3. Июнь. Провальные деньги

                Продолжение. Начало здесь: http://proza.ru/2023/01/29/1855

- Там, пацаны, если подольше поработать, можно такие бабки поднять, что нам и не снилось! - азартно сообщил друзьям Вовка.

Его распирало желание рассказать о недавней поездке к тетке в поселок Туим. Событие неожиданно выявило в парне способность делать деньги. Вовка пока еще не понимал, что чем меньше конкурентов, тем больше денег, поэтому не держал язык за зубами.
- Я по телику смотрел про этот провал. Там здорово, - поддержал Витька.
- Да провал штука интересная. Я полазил с братом, посмотрел. Да только зря эти чудаки из "Фактора страха" там осенью снимали. Летом куда красивей! Скалы, обрывы... фантастика. Горы… Ну, «Властелин колец» смотрели? То же самое, почти только страшнее и красивее, - немного, совсем чуть-чуть преувеличил рассказчик. – А потом Васька мне предложил денег заработать. Я не отказался, не дурнее же паровоза.

Ранним утром - поселок еще спал - мальчишки отправились к шахте. Недалеко от входа, в неприметном на первый взгляд, месте, Васька пошарил рукой в расщелине скалы. С усилием вытащил из тайника тяжелый молоток. Используя вместо наковален или разделочных столов, огромные валуны, братья расколотили несколько разных булыганов здесь же неподалеку и подобранных. Результатом небезопасного - осколки с нешуточной скоростью разлетались - получасового труда стали камни разного размера и цвета. На сколах загадочно блестели какие-то разноцветные вкрапления. Килограммов сорок насобирали. Добровольцы-камнеломы упаковали полученные товары в рюкзаки и, пыхтя, отправились наверх по натоптанной тропе.

В несколько приёмов с непродолжительными передышками они одолели крутой подъем. Воробьишками трепыхались сердца, но подгоняло желание занять лучшие места. На месте оказались первыми. Вот и шлагбаум. За ним под березками импровизированный рынок: простые деревянные столики. Дощатых щиты уложены на козлики, сколоченные из березовых жердей.
- Молодцы мы. Раньше всех успели. Ты на этом краю вставай, я на этом. У крайних лучше всего покупают. Да, вообще-то, и у средних тоже. Главное в нашем торговом деле врать складно, - инструктировал опытный Васька.
- А сколько за какой камень просить? - поинтересовался начинающий бизнесмен.
- Да какая тебе разница! Лишь бы покупали, мало камней в горе что ли... Проси в среднем по тридцахе за камень. Если увидишь у покупателя интерес - задирай цену, если торгуется - опускай. У приезжих денег как у дурака махорки. Короче, все индивидуально. Ну и не дешеви сильно, не сбивай цену, а то пацаны по шее дать могут. Вот орехи еще... и стаканчик. Орехи как у всех - по десятке. Отдыхающие с курорта хорошо берут.

Первые посетители провала показались только через час, когда мальчишки уже изгрызли не по одной горстке кедровых орехов. К этому времени у прилавка расположилось несколько малолетних купцов. Товар был примерно одинаковый, кое у кого кроме камней были какие-то полупрозрачные слитки, похожие на стекло... Пацаны их почему-то опалами называли.
- Дяденька! - метнулся, протягивая камень, Васька к тяжело отдувающемуся после подъема туристу. - Купите на память!
- На памятник? - засмеялся тот. - Маловат будет камушек, да и рано пока! Что мне с ним таскаться по Провалу. Назад пойду, возьму.
- Ага, все обещаете, а потом мимо, ну... хоть орехов.
- Насыпай стакан, - охотно оттянул покупатель карман на шортах.
- Где один, там и два, - ввернул подскочивший Дубильченко, - меня тоже надо выручить, а то с того краю стою, никто не берет! А назад нести тяжело.
- Давай и твоих, - засмеялся дядька.

Первые десятки легли в карманы коммерсантов.
И пошло...

