2. 1 Диалог о Законе
Рассуждая об этих самых вертикалях мы говорили, что вертикаль внешняя, опирающаяся на Традицию и Закон, устремлена бесконечно вверх, потому как невозможно достичь той точки, где все члены общества исключительно морально-нравственны, причем настолько, что отпадает необходимость в Законе. А что собственно есть такое Закон? Закон - правило, принцип, требование. Это интуитивно понятно каждому. Законы в современном обществе выступают регулятором, то есть инструментом организации общества. Как организовать массу людей, где каждый индивидуален и имеет свою внутреннюю вертикаль? Основным принципам и правам придают статус закона, потом вводят другой закон - охраняющий первый, потом третий закон - карающий за нарушение первых двух, потом четвертый - регламентирующий кого и как карать и так далее. Рождается сложная система правовых норм, которые впоследствии кодифицируются по отраслям, где они применяются, по принципам применения и так далее. А мы? А мы просто живем и не задумываемся об этом. В качестве примера (почему-то) вспомнилась обычная школа. Ученик посещает "собрания" таких же учеников, как и все он что-то слушает, что-то записывает, и, как все, не задумывается что всё происходящее строго регламентировано и упорядочено Законом. Количество и продолжительность уроков, содержание учебников и даже калорийность школьного обеда жестко регламентированы нормами и правилами. С подобными "писаными" Законами всё понятно: они что-то регулируют, где-то и когда-то были записаны. А раз данный Закон придуман человеком, значит, он может быть не идеальным: не совершенным, не универсальным и просто не справедливым, в конце концов. В любой обособленной (читай - закрытой) группе людей всегда и везде формируются свои внутренние законы, они могут быть более или менее справедливыми в сравнении с внешними "писаными" законами, но это уже вопрос вторичный. Чаще всего они сформированы и регулируются самой средой, возникает некий правовой обычай. Но пока ты находишься в этой среде ты подчиняешься не только "общему" Закону, но Закону этой группы ("частному"), не распространяемому во вне. Воинский устав - несомненно, Закон, но закон только для служащих в армии, ну а про "обычаи" в армии слышали даже те, кто не служил. Но закончил службу и устав на тебя не распространяется, а вот пока ты "внутри" этой группы, то согласен ты или нет, ты подчиняешься и уставу, и сложившимся традициям. Хоть и Dura lex, но ничего не поделаешь, такова его буква.
С другой стороны, понимая несовершенство нашего закона можно осознанно пренебрегать им. Стремиться его безнаказанно нарушить… Антирадар в автомобиле... Но можно ли считаться тебя добродетельным человеком, если ты осознанно нарушаешь Закон, стремишься его нарушить или стремишься избежать наказания за его нарушение? Бывают люди принципиальные, всегда пристегиваются в автомобиле и выключают телефон в самолете. Они не бояться попасть в катастрофу, не боятся что их оштрафуют. Просто у них такой принцип: раз так положено - я сделаю. Таким образом, внешняя вертикаль, опирающаяся на Закон находит отражение внутри каждого человека, а именно в его Принципах. Я не курю на остановках, принципиально, и не потому что не хочу или это запрещено, а потому что уважаю как Закон, так и право других. А как быть с Моралью?
Мораль это тоже закон, но закон более высшего порядка. Закон не написанный, но сформированный самой средой, где мы рождаемся, живем и из которой когда-то уходим. И что примечательно, во всех известных обществах (от самых диких племен до самых развитых цивилизаций) это одни и те же Законы. Нет в мире не одной религии, не одного верования, где бы ни говорили о любви к своему собрату, о почитании родителей. В качестве примера-отступления вспомнился (почему-то) Вьетнам. Там нет пенсий по старости, почти нет христианства, но заповедь о почитании матери и отца (а так же всех остальных предков) возведена в ранг традиционного культа. Ты должен относиться к детям так, чтобы (хоть я и не люблю литературных клише), было кому в старости кружку воды подать. И к старикам необходимо относится так, чтобы быть примером своим детям, ну да басню Толстого о лоханке мы тоже все слышали, но все ли следуем?
