О сетературе

(написано для проекта "Аквариум" портала "Изба-Читальня")

Уважаемые коллеги,

Благодарю вас за возможность поделиться никоим образом не претендующим на истину в последней инстанции мнением по поводу того, что нас объединяет.
Итак, сетевая проза, что происходит, что может произойти и чем сердце успокоится. Категорически согласен с цитатой, ставшей своего рода слоганом этой дискусии: «Надо не подстраиваться под время, а встраиваться в него». И для меня в понятии «встраиваться» нет и малейшей доли конформизма, просто, как мне кажется, нынешняя эпоха дает массу возможностей, которыми ну просто грех не воспользоваться.
Я совсем не склонен апокалиптически ныть по поводу «кризиса духовности», «читатели не те пошли», «слишком много мусора», «поэтов читают, нас - нет», «владельцы сайтов не то продвигают» и прочих отсылок к внешним обстоятельствам, которые никогда не были и, наверное, не будут благоприятствующими для нас, прозаиков. А если они являются определяющими, ну, завернитесь в простыню и ползите в сторону кладбища мировой литературы. Опять же какие-либо патерналистские элементы лично для себя я исключаю полностью, дескать, вот сейчас придет некто (государство, профсообщества, редакция «Избы») и займется тем, как бы меня, такого выдающегося, продвинуть. Это исключительно моя личная задача. То есть бумага, оффлайн-общение и цифра должны дополнять друг друга, только и всего
Безусловно, главная проблема сетевой литературы - ее катастрофически огромный объем, и как же найти своего читателя? Ответ, на мой взгляд, лежит на поверхности. Есть такое пошловатое выражение футбольных комментаторов - «надо себя активнее предлагать». Я не говорю об SMM, это уже к тем, кто стремится свою прозу монетизировать. На скольких порталах вы выкладываете свою прозу? А в пабликах в соцсетях? А собственный паблик есть? Есть ли хотя бы одна книга, изданная с помощью бесплатных ресурсов для публикации? И еще один момент - я никоим образом не позиционирую себя как сетевой литератор, я просто литератор. И поэтому такие вопросы к страдающим от недостатка внимания коллегам: а вы давно выступали на свободных микрофонах? А не пробовали сходить в районную библиотеку и предложить там выступить? А в школу? А, может, в городе есть кафе, где можно собрать для начала своих знакомых и их знакомых? А ведь такого рода мероприятия - это всегда прогрессирующее сарафанное радио. А в конкурсах давно участвовали? Их же проводится немереное количество. Говорите о дефиците читателей? А вы их искали? Или все-таки предпочитаете междусобойчики литературные, где в кругу таких же как вы можно чувствовать себя комфортно, да еще и скандалами-интрижками побаловать себя?

И, кстати, по поводу интерфейса - мне кажется, ресурсы, подобные «Избе», не могут быть рассчитаны на публикацию романов - исключительно отрывков со ссылками на основное произведение, либо публикаций «с продолжением». Это просто технически другой ресурс.

Конечно, я пишу не для себя. Подчеркиваю, это не ориентация, не потворствование вкусам, просто то, что написано, согласно элементарной логике, должно быть прочитано. Так или иначе, мой читатель в большинстве случаев обладает примерно таким же набором культурных паттернов - например, отличает Джонни Роттена от Джонни Кэша и с уважением относится к обоим. Но в процессе написания того или иного текста я никогда не ориентируюсь на ЦА, какой-то обобщенный портрет и прочие характеристики. И главное, как говорится, при всем уважении, коллеги - мой читатель прежде всего ЗА пределами литературного сообщества, вот кто мне интересен и значим для меня. А бесконечно вариться в соку себе подобных - уж простите, «скучно, девушки». То есть главный читатель - вовне т. н. «литературных кругов».

Спасать читателя? Воспитывать читателя? С чего это вдруг? Я не Мессия, чтобы спасать. А уж если, не приведи Господь, начну воспитывать, читатель абсолютно вправе задать тот же вопрос, который Министр иностранных дел России Сергей Лавров задал юному нахрапистому британскому коллеге Дэвиду Миллибэнду: who are you to fucking lecture me? Мне кажется, не стоит быть снобами и страдать манией величия, мол, мы, небожители, щас вас (читателей) научим. Читателя надо уважать и вести диалог на равных. А писатели с мессианскими наклонностями - это уже, простите, к доктору.

«В прозе должна быть интрига, интересный сюжет, чёткость мысли, продуманная композиция, развитие героев, их рост... « (Асия Караева). Не стал бы соглашаться категорически, проза должна быть прежде всего интересна читателю, даже если композиция спонтанна, мысль не выражена (спаси меня Господь мораль читать), а геро й не растет, а деградирует.

Так что ищите да обрящете, ибо ваш читатель где-то рядом. Мне понравилось выражение моего клиента, стрит-арт художника, чье интервью я недавно переводил: «Любое творчество - это эмоция, и рано или поздно найдется человек или много людей, которые испытывают те же эмоции. Это и есть момент контакта автора и (в нашем случае) читателя».

И последний крик души: ну как-то надо модерировать безграмотность, а то просто глаза ж слезятся. Захожу, например, сегодня на любимую «Избу» и вижу «ГерАстрата». Писательство, помимо всего прочего, это ремесло, которым надо владеть хотя бы в объемах базовой грамотности.

Хороших эмоциональных контактов с читателями, коллеги!

Photo courtesy of Gerd Altmann / pixabay.com


Рецензии