Роза Кавказа любовь Лермонтова

О сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух и опыт        А.С. Пушкин

В статье «Пушкин и дуэль Лермонтова», я не учёл главный источник информации по теме - роман «Герой нашего времени», написанный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838-1840 годах.

«Лермонтов М.Ю.(1814-1841)» жил [1807-1837](7-4)(8-0), его контрольный образ: «Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)».

Роман «Герой нашего времени» написан в 1837 году «Пушкиным А.С. (1799-1837)»[1810-1870](11-33) (8-0), его контрольный образ «Александр Дюма (1802-1870)».

В предисловии романа написано: «Эта книга испытала на себе еще недавно несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов. Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой Нашего Времени; другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых... Старая и жалкая шутка! Но, видно, Русь так уж сотворена, что все в ней обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из волшебных сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности! Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина? Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?..»

Когда, хотят что-то спрятать, то помещают на видное место. Сделаем сказку былью, перейдём на конкретные лица.

Печорин в Пятигорске встретил свою бывшую любовницу Веру:
«Давно, и переменились оба во многом!
— Стало быть, уж ты меня не любишь?..
— Я замужем! — сказала она.
— Опять? Однако несколько лет тому назад эта причина также существовала, но между тем... Она выдернула свою руку из моей, и щеки ее запылали. Она решительно не хочет, чтоб я познакомился с ее мужем — тем хромым старичком, которого я видел мельком на бульваре: она вышла за него для сына. Он богат и страдает ревматизмами. Я не позволил себе над ним ни одной насмешки: она его уважает, как отца, — и будет обманывать, как мужа... Странная вещь сердце человеческое вообще, и женское в особенности!
Муж Веры, Семен Васильевич Г...в, дальний родственник княгини Лиговской. Он живет с нею рядом.
Послушай, — говорила мне Вера, — я не хочу, чтоб ты знакомился с моим мужем, но ты должен непременно понравиться княгине; тебе это легко: ты можешь все, что захочешь. Мы здесь только будем видеться...
— Только?..
Она покраснела и продолжала:— Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться... и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь! По крайней мере, я хочу сберечь свою репутацию... не для себя: ты это знаешь очень хорошо!.. О, я прошу тебя: не мучь меня по-прежнему пустыми сомнениями и притворной холодностью: я, может быть, скоро умру, я чувствую, что слабею со дня на день... и, несмотря на это, я не могу думать о будущей жизни, я думаю только о тебе. Вы, мужчины, не понимаете наслаждений взора, пожатия руки, а я, клянусь тебе, я, прислушиваясь к твоему голосу, чувствую такое глубокое, странное блаженство, что самые жаркие поцелуи не могут заменить его.

Вера часто бывает у княгини; я ей дал слово познакомиться с Лиговскими и волочиться за княжной, чтоб отвлечь от нее внимание. Таким образом, мои планы нимало не расстроились, и мне будет весело...».

Описание княгини Лиговской и её дочери Мери:
«Нынешний год из Москвы одна только княгиня Лиговская с дочерью; В эту минуту прошли к колодцу мимо нас две дамы: одна пожилая, другая молоденькая, стройная. Их лиц за шляпками я не разглядел, но они одеты были по строгим правилам лучшего вкуса: ничего лишнего! Однако ж вы мне должны описать маменьку с дочкой. Что они за люди? — Во-первых, княгиня — женщина сорока пяти лет, — отвечал Вернер, — у нее прекрасный желудок, но кровь испорчена; на щеках красные пятна. Последнюю половину своей жизни она провела в Москве и тут на покое растолстела. Она любит соблазнительные анекдоты и сама говорит иногда неприличные вещи, когда дочери нет в комнате. Она мне объявила, что дочь ее невинна как голубь».

Для прикрытия своих отношений Печорин (ПЧРН) (чопорный - надменный в поведении) ухаживал за молоденькой Мери, которая влюбилась в него. Вера ревнует Печорина к Мери:
«Нынче я видел Веру. Она замучила меня своею ревностью. Княжна вздумала, кажется, ей поверять свои сердечные тайны: надо признаться, удачный выбор!

Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? Послушай, ты должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла все на свете...».

Совместим образы «Веры» и «княгини Лиговской» и получим образ любовницы поэта.

Селегей П.Е. Домик Лермонтова /Путеводитель: Ставрополь, книжное издательство, 1958, С5,6: «осмотр музея начинается с комнаты, служившей залом в доме Верзилиных, 13(25) июля 1841 года произошло столкновение между Лермонтовым и Мартыновым, послужившее поводом к дуэли. 13(25) июля 1841 года в этой комнате собрались гости сестёр Верзилиных. Пришёл сюда со своими друзьями и Лермонтов. В перерыве между танцами он сидел на диване и оживлённо беседовал с падчерицей Верзилина Эмилией Александровной и братом А.С. Пушкина Львом Сергеевичем».

«Пётр Семёнович Верзилин (1791-1849), генерал-майор, наказной атаман Кавказского линейного казачьего войска. Был женат на Марии Ивановне Верзилиной (1798-1848), урождённой Вишневецкой, в первом браке Клингенберг. Эмилия Александровна Клингенберг (1815-1891), падчерица, жена Акима Павловича Шан-Гирея».

Любовнице [1801-1848](3-0) Лермонтова было в 1837 году 36 лет, её дочери [1818-1891](3-0) – 19 лет.                36 + 45 = 81 = 68 + 13

Любовница Лермонтова разрывалась между своей любовью к нему и любовью к дочери:
«Послушайте: вы, может быть, думаете, что я ищу чинов, огромного богатства,
— разуверьтесь! я хочу только счастья дочери. Ваше теперешнее положение незавидно, но оно может поправиться: вы имеете состояние; вас любит дочь моя, она воспитана так, что составит счастие мужа, — я богата, она у меня одна... Говорите, что вас удерживает?.. Видите, я не должна бы была вам всего этого говорить, но я полагаюсь на ваше сердце, на вашу честь; вспомните, у меня одна дочь... одна... Она заплакала.
— Княгиня, — сказал я, — мне невозможно отвечать вам; позвольте мне поговорить с вашей дочерью наедине...
— Никогда! — воскликнула она, встав со стула в сильном волнении.
— Как хотите, — отвечал я, приготовляясь уйти. Она задумалась, сделала мне знак рукою, чтоб я подождал, и вышла. Прошло минут пять; сердце мое сильно билось, но мысли были спокойны, голова холодна; как я ни искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны».
К этому периоду жизни Лермонтова относится его стихотворение: «Нет, не тебя так пылко я люблю»:
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней;
В твоих чертах ищу черты другие;
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
«Впервые опубликовано в 1843 г. в «Отечественных записках» (т. 28, № 6, отд. I, с. 194).
Высказывались предположения, что стихотворение относится к Софье Михайловне Соллогуб, жене писателя В. А. Соллогуба, или я Екатерине Быховец, дальней родственнице Лермонтова, с которой поэт встречался летом 1841 г. в Пятигорске. Лермонтов находил в ней сходство с В. А. Бахметевой (Лопухиной) (1815-1851), «подругой юных дней», горячо любимой поэтом».
[1801-1848](14-3) и [1818-1891](3-40)
«В. А. Бахметева (Лопухина) (1815-1851)» - образ матери, к дочери он не имеет отношения (даты жизни не коррелируются).

В княжну Мэри влюблён Грушницкий, с ним впоследствии будет стреляться Печорин.
«Оборачиваюсь: Грушницкий! Мы обнялись. Я познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня. Грушницкий — юнкер. Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль».

