Ультрамарин

Лазурит в стране фараонов

Сар-э-Санг – горная казна владык древнего мира. Уже и умер тот мир, а шахты этих копей словно бы бездонны. И семь тысяч лет без перебоя там добывают лазурит, до нашей эры ценившийся как алмаз. Так что центр его добычи в Бадахшане самый богатый и древний на свете. В дивном камне цвета ледяной космической синевы, усеянном золотыми искрами и тонкой паутиной как бы изморози, видели дар богов, сущих в царстве звёзд. В античную эпоху именно его назвали "сапфейрос" (т.е. "сапфир"). Но был ещё и "кианос" – быть может, это лазурит без блёсток из зёрен пирита и белых жилок диопсида, тёмный и строгий.

К слову, такие вот чистые самородки, на редкость крупные, можно найти именно в афганских копях. И всё же не исключено, что "кианос" Теофраста и "каерулиум" Плиния – не что иное как фритта в синей мерцающей глазури. В Египте ею часто имитировали и лазурит, и бирюзу. В XII веке н.э. географ Аль-Идриси заявил о добыче лазурита в оазисе Харга, но он ошибся. В Египте при всём его богатстве минералами до сих пор не было открыто ни одного месторождения ляпис-лазури. Но, правда, на Синае да ещё в Аравийской пустыне можно иногда найти блестящие жгуче-синие друзы азурита.

У него нет ничего общего с ляпис-лазурью, кроме цвета, и он был так мягок, что шёл лишь на тени для век да на краску, и то на заре истории. В будущем его вытеснила фритта. А вот молотый лазурит для этого дела не годился – верный способ его очистки от примесей открыли лишь европейские художники в эпоху Ренессанса. Он был нужен египтянам лишь исключительно для ювелирного дела. Он легко режется (даже гранат твёрже его). В толще мраморных столпов предгорий Памира лазурит лежит мощными линзами и жилами. Но глыбы пестры: их нужно ещё колоть и делить осколки по сортам.

В долгом пути на Восток лазурит обретал свой флёр заморского чуда. В Египет он шёл особенно долго, но ещё до фараонов там из него делали бусы, амулеты и дорогие инкрустации. Но он был и оставался редким изыском для избранных. Его обилием могут поразить лишь царские гробницы в Фивах и Танисе. В убранстве зданий и чертогов он был не более чем имитацией из стекла и фритты – "хесбедж" (или "кесбет") – то есть, "лазурь". А импортный синий камень был "хесбедж-маат", то есть, "лазурью истинной". А ещё его, по имени одной из стран, откуда он поступал, нарекли "тефрер".

В форме "Тефрорет" этот топоним был упомянут в одной из гробниц времён заката эпохи Среднего царства. И это "прекрасное далёко" быть может, было где-то в Западной Азии, так же как Иси, Ашшур, Джахи, Речену, Шинар, Нахарина, Та-Неджер… Но по словам археолога Ф.В. фон Биссинга лазурит якобы можно найти и в Абиссинии, а значит, он хотя бы иногда мог поступать и с Юга. В основном полученные как дар, дань или товар куски «небесного камня» шли на уборы в египетском стиле. Но были также случаи, когда в Египте принимали готовые изделия из лазурита.

К примеру, однажды царь Вавилона велел своим послам вручить ожерелье из тысячи сорока восьми лазуритовых сверчков (в другом переводе – колец) не кому-то там, а дочери Эхнатона! И этот факт в своё время был истолкован как знак помолвки египетской царевны с одним из сыновей Бурнабурриаша. В дурмане "ереси" якобы фараон так потерял голову, что был готов дать согласие на этот союз. А ведь его отец в своё время в негодовании отверг такое же сватовство! По А. Вейгаллу в Азию по достижении брачного возраста должна была уехать четвёртая дочь фараона. И свадебный дар она получила "авансом".

Но в табличках мы читаем имя старшей, первородной царевны – Меритатон (в живой речи оно звучало как-то вроде "Май-йати", что и следует из аккадского текста). Она была наследницей престола – это и объясняет те особые знаки внимания, которые ей оказал владыка Вавилона. В ожерелье фараона Псусеннеса I, двурядном, из крупных лазуритовых (и пары золотых) бус (Каир, JE 85755) на самой яркой бусине до сих пор видны клинописные знаки. Их никто не счёл нужным убрать. Но всё же, между делом, для древних ни одно украшение не было "лишь бижутерией". Всё это или регалии, или талисманы.

