12. Поход. Были сборы недолги

                Продолжение. Начало здесь: http://proza.ru/2023/01/29/1941


Мальчишки бесконечную неделю жили предвкушением встречи с чудесами. Они готовились.
Саныч - военрук, а от кадрового безрыбья в сельской школе он в младших классах вел физкультуру. Да еще и географию с историей в шестом классе преподавал. И по необходимости третий год мучил Володькин класс русским языком и литературой.
Такая она учительская доля! Везёт лошадка - грузи по полной. Упадёт - разгрузим. Универсальный учитель пообещал прилипчивым Вовке с Колькой, что сводит сборную компанию в "соловьёвскую" пещеру. Ему не очень сначала хотелось, как-никак хоть и долог учительский отпуск, но на то он и называется отпуском, чтобы отдохнуть от гвалта, от ответственности, от миллионов "почему". Да разве ж им - помощникам в любой военно-спортивной или туристической затее - откажешь! И, с другой стороны, почему бы самому не размяться, не пройтись, не подышать «туманом и запахом тайги»?
В пещеру? Ну и в пещеру забраться не проблема, в детстве там был не раз. Дмитрич - царство ему небесное, хороший был преподаватель и замечательный человек, тоже в свое свободное время водил школяров. Он им преподал нехитрую туристическую науку: костёр в любую погоду с одной спички разжигать, после себя мусор не оставлять и шалаш - тогда с палатками проблема была - строить научил, травы распознавать, да многому... Надо передавать опыт!
Всего-то ничего дел: на расхристанном рейсовом автобусе проехать километров пятьдесят, а там пешком останется - слёзы. Меньше трех часов по зарастающей лесовозной дороге... и небольшой перевальчик перемахнуть, это пустяк, не буреломами же.

Времени даром не теряли, готовились всерьёз. Причем на этот раз Саныч не стал распределять между ребятами, кто и за что отвечает в походе. Интересно было проверить смекалку путешественников. Опять же маленький экзамен – как усвоен пройденный материал. Ведь только на первый взгляд кажется, что собраться в поход легко.
- Что-то Саныч ничего не распределил. Не сказал, кто возьмёт, что и сколько, - задумчиво сказал Колька.
- Подумаешь. Мы не салаги, сами все знаем. Не первый снег на голову, - успокоил Витька.
- Снег! - вскинулся Петька. - Какой снег, лето же!
- Это у меня дед так говорит. Нам же и своего опыта хватит. Бери, Петька, бумагу, заполняй табличку. В первом столбике пиши «что». Во втором - «сколько», в третьем - «кто».
В бурных спорах — всё же народу идет больше обычного. Да и не на один день — сочинили документ.
 
