Глава 19. Важное отступление

     Глава 25. Важное отступление…

Важное отступление от темы.



-Прямо королева — подумала Вера Николаевна, бросив взгляд на Янину. - Красивая ведь в сущности девка :  всё при ней: и рост, и стать, пышнотелая, белолицая,  глаза, как небо после дождя, косы до пояса, на щеках и подбородке ямочки — просто русская красавица из сказки и такой невыносимый характер. Говорят, что жена нашего главного бухгалтера Галина такая же — она ведь тоже Вирская, как и Янина.
Жаль конечно всё так скверно заканчивается, хотя говорят,что ещё не всё закончено,когда человек жив и ещё есть возможность если не всё,то многое исправить.
Ведь Яна в школе была такой милой девочкой — мальчишки за ней гурьбой носились: портфель носили и в школу и из школы, провожали, но чем старше становился этот милый ребёнок тем всё сквернее и сквернее становился характер, и мальчики один за другим уходили в сторону, и наконец настало время, когда рядом уже не осталось никого.
Собственно Яну это и не беспокоит — ей нужен только один мужчина из всех живущих на земле — Ванечка Милованов.  Ну да — не красавец, но едва он посмотрит на Яну — сердце  у неё падает вниз, а душа устремляется в небеса. Только его она хочет видеть рядом с собою- лишь за ним готова и в огонь, и в воду.
Только Ванечка её в упор не видит — всё мимо и мимо: для него не существует никого кроме соседки Настёны. А Яна без него жить не может: ночами в подушку плачет, днём при виде него просто голову теряет — готова прижать его к себе и больше никогда не отпускать.
Что он нашёл в этой Настёне не понятно — обыкновенная серая мышка — чуть лучше пигалицы Раиски. Как можно поменять её — первую красавицу в колхозе на это невзрачное ничто — Янина не понимала, поэтому решила всеми путями сделать этого мужчину своим, и не видела иного способа как способ своей тётки Галины — тем более он уже о однажды дал результат.
Вера Николаевна не понимала почему Яна так ополчилась против Раисы ведь та ей ничего плохого не сделала. Напротив это Вирская постоянно придиралась к Раисе, говорила ей колкости, ядовито подкалывала девушку, а Раиса стойко терпела её выходки. Если бы на месте Раисы была Яна, то давно бы взорвалась и устроила такой скандал, как говорит конторская уборщица Евдоха: - „Хоть святых выноси“.
Хотя что тут непонятного?  Просто Вирская ужасно завидует Раисе, ведь та девушка добрая, открытая, душевно щедрая, умная, и к тому же ещё и талантливая, а Яна лишена большинства из этих качеств, и на фоне Раи выглядит очень простовато, как медный грош рядом с золотой  монетой. Вот и злится Вирская и пытается унизить Раису, старается всякими способами очернить её, чтобы на этом фоне возвысится самой — только все давно уже поняли, что на самом деле она из себя представляет, и чем больше пыжится Яна, тем ярче становится Раиса, а Вирская не способна никак понять, что делает только хуже себе.

