынешними селами Окуневка и Марьино по берегу моря ученые обнаружили три древних греческих поселения:
-  немного западнее села Окуневка было поселение из одного дома с двумя постройками;
-  в полукилометре от него в сторону села Марьино находилось второе поселение из одного дома с постройками;
-  третье поселение греков было вблизи нынешнего села Марьино.
Также на территории Тарханкутского полуострова ученые обнаружили около 190 курганов с захоронениями представителей кочевых народов: скифов, сарматов, половцев, хазар и других.
В начале XXI века  в поселке Черноморское, в границах которого было расположено древнегреческое поселение Калос-Лимен, проживали 12 тысяч человек. Нужно отдать должное сотрудникам местного музея: они постепенно приоткрывают неизвестные страницы истории своей местности.
Чтобы не было никакой путаницы, нужно сказать, что возле бывшего греческого поселения  Калос-Лимен  в 1399-1400 годах татары рода Мансуров построили деревню, назвав ее  Шейхлар. В ней они построили  белую мечеть, поэтому местное население стало называть свою деревню  Ак-Мечеть (Белая Мечеть). После того, как с 1802 года поселение Ак-Мечеть стала официально называться городом Симферополем, поселение Шейхлар стало Ак-Мечетью. После Великой Отечественной войны его переименовали в  село Черноморское.
После посещения музея в поселке Черноморское у меня лично создалось впечатление, что история степного Крыма и народов, его заселявших, требует глубокого академического изучения, документальные памятники для этого имеются.

Херсонес. В древнем Херсонесе сохранились остатки домов и улиц, позволяющие определить планировку города-государства, его размеры, особенности жилищ. Сохранились контуры древнего греческого театра, много глиняных сосудов и амфор. После посещения развалин Херсонеса в 2011 году стало возможным посвятить ему ряд страниц  книги «На пути в Калос-Лимен».

Бахчисарай. В день знаний 1 сентября 2012 года на экскурсионном автобусе мы с женой ездили в Бахчисарай, бывшую столицу Крымского ханства в течение двух с половиной веков с 1532 по 1783 годы. Город  Бахчисарай расположился вокруг ханского дворца, который оказался в центре его. Первым зданием на территории ханского дворца является здание большой ханской мечети, построенной при хане Сагиб-Гирее в 1532 году.
Ханский дворец – это летопись рода Гиреев за два с половиной века. Здесь на ханском кладбище возле большой мечети покоится прах 19 крымских ханов и сорока пяти членов ханского рода, как мужчин, так и женщин. Большой ханский дворец и сад на его территории были расположены на 12 га, сейчас – на 4-х га. На территории дворца, кроме большой и малой мечетей, ханского кладбища в разное время были построены:
1. Ханская резиденция, на первом этаже которой несколько залов: зал дивана, где заседали  татарские беи от имени своих родов; фонтанный дворик;  летняя беседка. На втором этаже дворца были жилые покои ханов и некоторой прислуги. Среди ханских комнат выделяют ханскую столовую и ханскую спальню.
2. Гаремные комнаты в четырех зданиях, где проживало женское население ханского дворца – матери, незамужние сестры и дочери ханов, ханские жены и женская прислуга,  во дворце насчитывалось 73 женских комнаты.
3. Фонтаны, в том числе «золотой фонтан», «фонтан слез», воспетый А.С. Пушкиным.
4. Обширный банный комплекс.
5. Множество садов с деревьями и розами. Бахчисарай в переводе с татарского  языка – «Дворец в садах».