Пришли к Санычу. Отдали ему мальчишки мятую бумажку с перечнем того, что собрались с собой взять. Учитель пробежал взглядом список и едва сдержался, чтобы не расхохотаться.
- Так, посмотрим, что вы собрались на трое суток тащить. Хлеб - 15 булок. Много, братцы. Это что ж, по-вашему, кто-то один всю дорогу только хлеб будет тащить? Шести хватит, остальное сухарями, пряниками и печеньем доберём. Тушёнка - ящик... Дела!!! А вы знаете, сколько ее в том ящике?
- Сколько? - Вовка впился в учителя безмятежно чистым взором. Он не очень боялся признаться в том, что чего-то не знает, да и не урок же, двойку не поставят.
- Сорок пять штук, - улыбнулся Саныч, - судя по всему, вы идете в поход, чтобы есть.
- Не... мы едим, чтобы идти в поход, - твердо возразил Витька.
- Вот, это, тёзка, правильный подход. Оставляем шесть, банку на суп, две на второе.
- Без мяса не жизнь, - нахмурился рассудительный Петька, - на запахе долго не протянем.
- Ладно, не переживай, голодом сидеть не будем и идём не на век. Что там у вас еще? Лапша "Роллтон", семь пакетов. Маловато будет, удваиваем. Каша. Суп вермишелевый в пакетах. Молодцы, угадали. А рыбные консервы где?
- Рыбу натуральную поймаем, - успокоил Вовка, - натюрпродукт из водоема!
- А на всякий случай, вдруг она заупрямится, не пожелает попадаться?
- Ну, если на всякий пожарный, то пару банок сайры надо. На уху, или на двойную с нормальной рыбой, - согласился атаман и спохватился. - Виктор Александрович, еще же сала надо взять! Как это мы забыли!
- Так, молодец, вписываем сало. Это, Володька на твоей совести, знаю, как твоя матушка засаливает!
Вовка зарделся от удовольствия. Редко его хвалят взрослые, тем более - учителя. Пусть и не его, а матушку, но всё равно приятно.
- Читаем ваши каляки-маляки дальше. Кстати, кто писал-то?
- Я писал, - признался Петька. - А что, нормально написано, я сам со второго раза почти всегда хорошо понимаю.
- Я и с первого понимаю. Но тебя надо бы в армии определить в шифровальщики, просто цены не будет. Такие иероглифы ни один враг не прочитает, а и прочитает, так не дотумкает. Это вот, например, как понимать?
- Я... яа... ...влыки. Яавлыки... Яблоки! - так ведь не диктант же, Виктор Александрович!
- Хорошо, что не диктант, я и сам понял, что «яавлыки» - это яблоки. И сколько же их?
- Там ясно написано.
- Читаю, что написано: "Яавлыки - 7 т!" Это надо понимать так, что шести тонн или шести с половиной нам маловато будет, а семь в самый раз, - чертенята прыгали в глазах учителя. Мальчишки дружно сунули носы в бумагу.
- Неужели я букву "Ш" пропустил? - не поверил сначала Моргачёв, почесывая в затылке. - Точно. Надо бы не "т", а "шт"... не тонн - штук. Точняк, там должно было быть написано "шт".
- Я читаю, то - что есть. И мы будем есть, то, что возьмем по списку, а не то, что должно было быть написано. Ты ведь смотри, слетаем с твоим батей на грузовике в город. Там дрова продадим и на базу, да по дешёвке и купим яблок столько, сколько написано. Вся деревня есть будет. Еще и коровам хватит.
- Лучше уж повидла наделать, - возразил сладкоежка Витька.
Петька кивнул, соглашаясь с другом, словно вопрос уже решился, и привезённые учителем яблоки томятся в ожидании своей участи.
Общими усилиями привели список в соответствие с потребностями отряда. Саныч одобрил решение взять две палатки - девчонки должны жить с комфортом! Котелки, фонари, веревки, удочки и прочее снаряжение мальчишки расписали более толково. Видно все-таки было, что уже не первый раз выбираются из дома.
- А ружьё возьмете? - спросил Петька, и по особенной тишине стало ясно, что от ответа зависит все: настроение мальчишек, успех мероприятия, да что там... движение небесных светил!
- Возьму. Как же в тайге без оружия!
Переглянулись пацаны. Пересверкнули их глаза надеждой, что даст Саныч бабахнуть из своей вертикалки. По разочку, хотя бы! А повезет - так и по два.

Поехали!