И не только о почитании речь. Есть совокупность общечеловеческих ценностей, которые называются по-разному или не называются вовсе, но существуют. В разных странах и народах, в разных культурах и независимо от социальных, этнических и иных факторов. Они даже выше времени и поэтому одинаковы в любую историческую эпоху. Например "Золотое правило нравственности". Да, иногда, такие идеи и ценности находят воплощение в виде внешнего (писаного) Закона, например Всеобщая декларация прав человека, или в правовом обычае, например в Шариате. Но в целом этот свод неписаных правил вкладывается в нас с рождения. А так ли это? Наверно каждый может вспомнить историю о том, как в приличной семье родился подонок. А значит, ценности формируются в нас самих, безусловно, воспитание тоже важно, но вряд ли кому-то в детстве говорили бросать фантик мимо урны... А раз эти ценности одинаковы и не зависят от народа, страны или эпохи, значит, эти неписаные правила по своей сути являются: универсальными (подходят для всех), абсолютными (не оспариваются никем) и не придуманы человеком (они одинаковы у разных людей). Значит Мораль это тоже Закон, а что может быть олицетворением Всемирного Универсального Абсолюта – только Бог. Сколько бы люди не придумывали ему имен, культов, и ритуалов в его честь, он всегда останется безымянным воплощением абсолютной и универсальной Морали.
Безотносительно к какой-либо религии можно сказать, что Мораль – есть Закон Божий, а следовательно символическое представление Морали, как вертикали устремленной бесконечно вверх, есть символическое воззвание к росту своих моральных качеств, путем сопоставления своих поступков с эталонной моралью Закона Божьего. Прежде чем сделать - соотнеси вертикаль своего поступка с вертикалью внешней, потому как кто же, как не я сам будет следить за соблюдением заповеди "не прелюбодействуй" или "сам погибай, а товарища выручай"? Значит и реализация подобных моральных ценностей вопрос самодисциплины.
В отличии от Закона, охраняемого и приводимого в исполнение аппаратом государственного принуждения, Мораль охраняется только самим ее носителем - человеком. И у каждого человека заложен такой регулятор - Совесть. Странный вывод получается: если Мораль есть неписанный, внешний Закон, значит это Закон даденный извне и интерпретированный самим его носителем, а совесть есть регулятор его. Получается, что наша совесть есть показатель нашей близости к Богу. Мы уже говорили, что Бог "не дедушка на облачке" (или это только предстоит сказать?), а квинтэссенция всего что было, что есть и что будет. И каждый сам волен придать ту или иную смысловую окраску исходя из собственного понимания и представления данного явления. В данном случае под словом Бог можно понимать Мораль, как категорию, в ее наивысшей, эталонной степени и как реализацию, воплощение данной Морали. Если посмотреть на все мировые религии, за исключением искусственных деструктивных культов, то как бы не называли Бога и как бы не трактовали его сущность различные катехизисы, не в одной мировой религии мы не встретим одобрения: насилия, предательства, порока,... а это лишний раз подчеркивает, что во всеобщем понимании Бог - есть воплощение добродетельной Морали. А если Мораль эталонная есть Бог, то Мораль воплощенная в вертикали общественных ценностей есть Закон Божий, а следовательно Совесть - инструмент взаимодействия с Богом. Иными словами соотнося вертикаль внутреннюю с вертикалью внешней мы через следование Закону Божьему движемся вверх к познанию самой божественной сущности воплощенной в Морали.
Человек же, если он свободен в своих решениях и принимая их руководствуется добрым нравом, то и внешняя вертикаль законов: Светского и Божьего и внутренняя вертикаль: Принципов и Совести будут гармонично выстраиваться способствуя внутреннему росту...
- Что важнее Мораль или Принципы? - спросил Камень
- Мораль есть Закон Божий идущий из вне и накапливаемый внутри нас. Принципы идут изнутри и проявляются во внешнем поведении. В бесконечном идеале: Мораль формирует как Законы самого общества, так и Принципы поведения каждого его члена. Если Принципы твоего Бытия, опирающиеся на Законы и Мораль, согласуются с твоей Совестью, то любой поступок будет верен, вне зависимости от его последствий.
- А легко ли жить по Совести, когда обстоятельства или окружение просят ее молчать? Хватит ли Силы пойти на Принцип и поступить наперекор обстоятельствам и в ущерб себе, когда наградой будет лишь понимание эфемерной параллельности двух известных нам вертикалей? - и не интересуясь ответом, а может зная его за меня, Камень погрузился в молчание...
Свидетельство о публикации №223013001249