Чуфут-Кале. После посещения ханского дворца мы ходили пешком в горы на высоту 546 метров над уровнем моря. Там в давние годы был расположен старинный пещерный город Чуфут-Кале. От подножия горы до пещер около двух километров, которые мы с остановками преодолели за час времени.
Город Чуфут-Кале был построен практически на голой скале, где бесплодные почвы и совершенно замкнутое пространство.
Как утверждают специалисты, люди поселились в этом пещерном городе, защищенном от врагов недоступными скалами и рукотворными стенами, примерно в V; веке нашей эры. Из всех народов, заселявших этот город, были известны ясыры  – потомки скифов и сарматов. В 1299 году этот пещерный город у них захватили татары. Именно рядом с ним они позднее построили себе новую столицу – Бахчисарай.
А пещерный город Чуфут-Кале заселили караимы – местные евреи, потомки хазар, с которыми татары были дружны, и даже брали к себе в охрану. Караимы построили дома над пещерами, а пещеры использовали в качестве погребов. В  XVII веке в городе проживало около 5 тысяч караимов. По данным русского писателя, бывшего крымского судьи, Павла Ивановича Сумарокова в 1799 году здесь было 227 домов, последние караимы покинули город в конце XIX века.  Они спустились жить на окраину Бахчисарая под названием Салачик. Для строительства там домов они разобрали свои двухэтажные дома и высокие двухметровые каменные заборы вдоль улиц.
 Главной улицей Чуфут-Кале была Караимская. К началу ХХI века  сохранились уличные каменные дороги шириной около 3-х метров с глубокими колеями в камнях от колес повозок. Сохранились узкие тротуары для пешеходов с обеих сторон улицы. Сохранилась одна кенаса -  молитвенный дом караимов, построенная в ХIV веке, но она была закрыта и не действовала.
Сохранилась гробница Джанике – дочери великого хана Золотой Орды Тохтамыша. Она умерла  в 1437 году в возрасте 68 лет. Тогда же была построена гробница, где она захоронена. Сейчас в пределах городища выявлено 167 высеченных пещер.
Дорога в пещерный город проходила через Успенский мужской монастырь. По легенде, монастырь основали в VIII веке нашей эры,  бежавшие сюда от преследователей византийские священники и монахи. В 2012 году в монастыре, кроме священников, жили  100 человек: 10 монахов, 10 послушников и 80 трудников.
Вызывает интерес проживание в Крыму небольшой народности – крымчаков, которая сформировалась в средние века. Эта народность, которая относится к тюркоязычной группе, в отличие от нее, проповедует не мусульманство, а иудаизм.
Формирование народности крымчаки началось с появлением в Крыму еврейской общины в I веке нашей эры. Евреи распространяли иудаизм следующим образом: они вовлекали в свою общину рабов – представителей других этносов. Они также договаривались с вождями Боспорского царства (столица Боспор, ныне Керчь – А.Г.), покупая у них рабов при условии перехода их в иудаизм, независимо, какой веры они были. Иногда евреи могли договориться с царем Боспора об отпуске рабов на свободу, при условии, что они останутся под покровительством евреев. Эта группа тюрков, проповедующих иудаизм, значительно пополнилась в Х веке, когда на место их расселения в Крыму пришла тюркоязычная народность – хазары.
До ХIII века эта группа людей не имела своего названия, так как еще не был построен татарский город Крым, полуостров также не имел своего названия – Крым. В ХIII веке сформировались две основные общины крымчаков в городах Карасубазаре (ныне Белогорск) и Кафе (Феодосия). Позднее все крымчаки сосредоточились в Карасубазаре, считая этот город своей столицей вплоть до присоединения Крыма к России в 1783 году.
Особенность крымчаков в том, что проповедуя иудаизм, как евреи, говорят они не на еврейском языке, а на татарском. При этом используют турецко-татарское наречие и считают этот язык своим национальным. Молитвы крымчаки читают на татарском языке тихо и спокойно, используя татарские напевы. Учитывая религиозные, языковые, обрядовые и традиционные особенности, крымчаков называют по-разному: «крымские евреи», «константинопольские евреи», «турецкие евреи» или «татарские евреи».
После присоединения Крыма к России в 1783 году и приход туда в начале XIX века большого числа польских и русских этнических евреев привел к вытеснению крымчаков из их древних молитвенных домов. Это вызывало их конфронтацию с другими евреями и повышало самосознание своей этнической принадлежности. В период с 1870 по 1900 годы была попытка обучения крымчаков еврейскому языку раввином Хизкии Медини.
По всероссийской переписи 1897 года в Крыму проживало 3466 крымчаков, согласно переписи 1926 года насчитывалось 6400 крымчаков. В годы Великой Отечественной войны фашисты вели геноцид против крымчаков, как приверженцев иудаизма. В те годы они разделили судьбу с другими евреями, независимо от их этнической принадлежности. Во время  переписи 1959 года насчитали около 2 тысяч крымчаков. По последней переписи населения СССР 1989 года насчитывалось 1448 крымчаков, из них 604 человека проживали в Крыму.
История народности крымчаки, как и других малых народов Крыма, очень интересна и до конца не изучена.