В глазах богословов "лазурит" из синей фритты был равен экзотическому камню. Увы, его волшебное мерцание не было очень уж стойким. А лазурит казался вечным. У многоликих египетских богов главным аватаром было нетленное тело из золота с волосами из лазурита. В согласии с этим метафорическим образом и богов земных, царскую чету, мы можем увидеть с синими куафюрами, но ни мумий с синими волосами, ни париков именно такого цвета до сих пор ещё археологи не находили. В этом цвете – аллегория божественной сущности.

Её не отверг и Эхнатон (в музее Вены есть его мини-портрет из лазурита (Инв. № 9964)). У Амона на возведённых с крушением культа Амарны памятниках было синее тело в знак того, что он – отец мира и богов, пребывающий в высших сферах. В большей степени хтоническая, чем небесная богиня Хатхор была хозяйкой недр и его богатств, добрым гением рудокопов и сталкеров. Один из её титулов – "небет-хесбедж" ("владычица лазурита"). Да, копей лазурита не было ни в Египте ни и за его ближними рубежами, но всё в этом мире было для фараона! Сын Ра был гарантом Маат, законов жизни Вселенной.

По утверждению Диодора верховный судья в Египте носил на груди образ богини истины и гармонии Маат из лазурита, а своё решение суд скреплял так: идола богини ставили на текст иска той стороны, что одержала в споре победу. Такой регламент мог быть принят и до греко-римской эпохи. А во времена Диодора он был "визитной карточкой" анклавного (для египтян по крови) суда жрецов. И в музеях среди многих крошечных изваяний из лазурита можно увидеть в том числе и фигурку Маат в её гордой и отчуждённой от страстей позе, с эгреткой из пера страуса на голове.

Источники:

Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. Изд-во иностранной литературы, Москва, 1958 г. Пер. с англ. Б.Н. Савченко. Общая редакция и вступительная статья проф. В.И. Авдиева /Ancient Egyptian materials and industries by A. Lucas. London, 1948 (third edition, revised/третье издание)

Шу Ян. Статья «Самоцветы» в Оксфордской энциклопедии Древнего Египта под руководством Дональда Б. Редфорда. Изд-во «Американский университет в Каире Пресс», 2001 г. Том II, стр. 9 – 12./Jan Shaw: “Gems” in The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, under the direction of Donald B. Redford, The American University in Cairo Press, 2001, vol. II, p. 9 – 12

Харелл А.Дж. Статья «Самоцветы» в научном журнале «Энциклопедия египтологии» (проект Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе). Главный редактор – Уилки Уэндриш./Harrell, James A., 2012, Gemstones. In Willeke Wendrich (ed.), UCLA Encyclopedia of Egyptology, Los Angeles. 8804 Version 1, November 2012

Буканов В.В. Цветные камни. Энциклопедия. Санкт-Петербург, "Гранит", 2008.

Стучевский И.А. Межгосударственные отношения и дипломатия на Древнем Востоке. © Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987.

Рейни Энсон Ф., Шнидевинд Уильям М., Кохави-Рейни Зипора. Почтовый архив Эль-Амарны: новое издание клинописных депеш с места раскопок в Эль-Амарна на основе сопоставления всех сохранившихся табличек/Rainey Anson F., Schniedewind William M., Cochavi-Rainey Zipora. The El-Amarna Correspondence: A New Edition of the Cuneiform Letters from the Site of El-Amarna Based on Collations of All Extant Tablets. Brill, 2014

Брестед Д., Тураев Б. "История Древнего Египта". Минск, АСТ, Харвест, 2006 г.

Вейгалл Артур «Эхнатон. Фараон-вероотступник»: Центрполиграф; 2004 г. ISBN 5-9524-0953-9

Орехов Р.А. Становление культа древнеегипетской богини Хатхор в Древнем царстве. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Научный руководитель: д.и.н. Белова Г.А. Институт востоковедения РАН. Москва, 2001 г.Weigall, “Akhnaton: Pharaoh of Egypt” Перевод: С. В. Федоров.

Меекс Димитри, Фавар Меекс Кристиан. Повседневная жизнь египетских богов. Пер. с фр. О.Б. Колобовой, И.А. Ладынина. - Москва: Молодая гвардия: Палимпсест, 2008.

Уилкинсон, Ричард Х. (2003) Полное собрание богов и богинь древнего Египта, Лондон: Темза и Гудзон ISBN: 0-500-05120-8.

Томсинов В.А. Государство и право Древнего Египта: Монография. М.: ИКД. «Зерцало-М», 2011 г.


Рецензии