Камерная выставка Наш Косенков

Станислав Степанович Косенков (1941-1993) — выдающийся художник-график, заслуженный художник РСФСР. Родился в селе Рождественка Прохоровского района, ныне Яковлевский район Белгородской области.

Произведения белгородского художника хранятся в 17 музеях и картинных галереях страны и мира. В том числе в Третьяковской галерее, в музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве, в музее современного искусства «Пети Пале» в Женеве, в музее Ф. Достоевского в Санкт-Петербурге, в домах-музеях И. Тургенева и Н. Лескова в Орле, Ф. Тютчева в Брянской области... Но самая большая коллекция, осталась на родине Станислава Степановича в Белгороде.
Лит.:Белгородская энциклопедия;книга «Славные люди Белгородчины».

В ноябре 2011 года в Орле впервые открылась выставка известного художника, настоящего мастера своего дела. Станислав Косенков художник-графист прожил в Орле около 10 лет.
                    
               
                Раиса Фирсова
                руководитель Белгородского отделения РФК
                17.11.2011

Косенковский фестиваль на Белгородчине продолжается. Творческое наследие заслуженного художника России Станислава Косенкова кажется неисчерпаемым, и каждая новая выставка служит тому подтверждением. Друзья художника устроили памятную камерную выставку «Наш Косенков» в региональном филиале Российского Фонда культуры.

В экспозиции представлены работы Станислава Косенкова из частных собраний и коллекции Российского Фонда культуры.

Выставка «Наш Косенков» в Белгородском отделении Российского Фонда Культуры

Здесь можно увидеть этюды к большим работам мастера, уникальные цветные линогравюры, доски, с которых они печатались, редкие фотографии. Образ Косенкова, его семьи, запечатлён известными фотохудожниками и журналистами – Павлом Кривцовым, Анатолием Лукьяновым, Николаем Литвиновым, Евгением Дубравным.

Неповторимые мгновения, остановлённые в кадре, показывают художника в окружении товарищей, в мастерской, за работой в летнем поле и зимнем лесу. Портрет матери художника, Ефросиньи Ивановны, выполнен другом детства и земляком Павлом Кривцовым. Портреты художника дополняет дружеский шарж Евгения Каневского на самого Косенкова.

Книжная графика С.С. Косенкова представлена иллюстрациями к роману Фёдора Достоевского «Преступление и наказание», повестям Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо», Владислава Шаповалова «Старый букварь»». Выставлены книги, оформленные художником – «Красное вино Победы» Евгения Носова, сказки «Иван царевич и Серый волк».

«Руслан и Людмила», с виду неказистая книжка регионального издательства в мягкой обложке, имеет чуть ли не на каждой странице роскошную косенковскую графику. Конечно, такое иллюстративное сопровождение требует издания гораздо более совершенного в полиграфическом плане… Возможно когда-нибудь серьёзный издатель за такое дело и возьмётся.

Доски к гравюрам книги Евгения Носова занимают центральное место в экспозиции. А в издании Фонда культуры «Пушкин в сердцах поколений» есть не только гравюры художника, но опубликованы и заметки, написанные самим Косенковым, и статьи, посвящённые художнику, ведь именно он был одним из инициаторов и основателей Пушкинского общества в Белгороде.

Малая графика Косенкова – это не только экслибрисы. Кстати, на выставке они тоже есть, как и эмблематика (в экспозицию включена эмблема, разработанная для белгородской гимназии №2).

Притягивает внимание серия линогравюр о Прохоровском поле – «Борозда памяти», «Эхо войны», «12 июля». Гравюры Косенкова уникальны ещё и тем, что при печати нового цвета, доска резалась дополнительно и воспроизвести первоначальный вид, повторить её, уже невозможно.

Среди эскизов к знаменитой серии «Детство» выделяется двусторонний картон с дарственной надписью. Практически на каждой картине или эскизе имеются забавные дружеские надписи, передающие дружескую атмосферу вокруг художника, к тому же ряд работ оформлял сам Косенков, и в этом виде они бережно сохраняются.

Экспозиция открывает многие стороны творчества белгородского художника, не слишком знакомые даже почитателям или исследователям творчества Косенкова. Рисунки, запечатлевшие коллег на пленэре, фотоафиша советских времен, рекламирующая выставку Станислава Косенкова «На стендах Юности», или портрет Микеланджело – эскиз к оформлению интерьера некогда знаменитого магазина «Подписные издания».

Нельзя не упомянуть ещё об одной работе, прекрасно передающей дух эпохи так называемого «застоя» – коллаж с портретом Леонида Ильича Брежнева. Понятно, что работа заказная, но рука мастера видна и здесь.

Остаётся сказать добрые слова благодарности людям, организовавшим выставку и предоставившим для неё свои собрания – члену Союза художников России Виктору Иванчихину, руководителю регионального филиала РФК Раисе Фирсовой, научному сотруднику Пушкинской библиотеки Валентине Абрамовой, члену Союза художников Валерии Федоровой, названным выше журналистам и фотографам.



Станислав Косенков открывается как друг и товарищ, а вовсе не самоуглубленный в творчество анахорет. Именно здесь прослеживаются его человеческие, личностные качества. Косенков – это «наше всё», могли бы сказать устроители выставки. А если и не всё, то очень многое.

(Материал из Интернет-сайта)


Рецензии