Нетленное сокровище дацана!

Иволгинский дацан: здесь
хранится нетленное тело ламы!

"Недалеко от Улан-Удэ в Бурятии находится знаменитейший центр буддизма в России — Иволгинский дацан. В этот монастырь приезжают буддисты и туристы не только со всей России, но и из других стран. Место очень значимое для всех приверженцев этого буддийского учения.
Для большинства жителей нашей страны дацан выглядит экзотично. Давайте посмотрим, что здесь. Пройдем на территорию осторожно, соблюдая уважение к местным традициям.

С самого начала обращаешь внимание на необычную архитектуру. Такое впечатление, что приехал куда-то в Тибет или Юго-Восточную Азию. Постройки комплекса выглядят ярко и вместе с тем гармонично. Хочется рассматривать и любоваться деталями.

История дацана сравнительно молодая, ему нет и ста лет. После революции по всей стране прокатилась волна борьбы с религией, дацаны и дуганы в Бурятии были разрушены. Но в годы войны государство вновь обратилось к религии. 2 мая 1945 года вышло постановление об открытие в улусе Средняя Иволга буддийского храма. С этого дня отсчитывается история Иволгинского дацана.
Иволгинский дацан получил название «Хамбын Хурээ» — «Обитель Совершенного Колеса Учения, Горы, Приумножающей Добродетели Тушиты». Рядом с буддийским храмом построили дома для лам, затем монастырь разрастался, здесь появились священные ступы, новые храмы, музей, построили учебное заведение.
Главной святыней Иволгинского дацана является Драгоценное
Неиссякаемое Тело XII главы буддистов России Пандито Хамбо ламы Этигэлова.Свое тело он завещал похоронить в кедровом кубе и достать его через 75 лет.
В 2002 году, согласно завещанию Хамбо ламы Этигэлова, куб-саркофаг был извлечен и перенесен в Иволгинский дацан. Тело учителя оказалось мало того, что нетленным, но и имеет некоторые свойства, характерные только для живых людей, это подтвердили и ученые и исследователи, в том числе судмедэксперты. Буддисты считают, что Хамбо лама Этигэлов не умер, а жив и находится в состоянии глубокой медитации.
Сейчас нетленное тело Этигэлова восседает в позе лотоса в специально построенном храме-дворце. Он считается одним из двух действующих Хамбо лам. От тела Этигэлова протянута ниточка, которую может потрогать каждый, кто вошел в храм.

Иволгинский дацан ведет активную образовательную деятельность. Здесь расположен первый в России буддийский университет. Послушники учатся и живут на территории дацана. День начинается в 7 утра с молитвы. В расписании молебны, классные занятия, иностранные языки, философские диспуты. В университете несколько факультетов: философский, тантрический, медицинский, иконографический. Обучение длится восемь лет. По окончанию учебы выдается диплом о высшем образовании.
Можно по-разному относиться к буддизму, но в том, что Иволгинский дацан — особенное место, нет никакого сомнения. Если вы будете в Бурятии, обязательно посетите Иволгинский дацан. А выводы сможете сделать самостоятельно, ибо многое здесь выходит за рамки привычного".https://dzen.ru/zhzhitel
...Други!
В рассказе петербурженки Анны Зенцовой  описано путешествие автора в Иволгинский дацан – буддистский монастырь, находящийся на территории Бурятии. Там автор встретила пожилую ламу, которая подарила ей цветок лотоса, символ  буддизма. Описана уникальная природа Бурятии.
Мне лично духовно близка философия и религия  буддизма, данная с Гималайских высот ВЕЛИКИМ УЧИТЕЛЕМ БУДДОЙ-ХРИСТОМ, ныне приходящим на Землю в обличии великолепного Майтрейи.Это  же Единое КОСМИЧЕСКОЕ  ЭГО дало нам и  бессмертное Учение Живой Этики!