Яна решила подкупить местного хулигана Мишку Волка чтобы он со своей командой встретил Ванечку и побил его до потери сознания только не покалечил, а потом сбросил как и Алексея много лет назад в овраг. Янина найдёт его, спасёт, домой к себе приведёт — обмоет, пожалеет, приласкает, в постель к себе уложит. Какой мужик против такой крали устоит? А когда всё произойдёт, появится Галина и обвинит парня в изнасиловании  — пригрозит, что сдаст в участок, а там срок не минуем — лет 13 — не меньше. Женится — как миленький женится!
Только где взять сумму которую потребовал Мишка за свою услугу- мать не даст ни за что — ужасно прижимиста а у отца денег никогда не бывает. Вот задача — так задача. Но если очень хочется  то Яна выход найдёт выход всегда: нашла и на сей раз- начала ездить на ярмарку в район и продавать продукты что получат от колхоза. Конечно, нужную сумму так быстро не набрать, ведь приходится продавать по минимальным закупочным ценам — по отпускным люди могут и в магазине купить.
Мать наконец узрев что её запасы стремительно уменьшаются учинила Яне допрос с пристрастием вожжами и дочь была вынуждена признаться что ей нужны деньги для того чтобы приобрести нормальное городское платье ведь на днях ей предстоит ехать в Воронеж на учёбу на курсы.
-Зачем деньги тратить?! - возмущалась мать — Я тебе сколько хочешь платьев нашью — на каждый день будет новое платье.
-Мама — запротестовала дочь — Твои платья только здесь можно носить — в деревне! Все твои оборочки, рюшечки и складочки давно уже вышли из моды, и в городе надо мной смеяться будут, а я не хочу чтобы надо мной смеялись — я хочу, чтобы мной восхищались.
-Какая глупость! - не подумала сдаваться мать. - Мои платья всегда будут в моде, потому что красивые — красота всегда в моде, не смотря на времена.
-Оставь свои красивые платья себе! - повысила голос Янина. - Пап, ну пап, скажи ей, пожалуйста, что сейчас не те времена!
Но отец на этот раз почему то не поддержал её, хотя всегда говорил, что Яна его любимая дочь — обманывал видимо.  Так решила Яна и на требование матери вернуть ей деньги  заявила, что они ей в городе понадобятся — там ей их взять будет негде, а они пожалели для дочери и копейку.
-Дочка как ты могла подумать такое? - укоризненно ответил отец — Мы  с мамой для тебя одной живём, делаем всё, чтобы тебе было хорошо. Поедешь в город — соберём всё, что нужно: и продуктов соберём, и денег  дадим, и платьев мать тебе сошьёт столько, сколько твоим городским и не снилось!
Как Янине хотелось крикнуть:
-Не нужны мне её дурацкие платья!
Но тогда уж точно ничего не получишь — мать не простит обиды.
А через два дня до неё дошли слухи что в контору пришла разнарядка на курсы, чтобы узнать не направляют ли на них пигалицу. Она утром пришла к секретарше председателя, ведь теперь она второй после председателя узнаёт обо всех изменениях в колхозе, потому что печатает приказы. Приказа ещё не было и это немного успокоило её но Яна решила что должна поговорить с председателем и напомнить кому он обещал эти курсы совсем недавно — причём чуть ли не клятвенно обещал.
Она  дождалась председателя поздоровалась с ним и с милой улыбкой сказала что хочет поговорить — так сказать посоветоваться с ним. Милая улыбка не смогла обмануть Нила Ерофеевича — он ожидал от родственницы Галины чего угодно, потому как был у той в руках: одно её слово признание, что Серёжа сын не Алексея а его сын, погубит всю его с таким трудом налаженную карьеру — опуститься до простого слесаря, каким он был раньше, Нилу совсем не хотелось, поэтому когда девушка напомнила, что он обещал на курсы отправит её и никого другого с явным намёком на Раису он заверил, что другой кандидатуры даже не мыслил.
-Можете не волноваться, Яночка: сейчас же Людочка Васильевна напишет приказ на вашу отправку на курсы.
И тут же по селектору сообщил:
-Людмила Васильевна, попрошу в мой кабинет с блокнотом: я продиктую вам приказ.
Как только председатель продиктовал фамилию Вирская, Яна потихоньку ретировалась из кабинета председателя, чтобы потом не объясняться с секретаршей, потому как у той особой радости приказ шефа не вызвал — это было ясно без слов.
Только после этого Яна направилась обмерять эти проклятые поля, которые надоели ей хуже горькой редьки.
По дороге её привиделась очень странная картина, которую она потом долго разгадывала, пытаясь понять, что это было: предсказание или предупреждение. Впрочем посудите сами:
Яна идёт по широкой улице вдоль которой располагаются высокие дома и ей кажется что здесь знаком ей каждый кустик каждое деревце вдоль дороги и хотя она была в Воронеже  очень давно когда ей было только 5 лет и помнить ничего не могла она была уверена что это именно Воронеж.
Навстречу ей шла пёстрая стайка студентов: они о чём то очень весело и громко разговаривали — впереди шли девушки в таких же нарядных платьях как у неё. Когда они почти поравнялись Яна увидела что девушки очень внимательно разглядывают её и сравнивают её с собой а  Яна сравнивала их с собой и понимала, что выигрывает по всем параметрам: она и одета не хуже их и красивее, и виднее- они в сравнение с ней какие то мелкие, слишком невесомые, а значит не такие заметные, как она. Когда девушки прошли мимо, то за ними открылся ряд парней — все как на подбор: высокие, стройные, хорошо одетые — сразу видно из каких семей парни: воспитанных, образованных, а главное обеспеченных. Парни все как один не отрывали от неё взгляда и было понятно, что она им нравится. Последними шли трое из них и внезапно Яна натолкнулась на взгляд бездонных глаз от которого её сердце упало куда то вниз, а душа понеслась так стремительно ввысь, что она споткнулась от неожиданности и стала падать прямо на необыкновенного молодого человека, и тот едва успел подхватить её. Молодой человек довёл её до ближайшей скамейки на ходу спрашивая:
-Девушка, девушка, что с вами вами? Вам плохо?
Яна просто потеряла дар речи и ничего не могла ответить.
-Парни! - позвал молодой человек своих друзей. - Ни у кого водички нет?
Водичка нашлась у девчонок. Молодой человек побрызгал в лицо Яны водой, дал ей попить, и она начала приходить в себя. Молодой человек сел рядом представился: - „Меня Вадимом зовут!“
И добавил, видя что девушка приходит в себя:
-Вы внезапно так побледнели и стали падать — я едва успел поддержать вас. Как у вас с сердцем?
Он видимо хотел понять нет ли у неё проблем с сердцем, а Яне хотелось сказать что сердце её упало куда то при виде него, но она не осмелилась — это было бы похоже, что она признаётся парню в любви при одном только взгляде.
-Всё нормально — ответила она. - Мне уже лучше — видимо голову напекло.
Она начала подниматься со скамейки но парень удержал её:
-Скажите хотя бы как вас зовут?
-Янина — призналась она.
-Яна или Нина? - уточнил молодой человек.
-Яна — подтвердила она и вновь попыталась встать.
-Я не могу отпустить вас одну — вдруг опять станет плохо а рядом не будет никого? Разрешите проводить вас?
Яна выразила согласие рукой и парень помог подняться ей не отходя ни на шаг. Яна чувствовала его силу и поддержку и была как никогда счастлива — такого чувства она не испытывала даже рядом с Ванечкой. А сейчас она шла рядом с таким замечательным молодым человеком, и её гордости и счастью не было предела. Оказалось, что Вадим учится в том же университете, где проходят обучение слушательницы бухгалтерских курсов. Вадим сожалел о том что до сих пор ни разу не встречался с такой прекрасной девушкой, а когда узнал, что она не студентка, а только слушательница даже вида не показал, что немного разочарован — в ней он хотел видеть ровню себе, а тут простая девушка из далёкой глубинки да ещё только слушательница, а не студентка .Вадим опасался что родители не позволят ему встречаться с такой девушкой, которая ему не ровня, как говорила его мать — Елена Николаевна, хотя ему всегда казалось что родители лишены таких предрассудков — оказывается просто казалось.
-Не думайте, Вадим, я не собираюсь на этом останавливаться — заверила его Яна, понимая прекрасно, что сейчас она такому видному особенному парню мало интересна.-Вот закончу учёбу на курсах, устроюсь на работу, сниму квартиру у какой нибудь старушки пенсионерки, и буду поступать в институт. Я решила что своего добьюсь, чего бы мне это не стоило.
Лицо у парня мгновенно потеплело — её слова явно пришлись ему по нраву.
-Мы решили с Надеждой остаться в городе и продолжить учёбу дальше.
-А Надежда это кто? - поинтересовался Вадим.
-С Надеждой мы живём в одной комнате в общежитии — с опаской пояснила Яна — ей было не понятно, как городской молодой человек относится к обитателям общаги, как презрительно называют общежитие местные жители, но когда они дошли до общежития Вадим неожиданно сказал:
-Можно мне посмотреть, как вы живёте?
-Боюсь что это не возможно: дежурные на входе не пускают к нам никого посторонних, и особенно молодых людей — ответила Яна.
-Меня пропустят! - уверенно возразил Вадим.
-Почему это вдруг? - не поверила девушка.
-Я слово особенное знаю! - признался парень.
-Давай посмотрим! - засомневалась Яна.
На входе стояла Цербер — так называли эту дежурную слушательницы за особо лютый нрав — пройти мимо неё было не реально.
-Стоять! - сурово остановила их Цербер указывая своей корявой лапой на Вадима. - Посторонним лицам у нас проход запрещён.
-Я не посторонний — вполне миролюбиво отозвался Вадим — Я председатель общества помощи студентам и должен удостовериться как у вас живут наши студенты.
-Так то студенты! - не сдавалась дежурная — Ау нас — слушательницы.
-Какая разница? - поинтересовался Вадим. - Они обучаются в здании нашего университета, а значит подпадают под общие правила.
-Чем докажешь, что ты именно тот, за кого себя выдаёшь? - не сдавался Цербер.
Вадим достал из кармана костюма похожее на зачётную книжку удостоверение и передал женщине.
Та прочла в слух:
-Мережковский Вадим Львович — председатель общества помощи студентам Воронежского государственного педагогического университета.
Затем она сравнила фото с оригиналом и сказала:
-Проходите, Вадим, но чтобы до восьми часов даже духа вашего здесь не было!
Янина была поражена: Вадим оказался прав: его слово действительно подействовало.
-Почему дежурная сказала чтобы я убрался из общежития до восьми часов? - тормошил Яну Вадим.
-В восемь часов у нас в общежитии воспитатели проводят проверку, и если застанут постороннего могут лишить стипендии. Нас с Надеждой конечно не лишат — мы свою стипендию получаем от колхоза, а вот Катю и  Леночку могут наказать,  и они лишатся даже минимальной поддержки.
-Не волнуйтесь, Яночка — я только на несколько минут зайду — посмотрю одним глазком и уйду — я не желаю вам неприятностей.
И действительно Вадим пробыл у них меньше получаса: посмотрел комнату, кухню, душевые и остался вполне довольный увиденным.
-Молодцы девчоночки — такой порядок, у мальчишек даже подобного ничего нет! - сказал он прощаясь с девушкой.
С этого дня молодые люди встречались почти каждый день — гуляли по городу, ходили в кино, в театр, на выставки и вернисажи с каждым днём всё больше привязываясь друг к другу. Яна была просто очарована Вадимом — он казался ей каким то принцем из сказки.
Вот такое видение было дано Яне до отправки в Воронеж. Это казалось ей волшебной сказкой, но так хотелось поверить что всё именно так и будет, и Яна поверила.