В назначенный день, ясным прохладным утром на автобусной остановке собрались все путешественники. С особым достоинством у Вовкиной ноги восседал пес, искоса поглядывая-понюхивая переполненную мусорку.
Все, да не все. Петька опаздывал. Пришел маршрутный "ПАЗик", нет Моргача. Упросили водителя постоять, прошло три минуты, не пришел малой.
- Семеро одного не ждут, - заявил Вовка, поправляя ошейник на Дружке.
- У него же большая палатка! - заволновался Колька.
- Девочки в маленькой поместятся, себе шалаш построим, - решил Саныч. Он поставил видавший виды потертый чехол с ружьем между коленей и обратился к водителю. - Поехали. Извините, что задержали!
Тронулись в путь в неполном составе. Но как только выехали из села, водитель резко притормозил, зашипела дверь, и в салон забрался Петька, толкая впереди себя огромный рюкзак, уже знакомый по походу за сокровищами.
- Привет! Здрась-сь-сь-сте-здрась-сь-сь-сте, салют, дай твою лапу, Дружок! А я уже думал, что случилось чего! Сижу один как гриб в засуху, вас жду-пожду, а все не едете никак. Я же с крыши в бинокль четко видел, что автобус заехал в деревню... а не выезжает, как сквозь асфальт провалился, в нашей деревне такое запросто, он жидкий после дождей, - тараторил самый младший участник экспедиции, - Ну, чудеса думаю...
- Мы где договаривались встретиться? - сурово прервал красноречие Саныч.
- В центре, на остановке, - насторожился Петька.
- А ты где был?
- Здесь на дороге, на выезде сидел. Вам по пути же, - с рожицы мальчишки испарилась улыбка.
- Предупредить заранее мог, чтобы мы не ждали?
- Мог, - сияние глаз погасло. Петькины щеки, словно хамелеоны, приобрели цвет пурпурного спортивного костюма, в котором мальчишка отправился в поход, - Не подумал я, Виктор Александрович!
- Догадываюсь. А думать...
- Полезно! - закончили хором путешественники, возбужденные предстоящей поездкой и приключениями, любимую фразу учителя.
- Не всегда же получается, как надо. И рюкзак такой тяжелый, - вздохнул сникший Петька.
- Ладно, делай выводы...

Оранжевый автобус весело летел по утреннему шоссе. Слева степь с многочисленными курганами и далекими белоголовыми вершинами синих тасхылов, справа подступали близкие горы. Они поросли деревьями с севера, но на дорогу смотрели лысым, выжженным солнцем, южным склоном.
 Попутчики, а из города ехали большей частью взрослые, дремали. Неугомонный краевед Витька показывал Вовке какие-то потертые на сгибах бумажки. Саныч на двух веревочках учил Кольку вязать морские узлы. Умный Дружок пристроился в ногах у Вовки и предусмотрительно отсыпался. Ласточкина с Кустиковой тихо перешептывались о чем-то девчачьем. Пристыженный, все еще пунцовый Петька переживал свой позор, с грустью рассматривая затылок Ласточкиной. Озорные хвостики, схваченные резинками, ровный пробор, светло-русый пушок на шее.
«А так хорошо начиналось! Вот что теперь все обо мне будут думать! Несобранный, недисциплинированный... а на самом деле очень даже собранный, вон целый мешок всего насобирал, кое-что прихватил сверх списка, заботился о них, старался, да разве ж это в счет! И проснулся еще в пять утра, мамке коров доить помог, котятам и щенятам в банку плеснул парного молочка, и сам поел-попил. Никто не оценит».
Петька тяжело вздохнул. Его выдох щекотнул загорелую шею Ласточкиной. Она согнала с нее мнимую муху. Ага! Интересно... А ну-ка ещё раз. Получается! С небольшими перерывами он стал потихоньку дуть в то же место. Маленькая рука с розовыми пальчиками бесполезно боролась с несуществующей надоедкой. Но Петька перестарался, слишком близко приблизился, слишком теплым воздухом выдохнул.
Ласточкина повернулась...
"Ну и глаза же у нее!"
- Петька, паразит, я тебя убью!
И такая в этот момент у "паразита" была рожица, что расхохотались девчонки. Прыснул и Петька. Глядя на них, заулыбался свидетель проделки старичок - Петькин сосед по сиденью, а через минуту смеялись все пассажиры. Даже пес, проснувшись, посмотрел на Петьку по-доброму.
Заразная штука - хохотун.

Продолжение: http://proza.ru/2023/01/29/1954


Рецензии