http://kmvline.ru/arch/b_52.php Архитектура Пятигорска. Дом Верзилиных:
«На юго-восточном углу мемориального лермонтовского квартала находится небольшой дом, который известен тем, что в его гостиной 13 июля 1841 г. произошла роковая ссора М. Ю. Лермонтова и Н.С.Мартынова, приведшая к дуэли и гибели великого поэта. В 1825 г. командир Волгского казачьего полка Петр Семенович Верзилин (1791-1849), оставшийся после смерти жены с малолетней дочерью Аграфеной, женился на молодой вдове Марии Ивановне Клингенберг (1798-1848), у которой была дочь Эмилия от первого брака. Видимо, первое время новая семья жила при штаб-квартире полка. Став в 1832 г. наказным атаманом Кавказского Линейного войска, генерал-майор П. С. Верзилин приобрел у подполковника И. Н. Попова участок размером около 2 тысяч кв. м. с небольшим домом на углу Дворянской (ныне – К. Маркса) и Верхнего переулка (ныне – ул. Буачидзе). Въезд во двор находился с южной стороны. Здесь и жили в лермонтовское время генеральша Верзилина и три дочери - Эмилия, Аграфена и Надежда, а сам П. С. Верзилин служил в Варшаве. Следует отметить, что ему также принадлежал и угловой дом (ныне – ул. Лермонтова, 2), который он купил в 1835 г. у полковницы Тарановской.  Этот дом, в котором летом 1841 г. снимал квартиру Н. С. Мартынов, генерал Верзилин в 1842 г. подарил своей дочери Аграфене, вышедшей замуж за В. Н. Дикова. В середине XIX века другие дочери также вышли замуж, получив свое приданное. После смерти родителей, бывший дом Попова достался старшей из них, падчерице генерала, Эмилии Александровне Клингенберг (1815-1891). Эта «роза Кавказа» в 1851 г. вышла замуж за Акима Павловича Шан-Гирея (1819-1883), троюродного брата М. Ю. Лермонтова».

«Аким Павлович Шан-Гирей (1819-1883)»; «Николай Соломонович Мартынов (1815-1875)» - образ молодого человека «Грушницкого» [1813-1883](6-0)(2-8), женившегося, несмотря ни на что, на полюбившейся ему девушке. В книге Грушницкому 21 год, в 1837 году - 24 года.  24 - 21 = 3 (даты коррелируются)

[1813-1883] закончил обучение в юнкерском училище и приехал в отпуск домой. Конечно, он не участвовал в боевых действиях, в отличие от Лермонтова, которому было 30 лет, и он имел звание «майор». 

Рассмотрим, что привело к дуэли.
«В восемь часов пошел я смотреть фокусника. Публика собралась в исходе девятого; представление началось. В задних рядах стульев узнал я лакеев и горничных Веры и княгини. Все были тут наперечет. Грушницкий сидел в первом ряду с лорнетом. Фокусник обращался к нему всякий раз, как ему нужен был носовой платок, часы, кольцо и прочее. Грушницкий мне не кланяется уже несколько времени, а нынче раза два посмотрел на меня довольно дерзко. Все это ему припомнится, когда нам придется расплачиваться. В исходе десятого я встал и вышел. На дворе было темно, хоть глаз выколи. Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор: лишь изредка умирающий ветер шумел вершинами тополей, окружающих ресторацию; у окон ее толпился народ. Я спустился с горы, и, повернув в ворота, прибавил шагу. Вдруг мне показалось, что кто-то идет за мной. Я остановился и осмотрелся. В темноте ничего нельзя было разобрать; однако я из осторожности обошел, будто гуляя, вокруг дома. Проходя мимо окон княжны, я услышал снова шаги за собою; человек, завернутый в шинель, пробежал мимо меня. Это меня встревожило; однако я прокрался к крыльцу и поспешно взбежал на темную лестницу. Дверь отворилась; маленькая ручка схватила мою руку...
— Никто тебя не видал? — сказала шепотом Вера, прижавшись ко мне.
— Никто!— Теперь ты веришь ли, что я тебя люблю? О, я долго колебалась, долго мучилась... но ты из меня делаешь все, что хочешь. Ее сердце сильно билось, руки были холодны как лед. Начались упреки ревности, жалобы,
— она требовала от меня, чтоб я ей во всем признался, говоря, что она с покорностью перенесет мою измену, потому что хочет единственно моего счастия. Я этому не совсем верил, но успокоил ее клятвами, обещаниями и прочее.
— Так ты не женишься на Мери? не любишь ее?.. А она думает... знаешь ли, она влюблена в тебя до безумия, бедняжка!..
Около двух часов пополуночи я отворил окно и, связав две шали, спустился с верхнего балкона на нижний, придерживаясь за колонну. У княжны еще горел огонь. Что-то меня толкнуло к этому окну. Занавес был не совсем задернут, и я мог бросить любопытный взгляд во внутренность комнаты. Мери сидела на своей постели, скрестив на коленях руки; ее густые волосы были собраны под ночным чепчиком, обшитым кружевами; большой пунцовый платок покрывал ее белые плечики, ее маленькие ножки прятались в пестрых персидских туфлях. Она сидела неподвижно, опустив голову на грудь; пред нею на столике была раскрыта книга, но глаза ее, неподвижные и полные неизъяснимой грусти, казалось, в сотый раз пробегали одну и ту же страницу, тогда как мысли ее были далеко...В эту минуту кто-то шевельнулся за кустом. Я спрыгнул с балкона на дерн. Невидимая рука схватила меня за плечо.
— Ага! — сказал грубый голос, — попался!.. будешь у меня к княжнам ходить ночью!..
— Держи его крепче! — закричал другой, выскочивший из-за угла. Это были Грушницкий и драгунский капитан. Я ударил последнего по голове кулаком, сшиб его с ног и бросился в кусты».

