Тайное жилье двух нобелеантов писателя и поэта

С благодарностью моим друзьям –
Анатолию Даринскому и Николаю Ядову

Кроссворд о писателе и поэте – лауреатах Нобелевской  премии – несложен: Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) и Иосиф Александрович Бродский (1940-1996) Тайное жилье – их временные ленинградские адреса,  скорее всего, не известные специалистам по их творчеству. Во всяком случае, интернет не сообщает этих подпольных пристанищ будущих нобелеантов.


В 2005 году я начал, оказавшийся весьма продолжительным, процесс интервьюирования российских социологов. Именно тогда состоялся обстоятельный разговор о жизни и творчестве с одним из наиболее известных российских социологов – Владимиром Александровичем Ядовым (1929 – 2013). И в том же году интервью было опубликовано в двух номерах социологического журнала «Телескоп».


По ходу беседы я заметил: «Да, твое поколение сильное, оно многое видело и перечувствовало...», и Ядов продолжил: «Нам очень повезло. Столько исторических событий за 70 лет! Голод на Украине связан у меня с няней Грушей, которую папа подобрал возле булочной, где она нищенствовала. Ей было лет 16, расписывалась крестиком. Так и оставалась безграмотной, хотя у домработниц был свой профсоюз – домком, и ее пытались заставить учиться не только родители, но и профсоюзники. В блокаду, когда маму с сестрой вывезли по Ладоге, она оставалась в городе и выжила. Груня была членом семьи, жила в выгороженном из коридора нашей коммуналки закутке. После войны получила комнату этажом выше. С ее комнатой связано интересное событие. Позвонил из Москвы Рой Медведев (мы дружны со студенчества) и попросил устроить на проживание одного выпущенного из лагеря, а кого – не сказал. В Грунину комнату и поселили. Она говорила, что человек странный: никуда не выходит, сидит за пишущей машинкой, питается хлебом и молоком, что она приносит. Уже теперь Рой сказал, что это был Солженицын. Я его тогда не видел, он просил через Грушу не беспокоить» [1].


Жил Ядов по адресу: ул. Чайковского, дом 61, вблизи станции метро «Чернышевская», на пересечении ул. Чайковского и проспекта Чернышевского. К сожалению я не попросил его уточнить год, пусть, примерно, когда у них жил Солженицын. Работая над этим текстом, я обратился за помощью к сыну Владимира Александровича – Николаю Ядову, психологу, социологу и аналитику рынка. По его воспоминаниям, это было «где-то в самом начале 60-х.»


Поездки писателя в Ленинград достаточно полно отражены в статьe «Северная столица Александра Солженицына» [2]. Впервые он был в Ленинграде в конце июня  1958 года, затем – в 1963 году, когда встречался с Д.С. Лихачевым и А.А.Ахматовой,  также он был здесь в январе-феврале следующего года и несколько раз позже (ниже об одной из поездок будет рассказано подробнее). 
Последний раз он был в Петербурге в 1996 году. Возможно, в каких-либо опубликованных текстах Р.А. Медведева или в его архиве можно найти записи о рассказанном Ядовым пребывании писателя в Ленинграде.


Мне интересен фрагмент упомянутой статьи, в котором рассказывается о посещении Солженицыным весной 1972 года Таврического дворца, в котором тогда размещалось режимное учреждение – Ленинградская Высшая партийная школа (ЛВПШ).
Я знал об этом событии, но оно почти стерлось в моей памяти. В названной статье сообщается, что хорошо знавший Александра Исаевича филолог,  историк литературы и переводчик Ефим Григорьевич Эткинд попросил заведующего одной из кафедр ЛВПШ «Давида Прицкера провести Солженицына. Историк [БД: в данном случае - Солженицын] успел посмотреть большой зал и несколько аудиторий, но внезапно появился комендант и, отведя Прицкера в сторону, потребовал немедленно убрать этого “доцента из провинции”».


