18. Угасание
Итак, мои дочери уже не помнят сказки и истории, которые я годами рассказывал им на ночь, а знание русского языка таково, что любой мой рассказ превращается в мучение для всех нас. Неизвестное слово, а это большинство русских слов, им требуется объяснять с помощью других слов, или же переводить. И те слова – понятны ли они, и насколько точен перевод? Из вежливости они меня еще слушают, но мыслями они далеко. Через пару минут я вижу, что внимание их рассеялось, и нет никакого смысла продолжать.
Сами они внятно выразить какую-нибудь мысль на русском языке давно уже не в состоянии. Они здесь не одни такие, это общее правило.
Тем не менее, я пытаюсь достучаться до них, когда только могу.
Вот мы в Музее Натуральной Истории в Нью Йорке. Здание имперских пропорций с примесью архитектуры богатого особняка. Все кругом облицованное камнем, с деталями. Такой декор, такую облицовку в Ленинградском АПУ называли «мясо». У входа – конная статуя президента и полковника Теодора Рузвельта. Благодаря тому, что она стоит на низком постаменте посреди входной лестницы, заметна ее сверхчеловеческая величина.
Добросердечный юный индеец стоит у стремени, но стоит так, что сразу видно, кто тут у них главный. С другой стороны «чернявый хлопец» как называл таких ребят наш бригадир на стройке. Стремена и конская сбруя на памятнике не нашего образца.
Внутри музея - разные экспозиции. Есть отдел эволюции, где самый посещаемый - зал динозавров с их исполинскими скелетами и черепами. Вокруг скелета галерея в несколько ярусов для обхода и осмотра.
Есть, памятные мне с детских лет, макеты кусочков разных климатических зон за витриной, с чучелами животных, с растениями и нарисованными задниками. Такие были в нашем краеведческом Музее, когда он еще помещался в бывшем кафедральном соборе в парке. Индейские и тихоокеанские тотемные столбы, каноэ с манекенами индейцев на веслах.
Есть этнографический отдел. Он больше других привлекает мое внимание. Я хожу по нему почти все время визита, пока дети, наскоро пробежав его витрины, смотрят другие отделы. У него прекрасная экспозиция. Индия, Япония, Китай. Правда, когда доходишь до вещей тебе знакомых, доверие слабеет.
Например, наша Средняя Азия. Вот уж где я побывал, в свое время, насмотрелся. На фоне задника, изображающего что-то вроде Регистана в Самарканде с многолюдным базаром, сидят манекены в халатах.
Те халаты, что я видел в жизни, были узорно простеганные, на вате, низко подпоясаные платком, за которым угадывался нож. Мягкие сапоги азиатского покроя с острыми носами, иногда в узконосых же галошах. Лица у всех, любого возраста, были прокалены солнцем, в глубоких морщинах. Тюбетейка была строго установленного для каждого рода образца.
У этих, в музее, лица светлые, гладкие, молодые, как на рекламе бритвы «Жилет». Халаты на манекенах вроде того, что я когда-то носил дома и которые сейчас можно купить в «Gap». При этом, там нет ни ножа, ни платка. Женщина совсем не похожа на узбечку, туркменку или таджичку. Ожерелье на ней - из недавних английских крон, не серебряных вовсе, и к тому же, тусклых.
Конечно, это ожерелье - иммитация. Те настоящие украшения, что видел я, были сплошь из серебряных рублей. Среди рублей я видел и весьма старые, еще павловские, с надписью в рамке «Не нам, не нам, имени твоему...». Среди мелких монеток наряду с полтинами и полуполтинами я встречал хорезмские, бухарские, персидские монетки, но вот английские мне ни разу не попадались.
Если они небрежны в такой малости, то что хорошего можно сказать об общей композиции украшения? Они его наверно реконструировали по мелкой фотографии в старом журнале. А у меня, между тем, дома лежит пара подлинных туркестанских украшений. Я даже хотел поначалу принести их в музей, показать им, что туркестанцы носили в то время на самом деле.
Вначале я не сделал этого из стеснения, и по незнанию языка, а потом понял, что объяснять что-либо официальному лицу в Америке все равно, что объяснять Спилбергу или кому еще там, в Голливуде, что Троянская война на самом деле длилась десять лет, и что греки построили деревянного коня, только исчерпав все иные возможности овладеть городом. А в фильме «Троя», Брисеида весь фильм до конца ходит со ссадиной на носу, заработанной ею на второй день осады.
Им там лучше знать, и все тут! Они - специалисты.
И в Синцзяне и в Средней Азии непременный признак базара – беспорядок, грязь, мухи. Мухи, вообще-то, есть везде, где есть домашние животные. Одежда там на людях – заношеная, засаленная, потрепанная. Там людям свойственно пренебрегать своим внешним видом, и это так подкупало меня в свое время. Я в этом видел присутствие любви и души в противовес стерильной бездуховности моей первой жены с тещей, сурово требующих от меня опрятности и порядка. То есть бездуховность и опрятность в моем тогдашнем воображении сопутствовали одно другому. А в музейном воплощении того базара - там полный порядок, все чисто, все аккуратно, как на рынке для иностранцев в туристском исполнении. Отельная зона в Канкуне так же похожа на настоящую Мексику, как эта экспозиция на старый базар в Кульдже, который я еще в свое время застал.
Казахам с киргизами, их юртам, места в экспозиции музея почему-то не нашлось.
Или вот отдел народов Азии, район Забайкалья. Буряты, таежные народы, тут я вам не эксперт. Но вот в витрине стоит казак, (надпись "Россия в Сибири) очевидно, Забайкальского Войска. Малорослый, молодцеватый, весь подпружиненный. Одну руку подносит к усикам, другой оперся на шашку, грудь колесом. Хитрая, улыбающаяся рожа его - с явно монголоидной примесью. Что ж, антропологически верно.