Вл.Назаров

 ******************   

ОНА ПОДАРИЛА МНЕ ЛОТОС
Зенцова Анна Сергеевна

    
     Я родилась и выросла в столице Бурятии, в городе Улан-Уде. Хотя сейчас я живу в другом месте, я часто возвращаюсь на мою малую родину. Не отпускает она меня. Республика расположена в самом центре Азии, на восточном берегу озера Байкал, по соседству с Монголией. Бурятия очень интересна своей природой,  историей и культурой. В Бурятии много удивительных и неповторимых мест. Здесь встречаются все ландшафты Евразии: горы, тайга, степи, тундра, пустыня, равнина. Побывав в здешних местах, русский писатель Антон Павлович Чехов так описал свои впечатления: «Селенга – сплошная красота, в Забайкалье я находил всё, что хотел: и Кавказ, и долину Псла, и Дон». Бурятия – солнечная республика, здесь до 300 дней в году светит солнце, что больше, чем в любом другом регионе России. Также здесь самая высокая чистота и прозрачность воздуха – с гор местность отлично просматривается на десятки километров вокруг. Таких восхитительных горных пейзажей, которые вы можете увидеть в Бурятии, нет больше нигде на территории Российской Федерации. А чудесной панараме, которая открывается с гор на побережье Байкала, может позавидовать и Французская Ривьера.
     Бурятия имеет уникальную и разнообразную флору и фауну. В настоящее время на территории республики зарегистрировано 446 видов наземных позвоночных.  Озеро Байкал и окружающую его территорию населяют 2500 различных видов животных и рыб. Наиболее известен байкальский омунь – промысловая рыба семейства лососевых, а также живородящая голомянка – прозрачная рыба без чешуи и плавательного пузыря. Символ Байкала – нерпа. Тайну происхождения этого пресноводного тюленя в озере пока не удалось разгадать. Бо?льшая часть территории Бурятии занята лесами. Весной расцветает рододендрон даурский. Лекарственные растения с успехом применяются в народной и тибетской медицине. На территории республики находятся два заповедника: Джергинский и Баргузинский биосферный заповедник, а также несколько заказников. В них сохраняются уникальная флора и фауна края.
     На территории республики соединились две традиции – восточная и европейская, каждая из которых уникальна. В Бурятии эти традиции крепко переплелись, как и судьбы народов, считающих эту землю своей прародиной и пришедших сюда из других мест. Бурятские земли помнят великих кочевников хунну, смелых воинов Чингисхана, и отважных защитников рубежей России – забайкальских казаков. В Бурятии сохранились культурные ценности монгольского мира, к которому она всегда принадлежала, при этом многие ценности родились именно на бурятской земле. Это осталось в сознании народа, его образе жизни, искусстве и религии. Буряты бережно хранят те исторические памятники, которые сохранились на их земле.
     Наш самолёт совершил посадку в аэропорту города Улан-Уде. Мы прилетели туда, чтобы совершить наше путешествие из Санкт-Петербурга в Иволгинский дацан – центр буддизма в России. Был прекрасный июльский день, один из тех, когда погода устанавливается надолго. С утра небо ясное, утренняя заря пылает нежным румянцем, как у богини Авроры. Около полудня появляются обычно высокие, круглые облака, золотисто-серые, с отблеском кованого серебра. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, базиликом, пряным ароматом степных трав.
     Есть на нашей планете места, где Земля как бы встречается с Небом. Эти сакральные места залиты первозданным, лучезарным светом, его можно увидеть в православных церквях, индуистских храмах и буддистских монастырях. Многие века сердца людей тянулись к таким местам, чтобы познать и вобрать в себя этот неземной свет. Одно из таких мест – Иволгинский дацан, цель нашего путешествия. Дацан – это буддийский монастырь-университет у российских бурят. Сначала мы приехали в Улан-Уде, интересный, колоритный город, с множеством широких проспектов, в котором буддистские храмы мирно соседствуют с православными церквями. Буддизм в России – одна из распространённых на её территории религиозных традиций. Буддизм исповедуется жителями Бурятии, Тывы, Калмыкии и Республики Алтай. Иволгинский дацан – центр буддизма в России. Здесь для приезжих проводятся экскурсии, и можно принять участие в обрядах и ритуалах. Но для участия в них вы должны иметь с собой подношения для Будды, божеств и монахов, чаще всего это рис, печенье или конфеты.