В два часа ночи Грушницкий и драгунский капитан вместо того, чтобы спать, дежурят под окном княжны Мери. Под драгунским капитаном подразумевается  Грушницкий – отец, который застал свою жену в постели с Лермонтовым. Лермонтов убежал, а потом получил от него вызов на дуэль.

О разговоре между супругами узнаём из письма Веры:
«Нынче поутру мой муж вошел ко мне и рассказал про твою ссору с Грушницким. Видно, я очень переменилась в лице, потому что он долго и пристально смотрел мне в глаза; я едва не упала без памяти при мысли, что ты нынче должен драться и что я этому причиной; мне казалось, что я сойду с ума... но теперь, когда я могу рассуждать, я уверена, что ты останешься жив: невозможно, чтоб ты умер без меня, невозможно! Мой муж долго ходил по комнате; я не знаю, что он мне говорил, не помню, что я ему отвечала... верно, я ему сказала, что я тебя люблю... Помню только, что под конец нашего разговора он оскорбил меня ужасным словом и вышел. Я слышала, как он велел закладывать карету... Вот уж три часа, как я сижу у окна и жду твоего возврата... Но ты жив, ты не можешь умереть!.. Карета почти готова... Прощай, прощай... Я погибла, — но что за нужда?.. Если б я могла быть уверена, что ты всегда меня будешь помнить, — не говорю уж любить, — нет, только помнить... Прощай; идут... я должна спрятать письмо...»


[1793-1875](22-0)(2-26)(2-11)(3-6)(5-29). Его образы: «Николай Соломонович Мартынов (1815-1875)»; «Петр Семенович Верзилин (1791-1849)»; «Павел Петрович Шан Гирей (1795-1864) или (1796-1869)»; «Александр Иванович Султан-Крым-Гирей (1788-1846)».

«Александр Иванович Султан-Крым-Гирей (1788-1846), имя при рождении - Султан Каты-Гирей Крымгиреев, российский офицер и дворянин, единственный сын Бахти-Гирей I (1745-1800), крымского хана в Буджаке в 1789-1792 годах. В 1792 году после завершения русско-турецкой войны и заключения Ясского мирного договора, по условиям которого Крым и Буджак вошли в состав России, Бахти-Гирей был вызван в Стамбул, где его отправили в отставку».
«Павел Петрович Шан-Гирей (1795-1864), глава семейства, штабс-капитан, прототип героя очерка Лермонтова "Кавказец". Его рассказы о Кавказской войне послужили материалом для ранних произведений поэта. Аким Павлович Шан-Гирей (1818-1883), сын Павла Шан-Гирея  и Марии Акимовны, двоюродной тети Михаила Юрьевича Лермонтова».
Многие исследователи подчеркивают, что Мартынов хотел быть похожим на черкеса, носил черкеску, кинжал. «Мартынов – отец» и был черкесом, а сын старался быть похожим на отца.

