Фанатизм или Обезьяна с гранатой
Пришла просьба -
\\Хотела бы услышать ваше мнение о таком явлении как фанатизм. Откуда оно берется, что движет людьми-фанатиками? Как не стать фанатиком, например религиозным. Недавно общалась с одним вегетарианцем, так он на полном серьезе заявил и даже привел коды МКБ10 (заболеваний) того, что люди, которые едят продукты животного происхождения ( к ним относится и мед!)- психически больные.\\
Наверное, это важная тема. Наверное, она многих интересует. Наверное, каждый в этой жизни сталкивался с фанатизмом либо в своём окружении, либо в истории общества, либо в самом себе.
На самом деле фанатизм — весьма простенький психологический феномен, он давно изучен и разложен по полочкам. Фанатизм уходит своими корнями в биологию высших стайных животных. В нашем случае — в механизмы внутрипопуляционной конкуренции доминантного вида, но мы настолько возвысились над природой, что редко рассматриваем себя с точки зрения природных законов, а между тем во многом так и остались обезьяной, только с гранатой.
Обезьяна с гранатой — весьма страшное животное, но когда обезьяной с гранатой начинает овладевать какая-то важная идея, обезьяна становится во много раз страшнее, ибо важная идея придаёт обезьяне сил, агрессивности и бескомпромиссности. Обезьяна получает мощный мотив не оставить в борьбе за идею камня на камне.
Главный признак фанатизма — нетерпимость. За мной стоит какая-то важная правда, и если ты не согласен с моей важной правдой, ты подлежишь либо перевоспитанию путём ломания хребта через колено, либо уничтожению. Фанатику мешает инакомыслящий. Почему? Здесь включается другой механизм, механизм подавления своей неуверенности. Моя важная правда всегда под угрозой, а потому поляна возможных возражений должна быть зачищена.
Я подсознательно боюсь, что меня выведут на чистую воду или приведут аргументы, которые поставят под сомнение мою важную правду, а потому я или бегу из враждебной среды, если не чувствую силы, либо зачищаю поляну, если силён. Поэтому фанатик не может быть один, он всегда ищет союзника, всегда занимается вербовкой и поиском свободных ушей. Один в поле не воин. Фанатик ищет помощи в стае.
Религиозный фанатизм — самый тяжёлый вид фанатизма. Когда обезьяна с гранатой призывает в союзники высшие силы, её монополия на правду достигает максимальной разрушительной силы. Когда на кону вечность и весь порядок мироздания, земные препятствия перестают иметь какое-то значение, теряют ценность все земные дела и сама человеческая жизнь, включая мою. Я надеваю пояс шахида, я легко иду на костёр инквизиции, я бросаю детей в горящий скит староверов, я иду воевать за кусок священной скалы, где был похоронен Господь, я иду воевать за всемирный эмират, за чёрт знает что ещё. Религиозный фанатизм будит во мне самые разрушительные и тёмные силы.
Что интересно — Бог всячески предупреждает против любого фанатизма. Что сказал ученикам Христос, какие максимальные санкции он велел применять к инакомыслящим? Максимальные санкции — встать и уйти.
\\А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших\\
Казалось бы, всё просто и понятно — не слушают тебя? просто встань, отряхни сандалики и уйди. Что делает обезьяна с гранатой? Обезьяна начинает рубить руки, рвать языки, идёт воевать с несогласными, лупит палкой с гвоздём всех, кто по её мнению неправильно понял Бога. Это принято называть религиозной нетерпимостью, фанатизмом, а если присмотреться — это обычная внутрипопуляционная конкуренция высших приматов доминантного вида, не имеющих конкурентов в природе. Внешней опасности нет, а потребность в насилии есть. Но перед лицом внешней опасности всё сразу меняется.
Простой пример. Я христианин. Ты мусульманин. Он буддист. Я хороший, они нехорошие. Я прав, они заблуждаются. Но перед лицом внешней опасности всё это теряет значение. Если в окопе мы начнём религиозные диспуты, нам кирдык, и мы это знаем. И нам уже не важно, кто в какого бога верит. Нам важно, можно ли с тобой пойти в разведку, прикроешь ли ты мне спину, поделишься ли ты куском хлеба или патронами. Теперь мы все хорошие, а там, напротив нас, за окопом — плохие.
И даже те, плохие, враги, станут вдруг хорошими, если проснётся вулкан, случится землетрясение или цунами придёт. Нам уже будет насрать, кто во что верил и кто с кем воевал. Вместо внутрипопуляционной конкуренции встанет вопрос популяционной солидарности. Встанет вопрос, сколько в тебе человечности. Дай руку, друг, и забудем все обиды и разногласия. Преодолеем беду, а потом опять будем грызть друг другу глотки, выясняя, от кого в конце концов исходит Дух Святый. Поножовщину продолжим потом, а сейчас дай мне руку, я падаю в жерло вулкана.
В вопросе был ещё кулинарный момент. Многих удивляет, почему так агрессивны веганы. Дык это из той же бочки, это сублимация того же религиозного фанатизма, только в религию возведена еда. Это касается любого фанатизма в любой области. Внутрипопуляционная конкуренция. Прав или я, или никто. И не важно, какая у меня сегодня религия — лист капусты, прививка от гриппа, высота каблуков или марка автомобиля. Механизм всегда один.
люблю траву цветы деревья
а потому я не могу
смотреть спокойно как веганы
бездушно жрут моих друзей
Феномен фанатизма хорошо изучен и понятен. Цель — доминирование в стае при крайней неуверенности в себе. И чем человек внутренне неувереннее, тем ему важнее внешнее согласие с ним. Человеку, на самом деле уверенному в своих убеждениях, абсолютно наплевать, что думают другие. У него есть своя внутренняя правда, и он не нуждается во внешних её проявлениях. Он всегда владеет собой и никому не лезет на уши со своей правдой. Агрессивна только обезьяна с гранатой.
--------------------------------------------------
(с) https://vk.com/id128128417
Свидетельство о публикации №223012901874