Уже к обеду изрядно поубавился товар на столах у мальчишек, меньше стало и орехов, а турист все шел и шел. Косяком пер, как рыба на нерест.
- Тетенька, это ж не просто камень, - объяснял Вовка симпатичной молодой женщине, - в нем золота... пропасть, и всего за сорок рублей отдам!
- Пропасть - это сколько? - поинтересовался, теребя бородку, спутник женщины.
- Процентов до тридцати! - а то и больше.
- Да ты что!? - удивился покупатель. Он подошел ближе к прилавку, прибросил предлагаемый камень на руке, взял другой, побольше. - А в этом?
- В этом примерно так же, они из одной жилы, - нашелся Вовка.
- Так. Тут килограмм, не меньше. Значит, ты мне около трехсот граммов золота отдашь...
- Всего за восемьдесят! - Вовка не моргнул глазом.
- всякие, а я вам в булыгане.
- Наковырял бы!
- Некогда А ты знаешь, почем один грамм золота идет в ювелирном магазине?
- Дяденька, я же с понятием, там они в кольцах и браслетах, в них труд мастера, налоги, надбавки мне, - вздохнул продавец, отводя глаза в сторону, - добывать камни надо, торговать, то да сё... хозяйство опять же на мне.

Покупатель покрутил товар, желтые блестки призывно отсвечивали на солнце. Положил большой ближе к себе. Вовка оживился, подобрался...
- Парень, а у тебя вообще-то как с математикой?
- Нормально, на сдаче не обману.
- И не пытайся даже, но я не об этом. Как у тебя с процентами?
- По-разному бывает. Когда спишу, так и четверки проскакивают, - признался Вовка.
- Может быть, ты слегка ошибся в процентах-то? Мне ведь и трех хватит...
- Может быть, там и три, если за те же деньги, - охотно согласился Вовка.
- Вот это по-мужски, это по-нашему, - засмеялся покупатель, достал хрустящую сторублевку и протянул Вовке. - Сдачи не надо. Но запомни, что сырьем торговать - это убыточно!
- Вся Россия нефтью и газом торгует - ей выгодно?! - прищурился Вовка.
- Ты же не вся Россия, и торгуешь не нефтью и не газом. Да, кстати, и не золотом... даже.
- А чем же? - неподдельно возмутился продавец.
- Пиритом. Минерал такой. Я на его блеск в детстве тоже попался. В железнодорожной насыпи возле станции Копьево, километров пятьдесят отсюда, знаешь, сколько таких камней насобирал! А золото - оно скромнее, его если и найдешь, так не сразу признаешь, - улыбнулся бородач.
- Значит, не берете? - протянул огорченный Вовка купюру назад.
- Отчего ж, беру!
- Так не золото же.
- Зато продавец хороший, опять же за каторжный труд платить надо. Ты камни дробил, старался.
- Ну, спасибо! - заулыбался Вовка.
- Ну, пожалуйста, - улыбнулся в ответ покупатель, опустил камень в пакет, и приобняв жену, направился к шлагбауму.

Возле запыленной седьмой модели ВАЗа их догнал Вовка, сунул женщине полиэтиленовый пакетик с орехами.
- Угощаю, за науку...

Рассказ бизнесмена слушали, затаив дыхание. Не каждый день попадаешь на бесплатный мастер-класс.
- Короче, мы с братом учли науку. Насобачились делать сувениры. "Моментом" камни приклеивали к отпиленному кругляшу от тонкомера. Сначала спил на наждаке шлифовали. На нем фломастером писали "Туимский провал", а на обратной стороне "ВВП" и все под прозрачный мебельный лак.
- А что значит ВВП? Путин... а он-то причем? - спросил Петька.
- Эх, неуч! Такая штука логотипом называется, а означает он: "Вовка-Васька-Провал". Наши сувениры только отлетали. Изделие, все-таки... не сырье. На нас глядя, другие тоже стали их делать. Без всяких лицензий, блин, а кое-кто и с нашим логотипом, они думали, что это какое-то колдовство... но ничего, мы с Васькой иной день до четырехсот рублей на нос наторговывали!
- Нормально! Свезло тебе! - не то удивился, не то порадовался за друга Кустик.
- Не каждый же день... я, когда вернулся, мамке отдал две штуки, ей надо было на уголь. А так немного еще подкопил бы и велик был бы, - добавил Вовка.
- Жалко, что возле нас ничего не провалилось! - вздохнул Петька.

Продолжение: http://proza.ru/2023/01/29/1878


Рецензии
Сюжет захватывающий, язык великолепный. Некогда, спешу узнать что дальше.

Наталья Швецова   29.01.2023 21:28     Заявить о нарушении
Спасибо, не спешите, Наталья.
Там ещё много чего, а выложу не за один день.

Виктор Санин   29.01.2023 22:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.