Занятия на курсах почему то начинались не с первого сентября, а с первого октября, и Яна уехала в Воронеж 28 сентября, чтобы устроится в общежитие - заезд был раньше на два дня и этого вполне хватило для того, чтобы пройти комиссию и найти себе подходящих соседок по комнате — их было кроме неё трое: Надя, Катерина и Леночка. Все девчонки были из таких же колхозов и совхозов, и это невольно сближало их. Старшей по комнате они выбрали Надежду, как старшую по возрасту, степенную и серьёзную девушку, с которой будут считаться даже строгие воспитатели.
И с тех пор Яна стала ждать, когда произойдёт, обещанная ей видением, встреча с Вадимом, но закончился год сорок шестой, наступил сорок седьмой, а встречи всё не было и не было. Яна помнила, что там, в её счастливом видении, всё было солнечным и зелёным, а значит зимой ждать встречи не стоит. И действительно она произошла в самом конце апреля, перед майскими праздниками. Янина возвращалась к себе в общежитие после хождения по магазинам. Было солнечно и тепло — даже не верилось что  так может быть в апреле.
Всё произошло так как предстало Яне в её счастливом видении: встреча, знакомство, проверка общежития, расставания, как Яна поняла, лишь на короткое время — парень зажёгся конкретно. А уж как она зажглась и говорить не стоит — причём уже давно зажглась, после счастливого видения, и тогда же она отказалась от плана сделать всё, чтобы Ванечка стал её. Этот деревенский парень не шёл ни в какое сравнение с городским Вадимом.
И вот теперь Яна была просто счастлива что смогла сделать правильный выбор: здесь её ждал достаток, лёгкая счастливая жизнь. А что ждало в проклятой Матрёнке: нищета сопливые ребятишки и, кто знает, пьющий мужик?