     Мы продолжаем своё путешествие из Улан-Уде в дацан на автобусе. Дорога идёт по степи, но вплотную к шоссе примыкают зелёные отроги живописного горного массива. Эти горы, капризом природы поднявшиеся над равниной, покрыты кустарником, а пики, валуны, выступы и обрывы контрастируют с однообразно унылой степью. В долинах между гор пасутся стада курчявого низкорослого тёмно зелёного кустарника. Можно представить, что эти горы соорудил бородач Саваоф. Он опустил свои мощные руки в складки гор и вытащил подковы хребтов из недр земли. Возмущённый камень взвился к небу огненными языками и застыл причудливым костром вытянутых гранитных скал. Валуны, как сказочные богатыри, встали в дозор, чтобы защитить эту землю. Душа гор бежит перед путником, манит его вперёд, горы тяжело дышат, пульсируя складками рельефа. Так в путь, вперёд! Не жалей своих сил и времени, и земля откроет тебе все свои сокровенные тайны!
     Наконец мы достигли цели нашего путешествия. Первое, что замечает посетитель здесь, это ворота дацана. Своей причудливой, изогнутой, как натянутый лук, формой и яркими красками – они вобрали в себя все цвета радуги от красного до фиолетового – ворота кажутся не земным сооружением, а входом в другие порталы мироздания. В буддизме ворота символизируют путь восхождения адепта к высотам духа и просветления, к Нирване. А мне всегда видится в воротах символ и аллегорический образ нашего собственного краткого жизненного пути.
     На территории дацана расположены десять буддистских храмов, институт буддизма и дома, где живут студенты и монахи. Обходить территорию дацана надо слева направо, двигаясь по часовой стрелке. И когда идёшь, крутишь молитвенные барабаны, на которых написаны мантры – буддистские молитвы, – тогда, буддисты верят, что мантра читается тысячу раз и её сила многократно увеличивается. Мы приехали сюда в особый день: старшие монахи заняты постройкой мандалы. Они делают её из песка, который раскрашивается в яркие цвета: красный, белый, зелёный, жёлтый и фиолетовый. Мандала – это двумерная геометрическая фигура или картина, она символизирует схему и место обитания божеств, саму нашу Вселенную. Она похожа на «карту космоса», изображающую место обитания божеств – ботхисаттв. Интересно наблюдать, как монахи осторожно набирают раскрашенный в разноцветные тона песок в специальные инструменты-трубочки и осторожно создают из них красивые геометрические фигуры в разных частях мандалы. Всё это делается на большом столе, который ставится в центре храма. Мандалы создают для выполнения определённой ритуальной практики, например, в посвящении Калачакры. Интересно, что такую мандалу монахи используют только несколько недель, а затем её разрушают. Ритуал разрушения мандалы сопровождается особыми молитвами и создан для того, чтобы напомнить об эволюции, постоянном движении вперед, смене форм, происходящем в нашем мире. Будучи символом многомерности нашего мира, мандала всегда такая красивая, со множеством украшающих её орнаментов и цветов, так что жалко её разрушать. Но каждый элемент и символ учения в буддизме строго подчинён правилам, определяемым ритуальной практикой.
     Мы приехали в дацан в один из дней священного для буддистов месяца Ур Сар, когда верующие и монахи празднуют приход Будды Шакьямуни в наш мир и его мистические деяния, посредством совершения которых Он достиг просветления и Нирваны. Буддисты верят, что именно в этот месяц важно получить благословение духовных лиц, и приезжают за ним в дацан. Монахи освящают местность и верующих, кропя их смесью из молока и топлёного масла, а также проводят обряды поклонения земле. Некоторые удаляются в это время в затворничество для того, чтобы больше, чем в обычное время читать мантры и молитвы. Согласно буддистскому учению в этот месяц надо стараться совершить максимальное количество добрых поступков для накопления благой кармы, которая обеспечит хорошее воплощение в будущей жизни.