Найдём родственные отношения дуэлянтов.
Родные сестры (Алексеевны) Столыпины.
Елизавета (1773-1845), в 1794 г. вышла замуж за Михаила Васильевича Арсеньева (1768-1810), основателя усадьбы Тарханы; их внук - поэт М. Ю. Лермонтов;
Екатерина (1775-1830), замужем за генерал-майором Акимом Васильевичем Хастатовым, Мария (1798-1835), замужем за Павлом Петровичем Шан-Гирей (1796-1869).
Татьяна (1782-18?), в замужестве Шан-Гирей.

По другой информации: «Шан-Гирей Павел (1796-1869), штабс-капитан. Жена Мария Акимовна Хастакова (1790-1836)(в др. ист. 1845). Дети: Аким (14.6.1819–1883), жена Клингенберг Эмилия Александровна (1815-1891),  Алексей (1821-?), жена Верзилина Надежда Петровна (1826-1863)».

[1793-1875] был женат первым браком на родной сестре «Татьяне» (1790-1836) бабушки Лермонтова М.Ю. В 1836 году он стал вдовцом.
Дочь другой сестры «Екатерины» [1801-1848](3-13), образы «Мария (1798-1835)», «Мария Ивановна Верзилина (Вишневецкая)» стала вдовой в 1836 году.
«Александр Федорович Клингенберг (умер до 1825 года)» [1836](11)
[1793-1875] женился на племяннице своей жены, двоюродной тётки Лермонтова.
Лермонтов хорошо знал «Мартынова Н.С.» [1793-1875], их отношения отразились в отношениях образов «Максим Максимович» и «Печорин»: вначале дружеские, а затем холодные.   
У Веры есть сын. После дуэли, сын «Веры» женился на сводной сестре, а дочь «Веры» вышла замуж за сводного брата.

«Много написано о падчерице генерала Верзилина – Эмилии Александровне Клингенберг. И судачат о ней всякое… Чем интересна она нам? Наверное, в первую очередь, тем, что роковая ссора Лермонтова и Мартынова произошла на её глазах (и кое-кто пытается представить Эмилию как причину этой ссоры, а подчас и как провокаторшу её).
Есть ещё одна легенда - что «Роза Кавказа» (говорят, что так её называл Лермонтов) стала прототипом княжны Мери в одноименной повести. Однако, как я уже писала, нет никаких свидетельств знакомства Эмилии и Лермонтова до 1841 года (детские встречи, если они и были, я, естественно, в расчёт не принимаю). Что касается версий о соперничестве Лермонтова и Мартынова в ухаживаниях за Эмилией… Сама она категорически это отрицала: «Часто слышу я рассказы и расспросы о дуэли М. Ю. Лермонтова; не раз приходилось и мне самой отвечать и словесно и письменно; даже печатно принуждена была опровергать ложное обвинение, будто я была причиною дуэли. Но, несмотря на все мои заявления, многие до сих пор признают во мне княжну Мери», «Надеюсь, что, наконец, перестанут видеть во мне княжну Мери и, главное, опровергнут несправедливое обвинение за дуэль». Можно, конечно, и не поверить…»

Роза – символ женской зрелости, поэтому, Эмилия, никак не подходит на эту роль. «Лермонтов-Пушкин» грамотно перевёл стрелки с матери на дочь, обелив мать, зная, что грязь к  юной Эмилии не пристанет. При этом он умудрился, несмотря на жесткую цензуру, написать правду. Невольно хочется закончить статью словами Пушкина о себе:
«Ай да Пушкин, ай да сукин сын!»
На фото: «Гостевой Дом Роза Кавказа» находится неподалёку от центра города,  рядом с гостевым домом Пятигорский музей-заповедник М.Ю. Лермонтова.


Рецензии