В 1968 году я начал работать в ЛВПШ и был много лет связан с этим учебным заведением. Не сразу, но постепенно о посещении Школы Солженицыным стало известно многим, сотрудники доверительно рассказывали о нем друг другу. Я был хорошо знаком с Прицкера, входил в руководимую им Государственную экзаменационную комиссию, но никогда не обсуждал с ним эту историю. Некоторые ее детали отражены в Вики в статье о Давиде Петровиче Прицкере, крупном историке и человеке необычной судьбы, совсем молодым он участвовал как переводчик в Гражданской войне в Испании и в ЛВПШ много лет возглавлял сильную и, по тем временам, либерально-настроенную кафедру международного рабочего движения. Согласно Вики, Прицкер и Солженицын успели посмотреть большой зал Таврического дворца и несколько аудиторий, но внезапно появился комендант и, отведя Прицкера в сторону, потребовал немедленно убрать этого «доцента из провинции». Дело в том, что Прицкер сумел предупредить Эткинда: «Считаем: я — не знал, кого водил. Ты мне сказал — доцент из Сибири». Позднее Прицкеру угрожали увольнением, потребовали письменное объяснение, в котором Давид Петрович написал, что не знает фамилии человека, которому показывал дворец. Увольнение не состоялось. В пятом дополнении к своим мемуарам Солженицын включил Прицкера в список своих 117 тайных помощников, помогавших ему размножать, хранить, прятать, перевозить рукописи и собирать материалы к ним.


О подпольном месте пребывания Иосифа Бродского мне недавно, в июле 2021 года, поведал доктор физико-математических наук Анатолий Анатольевич Даринский, дружеские отношения с которым связывают нас с нашего общего дворова детства, уже семь десятилетий. Его воспоминание о Бродском, написанные несколько лет назад, еще не публиковались, и я делаю это с его разрешения.

Воспоминания А. Даринского об И. Бродском

Я был знаком с  девушкой N  (имени не помню) Светозара Острова, художника-иллюстратора, который  был приятелем моего друга и сокурсника  Бориса Александрова. Но с  N  меня познакомил другой мой приятель и сокурсник  Игорь  Лебедев.


Иногда я встречал N  на филфаке, куда любил  заходить, стоять на втором этаже и рассматривать красивых девушек, которыми славился филфак.   Однажды она спросила меня: «Ты знаешь поэта Иосифа Бродского?» Должен признаться, что тогда мне это имя ничего не говорило. Она сказала, что он вернулся из ссылки, и ему негде жить. В то время мои родители купили на мое имя однокомнатную кооперативную квартиру в точечном 9-ти этажном доме на  Студенческой ул.7  недалеко от ж.д. станции Ланская.  Я жил с родителями, и   новая  квартира стояла пустая. Из мебели там имелись  только кровать, стол и пара стульев. Было лето, и родители уехали на дачу. Поэтому я предложил, чтобы Бродский  пожил лето в этой квартире. Через несколько дней мы встретились с  N , и я отдал ей ключи от квартиры. Самого Бродского я тогда не видел.  Через  пару месяцев  она  вернула мне ключи и передала благодарность от Бродского.


Первый раз я встретил Бродского на известном вечере молодых литераторов в Доме Писателей. Он читал  со сцены своим заунывным голосом  известные сейчас «Пилигримы». В перерыве меня подвели к группе молодых людей, среди которых был и Бродский . Внешне он не произвел на меня впечатления – обычный вихрастый рыжий парень. Нас познакомили и  представили меня, как хозяина квартиры, в которой он когда-то жил. Он пожал мне руку и сказал, что это был очень плодотворный период в его жизни.  Конечно, я не мог и  представить себе, что говорю с будущим Нобелевским лауреатом. Я отошел и  практически забыл об этом эпизоде. Вспомнил только тогда, когда имя Бродского стало известным. 


Не знаю, упоминается ли это временное жилье Бродского в его записях или в дневниках его друзей и подруг, но в интернете я этого факта не нашел.

******

Петербург (Ленинград) – город большой и многонаселенный, и все же мир людей достаточно узок. С художником Светозаром Островым я дружил в начале 1950-х и несколько лет назад немного написал о нем [3].
В аспирантские годы А. Даринский интересовался социологией, слушал на физическом факультете ЛГУ уже ставшие легендой лекции И.С. Кона по социологии личности и участвовал в разработке методологии диспозиционной теории личности В.А. Ядова.

Литература

1. Докторов Б. В. А. Ядов: «...Надо по возможности влиять на движение социальных планет. Часть 2 / Телескоп: 2005. № 3. 2. Смирнов A., Соколов Ю. Северная столица Александра Солженицына / Санкт-Петербургские ведомости. 7 дек. 2018. 3. Докторов Б. 80 лет Свету Острову - моему молочному брату. http://proza.ru/2021/11/24/1957


Рецензии