     Первым на территории дацана мы встречаем храм, посвящённый Зелёной Таре – просветлённой сущности, врачевательнице и заступнице людей. У скульптурного изображения Тары в храме правая нога спущена с её трона и стоит на земле. Это символ того, что она всегда готова помочь людям. Крыша этого храма, как и других важных культовых построек дацана, покрыта золотом и горит на ярком солнце.
     В этом храме мы увидели висящие всюду на стенах буддистские танки – своеобразные иконы, изображающие Будду – Великого Учителя, давшего людям учение буддизма, – и Просветлённых существ, следовавших по указанному Им пути совершенствования. Основой танки является материя, на которую художник наносит краски. Танки вешают в святых местах, храмах и домашних алтарях. На протяжении долгих столетий существования буддизма танки служили опорой духовного развития людей. Они визуализировали для верующих Будду, Великого Учителя, и эти изображения на танке делали его ближе к людям, помогали воспринимать его как великого, но всё же человека, воплотившегося когда-то на Земле. Каждый цвет в искусстве танки несёт определённую символику: красный олицетворяет могущество, белый – чистоту, жёлтый – изобилие, синий – пространство, а зелёный – созидательные энергии.
     На одной из самых больших танк в храме Зелёной Тары Будда сидит в позе лотоса, вокруг его головы виден нимб. Цветок лотоса является одним из восьми благих символов буддизма. Это символ совершенства, святости и духовной чистоты. Часто последователей Будды также изображают находящимися на цветке лотоса. Это иллюстрация их причастности к святости и просветлению. Подобно тому, как прекрасный цветок лотоса вырос из грязи и мути болот, пребывая при этом чистым и незапятнанным, адепт буддизма, следующий по пути своего Учителя, способен очиститься физически, а также духовно и достичь состояния просветления и Нирваны. Будду на привлёкшей наше внимание танке окружают семнадцать пандит – великих учёных, которые написали комментарии к Учению Будды и доказали истинность его Учения. Путь, указанный Буддой, называется «Срединным путём», потому что Великий Учитель призывал людей избегать крайностей и искать всегда в своей жизни «золотую середину». Ниже трона Будды, на котором Он восседает, изображено колесо – символ благородного Срединного пути, указанного Буддой, целью которого является избавление от страданий и духовное совершенствование адепта.
     На другой танке в храме Зелёной Тары мы увидели изображение Будды Медицины. Буддисты верят, что Будда Медицины исцеляет людей от всех болезней. В правой руке это божество держит лекарственное растение миробалан или Арура, из которого в Тибете изготавливают лекарство от многих заболеваний, а многократное прочтение мантры Будды Медицины усиливает целительный эффект лекарства. Аруру в тибетской медицине называют Царём всех лекарственных растений. Плоды этого редкого представителя флоры считаются самым целительным лекарством на Земле. Присутствие его на танке Будды Медицины означает его способность лечить большое число физических болезней, даже проказу и туберкулёз. Вот как тибетская медицина описывает это чудесное лекарственное растение: «Будда Медицины в правой руке держит растение Арура, которое в нашей традиционной медицине величают Царём лекарственных растений. Плоды этого редкого растения считаются самым целительным из всех средств, имеющихся на Земле. Уникальный плод имеет семнадцать из двадцати важнейших аминокислот, входящих в состав белков, содержит ценные витамины и минеральные вещества. Ствол растения большой, листья зеленые и плотные, цветки желтые, плоды черные или желтые. В зависимости от формы плодов различные источники выделяют пять, семь или восемь разновидностей аруры».
     Известно, что буддистские врачи так искусны, что ставят больным диагноз, прощупывая их пульс, без использования сложной современной медицинской аппаратуры. Ещё на одной танке  можно видеть Амитаюса – божество долгой жизни, – продлевающего жизнь людей. Он сидит в позе лотоса, а рядом с ним – сама Зелёная Тара, в честь которой построен этот  храм. В руках Тара держит белый лотос; Зелёной и Белой Таре посвящено множество скульптур, храмов и танк в буддизме.
