Лысая башка

Время переезда из Белоруссии на Украину помню плохо. В память врезались люди стоящие по обочине дороги, они  провожали нас всем селом и плакали.
-Куды ж ты Антонович своих деточек везеш?
Вокруг грязь непролазная , везут нас на тракторе к нему прицеплены сани , а на этих санях наш скарб увязанный в узлы. Помню станцию и вокзал в Ясиноватой для меня и моих брата и сестры это было, как открытие вселенной. Я тогда опилась газированной воды из автомата.
Первый месяц мы жили у дальних родственников, Зимовали в какой-то комнате при конторе, а весной нам дали дом и корову. Тогда была программа по поднятию Донбасса и льготы были для переселенцев такие  : Дом плата ежемесячная почти символическая, корова, и надел земли 55 соток.
Весна была бурная , а лето мне показалось невыносимо жарким, после мягкого белорусского климата и окружающего со всех сторон леса, мне казалось все голым,  можно было увидеть кромку горизонта, чего в Белоруссии никогда не было  видно из-за деревьев .
Летом меня отправили в садик, я там абсолютно не прижилась, меня дразнили, дети говорили на  местном диалекте, смесь украинского и русского, а я смесь белорусского и русского. Я убегала, а брат с сестрой возвращали меня под к»онвоем» обратно.
Со временем я начала привыкать и ко мне тоже, у меня появились друзья. Дом наш стоял на возвышенности, внизу речка, камыши, напротив каждого дома на улице стояли сложенные из кирпича печки. Когда моя мама готовила обед она разговаривала с соседками, а мы малышня развесив уши  крутились рядом. Жили мы на окраине села, везде простор и поля.
В те годы химии особо никакой не было, стирали хозяйственным мылом и содой.
Завести вшей было минутным делом, а вот вывести  целая проблема. Мама с отцом  если обнаруживали эту заразу, все кипятили, проглаживали раскаленным утюгом, и при этом уж и нам доставалось.
-Это ж надо, эту дрянь в дом принести?
Поэтому если я обнаруживала эту нечисть у себя, молчала.
Отец что бы нас обезопасить,  и не создавать себе лишних проблем, стриг меня и брата  на лысо под ноль. Только у сестры были роскошные волосы, ее отец не трогал.
Как всегда отец меня постриг оставил чубчик и я пошла гулять. Мои подружки Таня, Валя и Рая стали надо мной смеяться и дразнить:
-Лысая башка, дай пирожка.
На это я им сказала. - Вы видели у моей Вальки волосы?- Отец ее три раза постриг и все-. А мне осталось только один раз постричься и волосы у меня тоже будут густые и длинные.
Сказала и забыла, но видать сила убеждения была сильна. Мои подружки пришли ко мне с утра.
- Маруся пусть нас  твой отец пострижёт!
-А вам родители разрешили?
-Да разрешили. - Почти хором  ответили мне  девчонки.
Мы пошли к моему отцу, и я все изложила с пристрастием. Уж очень мне не хотелось, быть одной лысой.
Отец еще раз спросил:
-Родители разрешили?
И со спокойной душой постриг всех троих, от их волос, а они у них были и длиннее и лучше моих, осталась кучка.
К вечеру к нам пришли, матеря моих  подружек, описать эту сцену невозможно,  по селу разносился  непереводимый фольклор, на разных диалектах.
Я спряталась в сарае и до наступления ночи  домой не появлялась. Мама знала где я прячусь,
но велела мне сидеть и не высовываться, а отец метал гром и молнии в мой адрес, тоже не самыми литературными словами.
Через какое то время, волосы у нас у всех отросли и подружки хвастались мне.
-Маруся глянь  волосы наши стали гуще и длиннее чем у тебя,  мы постриглись один раз, а ты уже три раза –
 Я молчала, волосы у меня действительно были не такие как у девчонок, их было много, но они были тонкими и когда отрастали, были похожи на пух цыпленка.


Рецензии