Федор Чеханков
Возвращайтесь к старым фотографиям - они иногда оживают...
Федор Чеханков
***
«... Редкий драматический актер уживается в сложном эстрадном пространстве. Певческий голос, танцевальность, пластичность, умение оставаться наедине со зрительным залом — те составляющие, которые делают его своим человеком на эстраде».
Лев Лещенко
***
... В бассейне отеля на берегу Мертвого моря почти никого не было, и я заметил его сразу. И, конечно, узнал. А потом - подошёл и заговорил...
***
... В 1973-1975 годах я учился в Уральской консерватории. Однажды летом, во время экзаменационной сессии, в фойе консерватории появился элегантно одетый мужчина средних лет. "Духовики здесь есть? - громогласно обратился он ко всем присутствующим. "Ну... есть", - ответил кто-то из толпы, и мы, человек пять-шесть, подошли к нему. "Я инспектор оркестра Театра Советской Армии, - отрекомендовался гость. - Мы тут на гастролях, играем в театре оперетты. Нам нужно добрать в оркестр несколько музыкантов. Кларнет, труба и тромбон. Платим хорошо…"
Платили они и правда хорошо. Мне приходилось участвовать в спектаклях театров, гастролировавших в Житомире; приглашали меня и в спектакли Одесского музыкально-драматического театра - так что представление о расценках у меня было. Тут же предлагалось почти вдвое больше...
Нас взяли в два спектакля. Кстати, оркестр в театре Советской Армии был хорошего уровня и для театрального - совсем не маленький, около 30 музыкантов: в репертуаре было достаточно музыкальных спектаклей.
Однажды в буфете во время антракта первый кларнетист оркестра Виктор мимолётно познакомил меня с Федором Чеханковым, блиставшим в спектакле "Учитель танцев"...
***
… Те гастроли он помнил! А наше мгновенное, одноразовое знакомство в театральном буфете - конечно же, нет. Разговорились мы уже в 2010 году, на берегу Мертвого моря - причем как-то сразу и обо всем.
Федор много рассказывал о дружбе с Владимиром Зельдиным, которого боготворил как актера и человека и считал своим учителем, о своей работе – или, как он говорил, службе – в театре.
А ещё у него был друг детства - Андрей Миронов. Мама Федора, актриса Ярославского ТЮЗа, а позже Орловского драматического театра, на все каникулы отправляла его в Москву. В Москве он жил у родственников, также имевших прямое отношение к театральной среде. Там он и познакомился с Андреем. Когда другие пацаны играли в казаков-разбойников, эти двое обсуждали театральные постановки, игру актеров, просмотренные фильмы… Заражены были мальчишки вирусом театра...
…Федор Чеханков был обладателем чудесного голоса, часто выступал в сборных эстрадных концертах. Его слабостью была оперетта, однако из-за отсутствия музыкального образования его мечта выступить на сцене Московского театра оперетты так и осталась несбывшейся. Наверное, это как-то компенсировалось тем, что Чеханков был многолетним ведущим телепередач «Артлото» и «Вас приглашает оперетта»...
…Наутро мы встретились на завтраке, и я предложил ему небольшую экскурсию. Поездку в Иерусалим (он недалеко от Мертвого моря) мы сразу забраковали, оказалось, Федор там не раз бывал. Решили посмотреть столицу нашего Юга, город Беэр-Шеву. Ну, а по дороге снова разговаривали.
Он рассказывал о родителях, об отце, пропавшем без вести в 1942 году… Говорил о своей привязанности к Израилю. У него были еврейские корни, но себя в нашей стране он не видел: «Я русскоязычный актер. Ну соберу пару раз несколько залов – а что дальше?.. Язык уже не одолею…»
Больше всего Чеханкова поразила дорога через пустыню. Он несколько раз просил остановить машину – подышать воздухом необъятного простора, сфотографироваться на память. На одной из фотографий он стоит раскинув руки. В тот момент он воскликнул: «Я на Марсе – какие чудеса!»
Наутро он уезжал. На прощание подарил мне два диска – «Память сердца» и «Грустить не надо». Любимые мелодии прошлых лет в исполнении Федора Чеханкова.
***
Эти воспоминания мне интересны и дороги.
В коробке с одним из дисков я нашел высказывания знаменитых людей о Федоре…
«Когда я стою в кулисах концерта и вижу на эстраде Федора Чеханкова, я всегда думаю: как жаль, что оперетта, мюзикл, варьете, шоу у нас незаслуженно заброшены.
Слава богу, что эстрада дает ему иногда возможность блистать в этом редком жанре».
Муслим Магомаев
«Началась его «вокальная» карьера в нашем родном Армейском театре. На большой сцене он пел с оркестром в «Учителе танцев», «Солдате и Еве», «Раскинулось море широко» и т.д.
Для драматического артиста главное не вокал. Главное - уметь наполнить песню смыслом, настроением. Сделать маленькую новеллу.
Он этому научился!..»
Владимир Зельдин
***
С вами были народный артист России Федор Чеханков и Борис Турчинский.
Свидетельство о публикации №223012902056