     Танки с изображёнными на них Буддами всегда были очень почитаемы в релинии буддизма. Изображения Будды и Просветлённых существ очищают пространство от вредных  энергий, избавляют верующих от негативных состояний ума, направляют их судьбу в благое, правильное русло, исцеляют от болезней и помогают преодолеть многочисленные трудности, которые возникают в нашей жизни. 
     Следующий храм, который мы посещаем, это благословенный дворец хамбо-ламы Итигэлова, где хранится нетленное тело этого великого ламы буддистов Восточной Сибири. Он умер в 1927 году, был похоронен в позе лотоса и обрёл нетленное тело – его физическое тело хорошо сохранилось сейчас, почти через сто лет после его кончины. Буддисты верят, что он достиг совершенства и Нирваны. Его тело было открыто и вынуто из захоронения в 2002 году, через 75 лет после погребения, как он завещал, и обретено нетленным. Оно было перенесено в дацан и выставлено для поклонения паломников-буддистов, приезжающих сюда со всего света. Это ведь настоящее чудо, которое не может объяснить наша наука: как лама Итигэлов силой своего духа победил смерть и достиг состояния Нирваны! Наука ещё не может объяснить «эффект Итигэлова»: слишком мало мы пока знаем о нашем мире и нас самих. Буддисты уверены, что Итигэлов не умирал, а достиг Нирваны и находится в особом состоянии, которое называют самадхи. Это   состояние просветлённого сознания, достигаемое медитацией, которое выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутренним миром человека и внешним миром. В буддизме самадхи – это последняя, трудно достигаемая ступень восьмеричного пути, подводящая человека вплотную к просветлению и Нирване, к состоянию полного слияния души человека с Богом.
     Выйдя из дворца хамбо-ламы, мы услышали крики и перед нами предстала удивительная картина: монахи в бордовых одеждах заполнили весь двор. Часть из них сидела на своих циновках, другие быстро двигались в танце и о чём-то громко спорили. Мы стали свидетелями знаменитого философского диспута, который можно увидеть и услышать только в буддистских дацанах. Ведь буддизм – это не только религия, но ещё и определёная философская система, и все монахи в монастырях изучают её. Тот из монахов, кто сидел, задавал вопрос, а стоящий отвечал на него. Диспут выглядел, как настоящий спектакль: движения отвечающего были красивыми, изящными – то удивительно плавными и размеренными, то стремительными и энергичными. Протянув сопернику левую ладонь, монах накидывал на неё с громким хлопком левую ладонь, при этом он прыгал на одной ноге и громко восклицал что-то, приводя, вероятно, очень веские доказательные аргументы в пользу своего утверждения. Всё это выглядело как хорошо поставленное представление. Учение буддизма отвечает на вопрос о смысле жизни человека на Земле, о путях избавления человека от страданий и обретения Нирваны, вечного покоя в Божественном.
     После философского диспута началась общая молитва монахов. Они сели за длинный стол, занимавший центральную часть храма. Один из монахов начал трубить в особый музыкальный инструмент – белую морскую Раковину. Она издавала длинный, протяжный звук, густой, низкий и очень приятный на слух. Другие монахи в это время читали общую молитву. Расскажем о Раковине: она являет символом распространения буддизма и его превосходства над другими религиозными системами. Ведь звук Раковины разносится во всех направлениях, также и учение буддизма проникает во все уголки Земли, обретая своё истинное значение. Согласно учению Будды, звук Раковины отпугивает злых демонов, вселяя в них ужас перед несокрушимой мощью богов.
     Время шло, мы устали и решили отдохнуть на скамейке около белой ступы, священного ритуального сооружения, представляющего собой модель мира и тело самого Будды. Незаметно на край скамейки села пожилая женщина-лама. Я видела её, когда она, сильно прихрамывая и опираясь на костыль, делала кара – молитвенный обход вокруг ступы. Она была коротко острижена, в бордовых одеждах, с перекинутой матерчатой сумкой через плечо, среднего роста, полноватая, с очень приятным и добрым лицом. Она скромно села на скамейку, а я спросила у нашего экскурсовода, можно ли преподнести ламе подношение в виде денег. На что он ответил, что лучше подношение – это еда: например, печенье или конфеты. Я достала из своей сумки коробку печенья, встала на одно колено перед ламой и преподнесла ей печенье. Лама с радостью приняла подарок, внимательно рассмотрела коробку и положила в свою сумку. Затем она обхватила мои руки своими ладонями и лучезарно улыбнулась мне. Её руки были такими мягкими и тёплыми.