Блин, одет почему-то в черкеску, с газырями, перепоясанную кавказским ремешком с серебрянным набором! Что, разве униформой Забайкальского Войска была черкеска? На черкеске орден св. Георгия 4-й степени, между прочим, наградные планки, знаки. Витрина мешает мне рассмотреть знаки. Не удивлюсь, если вместо Забайкальского войскового там какой-то другой. Понимаю, что если нарядить его в нормальную гимнастерку и шаровары с желтым лампасом, то витрина проиграет в зрелищности. Но исторически неверно, как говорил один исторический персонаж. Это же музей.
Звучит тихая музыка, донские казачьи песни, исполняемые ансамблем. Но почему? В той части Сибири, как я тогда видел по телевизору, еще в семидесятых в деревнях сохранялось исконное разноголосое русские пение, в котором нельзя разобрать ни единого слова, потому что каждый певец отстает один от другого. Вот их бы и крутили. А, впрочем, черт его знает, кто какие песни в станицах Забайкальского Войска пели.
Я подзываю дочерей.
-Смотрите, это Cossack (именно так, иначе не поймут,- говорю я – точно таким Cossack был и ваш прадед и его ancestors.
Н-да, только не совсем он так эффектно выглядел. Но исторически неверно - политически верно.
В другой раз, в фойе, мы стоим в очереди перед кассой. В центре фойе - бой динозавровых скелетов, на стенах – панно с обилием золотой краски. На тех панно – заслуги президента Рузвельта с их историей. Вот Портсмутский мир, подписание договора. А перед этим - штыковое противостояние групп русских и японских солдат. Все солдаты, и наши и японцы - крепкие, упитанные, рослые, как американские морские пехотинцы. Форма на них сидит как влитая. Русские в сапогах, японцы – в крагах. К верху по стене уходит история Азии, на самом верху сидит Чингиз Хан.
- Смотрите, - говорю я дочерям - вот русские солдаты. Ваш дед тоже так же воевал, только на другой войне, мировой. Но вид у него был точно такой же: мундир, сапоги, такая же винтовка.
Моя старшая дочь - умница. Ей двенадцать лет.
- А на какой войне, на первой или второй? – уточняет она.
Здесь уместно вспомнить как, шестилетняя тогда, младшая, перед этим спрашивала меня, застал ли я еще живых динозавров.
Кем они меня видят? Неким Агасфером, современником керосиновых ламп, паровозов, патефонов?
- А вот это,- говорю я - это Чингиз Хан. Ваша пра-прабабушка была дочерью султана казахского рода Канлы. Обычно такую позицию занимали чингизиды, потомки Чингис Хана. Так что возможно, вы и его потомки. Тем более, что пра-прадед ваш был бием, а это тоже немалая позиция, так что не исключено, и по этой линии Чингис Хан ваш предок.
- А кто такой Чингис Хан? - спрашивает старшая дочь.
- Emperor of Asia.
- О, так значит я – принцесса?- радуется она.
Доченька, во-первых, по женской линии такое не наследуется, во-вторых, принцесса в Азии не то же самое, что в Европе, радоваться-то тебе там было бы особенно нечему.
О том, что их дед, потомок дочери султана и бия, был вором в законе, что в той стране до сей поры тоже вполне уважаемая позиция, я им не говорю. Как им объяснить, что такое вор в законе? Какой такой ближайший американский аналог этому? Крестный отец? Нет, думается, не то. Как бы повел себя Дон Корлеоне на Колыме, когда воры вели с суками и администрацией смертельную войну? Они, между прочим, победили в ней. Не ссучился ли бы он сам? Дед вот не ссучился, и был тяжело ранен сучьим ножом.
Еврейский отдел в том отделе народов Азии крохотный, но подан со вкусом. Он расположен где-то в переходе. Это – просто скупоосвещеная витрина, печальная музыка. За витриной – узкие горизонтальные планки с полочками. Их десятка три. Сверху вниз идут страны и местности, слева направо - годы. Эдакое ветвящееся древо, положенное набок. На полочках помещены какие-то артефакты, ну, может их копии, или их фотографии, портреты, на плексиглассовой планке написана дата.
Допустим, вот Междуречье, Вавилония, Курдистан - дата появления в ней евреев, этапы развития диаспоры, от Навуходоносора до позднейших времен, и кусочек глиняной таблички с клинописью, или фото глазастого барельефа, не помню что уже. Где-то лежит серебряный чехол вроде мезузы.
Кавказ, Йемен, Иран – они Бог его знает, когда там появились. Чего им на месте не сиделось?
А мне-то самому?
Все вместе – картина расселения евреев по Азии. Исход из Египта там еще и не в самом начале, ветвиться они начали раньше. Полочки укреплены на черно-белой стене, на ней изображено не помню что, менора, что ли. Очень, очень со вкусом сделано. Говорит о маленьком народе нагляднее всех липовых протоколов.
-И еще один ваш пра-пра-прадед где-то здесь может быть.
Больше, увы, мне нечего сказать, больше про него я ничего не знаю.
Если бы я хотя бы знал его родовую фамилию, то бы мог реконструировать по ней прошлое его рода. Допустим, был бы он Левин или Коган – о, тогда я нашел бы много что о нем рассказать. Или, например, Авербух. Ну, еще Резник, и даже Рабинович – тоже говорящие фамилии.
Но единственное, что мне известно о его проихождении достоверно – его официальный титул «выкрест», виденный в детстве моей тетей в каких-то старых документах
Свидетельство о публикации №223012901533