Всё складывалось неплохо но тут Вадим сообщил Яне, что его родители хотят познакомиться с её родителями, и Яна поняла: это всему конец — если мать появится здесь у интеллигентных родителей Вадима, то на её счастливой жизни можно ставить крест — мать несколькими словами способна испортить всё, что она строила почти половину года. Нужно срочно что то придумывать! И изворотливая Яна придумала: вот если бы вместо Ульяны её матерью была её младшая сестра Галина, то она напротив не навредила, а помогла достигнуть моей цели. Вывод напрашивался сам собой: нужно уговорить тётю сыграть роль  матери. - другого выхода нет.
-Нужно срочно написать письмо тёте Гале и обрисовать ей сложившуюся ситуацию! - решила Яна в полной уверенности что Галина не откажется — это же настоящее приключение, а тётя любит приключения— такое в обычной деревенской жизни выпадает не часто. Главное чтобы отец согласился — он как раз не любитель приключений. Но неужели он откажется помочь любимой дочери устроить свою жизнь?
Письмо написала этим же вечером а на следующее утро отправила его заказным письмом с уведомлением, чтобы знать что письмо дошло именно тому кому адресовано.
Отец обычно приезжал к Яне 28-го числа — об этом знал и Вадим поэтому надеялся, что этот раз он приедет с тётей Ульяной — Яна же надеялась, что он приедет с Галиной и с тревогой ждала этого дня, потому что родители Вадима назначили знакомство на вечер 29-го.
Яна собрала последние свои деньги и даже немного заняла у Надежды,  намереваясь отдать долг из того, что ей привезёт отец, и купила Галине подходящее для случая платье, ведь одежду для ней шила всё та же Ульяна, а мы знаем что это за деревенская красота — для приёма такое платье явно не годится.
29-го с самого утра Яна то и дело выбегала на улицу вглядываясь вдаль высматривая появление отца с матерью и когда наконец увидела что рядом с отцом идёт Галина едва не запрыгала от радости: тётя сумела всё же уговорить отца.
Она обняла обоих и сказала тихо:
-Как же я рада вам, дорогие мои.
-И мы тебе рады — ответила Галина. - Рассказывай неужели этот парень настолько хорош что стоит такого обмана?
-Он даже большего стоит, мама, — начала входить в роль Яна, — завтра сама увидишь!
-Верю на слово — ответила тётя. - Ты у нас девочка умная — слава Богу не в маму пошла!
Увидев платье которое Яна купила для неё Галина обомлела:
-Не стоило так тратиться, Яночка — запротестовала она. - Это наверное в копеечку тебе стало?
-А в чём бы ты на приём пошла — в этом убожестве что ли? - поинтересовалась Яна указывая на её платье. - Это же интеллигентная семья! Потому я просила, чтобы отец надел свой единственный костюм — хорошо что послушали меня.
Когда Галина надела новое платье даже отец оценил его:
-Какая же ты красавица, Галина!
-Ульяна — поправила Яна. - Смотри, отец, при  родителях не перепутай. Если так случится, вали на то что переживаешь за младшую дочь Галочку оставшуюся с родителями, которые держат её в ежовых рукавицах — считают, что вы слишком ей потворствуете. Галь, если что ты тоже подключайся, чтобы спасти положение.
-Ульяна — так Ульяна — буркнул отец. - Ради твоего счастья, дочка, я готов и чёрта именем твоей матери назвать — она у меня уже в печёнках сидит — потому и согласился на эту авантюру.
В  положенное время за ними на такси приехал Вадим, и Яна познакомила с родителями, называя каждого по имени отчеству, чтобы самой ненароком не перепутать — заодно и „родителям“ напомнить.


         Продолжение следует:


Рецензии
Интересно, Томочка!

Бегу сразу читать дальше - надо
узнать, чем закончится эта афёра.)))

С улыбкой,
Таня.

Пыжьянова Татьяна   31.01.2023 18:19     Заявить о нарушении
Спасибо, Танечка, за интерес!
С тёплой, дружеской улыбкой -

Тамара Злобина   01.02.2023 15:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.