     Внезапно она склонилась и, коснувшись лбом моего лица, начала читать молитву. Читала она долго, проникновенно. Так приятно было слушать её завораживающий шёпот, по моему телу бежали мурашки, а на глаза наворачивались слёзы. Я чувствовала благостные энергии, исходящие от неё. На мгновенье мне показалась, что это не лама читает молитву, а сама ботхисаттва Зелёная Тара спустилась к нам на Землю в образе ламы. Закончив молитву, она открыла свою сумку и вытащила из неё какой-то предмет, а потом протянула его мне. Это был белый цветок кувшинки, что растут в водоёмах летом. Протягивая мне цветок, лама сказала: «Возьми этот цветок, это цветок нашего сибирского лотоса. Я сорвала его на озере Байкал. Пусть твои помыслы и деяния всегда будут чисты, как лепестки этого цветка, а твоя душа достигнет такого же уровня совершенства, как совершенны линии этого лотоса. Храни его, он принесёт тебе счастье!». Сердечно попрощавшись с нами, она ушла.
     Скоро летний день погас, и вечер, сперва весь огнистый от заката, потом ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо и незаметно перешёл в ночь. Распустившиеся волосы лунного света поймали тень небесного плотника. Неустанно трудясь, плотник вбивал серебряные гвоздики в нависающий над землёй тёмный гобелен небес. На ночном небе тихо сияли, как драгоценный камни, яркие звёзды, и жемчужным поясом охватил небо Млечный путь. В небе безгрешно сиял месяц, и рыбьим блеском серебрились крыши храмов. Нам надо было возвращаться в Улан-Уде.
     На следующий день мы прилетели домой в Санкт-Петербург. Удивительно, что подаренный мне бабушкой-ламой лотос не завял. Дома я положила его между страницами книги, а затем, когда он высох, я сделала из него картину, заключив его в красивую рамку. Эта картина висит над моим письменным столом, и всякий раз, когда я начинаю писать мой новый рассказ или хочу принять какое-то важное жизненное решение, я поднимаю глаза к этой картине и мысленно спрашиваю у лотоса и подарившей мне его ламе: «Скажите, это моё новое дело нравится вам? Принесёт ли оно благо нашему миру?».
     Сейчас вспоминая наше путешествие в Иволгинский дацан, мне кажется, что я побывала в волшебной стране – так много чудес мы встретили там: изображения всемогущих Будд, восседающих на лотосах, буддийских монахов в бордовых одеждах, ведущих философские споры о Вечном, нетленное тело хамбо-ламы Итигэлова...  Не часто судьба в наше время дарит нам настоящее чудо. Но мне судьба улыбнулась, и это было настоящим чудом: до поездки в  дацан у меня была сильная бессонница – я не могла засыпать по ночам, а после возвращения я обрела крепкий, здоровый сон. Вы догадались, почему это произошло? Да, это Будда Медицины исцелил меня своими божественными энергиями! Именно эти энергии используют буддистские врачи для лечения больных, кроме того, они ещё знают много секретов лечебных трав. И пусть наша материалистическая наука ещё не открыла природу целительных энергий Будд, но я ощущаю на себе их мощный терапевтический эффект!
     Пожилая лама, подарившая мне лотос, не сказала мне: «Прощай!», поэтому следующим летом я обязательно снова поеду в дацан и найду её. Хочу вновь услышать её проникновенные молитвы, устремлённые к просветлённым ботхисаттвам. Хочу снова увидеть её доброе лицо, хочу снова почувствовать тепло её мягких рук. Образ бабашки-ламы до сих пор не покидает меня – так живо он стоит передо мной! Да снизойдёт благо и просветление на всех живых существ этого Мира!
 P.S.
 Это произведение было представлено на конкурс "Спасем Красоту!" Уральского провинциального издательства Сергея Чумакова (скоропостижно скончался). Но автор Анна Зенцова в ходе  декабрьской 2022 года видеоконференции дала мне разрешение на использование её материалов на моих литературных сайтах.
В.Н.
     *********************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
29 января 2023 года.
    
    


Рецензии