Поселок Оленевка (Караджи). После присоединения Крыма и причерноморских земель к России императрица Екатерина II распространила крепостное право на казаков Запорожской Сечи, осевших ранее здесь на свободных землях. Так казаки стали крепостными  высокопоставленных русских чиновников, бывших военных офицеров и казачьих атаманов, ставших новыми помещиками.
Одним из таких новых русских помещиков стал высокопоставленный чиновник генерал  Василий Степанович Попов. После присоединения Украины к России 22 тысячи десятин земли западного Крыма около поселка Караджи (сейчас - Оленевка) стали принадлежать генералу В.С. Попову, который на мысе Прибойный построил себе дворец и обустроил усадьбу. Его  помещичье хозяйство, как и другие крупные помещичьи хозяйства в Крыму  и южных губерниях России, называлось экономией.
Перед дворцом разбит обширный парк, главная дорожка которого выходит прямо на пляж.  Генералом была основана сельскохозяйственная экономия, где был построен господский дом и множество подсобных помещений для хозяйства. При нем был заложен  фруктовый сад и красивый парк, в котором рядом с елями соседствовали различные виды декоративных и экзотических растений.
 В те времена современное строение господского дома посреди красивейшего парка и живописных цветников поражало своим величием. Усадьба Попова являла собой образец респектабельности и умелого ведения хозяйства, прямо свидетельствовала о достатке и знатном происхождении хозяина. Своим примером он доказал, что на этих степных, просоленных и малоплодородных землях можно получать неплохие  доходы и жить безбедно.
Родился Василий Степанович Попов в 1743 году в семье коллежского секретаря и прожил яркую жизнь, созвучную с екатерининской эпохой, преобразовавшей вновь присоединенные к России земли.
Вместе с Г. А. Потемкиным  В. С. Попов сопровождал Екатерину II во время ее знаменитого путешествия в «полуденный край России», делал доклады императрице, находился «при Ея Величестве у принятии прошений и прочих дел».
За свой добросовестный труд Василий Степанович был пожалован императрицей в бригадиры и награжден Орденом Святого Владимира III степени. Дальнейшее повышение и новые награды последовали в период Русско-¬турецкой войны, когда, сопровождая Потемкина, Попов принимал участие в осаде и штурме крепости Очаков и других столкновениях с турками. На имя Попова, который возглавлял секретную канцелярию, шла практически вся корреспонденция для фельдмаршала, под его руководством готовились, рассылались приказы и распоряжения главнокомандующего, он изучал донесения от военачальников и письма с мест событий.
В течение 1790 года Попов безотлучно сопровождал Г.А. Потемкина, в том числе и во время его путешествия в Яссы. Екатерина II высоко оценила усердие и деловые качества В.С. Попова. Он был назначен секретарем кабинета императрицы, а затем в 1796 году, последовало повышение в звании   генерал - поручика.
Востребованный и после смерти императрицы Василий Степанович остался при дворе Павла I, затем Александром I был возведен в действительного тайного советника. В 1803 В. С. Попов получил дворянский титул, в 1809 году его назначили членом государственного совета, в 1818 году – Почетным Членом императорской Академии Наук.
Во время войны России 1812 года с наполеоновской Францией  В.С. Попов занимался вопросами продовольственного обеспечения русской армии. В 1819 году он был председателем Департамента гражданских и духовных дел Государственного Совета. От службы отошел в 1821 году по состоянию здоровья (полностью ослеп). Умер Василий Степанович Попов 5 ноября 1822 года,  похоронен в Петербурге, в Благовещенской усыпальнице Александро-Невской лавры.

Источник: А.Н. Головкин, книга «На пути в Калос-Лимен»,  изд. «Крымский Афон», Евпатория, 2014 год, ссылки на первоисточники в книге имеются.


Рецензии